Лев Абрамович Кассиль «Дорогие мои мальчишки».
Идейно нравственные проблемы произведения.
Лев Абрамович Кассиль, известный писатель и журналист, родился 10 июля
1905 года в Покровской слободе Саратовской губернии (ныне город
Энгельс).
Лев принадлежал к числу тех мальчиков, которых окружающие называют «разносторонне одарѐнными». Он долго не знал, чем же ему следует заняться всерьѐз. Художники находили у него определѐнные склонности по их части, и он послушно учился рисованию. Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле.
Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле. А приехавший из Петрограда учитель словесности А. Д. Суздалев, прочитав написанные Кассилем по его заданию домашние сочинения, заявил его родителям, что, чему бы Льва ни учили, всѐ равно он в будущем станет литератором… Самому Льву Кассилю было трудно поверить Суздалеву, что его призвание — литература, но слова его он запомнил.
- Большинство его книг написаны о детях и для детей. Повесть «Дорогие мои мальчишки» была написана в годы Великой Отечественной войны и вышла в свет в 1944 году.
Во время войны писатель работал в редакции детского журнала «Мурзилка» и много писал о детях. В годы войны издал сборник рассказов «Обыкновенные ребята», произведение «Твои защитники» (1942 г.). В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. В 1943 г. издан сборник рассказов «Всем сердцем». Накопившийся за 1941-1943-е годы материал вылился в повесть «Дорогие мои мальчишки».
- «Дорогие мои мальчишки» — знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. Это история трудностей, опасностей и приключений — выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости — о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.
- Ребята, вы познакомились с книгой Лева Абрамовича Кассиля «Дорогие
- мои мальчишки».
- 1.Скажите, почему так называется эта книга? Как вы понимаете смысл
- названия произведения - «Дорогие мои мальчишки»?
- 2.Какую страну придумал Арсений Петрович Гай? (Синегорию)
- 3 Что случилось с Арсением Петровичем? (Погиб)
- 4.Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге?
- Тайна Лазоревых гор тесно связана с жизнью приволжских мальчишек. На их долю выпало тяжелое испытание – Великая Отечественная война. Конечно, героям не пришлось воевать на передовой в силу их возраста, однако многие из них, как могли, в тылу помогали своей родине. К таким героям, в первую очередь, нужно отнести Капку Бутырева. Этот мальчишка, на попеченье которого остались младшие сестры, был своеобразной знаменитостью и гордостью города Затонска.
1 Кто является главным героем произведения?
- Капитон Бутырев. Несмотря на свой маленький рост и щуплость, этот мальчишка отлично работал на Судоремонтом заводе и уже стал фрезеровщиком четвертого разряда. Кроме того, он успевал хорошо учиться в училище. Также Капка был бригадиром, и его команда всегда была в первых рядах по выполнению плана.
- Герой пользовался уважением и авторитетом у всего города, может быть еще и потому, что все знали - война сделала Капитона сиротой.
Где жили синегорцы и кто это?
- В городе Затонске
- Валерий Черепашкин, Капка, Тимсон и пионеры, которые должны были совершать добрые дела.
- Такого «выдающегося» человека не могли не заметить синегорцы – Валерка Черепашкин и его друг-телохранитель Тимка. Они, исполняя «свой долг», оберегали Бутырева, старались защитить
- его в меру своих сил. Вернее, защищал в основном большой и толстый Тимка, Валерка же в их
- команде был «мозгом».
Ребята, скажите, чем занималась команда синегорцев? Символ синегорцев и девиз ?
- Радуга, стрела и вьюнок
- «Отвага, Верность, Труд – Победа!»
Должны были совершать разные добрые дела.
Ребята, расскажите о взаимоотношениях синегорцев?
