СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность»



Личностно-ориентированный подход

через межпредметные связи и проектную деятельность


«Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении

всего того, что знаешь…»

А. Дистервег

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
(из Концепции модернизации Российского образования)

Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию.

В результате занятий исследовательской и проектной деятельностью возникает интерес к таким важным наукам как: биология, физика, химия. Вовлеченный в исследовательскую и проектную деятельность учащийся находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.  Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка. Целостность научной картины мира в сознании обусловлена наличием логических связей между отдельными ее элементами.

Цель совместной работы: развитие и творческое совершенствование учащихся, привлечение детей к исследованиям, к поиску, к творчеству, к науке, на стыке таких важных наук как биология, физика, химия, география и др. Еще одна немаловажная задача школы должна быть направлена на усиление воспитательного потенциала, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Школа должна создавать все условия для успешности не только одаренных детей, но и для ребят с отклонениями в поведении, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главная педагогическая цель – это обучение и воспитание детей с различными образовательными возможностями, учет образовательных интересов разных групп учащихся, а конечным этапом обученности выступает самореализация ученика, превращение его из пассивной фигуры образовательного процесса в активный субъект, способный к непрерывному развитию.

В процессе развития ребёнка можно условно выделить две главные линии — социализацию и индивидуализа­цию.

- Социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности, а также со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.

- Индивидуализация способствует развитию ярко индивидуального в человеке. В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Образование невозможно без обращения к личности.Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно-ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой:

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

   «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».  Сущность личностно-ориентированного подхода:

  1. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

  2. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

  3. Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

  4. Личностно-ориентированный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений.

  5. Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. Применительно к содержанию обучения личностно-ориеитированный подход, по мнению профессора Арияна М.А., проявляется в следующих основных направлениях:

1) Компонентный состав содержания обучения;

2) Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух 2 уровней: уровня предъявления и уровня спроса. Это позволяет осуществлять дифферинциованный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.

3) Последнее достигается и благодаря иной подаче материала;

4) При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые аппелируют к личному опыту учащихся, к их чувствам, эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.

Положительные стороны данного вида работы:

1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты - личностно-ориентированный вид работы. При его подготовке учащиеся изучают интересные для себя темы.

2. Повышение значимости предмета как средства общения.

3. Образовательная и воспитательная ценность. Благодаря использованию межпредметных связей (биология, химия, география и т.д.), у учащихся развивается познавательная активность, воображение. Обучение в сотрудничестве предполагает учет психолого-педагогических задач, возраста учащихся, их культурно-языкового пространства.

Школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки. При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах, но здесь нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы:

1. группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;

2. если нет слаженности в работе - состав группы меняется;

3. учитель распределяет "роли" в группе;

4. группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;

5. оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;

6. иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы.

Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Задача педагога - управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа личностно-ориентированной технологии обучения. Следует иметь в виду, что педагогическое воздействие всегда имеет однонаправление (учитель - ученик), а сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик - учитель, учитель - ученик, ученик - ученик). Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения:

1) информативную (передача и обмен информации);

2) интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности);

3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком).

Как было уже сказано выше, обучение в сотрудничестве тесно связано с проектной технологией, которая способствует формированию творческой личности, выступает как один из способов повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции, развития познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического и творческого мышления.

Любая педагогическая технология, по мнению В.В.Серикова, может стать личностно-ориентированной, если она содержит базовый комплекс, создающий ценностно-смысловое поле меж субъектного общения как органической составной части учебного процесса.

В нашей гимназии обучающиеся каждый год работают над проектами, исследованиями. Мы помогаем ребятам, как правильно работать над проектом. Очень многие предметы связаны между собой. Работали над исследовательскими проектами «Профессии на карте города» «Профессия – учитель!» Богун Артём 2019г 1 место. «Растения - фильтры» Попова Дарья 2020г 3 место. «Мхи и лишайники окрестностей города Северобайкальск» Кривоносова Дарья 2019г 2 место. «Полуфабрикаты – беда или еда?» Прошутина Татьяна 2019г. «Хадак – универсальный символ бурятского народа» Лобунец Эвелина 2020г.

«Гидропоника – как один из способов выращивания лука зимой» Попова Дарья 2021г 1 место.

Цель работы: 

Провести выращивание лука методом гидропоники и исследовать его эффективность в сравнение с традиционным методом выращивания растений.

Задачи:

  • Подобрать и проанализировать литературу

  • Определить способы выращивания растений без почвы.

  • Изучить гидропонику, как способ выращивания растений без почвы.

  • Изучить преимущества использования метода гидропоники.

  • Провести выращивание лука в гидропонной установке.

Заключение

В ходе работы над проектом были изучены: теоретические условия выращивания растений в гидропонных установках, преимущество использования метода гидропоники. Выяснили, что гидропоника позволяет легко создавать оптимальные условия для роста растений, получать высокие урожаи, экономить воду, питательные вещества. Она делает ненужным всю трудоёмкую работу по обработке и удобрения почвы. Технология выращивания требует сравнительно небольшой площади и объёма, что открывает самые широкие перспективы и позволяет человечеству создавать мощные заводы по выращиванию растений и производству продовольствия прямо в центре городских мегаполисов.

Принцип межпредметности является ведущим принципом образования и воспитания школьников. Реформа школы требует «более широко применять активные формы и методы, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания».

