СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. А. Кассиль "Дорогие мои мальчишки " . Идейно нравственные проблемы произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л. А. Кассиль "Дорогие мои мальчишки " . Идейно нравственные проблемы произведения»

Лев Абрамович Кассиль  «Дорогие мои мальчишки». Идейно нравственные проблемы произведения.

Лев Абрамович Кассиль «Дорогие мои мальчишки».

Идейно нравственные проблемы произведения.

Лев Абрамович Кассиль, известный писатель и журналист, родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе Саратовской губернии (ныне город Энгельс).

Лев Абрамович Кассиль, известный писатель и журналист, родился 10 июля

1905 года в Покровской слободе Саратовской губернии (ныне город

Энгельс).

Лев принадлежал к числу тех мальчиков, которых окружающие называют «разносторонне одарѐнными». Он долго не знал, чем же ему следует заняться всерьѐз. Художники находили у него определѐнные склонности по их части, и он послушно учился рисованию. Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле. Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле. А приехавший из Петрограда учитель словесности А. Д. Суздалев, прочитав написанные Кассилем по его заданию домашние сочинения, заявил его родителям, что, чему бы Льва ни учили, всѐ равно он в будущем станет литератором… Самому Льву Кассилю было трудно поверить Суздалеву, что его призвание — литература, но слова его он запомнил.

Лев принадлежал к числу тех мальчиков, которых окружающие называют «разносторонне одарѐнными». Он долго не знал, чем же ему следует заняться всерьѐз. Художники находили у него определѐнные склонности по их части, и он послушно учился рисованию. Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле.

Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле. А приехавший из Петрограда учитель словесности А. Д. Суздалев, прочитав написанные Кассилем по его заданию домашние сочинения, заявил его родителям, что, чему бы Льва ни учили, всѐ равно он в будущем станет литератором… Самому Льву Кассилю было трудно поверить Суздалеву, что его призвание — литература, но слова его он запомнил.

Большинство его книг написаны о детях и для детей. Повесть «Дорогие мои мальчишки» была написана в годы Великой Отечественной войны и вышла в свет в 1944 году. Во время войны писатель работал в редакции детского журнала «Мурзилка» и много писал о детях. В годы войны издал сборник рассказов «Обыкновенные ребята», произведение «Твои защитники» (1942 г.). В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. В 1943 г. издан сборник рассказов «Всем сердцем». Накопившийся за 1941-1943-е годы материал вылился в повесть «Дорогие мои мальчишки».
  • Большинство его книг написаны о детях и для детей. Повесть «Дорогие мои мальчишки» была написана в годы Великой Отечественной войны и вышла в свет в 1944 году.

Во время войны писатель работал в редакции детского журнала «Мурзилка» и много писал о детях. В годы войны издал сборник рассказов «Обыкновенные ребята», произведение «Твои защитники» (1942 г.). В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. В 1943 г. издан сборник рассказов «Всем сердцем». Накопившийся за 1941-1943-е годы материал вылился в повесть «Дорогие мои мальчишки».

