Методические рекомендации к проведению лабораторной работы.
Электромеханическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных взаимодействующих электрических, электромеханических, электронных, механических и информационных преобразователей энергии.
Наиболее важным классом электромеханических систем для полиграфии является системы электропривода, в которых происходит преобразование электрической энергии в механическую энергию движения рабочих органов полиграфических машин.
Цикл содержит 7 лабораторно-практических работ по курсу «Электромеханические системы», которые посвящены исследованию характеристик электропривода малой мощности.
Лабораторные работы выполняются на электротехническом стенде, содержащем реальные источники питания и электромеханические и электромагнитные преобразователи, или с использованием моделирующей программы Electronics Workbench (EWB).
В качестве объектов исследования выбраны наиболее распространенные в полиграфии асинхронный электропривод при трехфазном и однофазном питании, электропривод постоянного тока, аппаратура регулирования, пуска и защиты электропривода, электромагнитные преобразователи - трансформаторы.
При подготовке к лабораторным работам следует руководствоваться лекционным материалом и библиографическим списком.
ЦЕЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
1.Ознакомиться с устройством наиболее распространенных в полиграфии электроприводов и входящих в их состав электрических машин, аппаратов и измерительных устройств.
2.Овладеть методикой и техникой проведения электротехнического эксперимента.
3.Овладеть методикой и техникой моделирования электромагнитных и электромеханических преобразователей с использованием стандартных программных средств.
4.Выработать навыки анализа рабочих характеристик электроприводов по результатам эксперимента.
5.Подтверждение на практике основных положений теоретической части курса.
ПОДГОТОВКА К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ
Программа расчетно-экспериментальных исследований может быть успешно выполненной в отведенное время только при тщательной предварительной подготовке к ним.
Перед началом лабораторных занятий студент должен:
1) четко представлять себе предстоящий эксперимент,
2) знать соответствующий теоретический материал,
3) иметь заготовленный бланк отчета с таблицами и схемами измерений,
4) иметь готовый отчет по предыдущей лабораторной работе.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ
Лабораторные работы выполняются бригадами. Каждая бригада работает за закрепленным за ней стендом (компьютером). Выполнению работы предшествует проверка подготовки студента. При этом студент должен предъявить заготовленные дома таблицы, результаты проведенных расчетов и подробную программу экспериментов. После допуска студента к работе он должен получить у инженера лаборатории необходимое оборудование. О допуске студента к работе преподавателем делается отметка в журнале и на рабочем протоколе.
Студенты, допущенные к работе, выполняют ее в соответствии с описанием и составленной ими программой экспериментов. Работа считается законченной после просмотра и утверждения преподавателем черновика отчета.
По окончании работы студенты должны выключить все источники питания на своем рабочем месте, разобрать схему испытаний и сдать оборудование инженеру лаборатории.
При выполнении работ в лаборатории следует руководствоваться инструкцией по технике безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛАБОРАТОРИИ
1. Все работающие в лаборатории должны быть знакомы с правилами техники безопасности. Студенты, приступающие впервые к работам, после ознакомления с правилами расписываются в специальном журнале.
2. Прежде чем приступить к работе, нужно проверить, выключено ли напряжение питания на стенде. При сборке схемы, во избежание короткого замыкания, необходимо выставить движки потенциометров в среднее положение, а движок автотрансформатора - в левое крайнее положение. Неиспользованные после сборки схемы провода надо убрать со стенда в отведенное для них место.
3. Запрещается включать схему под напряжение без предварительной ее проверки лаборантом или преподавателем.
4. В случае обнаружения неисправностей элементов схемы, а также появления дыма, искрения или специфического запаха перегретой изоляции, необходимо срочно отключить напряжение на стенде и о неисправности сообщить преподавателю или лаборанту.
5. Все изменения в схеме производить только при выключенном стенде.
6. Запрещается касаться токоведущих частей схемы, находящихся под напряжением, а также вращающихся частей электрических машин и тормоза.
7. Нельзя отвлекать внимание других студентов от работы, запрещаются громкие и посторонние разговоры, хождение по лаборатории.
8. Окончив работу, нужно обязательно выключить стенд.
9. Студенты, нарушившие правила техники безопасности, немедленно отстраняются от занятий и направляются в деканат.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Письменный отчет о выполненной лабораторной работе представляется персонально каждым студентом. Отчет должен содержать:
1) название лабораторной работы,
2) фамилию и инициалы исполнителя,
3) факультет, курс, группа,
4) дату выполнения работы,
5) название работы,
6) цель работы,
7) электрические схемы,
8) таблицу с паспортными данными приборов, ценой деления,
9) таблицу с паспортными данными объекта исследований,
10) таблицы измеренных и вычисленных величин с указанием единиц измерения,
11) основные расчетные формулы,
12) по одному численному примеру нахождения каждой из вычисляемых величин,
13) результаты исследований в графическом оформлении: кривые, диаграммы,
14) выводы по работе.
