СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественное здоровье издравоохранение - это наука по укреплению и охране здоровья населения, а также продлению жизни населения. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Просмотр содержимого документа
«Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение»

Лекция №1

Тема: «Общественное здоровье и здравоохранение. Показатели общественного здоровья населения.»

ПЛАН

  1. Общие понятия здоровья, здравоохранения.

  2. Факторы риска.

  3. Социально-значимые заболевания.

  4. Показатели оценки состояния здоровья.

  5. Физическое развитие.



Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по укреплению и охране здоровья населения , продлению жизни с помощью мобилизации усилий общества и проведению различных организационных мероприятий.

Общественное здравоохранение – область научной и практической деятельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из крупнейших социальных систем, где медицина является одним из компонентов наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленностью.

Предмет науки - изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

Предметы:

1. Здравоохранение.

2. Здоровье населения.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология, оказывающая на здоровье населения.

1. Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом (БМЭ, 3 изд.)

2. Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

3.Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Факторы:

I. Социально-экономические факторы.

1. Уровень производительный сил и характер производственных отношений.

2. Организация медицинской помощи.

3. Законодательство по здравоохранению.

4. Образ и условия жизни.

II. Природно-климатические.

III. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.

IV. Психоэмоциональные.

Формула здоровья (в %): 50 – образ жизни, 20-наследственность, 20 – окружающая среда, 10 – деятельность здоровья.

4. Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Задачи науки:

1. Оценка и изучение здоровья населения, динамики его развития.

2. Оценка и изучение общественных и других условий, влияющих на здоровье.

3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.

4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.

5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.

6. Правовое регулирование здравоохранения.

7. Формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения



Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ).

Изучение здоровья населения и оценка влияния на него различных факторов - важнейшая задача ЗО. Данные о состоянии здоровья являются основой для:

1) планирования профилактических и оздоровительных мероприятий

2) совершенствования организационных форм и методов работы учреждений ЗО

3) определения потребности в различных видах помощи, расчета численности медицинских кадров, сети лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий

Факторы, влияющие на здоровье человека, можно разделить на 4 группы:

1) биологические (пол, возраст, наследственность, тип конституции, темперамент)

2) геофизические, или природные (температура воздуха, влажность, ландшафт, флора, фауна и др.)

3) социально-экономические (условия труда, быта, состояние окружающей среды, состояние службы ЗО, образ жизни и др.)

4) психофизиологические (факторы, связанные с действием второй сигнальной системы)

Их значимость в формировании здоровья неравноценна, ведущую роль играют социальные факторы.

Формула здоровья - здоровье зависит от:

а) образа жизни (50%);

б) состояния окружающей среды (20%);

в) генетических факторов (20%);

г) лечебных мер, медицины (10%)

Факторы, определяющие здоровье, подвержены постоянным изменениям, и многие из них трудно поддаются учету. В настоящее время для оценки состояния здоровья используют лишь те показатели, разработка и учет которых достаточно хорошо налажены:

а) демографические показатели

б) показатели заболеваемости

в) показатели инвалидности

г) показатели физического развития.

Прямую характеристику здоровья населения дают показатели физического развития, остальные показатели характеризуют общественное здоровье косвенно.

Физическое развитие - свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость. На формирование физического развития оказывают влияние медико-биологические, природно-климатические и социально-экономические факторы. Нарушение физического развития свидетельствует о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.

При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физического развитие, используется метод антропометрии, который позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. Комплексный подход при изучении физического развития основан на следующих показателях:

а) соматометрические (морфологические): измерение размеров тела и его частей (длина и масса тела, окружность грудной клетки)

б) физиометрические (функциональные): определяются с помощью специальных физических приборов (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила)

в) соматоскопические (описательные): основаны на описании тела в целом или отдельных его частей (состояние опорно-двигательного аппарата: осанка, форма грудной клетки, эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения и т.д.)

Изучение физического развития состоит из:

1) оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения

2) динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах

3) разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей

4) оценки эффективности оздоровительных мероприятий на основе сдвигов в состоянии физического развития.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяют методы наблюдения:

а) генерализующий - наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени

б) индивидуализирующий метод - длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.

Схема анализа показателей, характеризующих здоровье:

1) значение (что обозначает) показателя

2) методика расчета показателя

3) уровень показателя в РБ и его тенденции

4) критерии показателя по ВОЗ

5) факторы, оказывающие влияние на показатель

Анализ состояния здоровья в целом следует осуществлять по показателям в зависимости от их значимости и вклада в состояние здоровья.



Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной сред, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:

– социально-экономические – условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.;

– социально-биологические – возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.;

– экологические и природно-климатические – загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, экстремальные природно-климатические явления и т.д.;

– организационные или медицинские – обеспеченность населения медико-социальной помощью, ее качество и доступность и г.д.

