СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвокультурология в школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвокультурология в школе»

Лингвокультурология в школе.



Лингвокультурология - наука, которая возникла на стыке лингвистики и культурологии и исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке, она имеет своим предметом язык и культуру, находящихся во взаимодействии.

Культура, прежде всего, проявляет себя в языке, а язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру.

Лингвокультурология активно применяется и в школьной практике. Именно, связь языка и культуры помогает школьникам лучше запоминать учебный материал. Информация, которая содержит дополнительный материал, запоминается на много быстрее. Так же через язык дети начинают воспринимать не только правила русского языка, но и узнают много информации о своем народе, о своей культуре.

В современном мире актуальна подготовка учащихся к межкультурной коммуникации, поэтому необходимо воспитывать учащихся, которые разбираются культуре своего народа.

Применение лингвострановедческих и страноведческих материалов занятия языку отличаются своей  коммуникативной направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой заинтересованностью и активностью в изучении языка. Учитель должен создать такие условия, которые позволили бы ученикам учиться с удовольствием, находить творческие решения поставленных задач и обязательно видеть результаты своего труда, именно это и является залогом успешной учебной деятельности.

Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для обучающихся форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.

В методике обучения русскому языку лингвокультурологическое направление развивают Т.К. Донская, Н.Л. Мишатина, Е.В. Любичева, И.Ю. Токарева и др.

Лингвокультурологические знания отражаются в сознании в языковой форме (в форме отдельных слов, словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, художественных и краеведческих текстов).  При помощи лингвокультурологических умений ученики могут анализировать лингвокультурологическую информацию, могут творчески использовать свои знания.

Задания по русскому языку, связанные с культурой и историей на столько интересны, что их используют не только на обычном уроке, но и во внеурочной деятельности учащихся, особенно на олимпиадах.

Целями Олимпиады являются расширение круга людей, увлеченных русским языком, удовлетворение интереса к языку и русской культуре, повышение авторитета русского языка и русской культуры.
Олимпиадные задания проверяют традиционные знания по русскому языку, оценку собственного языкового творчества участников, владение приемами филологического исследования.

1. Укажите исконно русское слово

-: шапка

- : ботинки

+ : косынка

-: тулуп


2. Закончите фразеологизм «косая сажень в ….

-: глазах

- : волосах

+ : плечах

-: коленях


3. Высказывание о русском языке: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» принадлежит

+: К. Паустовскому

-: И. Тургеневу

-: Л. Толстому

-: Д. Лихачеву



Задача учителя, развивающего лингвокультурологическую компетенцию, сформировать у ребёнка лексически богатую, синтаксически разнообразную, эстетически гармоничную культурную речь на основе знания литературных норм (лексических, морфологических, синтаксических).


Литература:

1. Карпенко М.А. Культурологическая направленность содержания образования // Педагогика. -2000.

2. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!