«Дорогие мои мальчишки» — знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. Это история трудностей, опасностей и приключений — выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости — о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.
  • «Дорогие мои мальчишки» — знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны. Это история трудностей, опасностей и приключений — выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости — о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.
Ребята, вы познакомились с книгой Лева Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки». 1.Скажите, почему так называется эта книга? Как вы понимаете смысл названия произведения - «Дорогие мои мальчишки»? 2.Какую страну придумал Арсений Петрович Гай? (Синегорию) 3 Что случилось с Арсением Петровичем? (Погиб) 4.Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге?
  • Ребята, вы познакомились с книгой Лева Абрамовича Кассиля «Дорогие
  • мои мальчишки».
  • 1.Скажите, почему так называется эта книга? Как вы понимаете смысл
  • названия произведения - «Дорогие мои мальчишки»?
  • 2.Какую страну придумал Арсений Петрович Гай? (Синегорию)
  • 3 Что случилось с Арсением Петровичем? (Погиб)
  • 4.Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге?
Тайна Лазоревых гор тесно связана с жизнью приволжских мальчишек. На их долю выпало тяжелое испытание – Великая Отечественная война. Конечно, героям не пришлось воевать на передовой в силу их возраста, однако многие из них, как могли, в тылу помогали своей родине. К таким героям, в первую очередь, нужно отнести Капку Бутырева. Этот мальчишка, на попеченье которого остались младшие сестры, был своеобразной знаменитостью и гордостью города Затонска. 1 Кто является главным героем произведения?
  • Тайна Лазоревых гор тесно связана с жизнью приволжских мальчишек. На их долю выпало тяжелое испытание – Великая Отечественная война. Конечно, героям не пришлось воевать на передовой в силу их возраста, однако многие из них, как могли, в тылу помогали своей родине. К таким героям, в первую очередь, нужно отнести Капку Бутырева. Этот мальчишка, на попеченье которого остались младшие сестры, был своеобразной знаменитостью и гордостью города Затонска.

1 Кто является главным героем произведения?

Капитон Бутырев. Несмотря на свой маленький рост и щуплость, этот мальчишка отлично работал на Судоремонтом заводе и уже стал фрезеровщиком четвертого разряда. Кроме того, он успевал хорошо учиться в училище. Также Капка был бригадиром, и его команда всегда была в первых рядах по выполнению плана. Герой пользовался уважением и авторитетом у всего города, может быть еще и потому, что все знали - война сделала Капитона сиротой.
  • Капитон Бутырев. Несмотря на свой маленький рост и щуплость, этот мальчишка отлично работал на Судоремонтом заводе и уже стал фрезеровщиком четвертого разряда. Кроме того, он успевал хорошо учиться в училище. Также Капка был бригадиром, и его команда всегда была в первых рядах по выполнению плана.
  • Герой пользовался уважением и авторитетом у всего города, может быть еще и потому, что все знали - война сделала Капитона сиротой.
Где жили синегорцы и кто это? В городе Затонске Валерий Черепашкин, Капка, Тимсон и пионеры, которые должны были совершать добрые дела. Такого «выдающегося» человека не могли не заметить синегорцы – Валерка Черепашкин и его друг-телохранитель Тимка. Они, исполняя «свой долг», оберегали Бутырева, старались защитить его в меру своих сил. Вернее, защищал в основном большой и толстый Тимка, Валерка же в их команде был «мозгом».

Где жили синегорцы и кто это?

  • В городе Затонске
  • Валерий Черепашкин, Капка, Тимсон и пионеры, которые должны были совершать добрые дела.
  • Такого «выдающегося» человека не могли не заметить синегорцы – Валерка Черепашкин и его друг-телохранитель Тимка. Они, исполняя «свой долг», оберегали Бутырева, старались защитить
  • его в меру своих сил. Вернее, защищал в основном большой и толстый Тимка, Валерка же в их
  • команде был «мозгом».
Ребята, скажите, чем занималась команда синегорцев?  Символ синегорцев и девиз ? Радуга, стрела и вьюнок «Отвага, Верность, Труд – Победа!» Должны были совершать разные добрые дела. Ребята, расскажите о взаимоотношениях синегорцев? Тщедушный и болезненный, Черепашкин «был историком города Затонска и аккуратно записывал в свою памятку все выдающиеся события и явления и интересные случаи, которые были в городе».Вначале Валерку удручало то, что в городе практически ничего не происходит. Вот разве что Капка конфликтовал с длинновязым Лешкой Дульковым, который воровал, не хотел хорошо работать и всячески портил репутацию бригады Бутырева.

Ребята, скажите, чем занималась команда синегорцев? Символ синегорцев и девиз ?

  • Радуга, стрела и вьюнок
  • «Отвага, Верность, Труд – Победа!»

