Летние задания по биологии для учащихся, окончивших 6 класс.
Цель данной работы: накопить сведения, необходимые для последующего изучения школьного курса биологии в 7 классе, развитие научного мышления у учащихся.
Задачи:
- дать учащимся программу самостоятельной работы на летний период в природе;
- знакомство с фауной и флорой родного края;
- расширение познавательного интереса, интереса к краеведению;
- проведение наблюдений за жизнью растений и животных в естественных условиях с целью накопления фактов, необходимых для усвоения биологических закономерностей;
- применение на практике знаний, полученных на уроках;
- выработка умений и навыков по гербаризации, сбору биологического материала, оформлению коллекций, изготовлению учебных наглядных пособий.
Для оформления своих наблюдений, выполнения работ, учащиеся заводят «Дневник летних наблюдений» - это может быть любая тетрадь, блокнот, удобный для ребят. Необходимо его подписать, указав фамилию, имя учащегося, дату создания дневника. В эту тетрадь вклеивается лист с напечатанными заданиями. Учащиеся делают записи своих наблюдений в любом порядке, удобном для них, но указывая номер задания. Возможно (и желательно) сопровождать свои наблюдения фотографиями, рисунками, схематическими зарисовками и т.д.
Задание № 1. Изучение особенностей строения водорослей.
Находясь на море, обратите внимание на многоклеточные водоросли. Рассмотрите форму тела водорослей в воде, а затем выньте из воды водоросль. Обратите внимание на форму, она осталась прежней или изменилась? Запишите свои наблюдения в дневник летних наблюдений.
Задание № 2. Коллекция грибов-трутовиков, лишайников, мхов, хвощей.
Из перечня объектов, которые вы встретите в природе, соберите некоторые их (грибы-трутовики, лишайники накипные - сросшиеся с корой деревьев, лишайники в виде листочков, кустиков на ветках кустарников или деревьев, мхи, хвощи). Коллекцию можно оформить в картонной небольшой коробочке, подписав названия объектов, пронумеруйте их, а в дневнике - укажите напротив номера объекта - где и когда вы его собрали.
Задание № 3. Коллекция шишек хвойных деревьев.
Соберите по одной шишке трёх-четырех видов хвойных деревьев, оформите коллекцию в небольшой картонной коробочке, поставьте номер и запишите название вида растения, напротив каждой шишки.
Задание № 4. Исследование процесса цветения травянистых растений.
Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают. Сделайте фотографии. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Оформите записи об этом в дневнике наблюдений.
Задание № 5. Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей.
Рассмотрите дождевых червей, ответьте на следующие вопросы, оформите свои наблюдения в дневнике наблюдений. Какова форма тела дождевого червя?
Почему дождевого червя называют кольчатым? Найдите передний (более утолщенный и темный) и задний концы тела червя, опишите их окраску. Найдите на теле червя утолщение – поясок.
Поверните червя брюшной стороной вверх, проведите пальцем по брюшной стороне от заднего конца тела к переднему. Опишите, что вы почувствовали. Пустите червя ползать по бумаге. Что слышите? При помощи лупы отыщите щетинки, опишите их расположение и значение. Определите, с какой скоростью передвигается червь по стеклу и по шероховатой бумаге, как при этом меняется форма, длина и толщина тела. Объясните наблюдаемые явления. Свой отчет о наблюдениях и экспериментах можно дополнить рисунками, фотографиями.
Задание № 6. Коллекция раковин моллюсков.
Соберите несколько раковин моллюсков - по одной каждого вида (количество видов в коллекции от 5 до 10). Определите, к каким классам относятся представленные моллюски (Класс Двустворчатые, Класс Брюхоногие).
Задание № 7. Рыбы.
Указать, в каком месте (в реке, пруду) местные любители ловят рыбу. Пронаблюдать за ловлей и узнать, какие рыбы водятся. Выяснить, реагируют ли рыбы на движение и шум на берегу реки. Рассмотрите живую рыбу. Какая она на ощупь? Почему? Запишите, какие особенности внешнего строения, обуславливают приспособленность рыб к водной среде.
Задание № 8. Земноводные.
Пронаблюдайте, как лягушки передвигаются в воде и на суше, чем питаются, как добывают корм. Запишите время и дату «лягушачьих концертов» (по возможности запишите «концерт» на аудио-носитель). Попробуйте ответить на вопрос - почему земноводные получили такое название?
Задание № 9. Птицы.
Изучите птиц водоема, леса, луга, поселка; запишите количество видов птиц, и названия тех видов, которых вы определили. Пронаблюдать за поведением птиц.
Задание № 10*. Жизнь муравьев.
Найдя в лесу муравейник, зарисуйте или сфотографируйте его. С какой стороны дерева он расположен? Пронаблюдайте за поведением муравьев утром, днем, вечером; в яркую солнечную и пасмурную дождливую погоду. Найдите дорожки, проследите, куда они ведут. Пронаблюдайте, каких насекомых муравьи носят в муравейник. Запишите свои наблюдения в дневник, дополнив их фотографиями или рисунками.
Задание №11* . Коллекция насекомых.
Соберите коллекцию различных насекомых: бабочек, жуков, мух, стрекоз (по одному экземпляру каждого вида). Оформите в небольшой картонной коробке. Для того, чтобы насекомых «заморить» их можно поместить на несколько часов в небольшую стеклянную баночку, поместив в неё также древесные опилки или ватный диск, пропитанный амилацетатом (можно использовать жидкость для снятия лака). Затем аккуратно расправив насекомого, наколоть булавкой и прикрепить к картону (дощечке). Возле насекомого прикрепите бумажку с номером; в дневнике около номера запишите, когда и где данное насекомое поймано; название вида, если вы смогли его определить.
* - задания со звёздочкой выполняются по желанию.