Отчет должен быть написан чернилами. Рабочие схемы и графики аккуратно вычерчиваются с применением чертежных инструментов. Условные обозначения приборов и других элементов схем должны соответствовать стандарту. Кривые строятся в прямоугольной системе координат на миллиметровой бумаге.
ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СТЕНДА
Лабораторные работы по электроприводу проводятся на электротехническом стенде ЛСЭ-2, знакомом студентам по общей электротехнике. Отметим специфическое оборудование, используемое только при испытаниях электроприводов.
1.Электромагнитный тормоз применяют в качестве нагрузки при исследовании характеристик электропривода. Он позволяет создать нагрузочный момент до 0,25 Нм. Тормоз содержит 6 катушек, установленных на магнитопроводах. Между полюсами магнитопровода вращается алюминиевый диск, сочлененный через эластичную муфту с валом электродвигателя. Магнитопроводы установлены на корпусе, который может поворачиваться на подшипниках относительно неподвижного основания. На основании размещена шкала, а на корпусе - стрелка и маятник в виде штанги с грузом. Питание к катушкам тормоза подается через проводники, скрученные в виде канителей, чтобы уменьшить создаваемый ими паразитный момент.
Принцип действия тормоза. Катушки тормоза при их подключении на постоянный ток создают постоянный магнитный поток, величина которого пропорциональна току возбуждения. Поток замыкается по магнитопроводу и пересекает плоскость алюминиевого диска. При вращении диска в нем магнитным потоком наводятся вихревые токи. Вихревые токи взаимодействуют с магнитным потоком и создают тормозной момент Мт, действующий на диск и на сочлененный с ним вал электродвигателя. Мощность потерь от вихревых токов Рвт пропорциональна квадрату магнитного потока Ф и частоте перемагничивания, которая непосредственно определяется частотой вращения испытуемого двигателя.
Мт=Рвт/=кФ22/=кФ2,
где к – коэффициент пропорциональности.
Момент тормоза регулируют путем изменения тока (магнитного потока) возбуждения.
В установившемся режиме работы привода при =const момент, развиваемый двигателем Мд, равен моменту сопротивления Мт на его валу, т.е. Мд=Мт.
При пуске =0 и тормоз не создает момент, что является его недостатком. Поэтому при измерении пускового момента механически фиксируют диск относительно полюсов тормоза с помощью шпильки.
В соответствии с третьим законом Ньютона тормозной момент, действующий на диск, равен моменту, приложенному к подвижному корпусу, и противоположно ему направлен. Этот момент уравновешивается моментом маятника:
М=рLsin ,
где р - вес груза, L- плечо, - угол отклонения стрелки.
Таким образом, по углу отклонения стрелки измерительной системы тормоза можно измерить момент, создаваемый тормозом Мт, а, следовательно, и момент, развиваемый приводом Мд.
2. Фототахометр используется для определения частоты вращения привода. Он содержит фото импульсный датчик, выполненный в виде диска со щелями, который закреплен на валу электродвигателя. Диск вращается в прорези фотоэлектрического преобразователя, содержащего осветитель и фотодиод, которые установлены по разные стороны от диска. При прохождении щели между осветителем и фотодиодом на последний попадает свет, его сопротивление уменьшается и возникает импульс тока. Частота импульсов пропорциональна частоте вращения вала привода, она фиксируется на цифровом индикаторе частотомера в об/мин.
Лабораторная работа № 11
Составление простейших схем с использованием аппаратов управления и защиты.
Продолжительность работы 2 часа. 1. Цель
Изучение структуры и состава электропривода, принципа действия контактных электрических аппаратов ручного и автоматического управления, простейших схем управления приводом с использованием электрических аппаратов.
Оборудование: тетрадь для л.п.з, методические рекомендации, электронные ресурсы.
2. Объект исследования
Объектом исследования является электропривод переменного тока, содержащий электромеханический преобразователь и схему управления. В качестве электромеханического преобразователя используется асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, основные характеристики которого исследуются в лабораторной работе №5. Схема управления приводом выполнена на контактных электрических аппаратах, которые широко используются в полиграфической промышленности для построения простейших схем релейно-контакторного управления приводом.
Электрические аппараты управления и защиты делятся на две группы: аппараты ручного и автоматического управления.