Тщедушный и болезненный, Черепашкин «был историком города Затонска и аккуратно
записывал в свою памятку все выдающиеся события и явления и интересные случаи, которые
были в городе».Вначале Валерку удручало то, что в городе практически ничего не происходит. Вот разве что Капка конфликтовал с длинновязым Лешкой Дульковым, который воровал, не хотел хорошо
работать и всячески портил репутацию бригады Бутырева.
- Как отреагировали старые Затонцы, когда узнали, что судоремонтному заводу пришел особый заказ?
старая затонская гвардия: сторожилы, пенсионеры, ветераны пришли помочь на завод. Ребята решили работать по 2 лишних часа, чтобы освоить новые детали.
Какими событиями начала наполняться жизнь Затонска? Жизнь Затонска начала наполняться событиями. Сначала в город прибыла команда юнг, с которыми учащиеся училища и молодые рабочие завода стали конфликтовать.
Как синегорцы отнеслись к юнгам? Они ни за что не хотели принимать этих «героев», считая их просто задаваками: «Юнги казались им бездельниками и щеголями». Однако писатель сразу предупреждает нас, что «не знали ремесленники Рыбачьего Затона, что эти аккуратно подобранные парни в бушлатах и в бескозырках хлебнули такого, что и не снилось затонским».
- Какое дело объединило синегорцев и юнг? восстановление старого баркаса.
- Почему баркас забрали?
- Для разминирования Волги необходимы были маленькие суда. А этот баркас был деревянным и как нельзя лучше подходил для этой работы.
- Почему синегорцы не покинули город?
- Совсем скоро юнгам пришлось продемонстрировать свои умения. Затонск окружили фашисты. Из города срочно эвакуировали многих жителей, в том числе и детей. Но Капка и синегорцы остались. Остались вместе с юнгами, своими недавними соперниками, защищать родной Затонск. И пред лицом серьезной опасности помирились и объединились все. Лешка Ходуля отдал Рите, сестре Бутырева, свое самое дорогое сокровище – «маленькую медную зажигалку», а Капка подружился со своими соперниками – юнгами.
- Какую роль сыграл Капка в бою? Фашисты наступали все плотнее, силы защитников Затонска иссякали. И тут Капка, под перекрестным огнем, пробрался к юнгам и рассказал обо всем. А потом вывел их в тыл к фашистам, прорыл ход и один обезвредил немецкого пулеметчика.
- Как закончился бой с фашистами? Какие потери принес бой?
- Все закончилось хорошо – герои не пустили фашистов на русскую землю. Но сам бой принес много потерь. Погиб Сережа Палихин: «Он обливался кровью. Вот Палихин свалился, но оперся сперва на одно колено, потом подтянулся, встал и опять бросился на немцев, ухватив
- обеими руками дуло автомата у одного из парашютистов».
- Прочитать отрывок из в котором мичман рассказывает сказку... (Сказочку слышали про русский огонек. Поймал наш боец в плен ……… пуще распалишь).
1 Какую черту русского характера рассматривает мичман в своей сказке?
2 О чем эта сказка? (О войне)
3 Какова основная мысль текста? Что хотел показать автор, какую
проблему?
Дети рано взрослели, приходилось работать… дети войны… Главная проблема героев повести заключается в том, что в военное время детям приходится переносить все тяготы жизни наравне со взрослыми.
- Ребята, задайте вопросы друг другу.
- Какой эпизод книги вам больше всего запомнился и почему?
- Понравилось ли вам произведение «Дорогие мои мальчишки» Льва Абрамовича Кассиля? Поделитесь своими мыслями, чувствами после урока. Почему вы порекомендовали бы прочитать данную книгу вашим сверстникам?
- Автор заканчивает повесть обращением из неотправленного письма командосам погибшего Гая. Уже ясно, что победа близка, но мира еще нет, идет война. Он верит, что с такими ребятами мир не пропадет. Повесть учит любить малую и большую Родину, свой народ, семью. Учит жертвовать собой ради других, верить, надеяться, бороться, трудиться, дружить, помогать друг другу.