Должны были совершать разные добрые дела.

Ребята, расскажите о взаимоотношениях синегорцев?

Тщедушный и болезненный, Черепашкин «был историком города Затонска и аккуратно

записывал в свою памятку все выдающиеся события и явления и интересные случаи, которые

были в городе».Вначале Валерку удручало то, что в городе практически ничего не происходит. Вот разве что Капка конфликтовал с длинновязым Лешкой Дульковым, который воровал, не хотел хорошо

работать и всячески портил репутацию бригады Бутырева.

Как отреагировали старые Затонцы, когда узнали, что судоремонтному заводу пришел особый заказ? старая затонская гвардия: сторожилы, пенсионеры, ветераны пришли помочь на завод. Ребята решили работать по 2 лишних часа, чтобы освоить новые детали.
  • Как отреагировали старые Затонцы, когда узнали, что судоремонтному заводу пришел особый заказ?

старая затонская гвардия: сторожилы, пенсионеры, ветераны пришли помочь на завод. Ребята решили работать по 2 лишних часа, чтобы освоить новые детали.

Какими событиями начала наполняться жизнь Затонска?  Жизнь Затонска начала наполняться событиями. Сначала в город прибыла команда  юнг, с которыми учащиеся училища и молодые рабочие завода стали конфликтовать.

Какими событиями начала наполняться жизнь Затонска? Жизнь Затонска начала наполняться событиями. Сначала в город прибыла команда юнг, с которыми учащиеся училища и молодые рабочие завода стали конфликтовать.

Как синегорцы отнеслись к юнгам?  Они ни за что не хотели принимать этих «героев», считая их просто задаваками:  «Юнги казались им бездельниками и щеголями». Однако писатель сразу предупреждает нас, что  «не знали ремесленники Рыбачьего Затона, что эти аккуратно подобранные парни в бушлатах и  в бескозырках хлебнули такого, что и не снилось затонским».

Как синегорцы отнеслись к юнгам? Они ни за что не хотели принимать этих «героев», считая их просто задаваками: «Юнги казались им бездельниками и щеголями». Однако писатель сразу предупреждает нас, что «не знали ремесленники Рыбачьего Затона, что эти аккуратно подобранные парни в бушлатах и в бескозырках хлебнули такого, что и не снилось затонским».

