СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ляпидевский Сергей Семенович.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ляпидевский Сергей Семенович

Просмотр содержимого документа
«Ляпидевский Сергей Семенович.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»




Кафедра логопедии и психолингвистики













Реферат

на тему: «Ляпидевский Сергей Семенович»

студентки 1 курса 172 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны














Проверил: ______________________________ В.П.Крючков





Саратов 2021

Ляпидевский Сергей Семенович

С ергей Семёнович Ляпидевский (1903—1975) — дефектолог, доктор педагогических наук, профессор, глава кафедры психопатологии и логопедии МГПУ им. Ленина в течение 30 лет. Участник Великой Отечественной войны.

Свою трудовую деятельность он начал с работы педагогом-воспитателем в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ в 1925 году его направили в Казань, где он работал сначала педагогом, а затем завучем в психоневрологической школе санаторного типа при психиатрической окружной больнице, руководимой профессором Т.И. Юдиным.

Одновременно, стремясь углубить свои знания, он поступил на медицинский факультет Казанского университета, а завершил медицинское образование уже в Москве, в 1-м Московском государственном университете. Там же он прошел клиническую ординатуру по невропатологии в клинике профессора Е. К. Сеппа.

В 30-е годы С.С. Ляпидевский вместе с А.И. Дьячковым организует методический центр — Московский областной и городской дефектологический кабинет. В 1932 году, в связи с острой потребностью в квалифицированных кадрах для специальных школ, ему поручается организация дефектологического факультета и кафедры дефектологии в Московском городском педагогическом институте.

В годы Великой Отечественной войны С.С. Ляпидевский находится в рядах Советской Армии в составе Первого Дальневосточного фронта в качестве начальника неврологических отделений эвакогоспиталей, а с 1943 года является консультантом-невропатологом санитарного отдела 35-й армии.

После войны работал в НИИ дефектологии и затем до конца своей жизни возглавлял кафедру психопатологии и логопедии МГПИ им В. И. Ленина.

В 1932 году Сергею Семёновичу поступило предложение организовать кафедру дефектологии в Московском городском педагогическом институте. В том же году кафедра была открыта. Её сотрудниками стали Д. И. Азбукин, Ф. А. Рау, Б. С. Преображенский. За время существования кафедры (с 1932 по 1941 год) были подготовлены свыше тысячи учителей-дефектологов.

С 1946 по 1965 год он работает в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР старшим научным сотрудником и одновременно читает лекции на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина.

Он руководил работой кафедры почти 30 лет. Здесь раскрылись его возможности как - учёного, практика, врача, педагога. Сочетание двух полученных профессий - педагога и врача - способствовало формированию у Сергея Семёновича огромного круга научных интересов.

Диапазон проблем, с которыми работал Сергей Семёнович - значителен. Это и детство с аномалиями в развитии, и анализ дисграфии и последствий, и теория и практика изучения и устранения заикания, и физиологические механизмы речевых расстройств и пр.

Отличительная особенность научного подхода С.С. Ляпидевского - гармоничное сочетание медицины и педагогики в его мировоззрении.

С.С. Ляпидевский — автор и редактор учебников для высшей школы, монографий, сборников статей. При его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, совершенствовалась система подготовки специалистов-дефектологов. В 1962 году ему присваивается звание профессора.

Талантливый педагог, он с удивительной щедростью передавал молодежи свой богаты опыт и знания. Лекции С.С. Ляпидевского изобиловали красочными и живыми примерами, читались на высоком теоретическом уровне, они увлекали студентов, учителей и родителей.

Научно-педагогическая и общественная деятельность С.С. Ляпидевского получила высокую оценку Родины. Он был награжден орденом Красной звезды, медалями, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.

За большие заслуги в педагогической деятельности и развитии специальной педагогики профессор С.С. Ляпидевский был удостоен медали им. К.Д. Ушинского.

Талантливый врач и педагог, требовательный к себе и другим, человек большой души, отзывчивый и доброжелательный товарищ, С.С. Ляпидевский всегда пользовался большой популярностью среди дефектологов, заслуженным авторитетом, сердечной привязанностью и горячей любовью всех, кому довелось учиться у него и работать вместе с ним.

Труды:

1. Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавторстве). М., 1969.

2. Дифференциация состава учеников вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. IV. М., 1954.

3. Невропатология. М., 1965.

4. Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. I, II, III. М., 1963.

5. Расстройства речи у детей и подростков//Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.

6. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение в клинической медицине и специальной педагогике// Учебно-воспитательная работа в специальной школе. М., 1951.

Методика лечения заикания у школьников и взрослых заикающихся

При работе с этими категориями заикающихся обязательной является совокупность медицинских и педагогических приемов. Широко используется такой прием психотерапии, как аутогенная тренировка, включающая речевой материал, а индивидуальные логопедические занятия проходят с использованием психотерапевтических методик. При работе со взрослыми на первый план выходит медикаментозное воздействие. Работа происходит поэтапно, от простого к сложному. Этот принцип учитывается при подборе речевого материала и в системе функциональных тренировок. Существует несколько методик по преодолению заикания у подростков и взрослых.

Методика, которая разработана сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа под руководством профессора С.С. Ляпидевского, предусматривает 6 основных этапов логопедической работы.

1. Подготовительный этап, который занимает 2-3 дня.

2. Установочный этап, с которого и начинаются собственно речевые занятия. Проводится конференция, на которой заикающиеся узнают от ранее лечившихся о положительных результатах лечения и получают стимул к своему излечению.

3. Этап максимального ограничения речевого общения, когда устанавливается режим полного речевого молчания (3—5 дней) и период относительного речевого покоя (7—9 дней). Используются приемы сопряженной и отраженной речи, проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, артикуляционная гимнастика.

4. Этап активной перестройки речевых навыков (3-4 недели) предполагает введение речевого режима, происходит работа над диалогом, проводятся беседы на заданные темы и небольшие пересказы на свободные темы.

5. Этап закрепления правильных речевых навыков включает в себя закрепление всех полученных навыков самостоятельной речи в разных жизненных ситуациях.

6. Заключительный этап предусматривает проведение выпускной конференции с участием родителей, врачей, друзей и предполагает ответы на вопросы, декламации стихов, инсценировки и доклады на разные темы, проводимые подростками, проходившими стационарное лечение.

















Список использованных источников

  1. Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии: методическое пособие.–Саратов: Изд.«Наука образования», 2014.

  2. http://www.logo-mpgu.ru/kafedra/about/specialists/galereya-velikih/chirkina-g.v.html - «Галерея великих»

  3. https://nsportal.ru/user/528699/page/korifei-logopedii - «Корифеи логопедии»

  4. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/12/24/osnovopolozhniki-logopedii - «Основоположники логопедии»

  5. https://www.peoplelife.ru/173695 - «Биографии известных людей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!