Лекция №1
Тема: «Общественное здоровье и здравоохранение. Показатели общественного здоровья населения.»
ПЛАН
Общие понятия здоровья, здравоохранения.
Факторы риска.
Социально-значимые заболевания.
Показатели оценки состояния здоровья.
Физическое развитие.
Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по укреплению и охране здоровья населения , продлению жизни с помощью мобилизации усилий общества и проведению различных организационных мероприятий.
Общественное здравоохранение – область научной и практической деятельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из крупнейших социальных систем, где медицина является одним из компонентов наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленностью.
Предмет науки - изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.
Предметы:
1. Здравоохранение.
2. Здоровье населения.
3. Факторы, влияющие на здоровье населения.
4. Медико-социально-значимая патология, оказывающая на здоровье населения.
1. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)
2. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.
3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.
Факторы:
I. Социально-экономические факторы.
1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.
2. Организация медицинской помощи.
3. Законодательство по здравоохранению.
4. Образ и условия жизни.
II. Природно-климатические.
III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.
IV. Психоэмоциональные.
Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.
4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.
Задачи науки:
1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.
2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.
3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.
4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.
5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.
6. Правовое регулирование здравоохранения.
7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.
Разделы науки:
1. Санитарная статистика (общественное здоровье).
2. Экспертиза нетрудоспособности.
3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).
4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения
Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ).
Изучение здоровья населения и оценка влияния на него различных факторов - важнейшая задача ЗО. Данные о состоянии здоровья являются основой для:
1) планирования профилактических и оздоровительных мероприятий
2) совершенствования организационных форм и методов работы учреждений ЗО
3) определения потребности в различных видах помощи, расчета численности медицинских кадров, сети лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий
Факторы, влияющие на здоровье человека, можно разделить на 4 группы:
1) биологические (пол, возраст, наследственность, тип конституции, темперамент)
2) геофизические, или природные (температура воздуха, влажность, ландшафт, флора, фауна и др.)
3) социально-экономические (условия труда, быта, состояние окружающей среды, состояние службы ЗО, образ жизни и др.)
4) психофизиологические (факторы, связанные с действием второй сигнальной системы)
Их значимость в формировании здоровья неравноценна, ведущую роль играют социальные факторы.
Формула здоровья - здоровье зависит от:
а) образа жизни (50%);
б) состояния окружающей среды (20%);
в) генетических факторов (20%);
г) лечебных мер, медицины (10%)
Факторы, определяющие здоровье, подвержены постоянным изменениям, и многие из них трудно поддаются учету. В настоящее время для оценки состояния здоровья используют лишь те показатели, разработка и учет которых достаточно хорошо налажены:
а) демографические показатели
б) показатели заболеваемости
в) показатели инвалидности
г) показатели физического развития.
Прямую характеристику здоровья населения дают показатели физического развития, остальные показатели характеризуют общественное здоровье косвенно.
Физическое развитие - свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость. На формирование физического развития оказывают влияние медико-биологические, природно-климатические и социально-экономические факторы. Нарушение физического развития свидетельствует о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.
При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физического развитие, используется метод антропометрии, который позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. Комплексный подход при изучении физического развития основан на следующих показателях:
а) соматометрические (морфологические): измерение размеров тела и его частей (длина и масса тела, окружность грудной клетки)
б) физиометрические (функциональные): определяются с помощью специальных физических приборов (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила)
в) соматоскопические (описательные): основаны на описании тела в целом или отдельных его частей (состояние опорно-двигательного аппарата: осанка, форма грудной клетки, эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения и т.д.)
Изучение физического развития состоит из:
1) оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения
2) динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах
3) разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей
4) оценки эффективности оздоровительных мероприятий на основе сдвигов в состоянии физического развития.
Для изучения, анализа и оценки физического развития применяют методы наблюдения:
а) генерализующий - наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени
б) индивидуализирующий метод - длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.
Схема анализа показателей, характеризующих здоровье:
1) значение (что обозначает) показателя
2) методика расчета показателя
3) уровень показателя в РБ и его тенденции
4) критерии показателя по ВОЗ
5) факторы, оказывающие влияние на показатель
Анализ состояния здоровья в целом следует осуществлять по показателям в зависимости от их значимости и вклада в состояние здоровья.
Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной сред, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:
– социально-экономические – условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.;
– социально-биологические – возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.;
– экологические и природно-климатические – загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, экстремальные природно-климатические явления и т.д.;
– организационные или медицинские – обеспеченность населения медико-социальной помощью, ее качество и доступность и г.д.
