СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 1 Место и роль философии в обществе

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для студентов СПО

Введение в философию

Просмотр содержимого документа
«Лекция 1 Место и роль философии в обществе»

Раздел № 1 Введение в философию

Тема № 1.1 Место и роль философии в обществе

Занятие № 1.1.1 Рациональность и иррациональность философии


АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АПД) ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Знакомство курсантов с аудио-файлом: Эстрадная группа «Машина времени». Солист - Андрей Макаревич. Композиция «Вагонные споры».mp3 – 2 минуты.

Затем фронтальный опрос обучающихся с места (проблемные вопросы – интерактивный приём обучения) – ответы подразумевают свободную открытую форму:

  • О чем говориться в данной композиции?

  • Кто в ней ведет диалог? Ученые, мудрецы или обычные люди?


Выслушать мнение нескольких обучающихся. После разбора ответов подвести студентов к выводу, о том, что необходимо начать изучение философии с ответов на следующие вопросы:

  • Что же изучает философия?

  • Кто такой философ?

  • И зачем нужно изучать философию?


1 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. ПРЕДМЕТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ


Полный ответ на вопрос: «Что такое философия?», очевидно, можно будет дать только после изучения всего курса. Но предварительный и краткий ответ на него полезно получить уже теперь. Ведь, и альпинист, находящийся у основания горы, хотя и знает, что увидит ее целиком, лишь поднявшись на вершину, тем не менее, еще внизу пытается окинуть взором всю гору. Попытаемся же и мы сделать нечто подобное, находясь у основания горы, именуемой философией.

Что же такое философия?

К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы:

«Познаваем ли мир?»,

«Существует ли Бог?»,

«Что такое истина?»,

«Что такое хорошо?»,

«Что есть Человек?»,

«Что первично – материя или сознание?»

и ряд других.

Философия - Это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Точно ответить на поставленный вопрос невозможно, потому что у нее нет определенного, конкретного предмета и поэтому она сильно отличается от других существующих наук. Наиболее правильным, но одновременно кратким и странным, представляется следующий вариант определения философии:

философии – это наука обо всем.

Но сразу же возникает следующий вопрос, каким образом может существовать наука обо всем? Мир любой науки – биологии или математики, химии или физики – неисчерпаем, её можно изучать бесконечно, потратив всю жизнь. Сколько же времени потребуется человеку, чтобы изучить все вообще? Каждая наука занимается чем-то определенным: планетами и звездами, материками и океанами, животным и растительным миром. Но как она может заниматься всем сразу, изучать все подряд?

Поэтому в данное определение философии надо внести уточнение. Есть вещи второстепенные и главные, есть частное и общее. Например, все люди совершенно различные, но между ними существует связующее и объединяющее звено, присуще каждому. Это наличие мышления, которым не обладает ни одно другое существо на Земле. Таким образом, разум или мышление – главная отличительная черта человека, его основная особенность.

Подобным образом можно выделить главные черты и у мира в целом, которые объединяют все совершенно различные вещи в одно грандиозное целое, которое мы называем «окружающим миром» или «мирозданием», или «Вселенной».

Термин «философия» возник из соединения двух греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость. Таким образом, философия буквально означает «любовь к мудрости».

Впервые слова «философия» и «философ» стал употреблять знаменитый грек Пифагор, живший в VI в. до н.э., прославившийся и как философ, и как математик. До него греческие ученые называли себя «сoфос», что означает «мудрец», то есть считали себя мудрецами. Пифагор в беседе с царем Леонтом произнес слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Я не мудрец, но только философ». Данное изречение на первый взгляд представляется странным и даже бессмысленным, так как понятия «мудрец» и «философ» сегодня нам кажутся синонимами.

В древности они заключали совершенно разные понятия. «Софос» (т.е. мудрец) – тот, кто владеет мудростью, обладает полной истиной, знает все. «Филo-софос» (т.е. любитель мудрости) – тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать.

(слайд) Отвечая на вопрос: «Кто такой философ?», Пифагор, по преданию, сравнил жизнь с Олимпийскими играми. «Толпу присутствующих на Играх можно условно разделить на 3 группы: 1) одни приходят для участия в борьбе, 2) вторые – торговать, 3) третьи, которые мудры, – удовлетворяются наблюдением. Так и в самой жизни: одни рождены, чтобы быть рабами славы или соблазняться прибылью, другие – мудрые – стремятся только к истине, они то и есть философы».

