СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция и тест на тему: "Социальный конфликт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция для студентов 2 курса образовательных учреждений системы СПО по дисциплине "Обществознание"

Просмотр содержимого документа
«Лекция и тест на тему: "Социальный конфликт"»

ТЕМА 64. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. 

Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.

 Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества.

 В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт — всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу.

 Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.

 Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально-психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно-эмоциональная тревожность и раздражительность периодически перерастает в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений.

 Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те, которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

 Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией.  Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

 Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства.  Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

 Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса.Консенсус — это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. 

Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

 В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные,

групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

 В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

 


ТЕСТ «Социальные нормы и конфликты»


Часть 1.

1Нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном, — это

1) моральные нормы
2) религиозные нормы
3) эстетические нормы
4) политические нормы

2. К формам социального контроля относится (-ятся)

1) влияние общественного мнения
2) принуждение
3) групповое давление
4) все перечисленные

3. Наказание за уголовное преступление, финансовое поощрение, похвала являются примерами

1) санкций
2) коллизий
3) норм
4) социальных предписаний

4. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится

1) религиозный фанатизм
2) новаторское предложение
3) терроризм
4) расовая нетерпимость

5. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы возникают и существуют только в больших группах.
Б. Социальные нормы предполагают ожидание правильного поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор.
Б. Социальный контроль присутствует в любом обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о причинах отклоняющегося поведения?

А. Причиной отклоняющегося поведения являются психические нарушения: слабоумие, другие умственные дефекты, психопатия.
Б. Причиной отклоняющегося поведения является конфликт между нормами господствующей культуры и субкультуры.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорождённого и многое другое. Что выступало формой социального контроля?

1) законы
2) надзор
3) репрессии
4) общественное мнение

9. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати. Данные примеры иллюстрируют

1) неформальный (внутригрупповой) внешний контроль
2) формальный внешний контроль
3) самоконтроль
4) санкции

10. Гениальный художник А. нарушил ожидания любителей классического искусства, изобретая новые художественные формы. Естественно, его творчество не было принято большинством людей. Какому типу соответствует поведение художника А.?

1) позитивно отклоняющемуся
2) негативно отклоняющемуся
3) нарушающему нормы права
4) соответствующему обычаям

Часть 2.

  1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.


Виды социальных норм

Наименование норм

Их сущность

Правовые

Закреплены в законах, издаваемых государством, чётко описывающих границы поведения и наказания за нарушения закона

Регулируют отношения между личностью и властью, между социальными группами и государством


2. Установите соответствие между примерами санкций и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры санкций

A) молчаливое признание
Б) отказ подать руку
B) отлучение от церкви
Г) лестный отзыв
Д) вручение Почётной грамоты

Виды санкций

1) формальные позитивные
2) неформальные позитивные
3) формальные негативные
4) неформальные негативные






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!