Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»»
Технологическая карта урока
Чиркова А.В., учитель физики МБОУ ШР «Гимназия»
Тема урока: лабораторная работа. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Класс: 8 УМК: учебник «Физика» для 8 класса. Автор: Перышкин А.В. год издания: 2018г.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель для учителя:
образовательная: формировать умение собирать электрические цепи, измерять в них силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра, решать экспериментальные и расчётные (графические) задачи.
развивающая: создать условия для развития умения учащихся рассуждать, анализировать, делать выводы, решать задачи;
воспитательная: дальнейшее формирование навыков работы в паре, культуры труда.
Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование ценностных отношений к учению, результатам обучения; развитие позитивного отношения к изучению физики.
Метапредметные результаты: познавательные – самостоятельно анализировать информацию, обобщать и делать вывод; анализировать результаты опытных данных; регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; самостоятельно формировать познавательную задачу; коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты: научиться рассчитывать сопротивление, используя закон Ома; убедиться в независимости сопротивления проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; источник питания, небольшая никелиновая спираль, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Мотивационно-целевой этап. |
Приветствие учителя Проверка готовности к уроку Выполните задание Проверьте по ключу У каждого есть оценочная таблица, в которой вы укажите свои результаты на разных этапах урока. Оцените себя по 3 заданиям, отметив знаком «+» в каждом задании один из предложенных вариантов ответа. (Приложение 1) Мы продолжаем изучение темы «Электрический явления». Сегодня мы выполняем лабораторную работу «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». У вас на столах находятся два измерительных прибора и реостат. Ответьте на вопросы. Фронтальная работа. (Задание 1) - для чего предназначены приборы? - как включают приборы в электрическую цепь? - чему равна цена деления амперметра? - чему равна цена деления вольтметра? Ситуация «Тренировочные задания» (Задание 2) Взаимопроверка по ключу. Выделение основных понятий: включение амперметра, вольтметра в электрическую цепь, расчёт сопротивления по формуле. | Дети объединяются в пары. Работа по заданию. (Приложение 2 «Тренировочные задания») Выход на тему урока. Формулируют тему урока и цель урока. | Личностные саморегуляция Регулятивные Целеполагание Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества | |
II стадия Процессуальный этап. |
Выполнение лабораторной работы. (Задание 3) Инструктаж по ТБ (типовая инструкция) Оформление работы (л/р, тема, цель приборы и материалы) Делают вывод по л/р работе | 1) Ученики работают в парах по учебнику Стр. 228-229 2) Дополнительно (Задание 4): Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как при этом изменилось сопротивление проводника? (не изменилось) Напряжение в проводнике уменьшили в 4 раза. Как изменилось сопротивление проводника? (не изменилось) Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось при этом сопротивление проводника? (сопротивление уменьшилось в три раза) Проволоку согнули пополам и включили в сеть. Как изменилось сопротивление проволоки? (сопротивление уменьшилось в 4 раза) По графикам сравните электрическое сопротивление тел 1,2,3. (R3 R2 R1) 3) Заполняют оценочную таблицу. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Коррекция- Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном | |
III. Рефлексия. Рефлексивно-оценочный этап. |
Подведите итоги урока по приёму незаконченных предложений. (Приложение 3) Дом. Задание. Электрическое сопротивление часто измеряют специальным измерительным прибором – омметром. Найдите в литературе и ознакомитесь с устройством, принципом действия и порядком измерения омметров для измерения сопротивлений. На выбор сборник В.И. Лукашик, Е.В. Иванова стр.159 № 1334, 1331, 1301, | Ученики самостоятельно анализируют свою деятельность, участвуют в обсуждении результатов и самооценке, выявляют индивидуальные затруднения. Записывают домашнее задание | Личностные – Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. | |
Приложение 1.
| Задание 1. | Задание 2 | Задание 3. | Задача 4. |
Я справился | | | | |
У меня были вопросы | | | | |
Мне было трудно | | | | |
Я не справился | | | | |
Приложение 2.
Вопросы | Ответы |
1.На каких приборах вольтметр измеряет напряжение? | № 1. Вольтметр измеряет напряжение на ………………………………………………………………… № 2. Вольтметр измеряет напряжение на ………………………………………………………………… № 3. Вольтметр измеряет напряжение на ………………………………………………………………… № 4. Вольтметр измеряет напряжение на ………………………………………………………………… |
2. Какие ошибки допущены в каждой схеме? | №1 Ошибка состоит в том, что ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… № 2 Ошибка состоит в том, что ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… № 3 Ошибка состоит в том, что ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… |
3. Какими буквами обозначаются физические величины и единицы их измерения? Сила тока, напряжение, сопротивление. 4. Напишите формулу для нахождения сопротивления через силу тока и напряжение. | Сила тока……………………………………………………... Напряжение…………………………………………………. сопротивление………………………………………………. Формула нахождения сопротивления |
5. Определите сопротивление лампы по показаниям амперметра и вольтметра. | Ответ: Формула _________________________ Вычисления_______________________ ____________________________________ |
6. Одну и туже лампу включили в две разные электрические цепи, которые отличаются источниками питания. Найдите сопротивление лампы в 1-м и 2- м случае. Сравните их. 7. От каких величин не зависит сопротивление? Докажите. | Сопротивление лампы в 1-м случае _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Сопротивление лампы во 2-м случае _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Сравнение ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ Сопротивление не зависит от __________________________________________________ __________________________________________________ Доказательство, если __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ _________________________ |
Приложение 3
Продолжите фразу.
на уроке я узнал | |
я могу объяснить (рассказать) о | |
мне было трудно, потому что | |
у меня не получилось, потому что | |
мне захотелось | |