Лингвокультурология в школе.
Лингвокультурология - наука, которая возникла на стыке лингвистики и культурологии и исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке, она имеет своим предметом язык и культуру, находящихся во взаимодействии.
Культура, прежде всего, проявляет себя в языке, а язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру.
Лингвокультурология активно применяется и в школьной практике. Именно, связь языка и культуры помогает школьникам лучше запоминать учебный материал. Информация, которая содержит дополнительный материал, запоминается на много быстрее. Так же через язык дети начинают воспринимать не только правила русского языка, но и узнают много информации о своем народе, о своей культуре.
В современном мире актуальна подготовка учащихся к межкультурной коммуникации, поэтому необходимо воспитывать учащихся, которые разбираются культуре своего народа.
Применение лингвострановедческих и страноведческих материалов занятия языку отличаются своей коммуникативной направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой заинтересованностью и активностью в изучении языка. Учитель должен создать такие условия, которые позволили бы ученикам учиться с удовольствием, находить творческие решения поставленных задач и обязательно видеть результаты своего труда, именно это и является залогом успешной учебной деятельности.
Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для обучающихся форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.
В методике обучения русскому языку лингвокультурологическое направление развивают Т.К. Донская, Н.Л. Мишатина, Е.В. Любичева, И.Ю. Токарева и др.
Лингвокультурологические знания отражаются в сознании в языковой форме (в форме отдельных слов, словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, художественных и краеведческих текстов). При помощи лингвокультурологических умений ученики могут анализировать лингвокультурологическую информацию, могут творчески использовать свои знания.
Задания по русскому языку, связанные с культурой и историей на столько интересны, что их используют не только на обычном уроке, но и во внеурочной деятельности учащихся, особенно на олимпиадах.
Целями Олимпиады являются расширение круга людей, увлеченных русским языком, удовлетворение интереса к языку и русской культуре, повышение авторитета русского языка и русской культуры.
Олимпиадные задания проверяют традиционные знания по русскому языку, оценку собственного языкового творчества участников, владение приемами филологического исследования.
1. Укажите исконно русское слово
-: шапка
- : ботинки
+ : косынка
-: тулуп
2. Закончите фразеологизм «косая сажень в ….
-: глазах
- : волосах
+ : плечах
-: коленях
3. Высказывание о русском языке: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» принадлежит
+: К. Паустовскому
-: И. Тургеневу
-: Л. Толстому
-: Д. Лихачеву
Задача учителя, развивающего лингвокультурологическую компетенцию, сформировать у ребёнка лексически богатую, синтаксически разнообразную, эстетически гармоничную культурную речь на основе знания литературных норм (лексических, морфологических, синтаксических).
Литература:
1. Карпенко М.А. Культурологическая направленность содержания образования // Педагогика. -2000.
2. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.
.