СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая карусель Отборочный этап

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по лингвистике в форме проектировочных задач

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая карусель Отборочный этап»

Лингвистическая карусель 1 (Задания и ответы)

1. Что объединяет этих людей?

Иоганн – Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан – Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

1. Эти люди – тёзки.

Их имена – варианты произношений библейского имени Иоанн на немецком, чешском, итальянском, испанском, русском, украинском, английском и французском языках.

2. В каких словах из предложенного списка буква «г» передает звуки [г], [к], [х], [в]?

Голова, пирог, у него, мягкий, третьего, легкий, синего, гром, глаз, мог, параграф ,друг.

2.

[г] – голова, гром, глаз, параграф.

[к] – пирог, мог, друг.

[х] – легкий, мягкий.

[в] – у него, третьего, синего.

3. Как правильно?

А. почтамп

Б. почтамт

В. почтампт

Г. почтам

3. Ответ: Б.

4. В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие строки:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Какие именно пять букв имела в виду Цветаева?

4. Блокъ. До реформы орфографии 1918 года на конце имён существительных мужского рода писалась буква ъ (ер).

5. Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв. Каких частей речи среди них быть не может? Почему?

5.Ответы могут быть приблизительно такие: ум (сущ.), юн (кр.прил.), ел (глагол), ты (мест.), уж (наречие), из (предлог), но (союз), не(частица), ах (междометие).Из двух букв не могут состоять числительные, причастия, деепричастия.

6. Назовите три русских женских имени, значение которых понятно без перевода и специальных объяснений. Они всегда упоминаются вместе, но одно из них имеет свою собственную уникальную грамматическую особенность. Какую?

6. Вера, Надежда, Любовь. Имена Вера и Надежда грамматически ведут себя так же, как и нарицательные существительные вера и надежда. Имя Любовь в родительном, дательном и предложном падежах отличается от нарицательного существительного любовь: любви, но Любови.

7. Даны характеристики трёх причастий. Найдите среди них ту, в которой содержатся несовместимые, противоречащие друг другу грамматические признаки.

А. Страдательное краткое причастие прошедшего времени, совершенного вида, непереходное, невозвратное, ж.р., ед.ч., Им.п. В предложении является сказуемым.

Б.Действительное полное причастие прошедшего времени, совершенного вида, переходное, невозвратное, ж.р., ед.ч., Р.п.

В.Действительное полное причастие прошедшего времени, несовершенного вида, непереходное, невозвратное, ср.р., мн.ч., Д.п.

7. Ответ В.

В причастиях множественного числа род не определяется.

8. Изменится ли синтаксический состав предложения Лунная ночь при изменении порядка слов. Обоснуйте свою точку зрения.

8. Изменится. Предложение Лунная ночь не требует сказуемого, является назывным. Слово лунная - определение при подлежащем. Предложение Ночь лунная содержит составное именное сказуемое. Глагол - связка появляется в прошедшем и будущем времени: Ночь была лунная. Ночь будет лунная.

9. Указать слово, имеющее омоним:

А) сцена

Б) клуб

В) арена

Г) помост

9. Ответ: Б)

клуб – 1) масса чего-либо движущегося (пыли, дыма и т.д.); 2) общественная организация, объединяющая людей.

Эти значения никак не связаны. Омонимия возникла за счет совпадения звучания и написания исконно русского и заимствованного слов.

10. Подберите исконно русские синонимы для заимствованных словарных слов. Выберите верный вариант написания.

гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(к,кк)орд, к…л…(с,сс)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(л,лл)…минация.

10.

Эгоизм – себялюбие

Силуэт – очертание

Иждивенец- нахлебник

Рациональный – разумный

Аккорд – созвучие

Колоссальный – огромный

Континент – материк

Уникальный – исключительный

Инъекция – укол

Иллюминация – освещение


11. Определите окончания в словах: Возилась с чьими-то пятьюдесятью резвящимися детьми. Какое слово отличается от других по своему строению?

11.Возил-а-сь с чь-ими-то пять-ю-десять-ю резвящ-ими-ся деть – ми.

Отличается слово – детьми, так как лишь у него нет окончания в середине.


12. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания:

А. Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

Б. И палисадник, и сад, и лук на грядках – все это вместе было дом.

В. Все было серо, холодно и мокро и земля, и небо, и тощая трава.

Г. Рассуждали о всякой всячине: о погоде, ценах, музыке, машинах.

12. Ответ: А, В

13. В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

А. Орлята учатся летать.

Б. Мне слышался знакомый шум домой бегущих табунов.

В. Он прочитал на память несколько строк.

Г. Нас не нужно жалеть.

Д. Цыплят по осени считают.

Е.От добра добра не ищут.

13. В предложениях А и Е.

14. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Открывая книгу, из нее выпал листок.

Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

Г. Сидя у окна, девочка читала.

14. Ответ: А, Б


15. Почему приспособление для передвижения по льду получило название коньки.

15. Раньше их называли «скороходами». Изгиб скорохода обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!