Открытый урок по физике на тему "Линзы. Построение изображения в линзах"
Цели урока:
Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой. ПК 1
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы. ПК2
Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.КК1
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
Организационный момент :
приветствие учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку;
ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
создание психологического настроя.
Начать урок мне хочется словами М.В.Ломоносова: «Пою перед тобой в восторге похвалу; не камням дорогим, ни злату, а стеклу».
Повторение ранее изученного материала :
Блиц – опрос
1_Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
2_Угол падения обозначается латинской буквой бета? (нет)
3_Изображение в плоском зеркале действительное? (нет)
4_На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
5_Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
5 Изучение нового материала:
Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
Линза - слово латинское и означает чечевица. lens
Чечевица – растение, плоды которого имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть – линзами.
Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.
Рисуем на доске
Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.
Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.
Оптическая ось – прямая, проходящая через центр линзы.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами. А данная точка – фокусом линзы.
Линзы, с помощью которых можно получить увеличенное изображение, называются собирающими.
Расстояние от линзы до ее фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F и измеряется в метрах. Линзы имеют характеристику, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила линзы – это величина, обратная ее фокусному расстоянию. Оптическая сила линзы обозначается буквой D и измеряется в 1/м = 1 дптр.
Поскольку фокус рассеивающей линзы мнимый – ее фокусное расстояние принято считать отрицательной величиной. Оптическая сила такой линзы – отрицательная, у собирающей – положительная.
Если у одной из двух линз фокусное расстояние меньше, то она дает большее увеличение, говорят, оптическая сила такой линзы больше. D=1/ F
Если D 0, линза собирающая,
если D
6_Практическое задание
Рассчитать оптическую силу линзы, если фокусное равно 2 см
Основное свойство линз – способность давать изображения предметов.
Свойства лучей, проходящих через линзу
Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления идет через фокус линзы.
Луч, проходящий через оптический центр линзы не преломляется.
Луч, проходя через фокус линзы после преломления идет параллельно оптической оси.
Построим изображение предмета
Практическое задание: Построить изображение предмета, если он находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы
7_Рефлексия
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Сегодня на уроке я узнал ….
Теперь я могу …
Было интересно
Подведение итогов урока (5 мин):
С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока: Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху? Оценки за работу на уроке.
Сегодня на уроке вы хорошо поработали: выполнили все поставленные перед вами задачи. Спасибо за урок.
Домашнее задание (2 мин):Построить изображение предмета в рассеивающей линзе