СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностные особенности педагогических работников и характер межличностных отношений в трудовом коллективе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностные особенности педагогических работников и характер межличностных отношений в трудовом коллективе»

Личностные особенности педагогических работников и характер межличностных отношений в трудовом коллективе Выполнила педагог- психолог Орлова К.К.

Личностные особенности педагогических работников и характер межличностных отношений в трудовом коллективе

Выполнила педагог- психолог Орлова К.К.

Психологический климат  – настроение коллектива, моральная  и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения его участников. Речь идет не только о трудовом коллективе, психологический климат существует и в группе по интересам, и в семье, и на учебе, и в любой коллективной деятельности.

Психологический климат – настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения его участников.

Речь идет не только о трудовом коллективе, психологический климат существует и в группе по интересам, и в семье, и на учебе, и в любой коллективной деятельности.

Психологический климат – это характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. От атмосферы, царящей в группе, зависит успех этой деятельности и здоровье каждого из ее участников. Создание благоприятного психологического климата входит в мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний,  конфликтов и неврозов.

Психологический климат – это характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. От атмосферы, царящей в группе, зависит успех этой деятельности и здоровье каждого из ее участников. Создание благоприятного психологического климата входит в мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, конфликтов и неврозов.

Сферы психологического климата Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе Моральный климат – ценности, принятые в группе

Сферы психологического климата

Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей

Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе

Моральный климат – ценности, принятые в группе

4 подхода к изучению климата в коллективе Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования. Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям. Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние. Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.

4 подхода к изучению климата в коллективе

  • Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.
  • Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.
  • Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.
  • Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.
Структура психологического климата  в коллективе Отношения по «горизонтали» (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, способы решения конфликтов) Отношение к труду (удовлетворенность работой и намерение оставаться в этих условиях) Отношения по «вертикали» (с начальником и администрацией)

Структура психологического климата в коллективе

Отношения по «горизонтали» (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, способы решения конфликтов)

Отношение к труду (удовлетворенность работой и намерение оставаться в этих условиях)

Отношения по «вертикали» (с начальником и администрацией)

Психологический климат БЛАГОПРИЯТНЫЙ доброжелательное отношение участников друг к другу дух товарищества адекватная взаимная требовательность взаимопомощь радость от общения открытость коммуникаций безопасность и комфорт оптимизм уверенность в себе и коллективе возможность свободно и творчески мыслить НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ пессимизм недоверие и неуважение холодность и скрытность в отношениях сдерживание личностного потенциала раздражительность напряженность и конфликтность неуверенность непонимание страх ошибки, наказания подозрительность

Психологический климат

БЛАГОПРИЯТНЫЙ

  • доброжелательное отношение участников друг к другу
  • дух товарищества
  • адекватная взаимная требовательность
  • взаимопомощь
  • радость от общения
  • открытость коммуникаций
  • безопасность и комфорт
  • оптимизм
  • уверенность в себе и коллективе
  • возможность свободно и творчески мыслить

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ

  • пессимизм
  • недоверие и неуважение
  • холодность и скрытность в отношениях
  • сдерживание личностного потенциала
  • раздражительность
  • напряженность и конфликтность
  • неуверенность
  • непонимание
  • страх ошибки, наказания подозрительность
Уровни климата Динамический (психологическая атмосфера) Статистический (социально-психологический климат) устойчивое отношение работников к труду, постоянные межличностные отношения; формировать климат на этом уровне непросто, но потом его легко поддерживать изменчивый характер коллектива; быстрее меняется и меньше ощущается участниками

Уровни климата

Динамический (психологическая атмосфера)

Статистический (социально-психологический климат)

устойчивое отношение работников к труду, постоянные межличностные отношения; формировать климат на этом уровне непросто, но потом его легко поддерживать

изменчивый характер коллектива; быстрее меняется и меньше ощущается участниками

Факторы влияющие на климат в коллективе Структура коллектива Тип организации, Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива  коллектива Сочетание особенностей всех участников; психологическая совместимость участников Рациональная организация труда, соблюдение режима и прав Стиль и особенности руководства Образ и уровень жизни участников коллектива Самооценка каждого участника