Предлагаются также и другие группировки и классификации. Одна из общепринятых – выделение главных или больших факторов риска.
Например, по отношению к сердечно-сосудистым заболеваниям – это курение, гипокинезия, избыточный вес, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь. Большинство таких факторов риска зависит от самих людей, их поведения и образа жизни.
По своей природе факторы риска разделяют на первичные и вторичные. По мнению специалистов ВОЗ, к первичным большим факторам риска относятся: курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, гипокинезия, психоэмоциональный стресс; к вторичным – диабет, артериальная гипертензия, холестеринемия, ревматизм, аллергия, иммунодефициты и др.
Выделяются так называемые группы риска, к которым относят часть населения, в большей степени, чем другие, предрасположенную к различным заболеваниям. Это дети, старики, беременные, мигранты, бомжи, лица с девиантным поведением, работающие во вредных производственных условиях и пр.
Давая характеристику здоровью населения, специалисты констатируют и социальную обусловленность последнего. Когда речь идет о социальной обусловленности здоровья, то имеется в виду первостепенное по своему значению, а подчас и решающее влияние на него социальных факторов риска, воздействие которых приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов и, тем самым, способствует развитию патологии.
Ю. П. Лисицын отмечает, что опосредование здоровья (и болезней) происходит через социальные условия и социальные факторы, т.е. конкретные формы проявления, отражения способа общественного производства, его производительных сил и производственных отношений, воздействий социально-политической и экономической структуры общества, так как эти последние представляют собой теоретические, во многом абстрактные, понятия. Именно конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и многое другое – и есть социальные условия и факторы.
Следует отметить, что в современном российском государстве происходит трансформация, которая характеризуется формированием новой социальной структуры, расслоением населения.
Значимость, масштабность и мобильность дифференциации в обществе требует современных исследований, прежде всего с точки зрения оценки воздействия такой дифференциации на состояние здоровья населения в различных его группах.
Вопросы влияния социальных факторов на здоровье человека представлены в четвертой главе учебника.
По мере накопления знаний о закономерностях индивидуального развития организма человека становится ясно, что этот процесс, включая постнатальный (послеродовый) период, представляет собой реализацию в определенных условиях среды генетической программы, унаследованной индивидом от своих родителей через половые клетки. Следовательно, любые аномалии развития необходимо рассматривать как нарушения в тех или иных звеньях реализации такой генетической программы.
Современные тенденции в изменении структуры заболеваемости свидетельствуют о возрастании относительного значения генетически обусловленных заболеваний в патологии человека. По данным мировой статистики, около 5% всех новорожденных появляются на свет с генетически обусловленными дефектами, роль которых в перинатальной патологии еще выше.
Прогресс в понимании этиологии и патогенеза ряда распространенных болезней (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, большая группа нервно-психических болезней, ряд онкологических заболеваний и др.) свидетельствует о существенном значении наследственной предрасположенности в возникновении таких форм патологии. Указанные заболевания относят к разряду болезней с наследственной предрасположенностью.
Также следует вспомнить хромосомные и генные наследственные болезни и болезни, возникающие под воздействием внешних факторов. Эти вопросы рассматриваются в пятой главе учебника.
Следует подчеркнуть, что понимание социальными работниками вопросов социальной и генетической обусловленности здоровья имеет важное практическое значение в их профессиональной деятельности при оказании помощи клиентам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно в случае, когда такая ситуация прямо или опосредованно связана с проблемами здоровья.
Таким образом, на здоровье человека оказывает влияние множество факторов, главные из которых условно можно разделить на четыре группы: образ жизни, наследственность, состояние окружающей среды, качество и доступность медицинской помощи.
Математические расчеты, неоднократно воспроизведенные, в том числе и в нашей стране, показывают, что самое большое влияние на здоровье оказывает образ жизни. Доля факторов последнего превышает 50% всех воздействий. Примерно по 20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды, и около 10% приходится на уровень развития здравоохранения (табл. 2.1
Таблица 2.1
Группировка факторов риска (по Ю. П. Лисицыну, 2010)
Категории факторов риска | Примеры факторов риска | Доля, % |
Образ жизни | Курение Употребление алкоголя Несбалансированное питание Стрессовые ситуации (дистрессы) Вредные условия труда Гиподинамия Низкая физическая активность Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами Напряженные семейные отношения Напряженные психоэмоциональные отношения на работе Низкий культурный и образовательный уровень | 50-57 |
Внешняя среда | Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение почвы Резкие смены состояния атмосферы Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения | 20-25 |
Генетические факторы | Предрасположенность к наследственным болезням Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям | 15-20 |
Здравоохранение | Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи | 10-15 |