Электрические аппараты ручного управления предназначены для достаточно редких включений и отключений привода. К аппаратам ручного управления относятся рубильники, пакетные выключатели, автоматические выключатели (автоматы), кнопки управления (командные аппараты). Рубильники, пакетные выключатели устанавливают в силовых цепях привода, они рассчитаны на переменное напряжение до 500 В и постоянное напряжение до 440 В и токи до 600А. Эти аппараты не имеют защиты от короткого замыкания и перегрузки.
Автоматические выключатели предназначены для ручного включения и отключения электрических цепей и автоматического отключения привода в аварийных ситуациях (при коротком замыкании или перегрузке). Они содержат устройство защиты - тепловой и электромагнитный расцепители. Тепловой расцепитель предохраняет привод от перегрузки, т.е. от длительного превышения тока I привода его номинального значения Iн. При IIн двигатель перегревается, при этом резко сокращается срок службы и возможно самовозгорание. Тепловая защита инерционная: время срабатывания теплового расцепителя обычно около 1 часа при Iн, 30 минут при Iн и 10 секунд при очень больших токах I6Iн. Электромагнитный расцепитель предохраняет от коротких замыканий, при которых ток в 7..10 раз превышает номинальный. Время срабатывания электромагнитного расцепителя – сотые доли секунды.
Кнопки управления имеют замыкающий («Пуск») или размыкающие контакты («Стоп») и устанавливают в цепях управления аппаратами автоматического управления.
Контактные электрические аппараты автоматического управления двигателями — реле, контакторы, магнитные пускатели — позволяют осуществлять управление дистанционно, обычно при помощи кнопок. Это повышает производительность труда, улучшает условия работы, уменьшает вероятность несчастных случаев.
Для приведения в действие контактной системы аппараты автоматического управления снабжены электромагнитами. Электромагнит содержит катушку управления, размещенную на неподвижном магнитопроводе, и подвижный якорь, выполненный из магнитопроводящего материала. При подключении катушки управления на постоянное или переменное напряжение в магнитопроводе создается магнитный поток, возникает электромагнитная сила, которая притягивает якорь к магнитопроводу. С якорем механически связана подвижная контактная группа, и при движении якоря происходит замыкание части контактов (замыкающие контакты) и размыкание других контактов (размыкающие контакты).
Реле имеют контакты, рассчитанные на замыкание и размыкание цепей с током менее 5 А. Контакторы рассчитаны на коммутацию тока более 5 А (до 600А) и поэтому снабжены устройством искрогашения. Магнитные пускатели представляют собой разновидность контакторов, специально предназначенную для управления трехфазными асинхронными двигателями. Часто магнитный пускатель компонуется на общей панели вместе с тепловым реле, предназначенным для защиты двигателя от перегрузки.
На рис. 1.1 поясняется устройство и принцип действия магнитного пускателя с тепловым реле. Основными узами пускателя являются неподвижный стальной сердечник 1 с катушкой 2, подвижный стальной якорь 3, перемещающий пластмассовый шток 4 и медные контактные пластины 5, 6, 7, 8, укрепленные на штоке. Если по катушке ток не протекает, то возвратная пружина 9 оттягивает шток и якорь влево, и цепь статора двигателя М разомкнута. Когда в катушке имеется ток, сила тяги якоря превышает силу сопротивления пружины 9, контактные пластины замыкают свои цепи, и двигатель оказывается подключенным к сети.
Катушка 2 включена последовательно с кнопками «Стоп», «Пуск» и контактом 10 теплового реле, который нормально замкнут. При нажатии кнопки «Пуск» цепь оказывается замкнутой, якорь притягивается к сердечнику, контакты замыкаются и двигатель включается. Вспомогательный контакт 8 шунтирует кнопку «Пуск» и поэтому при ее отпускании двигатель продолжает работать.
Нажатие кнопки «Стоп» приводит к отключению двигателя. После отпускания этой кнопки двигатель остается отключенным, так как блок-контакт 8 разомкнулся. Таким образом, магнитный пускатель обеспечивает защиту людей и машины от самозапуска двигателя после перерыва в подаче электроэнергии. Это важно с точки зрения повышения безопасности.
Теперь рассмотрим устройство и работу теплового реле. Его основными элементами являются биметаллическая пластинка 11 и нагревательные элементы 12 и 13. Последние включены в цепи двух фаз обмотки статора двигателя. Верхний слой биметаллической пластинки выполнен из сплава инвар, имеющего малый температурный коэффициент расширения, а нижний слой — из латуни, имеющей значительный температурный коэффициент. Поэтому нагревание биметаллической пластинки приводит к ее изгибу правым концом вверх.
