СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лепка из глины"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка из глины корзинки для фруктов

Просмотр содержимого документа
«"Лепка из глины"»

Мастер-класс: «Лепка из глины».

Тема: Лепка из глины корзинки фруктов и овощей. Свойства глины.


Цель: Развивать творческие способности через  лепку из глины.

Задачи: 

1. Познакомить  с материалом для лепки – глина.

2. Познакомить  со свойствами глины.

3. Познакомить  с профессией гончар.

4. Познакомить  с правилами работы с глиной.

5. Расширять знания, навыки работы с эластичным материалом.

6. Развивать мелкую моторику мускулатуры рук.

7.Пополнить словарный запас детей новыми понятиями ( Гончар, гончарная мастерская, гончарный круг).

8. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

  1. Корректировать отношение к трудовым операциям с подобным материалом.


Используемые материалы: глина,  клеенка или досточка, стеки, скалка, гончарный круг , салфетки, баночка со шликером ( Шликер- жидкая глина, разбавленная водой. Густота-клееобразная), вода, кисточки №2,5; форма, фольга, армированная нить;

 

Ход занятия.

I.            Организационный момент.

- Взаимное приветствие.

- Проверка готовности к уроку.

    - Положительный настрой на урок.


Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Новое узнать нам нужно.

Будем мы работать дружно

 

II.            Проверка готовности к уроку.

- Ребята, пробегитесь по парте глазами и проверьте, у вас на парте должно лежать: клеенка, стека, форма для поделки, фольга, армированная нить, вода, кисточки,салфетки.Но это еще не все, у вас не хватает самого главного – материала для выполнения работы...

III.            Вступительная беседа.

- Ребята, а из чего можно лепить? (ответы детей: ПЛАСТИЛИН, ГЛИНА, СНЕГ, ТЕСТО)

Вы должны отгадать загадку о материале с которым мы будем работать.

Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделал миску или вазу -
Она понадобиться сразу.

- Правильно, материал, с которым мы будем работать - глина.

 

 - А откуда берётся глина? (из недр земли - полезное ископаемое. Глину можно найти в местах природных залежей, около рек и озер).

Глина бывает разная по цвету, по своим свойствам, это зависит от того -  где она была образована.

 

-А что лепят из глины?(ответы детей: ПОСУДА, ИГРУШКИ, КИРПИЧИ).

- Кто-нибудь знает, как называется профессия человека, который работает с глиной. (ГОНЧАР).

 

Словарная работа ГОНЧАР

ГОНЧАР – человек, работающий с глиной и изготовляющий из нее посуду.

- Гончар работает в специальной мастерской, которая называется ГОНЧАРНОЙ, которая обычно находилась на краю селения. Главным оборудованием в работе гончара был ГОНЧАРНЫЙ КРУГ. ( показ гончарного круга).

 

-Работа гончара делилась на несколько этапов:

 1. подготовка глины к работе;

2. изготовление изделия на гончарном круге;

3. обжигание изделия в печи, чтобы оно было прочным.

 

Просмотр видеоролика о работе гончара.

 

ФИЗМИНУТКА

Двигательная гимнастика на мышечную релаксацию.

Мы вдыхаем носом громко.

Дышим мы легко и ловко.

Плавно руки вверх подняли

 И  крылышками помахали.

Руки мы к плечам прижали

 И локтями повращали.

Повертели головами

Улыбнулись, поморгали.

Спинки – прямо. Сели ровно.

И работать мы готовы.

 

IV.            Сообщение темы.

Лепка из глины- снова, как и раньше стало популярным занятием среди взрослых и детей. Это очень интересно, создавать красивые поделки своими руками. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами глины и попробуем слепить из неё корзинку.

 

V.            Исследовательская работа.

А) На столах у вас лежит брикет  сухой  глины.

Попробуйте поработать (смять, разломить, придавить, придать ей какую-нибудь форму) с нею. Что получается? (она твердая, не мнется, ломается...).

Б) Теперь попробуйте поработать с мокрой глиной. Что получается? (пластичная, можно смять, вылепить какую нибудь фигурку...)

Вывод: глина, взаимодействуя с водой становится эластичной, послушной; при высыхании твердеет.

Лепка из глины многим напоминает лепку из пластилина, но пластилин имеет способность склеиваться между собой, а глина склеивается только влажной и очень сложно.

Существуют 5 традиционных техник лепки из глины:

    • Лепка из глины из цельного куска глины;

    • Текстильная;

    • Ленточно-жгутовая (лепка из жгутиков);

    • Отливка глины в густую форму;

    • Вытягивание глиняного изделия с помощью гончарного круга.

Сегодня наиболее подробно остановимся на технике лепки глины руками и попробуем слепить из неё корзинку.



Зарождение гончарного дела

Все началось еще в эпоху неолита. В то время греки, используя костер в качестве сохранения тепла, обратили внимание на то, что глина при взаимодействии с огнем, становится сверхпрочным материалом. Тогда и началось активная лепка предметов быта (чашек, сосудов, кувшинов и т.д.) с последующим обжиганием ее огнем. Этот период в истории также знаменуется появлением первых гончарных кругов. Активно использовалась техника лепки жгутом. Для этого бралась однородная масса, с помощью гладкого предмета (скалки) раскатывалась в плоский блин шириной 1 сантиметр. Впоследствии он выравнивался в тонкие жгутики (колбаски). Подобно спирали они складывались один на один, зашлифовывались специальными приспособлениями. Так и получались первые виды различных емкостей, начиная от маленьких чашечек, заканчивая большими кувшинами. В них хранились как жидкость(вино, масла, отвары), так и различные сыпучие продукты.