Какое дело объединило синегорцев и юнг? восстановление старого баркаса. Почему баркас забрали? Для разминирования Волги необходимы были маленькие суда. А этот баркас был деревянным и как нельзя лучше подходил для этой работы.
  • Какое дело объединило синегорцев и юнг? восстановление старого баркаса.
  • Почему баркас забрали?
  • Для разминирования Волги необходимы были маленькие суда. А этот баркас был деревянным и как нельзя лучше подходил для этой работы.
Почему синегорцы не покинули город? Совсем скоро юнгам пришлось продемонстрировать свои умения. Затонск окружили фашисты. Из города срочно эвакуировали многих жителей, в том числе и детей. Но Капка и синегорцы остались. Остались вместе с юнгами, своими недавними соперниками, защищать родной Затонск. И пред лицом серьезной опасности помирились и объединились все. Лешка Ходуля отдал Рите, сестре Бутырева, свое самое дорогое сокровище – «маленькую медную зажигалку», а Капка подружился со своими соперниками – юнгами.
  • Почему синегорцы не покинули город?
  • Совсем скоро юнгам пришлось продемонстрировать свои умения. Затонск окружили фашисты. Из города срочно эвакуировали многих жителей, в том числе и детей. Но Капка и синегорцы остались. Остались вместе с юнгами, своими недавними соперниками, защищать родной Затонск. И пред лицом серьезной опасности помирились и объединились все. Лешка Ходуля отдал Рите, сестре Бутырева, свое самое дорогое сокровище – «маленькую медную зажигалку», а Капка подружился со своими соперниками – юнгами.
Какую роль сыграл Капка в бою? Фашисты наступали все плотнее, силы защитников Затонска иссякали. И тут Капка, под перекрестным огнем, пробрался к юнгам и рассказал обо всем. А потом вывел их в тыл к фашистам, прорыл ход и один обезвредил немецкого пулеметчика.
  • Какую роль сыграл Капка в бою? Фашисты наступали все плотнее, силы защитников Затонска иссякали. И тут Капка, под перекрестным огнем, пробрался к юнгам и рассказал обо всем. А потом вывел их в тыл к фашистам, прорыл ход и один обезвредил немецкого пулеметчика.
Как закончился бой с фашистами? Какие потери принес бой? Все закончилось хорошо – герои не пустили фашистов на русскую землю. Но сам бой принес много потерь. Погиб Сережа Палихин: «Он обливался кровью. Вот Палихин свалился, но оперся сперва на одно колено, потом подтянулся, встал и опять бросился на немцев, ухватив обеими руками дуло автомата у одного из парашютистов».
  • Как закончился бой с фашистами? Какие потери принес бой?
  • Все закончилось хорошо – герои не пустили фашистов на русскую землю. Но сам бой принес много потерь. Погиб Сережа Палихин: «Он обливался кровью. Вот Палихин свалился, но оперся сперва на одно колено, потом подтянулся, встал и опять бросился на немцев, ухватив
  • обеими руками дуло автомата у одного из парашютистов».
Прочитать отрывок из в котором мичман рассказывает сказку... (Сказочку слышали про русский огонек. Поймал наш боец в плен ……… пуще распалишь). 1 Какую черту русского характера рассматривает мичман в своей сказке? 2 О чем эта сказка? (О войне) 3 Какова основная мысль текста? Что хотел показать автор, какую проблему? Дети рано взрослели, приходилось работать… дети войны… Главная проблема героев повести заключается в том, что в военное время детям приходится переносить все тяготы жизни наравне со взрослыми.
  • Прочитать отрывок из в котором мичман рассказывает сказку... (Сказочку слышали про русский огонек. Поймал наш боец в плен ……… пуще распалишь).

1 Какую черту русского характера рассматривает мичман в своей сказке?

2 О чем эта сказка? (О войне)

3 Какова основная мысль текста? Что хотел показать автор, какую

проблему?

Дети рано взрослели, приходилось работать… дети войны… Главная проблема героев повести заключается в том, что в военное время детям приходится переносить все тяготы жизни наравне со взрослыми.

Ребята, задайте вопросы друг другу. Какой эпизод книги вам больше всего запомнился и почему? Понравилось ли вам произведение «Дорогие мои мальчишки» Льва Абрамовича Кассиля? Поделитесь своими мыслями, чувствами после урока. Почему вы порекомендовали бы прочитать данную книгу вашим сверстникам?
  • Ребята, задайте вопросы друг другу.
  • Какой эпизод книги вам больше всего запомнился и почему?
  • Понравилось ли вам произведение «Дорогие мои мальчишки» Льва Абрамовича Кассиля? Поделитесь своими мыслями, чувствами после урока. Почему вы порекомендовали бы прочитать данную книгу вашим сверстникам?
Автор заканчивает повесть обращением из неотправленного письма командосам погибшего Гая. Уже ясно, что победа близка, но мира еще нет, идет война. Он верит, что с такими ребятами мир не пропадет. Повесть учит любить малую и большую Родину, свой народ, семью. Учит жертвовать собой ради других, верить, надеяться, бороться, трудиться, дружить, помогать друг другу.
  • Автор заканчивает повесть обращением из неотправленного письма командосам погибшего Гая. Уже ясно, что победа близка, но мира еще нет, идет война. Он верит, что с такими ребятами мир не пропадет. Повесть учит любить малую и большую Родину, свой народ, семью. Учит жертвовать собой ради других, верить, надеяться, бороться, трудиться, дружить, помогать друг другу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!