Если двигатель не перегружен и ток статора не превышает номинальной величины, нагревательные элементы 12 и 13 имеют невысокую температуру, тепловая энергия, передаваемая биметаллической пластинке, невелика и ее изгиб незначителен. Так как выделяемая нагревателями тепловая энергия пропорциональна квадрату протекающего по ним тока, то даже небольшая перегрузка двигателя приводит к существенному изгибу биметаллической пластинки. Тогда рычаг 14 под действием пружины 15 поворачивается против часовой стрелки и контакт 10 размыкается. Магнитный пускатель отключает двигатель от сети. После остывания нагревателей и биметаллической пластинки тепловое реле можно вернуть в исходное состояние нажатием кнопки возврата 16.
Рис.1.1. Устройство магнитного пускателя с тепловым реле
Рассмотрим наиболее характерные схемы управления асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором при помощи магнитных пускателей и реле.
Принципиальная электрическая схема показывает, каким образом нужно соединить между собой цепи электрических машин, аппаратов, приборов, и других элементов, чтобы получить требуемый алгоритм (закон) управления. Сами элементы изображают на схемах в виде условных графических обозначений в соответствии с действующими стандартами. Рядом с условным графическим обозначением помещается буквенно-цифровое обозначение. На принципиальных электрических схемах элементы одного и того же аппарата, машины или устройства можно располагать в различных местах схемы без учета их действительного конструктивного размещения.
Контакты всех аппаратов изображаются на схемах в «нормальном» положении, когда к ним не приложены электромагнитные и механические воздействия (например, кнопки или путевые выключатели не нажаты). Контакты могут быть замыкающими цепь (замыкающие контакты), или размыкающими цепь (размыкающие контакты).
В схемах часто используются реле времени, имеющие контакты, которые замыкаются или размыкаются с выдержкой времени. Условные графические обозначения контактов реле, а также обозначения других элементов контактных аппаратов управления даны в [1].
На рис. 1.2а представлена простейшая схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором при помощи магнитного пускателя. Эта схема полностью соответствует схеме на рис. 1.1, но выполнена при помощи условных графических обозначений. На рис. 1.2б показана схема для управления двигателем с трех постов. Кнопки «Пуск» включены параллельно, кнопки «Стоп» — последовательно.
В состав электропривода входит силовая часть и схема управления. Силовая часть содержит электродвигатель М, рубильник SA, провода, соединяющие двигатель с трехфазной сетью. В силовую цепь включены главные контакты КМ магнитного пускателя, предохранители с плавкими вставками FU и нагревательные элементы теплового реле К1. Цепь управления подсоединена на фазное напряжение между фазой С и нулевым проводом N. В ее состав входит обмотка магнитного пускателя КМ и его блок-контакт КМ, кнопки с сомовозвратом «Пуск» SB2, «Стоп» SB1и контакт К1 теплового реле.
Для пуска привода включают рубильник SA. При этом напряжение подается на схему управления и силовую часть. Так как главные контакты магнитного пускателя КМ в исходном положении разомкнуты, то двигатель при этом не подключен к сети. Для запуска двигателя нажимают кнопку «Пуск ».
При этом «собирается» цепь питания обмотки магнитного пускателя и КМ срабатывает. Главные контакты магнитного пускателя подключают двигатель к сети и он начинает вращаться. Блок-контакт магнитного пускателя шунтирует кнопку «Пуск» и ее можно отпустить. Для останова привода нажимают кнопку «Стоп». При этом размыкается цепь управления, обмотка магнитного пускателя обесточивается, его контакты возвращаются в исходное состояние и цепь питания двигателя отключается от сети.
Схема предусматривает защиту привода:
Схема предусматривает защиту привода:
от коротких замыканий с помощью плавких вставок FU,
от перегрузки с использованием теплового реле К1,
от значительного снижения напряжения – магнитный пускатель КМ при уменьшении напряжения срабатывает и размыкает главные контакты,
от повторного самопроизвольного запуска (после отключения питания) – схему может повторно включить только оператор, нажав кнопку «Пуск».
Рис. 1.2 Простейшая нереверсивная схема управления асинхронным двигателем при помощи магнитного пускателя: а – при управлении с одного поста, б – при управлении с трех постов.
На рис. 1.3 приведена схема с дополнительной кнопкой «Толчок», применяемая на некоторых полиграфических машинах. Команда «Толчок» используется при наладочных операциях, установке и при правке печатных форм. При нажатии кнопки «Толчок» (SВ3) промежуточное реле К2 не включается, и поэтому кнопка не шунтируется. Отпускание этой кнопки приводит к отключению пускателя КМ и остановке двигателя. Реле К2 включается при команде «Пуск». Один контакт шунтирует кнопку «Пуск» и ее можно отпустить. Другой контакт К2 включает пускатель КМ, и двигатель будет работать до нажатия кнопки «Стоп».