«Зачем изучать философию?» Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления. «С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие наши качества – совесть, ум, красота, любовь, свобода, добро – никак не вытекают ни из нашей биологии, ни из физиологии, ни из психологии, то есть они никак материально, естественно не обусловлены. Нет таких законов в мире, по которым мы должны любить друг друга или делать добро. Нет естественных причин для любви – я люблю, потому что не могу не любить; нет естественных причин для добрых поступков, я их совершаю, потому что я добр. Но всегда есть причины для поступков злых, подлых, коварных (я украл, потому что голоден, убил, спасая свою жизнь, и т.д.)».

С этой точки зрения всех истинно человеческих качеств, делающих нас людьми, – добра, совести, любви и т.д. – не должно было бы быть вообще, - а они есть. Они как туман, который нельзя измерить, потрогать, испытать, это не физические или физиологические процессы. Но если нет этих человеческих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в этот термин никакого религиозного смысла.


Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла. Понять свое собственное место и предназначение в обществе и место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают – изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть мудрым – значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.

Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. «Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно – ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому еще ты не сделал добра, потому что делать добро – это искусство, а благими намерениями вымощена дорога в ад».


Итак, мы не знаем, какие горизонты знания могут открыться нам в будущем, но значение философии и состоит в стремлении приблизиться хотя бы на шаг к ним.

Стремление к мудрости – думается, не столько научное занятие, сколько некое состояние души, определенный эмоциональный и интеллектуальный настрой. Философия – это скорее образ мышления, способ мировосприятия, или даже стиль жизни, нежели область знания, род профессиональной деятельности или наука.

Принципиальное отличие философии от частных наук – помимо прочего – заключается и в нехватке научности, точнее, она охватывает сферу гораздо большую, чем любая наука, раздвигает свои горизонты предельно широко и поэтому представляет явление, несомненно, более грандиозное, чем просто наука.

В чем же заключается азбука философии?

Любая область знания имеет собственную систему понятий, на которых она базируется и которыми постоянно оперирует. Для изучения философии необходимо ознакомиться с ее основными понятиями и принципами.


Окружающий мир в философии обычно называется объектом, а человек, познающий этот мир, субъектом.

Необходимо отметить, что подобное разделение, как и термины, довольно условны, поскольку человек, например, является частью окружающего мира, следовательно, субъект входит в объект; жесткое разграничение отсутствует. Данные термины используются для отделения неразумного и непознающего (мир - объект) от разумного и познающего (человека - субъекта).


Философия изучает фундаментальную сущность мира, основы бытия. Соответственно предметом философии является исследование мира в целом, всеобщее в системах «человек – мир» и «человек – общество».

Т.о. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.


Выводы по учебному вопросу


Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет много общего с научным знанием, но в то же время не является научным знанием в чистом виде. Философия является социокультурным феноменом, теоретическим мировоззрением, предельным обобщением накопленных человечеством знаний.

Философия – это наука обо всем. Объект философии – весь окружающий мир, включая самого человека.


Контрольные вопросы:


  1. Что является объектом и субъектом философии?

  2. В чём состоит предмет философии?


2 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ КАК ПРЕДМЕТА


Роль философии в жизни общества очень многофункциональна.

Философия раскрывает общезначимые природные и социальные условия культуры человека, который преобразует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции.

Значимость философии для общественно-политической жизни выражается в ее многочисленных функциях. Основными, базовыми для построения функционально-ролевой структуры философского знания человека в обществе выступают следующие функции:

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».

Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Критическая функция заключается в том, что формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

Логическая функция заключается в том, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

Этико-ценностная функция связанна с ориентацией философии на гуманистические ценности, соблюдение принципов морали и нравственности.

Прогностическая функция связана с развитием способности предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.


Выводы по учебному вопросу


Основная задача философии как науки скрывается в её многочисленных функциях, в которых философия раскрывает не только единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания действительности на основе общих законов, закономерностей и принципов развития.


Контрольный вопрос:


  1. Дайте краткую характеристику основных функций философии.



3 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС. СТРОЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


Контакт человека с окружающим миром может быть непроизвольным или произвольным, бессознательным или осознанным, стихийным или специально организованным, но в любом случае этот контакт будет являться познанием, которое, таким образом, совершенно неизбежно для человека, если он существует в мире.

Философией люди занимались всегда и везде.

Любое философское размышление или построение обязательно движется по трем вопросам:

  • Каков внешний мир?

  • Как мне к нему относиться, с ним взаимодействовать, контактировать?

  • Что из этого для меня следует, как мне себя вести и что делать?