Факторы влияющие на климат в коллективе

Структура коллектива

Тип организации,

Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива

коллектива

Сочетание особенностей всех участников; психологическая совместимость участников

Рациональная организация труда, соблюдение режима и прав

Стиль и особенности руководства

Образ и уровень жизни участников коллектива

Самооценка каждого участника

Внешне судить о климате коллектива можно по следующим признакам:   текучка кадров качество продукта уровень дисциплины претензии и жалобы, негативные отзывы от работников частые перерывы в работе небрежность и неаккуратность

Внешне судить о климате коллектива можно по следующим признакам:

  • текучка кадров
  • качество продукта
  • уровень дисциплины
  • претензии и жалобы, негативные отзывы от работников
  • частые перерывы в работе
  • небрежность и неаккуратность
Для того чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, человеку нужно:   работать над собственными отрицательными чертами характера формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, вежливость, тактичность) владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (для устранения раздражения, обид, выгорания и т.п.); знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать избегать максимализма в суждениях и поведении, навешивания ярлыков

Для того чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, человеку нужно:

  • работать над собственными отрицательными чертами характера
  • формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, вежливость, тактичность)
  • владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (для устранения раздражения, обид, выгорания и т.п.);
  • знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать
  • избегать максимализма в суждениях и поведении, навешивания ярлыков
Методы диагностики конфликтности

Методы диагностики

конфликтности

Диагностика конфликта – знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, 2 сценария 2 развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны. Конечная цель диагностики конфликта – получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Диагностика конфликта – знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, 2 сценария 2 развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Конечная цель диагностики конфликта – получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний. Наблюдение – прямая, непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место.  Социометрия  – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом Я. Морено, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.

  • Наблюдение – прямая, непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место.

  • Социометрия – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом Я. Морено, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.
Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, приказы и распоряжения, объяснительные записки и т. п.). Опрос – в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия и степени выраженности конфликта, тестовые процедуры (нередко по гипотетическим ситуациям). Например шкала-опросник Ф. Фидлера – Ю. Ханина, позволяет описать атмосферу в группе. Опросник К. Томаса, Ф. Розенцвейга и др. Эксперимент - изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации.
  • Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, приказы и распоряжения, объяснительные записки и т. п.).
  • Опрос – в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия и степени выраженности конфликта, тестовые процедуры (нередко по гипотетическим ситуациям). Например шкала-опросник Ф. Фидлера – Ю. Ханина, позволяет описать атмосферу в группе. Опросник К. Томаса, Ф. Розенцвейга и др.
  • Эксперимент - изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации.
Системно-ситуационный анализ – изучение конфликтов по единицам. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не меняется. Математическое моделирование – с привлечением современных средств вычислительной техники: накопление, анализ фактов, что позволяет перейти к прогнозированию и оценке событий. Среди математических моделей –вероятностные распределения, модели целенаправленного поведения, цепь Маркова, имитационные модели. Личностные тесты – К числу наиболее часто применяемых общепризнанных тестов и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты конфликтности личности и определить её уровень можно отнести: тесты: А. Басса – А. Дарки (уровень агрессивности личности), Г. Айзенка (тип темперамента), опросник Кетелла (позволяет определить психологические особенности, влияющие на конфликтность) и др.
  • Системно-ситуационный анализ – изучение конфликтов по единицам. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не меняется.
  • Математическое моделирование – с привлечением современных средств вычислительной техники: накопление, анализ фактов, что позволяет перейти к прогнозированию и оценке событий. Среди математических моделей –вероятностные распределения, модели целенаправленного поведения, цепь Маркова, имитационные модели.
  • Личностные тесты – К числу наиболее часто применяемых общепризнанных тестов и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты конфликтности личности и определить её уровень можно отнести: тесты: А. Басса – А. Дарки (уровень агрессивности личности), Г. Айзенка (тип темперамента), опросник Кетелла (позволяет определить психологические особенности, влияющие на конфликтность) и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!