На рис. 1.4 дана схема, позволяющая реверсировать двигатель (изменять направление его вращения). Для этого имеются два магнитных пускателя — КМ1 и КМ2. Когда включен КМ1, чередование фаз на статоре двигателя — А, В, С, а когда включен КМ2, чередование фаз — С, В, А. Благодаря этому, изменяется направление вращения магнитного поля статора, а следовательно, и ротора двигателя.
Схема не допускает одновременного включения пускателя КМ1 и КМ2, что было бы равносильно короткому замыканию в сети. Для этого в цепи катушки КМ1 имеется размыкающий контакт КМ2, а в цепи катушки КМ2 — размыкающий контакт КМ1. Схема позволяет реверсировать двигатель не только после предварительной команды «Стоп», но и без нее. Кнопки SВ2 («Вперед») и SВ3 («Назад») имеют по две цепи. При нажатии на кнопку одна цепь размыкается, а затем другая цепь замыкается. Так, при нажатии SВ2 вначале отключается катушка пускателя КМ2, а затем включается катушка пускателя КМ1. При нажатии SВ3 вначале отключается катушка пускателя КМ1, а затем включается катушка пускателя КМ2.
Рис. 1.3 Схема с дополнительной кнопкой «Толчок»
Рис. 1.4 Реверсивная схема управления электроприводом
На рис. 1.5 приведена схема, в которой для быстрой остановки привода и машины используется режим динамического торможения, предусматривающий подачу в обмотки статора постоянного тока после отключения этих обмоток от сети переменного тока. В схеме для этой цели имеются понижающий трансформатор Т и выпрямитель V1 на диодах. Кроме того, дополнительными элементами в схеме являются контактор КМ2 и реле времени КТ.
Рис.1.5 Схема электропривода с динамическим торможением
В исходное состояние после включения автомата SF контакторы КМ2 и КТ отключены, и пуск производится как обычно, нажатием кнопки SВ2. Нажатие двухцепной кнопки SВ1(«Стоп») приводит к отключению катушки КМ1. Главные контакты КМ1 отключают двигатель от сети, а блок-контакт КМ2 шунтирует кнопку «Стоп», и ее можно отпустить. Главные контакты КМ2 подключают выпрямитель V1 к обмоткам статора двигателя, и последний переходит в режим динамического торможения. Одновременно реле КТ ведет отсчет времени и через заранее рассчитанное время, достаточное для полной остановки машины, отключает катушки КМ2 и КТ. Статор двигателя отключается от выпрямителя V1, и схема приходит в исходное состояние.
3. Домашняя теоретическая подготовка
Принцип действия, устройство контактных электрических аппаратов и простейших схем управления приводом [1], c. 202-211.
4. Задание к экспериментальной части работы
4.1 Изучить конструкцию аппаратов ручного управления: рубильников, пакетных выключателей, командоконтроллеров, кнопок управления, автоматических выключателей.
4.2 Изучить конструкцию аппаратов автоматического управления: контактора, магнитного пускателя, теплового реле, промежуточного реле, реле времени.
4.3 Далее студенты вычерчивают схемы управления, подлежащие испытанию, а затем преподаватель поясняет работу этих схем и производит опрос студентов.
4.4 Испытание схем управления электроприводов, представленных на рис.1.2а, 1.3, 1.4, 1.5.
5. Обработка и анализ результатов экспериментальных исследований
Отчет по работе должен содержать:
5.1. Схемы, прошедшие испытания.
5.2. Типы использованных аппаратов управления.
Рекомендуемая литература:
Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. ,Электротехника. Учебник. НПО, - М.: ИЦ "Академия", 2012 4-е изд.
1.Новиков П. Н., Кауфман В. Я. И др. Задачник по электротехнике. Учебник НПО. "Академия", 2006г.
Шишмарев В.Ю. Средства измеренений. Учебник .ИЦ "Академия", 2006.
Башарин С.А. Теоретические основы электротехники. Теория электрических цепей и электромагнитного поля. М.ЗАО "КЖИ "За рулем". М.: ИЦ "Академия",2004.
Браславский И.Я. Энергосберегающий асинхронный электропривод. - М.: ИЦ "Академия", 2004.
Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники Издат. центр "Академия", 2004
Москаленко В.В. Электрический привод: Учебник (1-е изд.) 2007г