Раздел | Линейная функция. |
Тема урока | Построение фигур на координатной плоскости. |
Цель урока | Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению комплекса знаний в измененной и новой ситуациях по теме «Координатная плоскость». Продемонстрировать возможность связи геометрических фигур с координатной плоскостью. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
- формирование умения отмечать точки на координатной плоскости по заданным координатам и, наоборот, определять координаты у точек, отмеченных на координатной плоскости; - развивать умение чтения геометрических рисунков и выполнения рисунков по описанию. | - развивать логическое мышление, аккуратность, внимательность при решении задач, умение общаться в коллективе; - способствовать эмоциональному восприятию материала. - осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи. | - закрепить умение анализировать, сравнивать, делать выводы, создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | - закрепить умение высказывания суждений с использованием математических терминов, участвовать в диалоге, в общей беседе. | - искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом. |
Основные понятия | Точка, прямая, координатная плоскость, координаты точки, ордината и абсцисса точки. |
Межпредметные связи | - уметь добывать и перерабатывать новую информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы; - активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. |
Ресурсы (оборудование) | Учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации. |
Организация пространства | Фронтальная, работа в группах. |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность | Формируемые УУД |
учителя | обучающихся |
I. Организационно – мотивационный этап. Постановка цели и задачи урока. | Настроить учащихся на плодотворную работу. Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. Девиз нашего урока: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…» (Из поучения Владимира Мономаха).
Организует уточнение, корректировку формулировки цели и темы урока. – Сегодня мы с вами должны показать, как мы умеем чётко и слажено работать. Хочу пожелать себе и вам успехов и хорошего рабочего настроения. – Однажды польский писатель Станислав Лем сказал, что для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать. Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке ….и чему научились? – А мне хочется задать вам вопрос, а где за пределами нашей школы, могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении темы «Координатная плоскость»? Ваши ответы убедили меня, да и вас тоже, что необходимо продолжить изучение данной темы. Так какова будет тема нашего урока? Открываем тетради, записываем число и тему урока. | Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Включаются в деловой ритм урока. Дети отвечают, как они понимают слова В. Мономаха. Выявляют и фиксируют в речи причины затруднения, место затруднения, формулируют цель и тему урока. | Прогнозирование своей деятельности. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение, планирование учебного сотрудничества. |
II. Актуализация комплекса знаний и умений. | Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. | Предлагает еще раз повторить тему и цели урока и решить, предлагаемые задания (фронтальный опрос, выполнение заданий на определение координат точки и нахождение точки по ее координате). Фронтальный опрос учащихся (отвечают устно): Проверка теоретических знаний: −Под каким углом пересекаются координатные прямые ОХ и ОУ, образующие систему координат на плоскости? (Координатные прямые х и у пересекаются под прямым углом). −Как называют каждую из этих прямых? (Координатную прямую ОХ называют осью абсцисс, а координатную прямую ОУ – осью ординат) −Как называют точку пересечения этих прямых? (Точку пересечения этих прямых называют началом координат). −Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости? (Эту пару чисел называют координатами точки). −Как называют первое число? Второе число? (Первое число –абсцисса точки, o второе число –ордината точки). −Расскажите, как найти абсциссу и ординату. −Расскажите, как построить точку по ее координатам. −Почему иногда координатную плоскость называют декартовой системой координат? −Что вы знаете о Рене Декарте? Проводиться устная работа. 1. На доске выписаны координаты точек A(-2;4), B(2;3), C(-5;0), D(4;1), E(-3;-6), а на координатной плоскости отмечены точки, но не подписаны. Обозначить их буквами. Все ли точки правильно отмечены? Если нет, то найти и исправить ошибки. 2.Ребята, а теперь мы проверим, как хорошо вы умеете ориентироваться на координатной плоскости. Вы знаете, что КП разделена на 4 четверти. Свойства каждой из них вы знаете. Я вам предлагаю разобрать все точки по своим местам. | (2;3); (7;-2); (-7;-5); (-8;-3); (6;5); (-11;-5); (-10;1); (-6;3); (1;-4); (5;4) | Записываем число и тему урока в тетрадь. | Повторяют тему и цели урока. Фронтальная работа. | Целеполагание, осмысление учебных задач, построение логических цепочек рассуждений; выполнение пробного учебного действия. |
III. Отработка навыков построения точек на координатной плоскости. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Задания на внимательность. | 3 человека у доски выполняют задания по карточкам. Задание группы №1. Постройте фигуру на координатной плоскости по заданным координатам ее вершин. За один единичный отрезок возьмите 1 см. Вычислите Площадь и Периметр полученной фигуры АВСД. Фигура: А(-2;2), В(2;2), С(2;-2), Д(-2;-2). Ответ: а=4, Площадь = 16, Периметр =16 Задание группы №2. Постройте фигуру на координатной плоскости по заданным координатам ее вершин. За один единичный отрезок возьмите 1 см. Вычислите Площадь и Периметр полученной фигуры АВСД. Фигура: А(-2;2), В(4;2), С(4;-2), Д(-2;-2). Ответ: а=6, в=4, площадь=24, периметр= 20 Задание группы № 3: Постройте фигуру на координатной плоскости по заданным координатам ее вершин. За один единичный отрезок возьмите 1 см. Вычислите Площадь и Периметр полученной фигуры АВСД. Фигура: А(-2;2), В(3;2), С(3;-2), Д(-2;-2). Ответ: а=5, в=4, площадь=20, периметр=18 см. | Учащиеся класса выполняют эту же работу только в тетрадях с последующим анализом ответа тех учащихся, которые отвечают у доски и оценивают их ответы. Каждый пример обсуждается отдельно. | Анализ, сравнение, построение речевого высказывания; знаково-символическое моделирование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет мнения других; инициативное сотрудничество в поиске решения и его реализации. |
IY. Эмоциональная разгрузка. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Поиграем. Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории: Хлопают все присутствующие; Только девочки; Только те, кто любит вкусно поесть; Только те, кто опаздывает на уроки; Только те, кто хорошо учится; Только те, кто не любит каникулы; Только те, кто любит сладкое; Только те, у кого прекрасное настроение. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | |
Y. Тренировочное задание. | Выявление пробелов в знаниях учащихся. | Ребята, а теперь давайте мы будем художниками. Изобразите на координатной плоскости точки, соединив их последовательно отрезками. Учитель на доске заранее подготовил готовые рисунки для проверки. | Весь класс выполняет задание в тетрадях по карточкам, на которых написаны координаты точек. Отметив их на координатной плоскости, должен получиться рисунок. | Сверяются с доской, умение адекватной самооценки и самоконтроля, создать условия для проявления инициативы и самостоятель -ности, понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. |
YI. Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
| Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Оценка своей деятельности и других людей. Смыслообразо -вание. |
YII. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает д/з, объясняет его выполнение. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | |
YIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. | | У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема «Координатная плоскость», надеюсь, останется для вас любимой. | | |