Работая, в данном направлении были реализованы следующие межпредметные проекты: «7 ошибок в создании презентаций» Марьянов Михаил 2019г 1 место. Игровая программа «Кто хочет стать отличником?» Марьянов Михаил 2020г. «Этот удивительный фетр» 3 место. «Еда наш друг, еда наш враг» «Яды в нашей пище» 3 место. «Создаём без суеты сад добра и красоты» 6 В класс. «Энергетические напитки в жизни подростка» Лобунец Эвелина 2018г 3 место.

Данные проекты были реализованы на уроках, во внеурочной деятельности.

«Энергетические напитки в жизни подростка» употребление энергетических напитков дает нам энергию… и забирает наше здоровье.

Изучение различных источников информации о происхождении и составе энергетических напитков и выяснить какое влияние оказывают добавки, включенные в состав исследуемых напитков на организм подростка.

Проведение анкетирования и социологического опроса с целью изучения отношения подростков и жителей нашего города к энергетическим напиткам.

Проведение опытов и эксперимента с целью выяснения влияния энергетиков на организм подростка.

Через проектную деятельность происходит ориентация на личность как на приоритетную ценность, а это предполагает гармонизацию интересов и взаимоотношений тех, кто учит и учится, создает условия для развития и саморазвития.

Если мы хотим, чтобы наши ученики искали что-то новое в нашем предмете, стремились его изучать, мы должны показать, что в нем нет предела для получения новых знаний и творчества!

Каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. 
И если учитель предложил ему заниматься научным исследованием, то у него горят глаза и на вопрос учителей, одноклассников о том, чем он занимается, он

Учитывая сложившиеся обстоятельства  укреплять межпредметные связи можно не только на уроках, обращаясь к материалу, пройденному по другим предметам, но и  через участие в интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях и различных конкурсах. Целью таких мероприятий является  выявление и развитие одаренных школьников, популяризация  фундаментальных наук, развитие интереса к науке и технике.

Итак, подводя итоги своего опыта работы по организации проектной и исследовательской деятельности школьников, я могу сказать, что в настоящее время очень трудно найти что-нибудь новое  в отдельно взятом предмете. В отдельно взятой географии, технологии или отдельно взятой биологии. Фундаментальные науки изучены предыдущими поколениями основательно. Поэтому я нахожу интересные темы на стыке наук, используя межпредметные связи. При таком подходе творческие работы перестают носить реферативный характер, становятся актуальными и носят элементы новизны.

Результаты использования межпредметных связей.

ИКТ И ВСЕ ПРЕДМЕТЫ

Презентация сегодня выступает как визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией.

Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств, привлечения внимания к своей работе.

Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж.

При создании слайдов очень часто допускается ряд распространенных ошибок, которые и делают презентацию скучной и непонятной.

Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы. Проект «7 типичных ошибок в создании презентаций». Устранив наиболее распространенные ошибки создал игру «Кто хочет стать отличником» в формате Power Point. Поскольку аналог игры «Кто хочет стать отличником» это игра « Кто хочет стать миллионером», здесь нет необходимости использования рисунков и разных бессмысленных украшательств.

БИОЛОГИЯ И ХИМИЯ

В недалёком будущем, предсказывают ухудшение погодных условий, дефицит чистой воды, уменьшение количества плодородных почв, дефицит продуктов питания. Возник вопрос, что будет, когда земля станет непригодной для выращивания растений? Необходимо найти эффективный, беспочвенный способ выращивания растений. Одним из таких способов является гидропоника, при котором растения получают из питательного раствора все нужные вещества в необходимых количествах и пропорциях. «Гидропоника – как один из способов выращивания лука зимой» Попова Дарья 2021г.

ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ

Сейчас во всём мире ценятся дизайнерские вещи. Возникла идея создания эксклюзивной вещи особой техникой рукоделия – фелтингом. Из всех вариантов самым быстрым, практичным оказалась шляпа. Такой головной убор является частью национального, рабочего и вечернего костюма. В эпоху возрождения шляп носили всевозможные варианты. В этом проекте, каждая шляпа ассоциируется с какой либо страной, или характерной местностью. Это отражается в подборе цвета, формы, декоративных элементов. Моя коллекция шляп «Вокруг света» Сенкевич Екатерина 2018г.

Межпредметные проекты можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеклассная работа является важной частью учебно-воспитательного процесса.

В ходе работы над проектом каждый учащийся занимается наиболее интересующей его областью знаний, работает индивидуально и в группе, формируя основу культуры проектной деятельности. В ходе создания проекта происходит усвоение необходимого материала, причем процесс работы важнее конечного результата. Кроме того, при разработке конечного продукта учащиеся не только стремятся изыскать информацию из литературных источников и ресурсов сети Интернет, но и применяют различные методы научного исследования (опыт, эксперимент, опрос, анкетирование, наблюдение и т. д.), что способствует расширению образовательного пространства, информационной среды обучения.

Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании.

Сегодня приоритет отдается творческому педагогу, который самостоятельно выбирает конкретное содержание урока, формы работы учащихся на занятии, технику ведения урока.

Современный урок готовится учителем, исходя из:

  • возрастных особенностей учащихся;

  • уровня их подготовленности к вопросам, обсуждаемым на занятии, предшествующего опыта учащихся;

  • специфики учебного заведения;

  • уровня подготовленности самого педагога.

Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества. Сегодня в школы необходимо внедрять инновационные технологии, которые пригодятся в будущем. Особое внимание уделяется требованиям к современному ученику, а именно, он должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие занятия, на основе которых ребенок научится изобретать, самостоятельно добывать знания из различных источников информации, решать нестандартные задания, применять полученные знания на практике.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!