СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексика.Омонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексика.Омонимы»





Выполнила Кармацких Ирина Михайловна



Тема урока: «Лексика». «Омонимы»

Класс: 5

Тип урока: Урок открытия нового знания

УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. Русский язык 5 класс. Москва «Просвещение» 2012г.

Планируемые предметные результаты

- сформировать у учащихся понятие об омонимах и их типах в сопоставлении с понятием о многозначности слова.

- показать роль омонимов в речи.

формировать умение находить в толковом словаре омонимы.

- повторить изученный материал по теме «Лексика».

-продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа текста, (читательской ) грамотности на уроках русского языка в 5 классе по теме « Лексика»


Планируемые метапредметные результаты

Пользоваться толковым словарём и словарём омонимов, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Понятийное поле

(перечень предметных терминов, понятий, необходимых при изучении

темы)

Омонимы, многозначные слова, омонимия, каламбур


Характеристика задания

Содержательная область оценки

Чтение для личных целей

Компетентностная область оценки

-Находить и извлекать информацию.

-Использовать информацию из текста.

-Интегрировать и интерпретировать информацию.

-Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.


Контекст (ситуации чтения)

Личные

Вид текста

Сплошные (непрерывный текст)

Формат ответа

  • выбор одного или нескольких правильных ответов

  • задание с кратким ответом

  • задание с развернутым ответом

  • задание на сопоставление

  • задание на исключение неверных утверждений


Объект оценки

Умение читать текст и извлекать необходимую информацию, а так же использовать её для ответа на поставленный вопрос.


Описание задания

Прочитайте тексты.

1. Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, морфемы и другие единицы языка.( Термин введен Аристотелем ) Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция».

 2. А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы — это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений. 

Посмотри на конкретном примере. Допустим, нам нужно определить слово "кнопка" — это омоним или многозначное слово. Для этого мы вспоминаем, какие кнопки бывают. Бывает кнопка звонка, канцелярская кнопка, кнопка-застежка. Все эти кнопки объединяет, что их нажимают, и они маленького размера. У кнопки в разном употреблении слова все равно есть общее значение. Получается, что слово "кнопка" это многозначное слово.

 Теперь другой пример. Нам нужно определить слово "клуб" — это омоним или многозначное слово. Итак, мы начинаем вспоминать, какие бывают клубы...

 — ночной клуб; — клуб пыли; — клуб дыма

 — клуб по интересам (вязания, литературный клуб, сельский ).

У значений этих слов нет ничего общего. Невозможно найти связь между клубом пыли и ночным клубом. Перед нами абсолютно разные по смыслу слова. Значит, перед нами омоним.

 Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть .


Омонимия – одно из средств создания комического эффекта. Каламбур – игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели юмористы.


А теперь познакомимся с рассказом Н.Сладкова «Овсянка».

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

 – А у меня дома овсянка!

 – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

 – Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

 – И я люблю! – сказал Матвей.

 – Она желтая, красивая такая!

 – И вкусная. Особенно с молоком.

 – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

 – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

 – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

 – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.

 – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали .

 ( Н. Сладков)

 2. Вопросы классу:

-Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ? 

-Почему мальчики долго не понимали друг друга? 

(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов)

-Одинаково ли звучат и пишутся эти слова?

-Лексическое значение разное?

3. Вывод :Значит, Овсянка- омоним.

Задание 1.

 Чем похожи слова, о которых говорили Сашка и Матвей ?

А) Эти слова пишутся и произносятся одинаково.

В) Значение этих слов одинаково.

 С) Эти слова звучат одинаково и имеют одно лексическое значение.

 Д) Эти слова имеют сходство по какому-либо признаку.

Задание 2.

Используя информацию из текста «Омонимы»,

поставьте знак «+» рядом с правильным ответом.

 1.Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова.

2.Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку.

3.Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике.
4.Омо́нимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα – имя)

5.Значения многозначных слов имеют нечто общее, а значения омонимов никак не связаны между собой.

Задание 3.

Что является главной целью текстов, выберите правильный ответ:

 А) Рассказать о том, что омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.

В) Рассказать о том, что омонимы необходимо отличать от многозначных слов.

 С) Дать информацию о том, что омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова.

Задание 4.

Слова земля (планета Солнечной системы) - земля (суша) – это омонимы?

А) Да. В) Нет

Задание 5.

Согласны ли вы с тем , что слово КЛЮЧ является омонимом? Свой ответ аргументируйте.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!