 Преимущества техники лепки глины жгутиками

Техника лепки глины жгутиками, используемая на протяжении не одного века, дошла до наших дней в практически в неизменном виде. На протяжении довольно продолжительного времени, учеными доказана польза работы с глиной. В первую очередь, это развитие моторики рук. Работая с глиной, ребенок развивает свое воображение, мышление и формирует объективную оценку внешнего мира. Для взрослого человека процесс создания изделий из глины позволяет погрузиться в творческий процесс.

 

VI.            Практическая работа.


Вводный инструктаж.

Давайте попробуем слепить из глины самые простые элементы, вы их уже пробовали лепить раньше из пластилина:

Это шарики – раскатываем глину между пальцами или между ладонями круговыми движениями.

Колбаски/ жгутики – раскатываем кусочек глины между ладонями или на столе параллельно поверхности.

 Капельки – раскатываем шарик ребрами ладони, так что часть его утончается.

Рядом с вами лежат самые разные инструменты для лепки. Самый крупный – скалка. Он поможет нам раскатать большой кусок глины в плоский блин.

 Есть стеки – они помогают отрезать ровные кусочки глины.

 Есть вода, с ее помощью мы не только замазываем ошибки на поверхности глины, но и склеиваем разные части будущей фигурки. Важно помнить, что брать воду надо по чуть-чуть, совсем капельку, иначе глина превратиться в грязь.

Лепим мы не на столах, а на специальных дощечках для лепки или клеёнках.

Работа с текстом.                                                   


ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГЛИНОЙ.

·  Работу начинаем только с разрешения учителя;

·  Лепку выполняем на подкладной доске или картоне;

·  Глину нельзя бросать на пол;

·После работы необходимо вымыть руки с мылом.

·          

Физминутка для пальчиков:

Как живёшь?

- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (потирание  ладоней)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

  • А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

Выполнение работы. Алгоритм.


Работа обучающихся:

  • повторение за учителем основных элементов для создания основы будущей работы.

  • Самостоятельное украшение готовой работы в зависимости от фантазии и полученных знаний;

  • соблюдение правил работы с глиной.

    Работа учителя:

  • демонстрация основных элементов для создания основы будущей работы.

- проведение текущего инструктажа.

Принято сосуды и кувшины лепить снизу вверх. Первые пифосы (большие сосуды из керамики для хранения сыпучих и жидкости) начинали лепить сверху вниз (с венчика), так как они имели заостренное дно. Вначале лепились кольца, а затем подобно спирали формировали весь сосуд. Больше всего этот способ удобен при формировании больших по размеру сосудов. Если же будущее изделие предполагает собой средние размеры, то начинают конструкцию со дна. (Перед работой нужно хорошенько подготовить глину к работе (развести с водой, размять до пластичного состояния). Для этого рекомендуется скатать кусочек материала в колечко. Если по краям заметны трещинки-то такая глина не пригодна для работы. Если трещинка отсутствуют-можно смело приступать к работе.)

Технология изготовления изделия-корзинка:

ШАГ 1. Формируем дно корзинки. Для этого берем комочек заранее приготовленной глины и с помощью скалки раскатываем ее в однородный пласт, толщина которого не должна превышать 1,5 см.

ШАГ 2. Накладываем на форму дно будущей корзинки.

ШАГ 3. Делаем заготовки жгутов. Глина должна быть влажной. Скатываем глину в несколько одинаковых по длине колбасок, шириной по 1 сантиметру.

ШАГ 4. Увлажняем края корзинки водой или шликером.

ШАГ 5. Фиксируем кончик жгута ко дну корзинки, чуть придавливая рукой. Аккуратно оборачиваем по периметру жгутик, так чтобы между дном и жгутиком не образовался воздух. Кожу рук периодически смачиваем водой. Первый виток закончен. Приступаем к следующему.

ШАГ 6. Второй виток делаем по тому же принципу: накладываем на первый. С помощью кисточки смачиваем витки водой в небольшом количестве. На границе между соединениями делаем надсечки.

ШАГ 7. Если заранее выдуманная модель корзинки предполагает под собой ажурные переплетения, то изготавливаем жгутики меньшего диаметра в виде «улитки» и накладываем плотно по форме.

ШАГ 8. Концы жгутиков соединяем между собой, сглаживаем, отшлифовываем. Проходим влажной губкой по краям.

ШАГ 9. Выполнив нужную высоту корзинки, украшаем ее переплетенными жгутиками «косичка» и делаем этим же приемом ручку для корзинки.

ШАГ 10. Как только работа закончена и корзинка полностью сформирована, ее следует просушить в течение 4 суток до полной просушки.


 


VII.            Подведение итогов уроку.

- С чем мы сегодня познакомились?

 - Что нового узнали на уроке?

 - Всё ли получилось на практической части?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Понравился ли вам урок?

 - Оцените своё настроение  как погоду на улице: солнечно, пасмурно, дождливо.


( Объявление оценок за работу на уроке.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!