Поэтому философия как наука обо всем состоит из нескольких больших разделов – онтология, гносеология, и антропология с социальной философией, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единое целое. Они взаимно дополняют, предполагают и обуславливают друг друга.

Первый называется онтологией (от греч. онтос – бытие и логос – наука) и является наукой о Бытии, то есть обо всем, что существует, говоря условно – об окружающем мире.

Второй раздел называется гносеологией (от греч. гносис – знание и логос – наука), который занимается проблемами познания.

Третий называется антропологией (от антропос – человек и логос – наука) наука о человеке.

Четвёртый раздел называется социальной философией и изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества.

Всё это позволяет определить философию как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.


Однако, интегратором, ядром всех философских проблем выступают два основных вопроса философии; они же служат отправным теоретическим пунктом всякого философского учения: «Из чего создан мир?» и «Можно ли его познать?».


Для более полного понимания первого вопроса рассмотрим два других принципиальных философских понятия: материальное и идеальное.

Материальное – то, что имеет физические параметры и характеристики (вес, размер, цвет) и то, что можно воспринять с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) – увидеть, потрогать и т.д. Любой чувственно (то есть с помощью органов чувств) воспринимаемый предмет окружающего мира является материальным. Поэтому в философии внешний мир часто называется физическим или материальным, или чувственным миром. Совокупность всего материального называется материей, представляющей мировое вещество или грандиозную сумму всех существующих вещей и предметов. Понятно, что материя существует не в качестве некого определенного предмета, но в виде бесчисленного количества различных форм, в разнообразных видах (планеты и звезды, материки и океаны, воздух и камни, растения и животные и т.д.).

Противоположность материального – идеальное. Философское понятие «идеального» совершенно отличается от обыденного. Мы привыкли считать, что идеальный – очень хороший, образцовый, совершенный. Идеальное в философии – то, что не воспринимается органами чувств (нельзя увидеть, потрогать, услышать и проч.) и не имеет физических параметров и характеристик (нельзя взвесить, измерить, нагреть и т.д.). Например, идеальными являются наши мысли и представления, слова и числа, а также явления высшего и невидимого мира – Бог и бессмертные души. Если совокупность всего материального называется материей, то совокупность, точнее, источник всего идеального – некий Идеальный Абсолют, который называют по-разному: Бог или Мировой Разум или Мировая Душа и т.п.

Одной из основных тем философии является проблема о природе или происхождении всего существующего. Или все нас окружающее – только мировое вещество, и человеческий мозг, являющийся также видом материи, придумал представления о Боге, душе и всем прочем идеальном; или же все, что нас окружает, является творением реально существующего Идеального Абсолюта (Бога, Мирового Разума и т.п.), и весь физический или материальный мир имеет в действительности духовную или идеальную природу.

Какой из этих подходов ближе к истине – до сих пор неизвестно. Но любой философ сознательно или стихийно, прямо или косвенно, как правило, придерживается одной из этих точек зрения. Предпринималось множество попыток найти компромисс. Но тогда необходимо предположить, что материальное и идеальное существуют параллельно и независимо друг от друга или же, что они – одно и то же и между ними нет противоположности, или же, что нет ни того, ни другого, а имеет место что-то среднее.


В результате в истории развития философской мысли сформировались основные философские течения.

МАТЕРИАЛИЗМ – это убеждение того, что сознание производно от реальности (природной или социальной), которая самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, т.е. существует вечно.

ИДЕАЛИЗМ – это такой способ философствования, который активную, творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший (производный) род бытия.

ДУАЛИЗМ – это философское учение, согласно которому существует сразу две субстанции: идеальная и материальная. Они существуют вечно, не пересекаются, независимы друг от друга. Так считал, например, Декарт.

Течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность познания мира человеком, называется АГНОСТИЦИЗМОМ (от слова «незнание»).


Философия представляет собой, с одной стороны, основу мировоззрения, а, следовательно, составляет основное содержание и сущность духовной жизни общества и каждого индивидуума. С другой стороны, философия выступает одновременно и как учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, и как сложившаяся наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, и как методология научного познания.


В любом случае проблема познания мира остается совершенно открытой.

! устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать.


Таким образом, философия – это древнейшая наука, и в то же время она всегда молода, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают.


Вывод по учебному вопросу


Основные вопросы и разделы философии сводятся к двум главным направлениям – онтология и гносеология.


Вопросы для закрепления:


  1. Назовите основные разделы философии как науки.

  2. В чём заключаются основные вопросы философии?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!