Предлагаются также и другие группировки и классификации. Одна из общепринятых – выделение главных или больших факторов риска.

Например, по отношению к сердечно-сосудистым заболеваниям – это курение, гипокинезия, избыточный вес, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь. Большинство таких факторов риска зависит от самих людей, их поведения и образа жизни.

По своей природе факторы риска разделяют на первичные и вторичные. По мнению специалистов ВОЗ, к первичным большим факторам риска относятся: курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, гипокинезия, психоэмоциональный стресс; к вторичным – диабет, артериальная гипертензия, холестеринемия, ревматизм, аллергия, иммунодефициты и др.

Выделяются так называемые группы риска, к которым относят часть населения, в большей степени, чем другие, предрасположенную к различным заболеваниям. Это дети, старики, беременные, мигранты, бомжи, лица с девиантным поведением, работающие во вредных производственных условиях и пр.

Давая характеристику здоровью населения, специалисты констатируют и социальную обусловленность последнего. Когда речь идет о социальной обусловленности здоровья, то имеется в виду первостепенное по своему значению, а подчас и решающее влияние на него социальных факторов риска, воздействие которых приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов и, тем самым, способствует развитию патологии.

Ю. П. Лисицын отмечает, что опосредование здоровья (и болезней) происходит через социальные условия и социальные факторы, т.е. конкретные формы проявления, отражения способа общественного производства, его производительных сил и производственных отношений, воздействий социально-политической и экономической структуры общества, так как эти последние представляют собой теоретические, во многом абстрактные, понятия. Именно конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и многое другое – и есть социальные условия и факторы.

Следует отметить, что в современном российском государстве происходит трансформация, которая характеризуется формированием новой социальной структуры, расслоением населения.

Значимость, масштабность и мобильность дифференциации в обществе требует современных исследований, прежде всего с точки зрения оценки воздействия такой дифференциации на состояние здоровья населения в различных его группах.

Вопросы влияния социальных факторов на здоровье человека представлены в четвертой главе учебника.

По мере накопления знаний о закономерностях индивидуального развития организма человека становится ясно, что этот процесс, включая постнатальный (послеродовый) период, представляет собой реализацию в определенных условиях среды генетической программы, унаследованной индивидом от своих родителей через половые клетки. Следовательно, любые аномалии развития необходимо рассматривать как нарушения в тех или иных звеньях реализации такой генетической программы.

Современные тенденции в изменении структуры заболеваемости свидетельствуют о возрастании относительного значения генетически обусловленных заболеваний в патологии человека. По данным мировой статистики, около 5% всех новорожденных появляются на свет с генетически обусловленными дефектами, роль которых в перинатальной патологии еще выше.

Прогресс в понимании этиологии и патогенеза ряда распространенных болезней (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, большая группа нервно-психических болезней, ряд онкологических заболеваний и др.) свидетельствует о существенном значении наследственной предрасположенности в возникновении таких форм патологии. Указанные заболевания относят к разряду болезней с наследственной предрасположенностью.

Также следует вспомнить хромосомные и генные наследственные болезни и болезни, возникающие под воздействием внешних факторов. Эти вопросы рассматриваются в пятой главе учебника.

Следует подчеркнуть, что понимание социальными работниками вопросов социальной и генетической обусловленности здоровья имеет важное практическое значение в их профессиональной деятельности при оказании помощи клиентам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно в случае, когда такая ситуация прямо или опосредованно связана с проблемами здоровья.

Таким образом, на здоровье человека оказывает влияние множество факторов, главные из которых условно можно разделить на четыре группы: образ жизни, наследственность, состояние окружающей среды, качество и доступность медицинской помощи.

Математические расчеты, неоднократно воспроизведенные, в том числе и в нашей стране, показывают, что самое большое влияние на здоровье оказывает образ жизни. Доля факторов последнего превышает 50% всех воздействий. Примерно по 20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды, и около 10% приходится на уровень развития здравоохранения (табл. 2.1








Таблица 2.1

Группировка факторов риска (по Ю. П. Лисицыну, 2010)

Категории факторов риска

Примеры факторов риска

Доля,

%

Образ жизни

Курение

Употребление алкоголя

Несбалансированное питание

Стрессовые ситуации (дистрессы)

Вредные условия труда

Гиподинамия

Низкая физическая активность

Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами

Напряженные семейные отношения

Напряженные психоэмоциональные отношения на работе

Низкий культурный и образовательный уровень

50-57

Внешняя среда

Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами

Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами

Загрязнение почвы

Резкие смены состояния атмосферы

Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения

20-25

Генетические факторы

Предрасположенность к наследственным болезням

Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям

15-20

Здравоохранение

Неэффективность профилактических мероприятий

Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи

10-15






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!