СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Линзы. Построение изображения в линзах

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по физике на тему "Линзы. Построение изображения в линзах"

Цели урока:

  1. Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой. ПК 1
  2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы. ПК2
  3. Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.КК1

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Ход урока

Организационный момент :

  1. приветствие учащихся;
  2. проверка готовности учащихся к уроку;
  3. ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
  4. создание психологического настроя.

Начать урок мне хочется словами М.В.Ломоносова: «Пою перед тобой в восторге похвалу; не камням дорогим, ни злату, а стеклу».

Повторение ранее изученного материала :

  1. Блиц – опрос 

1_Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)

2_Угол падения обозначается латинской буквой бета? (нет)

3_Изображение  в плоском зеркале действительное? (нет)

4_На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)

5_Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)

5 Изучение нового материала:

Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?

Линза - слово латинское и означает чечевица. lens

Чечевица – растение, плоды которого  имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть – линзами.

Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

Рисуем на доске

Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.

Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.

Оптическая ось – прямая, проходящая через центр линзы.

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими.

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами. А данная точка – фокусом линзы.

Линзы, с помощью которых можно получить увеличенное изображение, называются собирающими.

Расстояние от линзы до ее фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F и измеряется в метрах. Линзы имеют характеристику, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила линзы – это величина, обратная ее фокусному расстоянию. Оптическая сила линзы обозначается буквой D и измеряется в 1/м = 1 дптр.

Поскольку фокус рассеивающей линзы мнимый – ее фокусное расстояние принято считать отрицательной величиной. Оптическая сила такой линзы – отрицательная, у собирающей – положительная.

Если у одной из двух линз фокусное расстояние меньше, то она дает большее увеличение, говорят, оптическая сила такой линзы больше. D=1/ F

Если D > 0, линза собирающая, если D < 0, линза рассеивающая.

6_Практическое задание

Рассчитать оптическую силу линзы, если фокусное равно 2 см

Основное свойство линз – способность давать изображения предметов.

Свойства лучей, проходящих через линзу

  • Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления идет через фокус линзы.
  • Луч, проходящий через оптический центр линзы не преломляется.
  • Луч, проходя через фокус линзы после преломления идет параллельно оптической оси.

 

Построим изображение предмета

Практическое задание: Построить изображение предмета, если он находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы

7_Рефлексия

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:

Сегодня на уроке я узнал ….

Теперь я могу …

Было интересно

  1. Подведение итогов урока (5 мин):
  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
  2. Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока: Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху? Оценки за работу на уроке. 
  3. Сегодня на уроке вы хорошо поработали: выполнили все поставленные перед вами задачи. Спасибо за урок.
  1. Домашнее задание (2 мин):Построить изображение предмета в рассеивающей линзе

Просмотр содержимого документа
«Линзы. Построение изображения в линзах»

Открытый урок по физике на тему "Линзы. Построение изображения в линзах"

Цели урока:

  1. Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой. ПК 1

  2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы. ПК2

  3. Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.КК1

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Ход урока

Организационный момент :

  1. приветствие учащихся;

  2. проверка готовности учащихся к уроку;

  3. ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);

  4. создание психологического настроя.

Начать урок мне хочется словами М.В.Ломоносова: «Пою перед тобой в восторге похвалу; не камням дорогим, ни злату, а стеклу».

Повторение ранее изученного материала :

  1. Блиц – опрос 

1_Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)

2_Угол падения обозначается латинской буквой бета? (нет)

3_Изображение в плоском зеркале действительное? (нет)

4_На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)

5_Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)

5 Изучение нового материала:

Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?

Линза - слово латинское и означает чечевица. lens

Чечевица – растение, плоды которого имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть – линзами.

Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

Рисуем на доске

Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.

Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.

Оптическая ось – прямая, проходящая через центр линзы.

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими.

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами. А данная точка – фокусом линзы.

Линзы, с помощью которых можно получить увеличенное изображение, называются собирающими.

Расстояние от линзы до ее фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F и измеряется в метрах. Линзы имеют характеристику, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила линзы – это величина, обратная ее фокусному расстоянию. Оптическая сила линзы обозначается буквой D и измеряется в 1/м = 1 дптр.

Поскольку фокус рассеивающей линзы мнимый – ее фокусное расстояние принято считать отрицательной величиной. Оптическая сила такой линзы – отрицательная, у собирающей – положительная.

Если у одной из двух линз фокусное расстояние меньше, то она дает большее увеличение, говорят, оптическая сила такой линзы больше. D=1/ F

Если D 0, линза собирающая,
если D

6_Практическое задание

Рассчитать оптическую силу линзы, если фокусное равно 2 см

Основное свойство линз – способность давать изображения предметов.

Свойства лучей, проходящих через линзу

  • Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления идет через фокус линзы.

  • Луч, проходящий через оптический центр линзы не преломляется.

  • Луч, проходя через фокус линзы после преломления идет параллельно оптической оси.


Построим изображение предмета

Практическое задание: Построить изображение предмета, если он находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы

7_Рефлексия

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:

Сегодня на уроке я узнал ….

Теперь я могу …

Было интересно

  1. Подведение итогов урока (5 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

  2. Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока: Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху? Оценки за работу на уроке. 

  3. Сегодня на уроке вы хорошо поработали: выполнили все поставленные перед вами задачи. Спасибо за урок.

  1. Домашнее задание (2 мин):Построить изображение предмета в рассеивающей линзе


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!