СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВН по русскому языку 5-8 класс Цель:

*расширение и углубление знаний учащихся о русском языке;

*формирование языковой компетенции учащихся;

*развитие логического мышления и интеллектуального уровня;

*воспитание любви к русскому языку.

 

Оборудование:

*высказывания о русском языке;

*материал с заданиями;

*оценочный лист для жюри.

Просмотр содержимого документа
«КВН по русскому языку»

КВН по русскому языку 5-8 класс
Цель
:

*расширение и углубление знаний учащихся о русском языке;

*формирование языковой компетенции учащихся;

*развитие логического мышления и интеллектуального уровня;

*воспитание любви к русскому языку.



Оборудование:

*высказывания о русском языке;

*материал с заданиями;

*оценочный лист для жюри.



Предварительные задания для команд:

1.Придумать название команды, пожелание жюри, эмблему.

2. Выпустить плакат с высказыванием о русском языке.



I. Вступительная часть.

Ведущий:

- Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка в рамках школьной недели русского языка и литературы.

-Наш КВН проходит под девизом «Я люблю русский язык».



Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем игру мы сегодня, 
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!


- С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Русский язык для человека – примерно то же, что воздух для его тела. На нем мы думаем, общаемся, творим.

- Слова – это одежда наших мыслей, и нашим мыслям хочется иметь красивую одежду. А красивая одежда для мыслей – это красивые слова. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином, живет в его доме.



Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вы подумайте, сколько же слов,
Всяких, разных бывает на свете!
Мы сегодня игру посвятим
Тем словам, что людей окружают.



-Мы рады вас приветствовать на конкурсе знатоков русского языка. Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А состязаться будут две команды



Озарены улыбкой лица,

В глазах задорный свет.

Сегодня будем вновь учиться,

Но всем оценкам – нет!

Вы в клуб пришли

Весёлых и находчивых,

Смекалку, ум и юмор проявить,

Пусть всем сопутствует удачи в наших конкурсах,

Желаем радость от игры все получить.



II.Представление команд и жюри.



Ведущий:

-А теперь познакомимся с участниками КВНа.

(Выходят команды).

  1. Приветствие команды “Восклицательный знак”, состоящей из учащихся: Паршина К., Костькина В.,СтепановаА., Ермаковой А..











1 ученик:

Друзья мои приятели!
Живу я много лет. 
Примите восклицательный 
Наш пламенный привет!

2 ученик:

Ребята, в предложениях
Стою я для того,
Чтоб выделить
Волнение, тревогу, восхищение,
Победу, торжество.

3 ученик:

Не зря я от рождения
Противник тишины,
Где я -те предложения
С особым выражением
Произносить должны.

Капитан

Ура!
Мы победим
И лучше всех экзамен
На грамотность сдадим!

  1. II. Приветствие команды “Междометие””, состоящей из учащихся: Пиксайкина В., Рузманова В., Сурдаева С, Лачугина С.





1 ученик:

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх 
Ах!

2 ученик:

Эх, ведь спросят как назло!
Вот бы нынче повезло! 
Я по списку дальше всех! 
Эх!

3 ученик:

Ох, беда уже близка,
Так и ждет меня доска 
Если б кто-нибудь помог!
Ох!

4 ученик:

Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка я, что глух! 
Хоть бы в классе свет потух 
Ух! Ах! Эх! Ох! Не вызвали!

Охать, ахать мы не будем,
И победу мы добудем!



Приветствие жюри от «Восклицательного знака»:

– Чтоб лучше видеть вы могли, мы вам очки, вы нам очки



2) Приветствие второй команды - «Междометие»:

Приветствие жюри:

А жюри мы дарим мыло, чтобы судило справедливо, а не то, жюри на мыло.



Ведущий:

-Представляю секундантов наступающей дуэли знатоков  русского языка (представление членов жюри).

- А. И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

«Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…», - такие удивительные слова нашел для человеческого языка русский писатель А.И.Куприн.

Свою любовь к русскому языку выражали многие замечательные известные поэты и писатели.

*«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий» (В.Г.Белинский)

*«Наш язык сладок, чист, и пышен, и богат» (А.П.Сумароков).

*«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (Н.В.Гоголь).

III. «Мы начинаем КВН…»



I КОНКУРС. «Коварные слова».

Ведущий:

Первым пунктом – 
«Языковая разминка».
Думайте правильно
И отвечайте без запинки!

Мы слова из русской речи,
Из родного ( для некоторых) языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат. 
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.


Отвечает любой член команды. (За правильный ответ 2 балла. Если член команды не знает ответа, то можно воспользоваться «подсказкой из зала», тогда только присуждается 1 балл)

1команда-“Восклицательный знак”, 

. 1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке)

2.Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, ключом – музыкальным знаком)

3. Что стоит посреди Земли? (Буква М)

4.Что нужно поменять в карете, чтобы она смогла летать? (Буквы К и Р: карета-ракета).

5. Коренной житель Америки – индеец. А коренная жительница? (Индианка).



2 команда. “Междометие”

1.Какое крыло никогда не летает? (Крыло здания)

2.Что можно разбить, получив за это благодарность? (Клумбу).

3. Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (Коза).

4. Назовите синоним к слову наводнение. (Потоп).

5. Какая буква, попав в икру, делает её взрывоопасной? (Буква С: икра-искра).

II КОНКУРС «Фонетические загадки».

Ведущий:

Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Пассивных сейчас быть не должно - 
Помните: “Один за всех, и все за одного!”



Команда получает шараду. (2 балла за правильный ответ).



  1. команда “Восклицательный знак”, .

Моё начало – буква алфавита,  
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое летает и жужжит,
То сядет на цветок, то полетит. (Шмель)



2 команда“Междометие”

Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, 
Вместе – зверь, 
Живёт в лесу, на ульи падок, 
Ну, угадал его теперь? (Медведь)



Игра с болельщиками. (По 1 баллу за правильный ответ. Очки добавляются команде.)

1. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)

2. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать и … есть не велел? (Маша в сказке «Маша и медведь»)

3 Кому удалось дважды разоблачить горе–строителей? (Волку из сказки С.Михалкова «Три поросенка»)

4. Какой серый зверь обидел нечетное количество малышей? (Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)

2. В какой сказке старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька и успокоились они только тогда, когда получили взамен похожий предмет, но только другого цвета и другого материала. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

3. В какой сказке героиня поет, танцует, печет, жнет, вышивает? («Золушка» Ш.Перро











III. КОНКУРС «Лексический бой».

Ведущий:

Господа конкурсанты, к барьеру!
Предстоит необычная схватка:
Вы должны, не задумываясь, быстро,
Дать ответы на мои загадки.



Задание: по лексическому значению определить слово (Команды отвечают по очереди. По 1 баллу за правильный ответ).



1 команда. “Восклицательный знак”, 

1.Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (Иллюминация)

2.Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (Майонез)

3.Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (Комплимент)

4.Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (Фейерверк)

5.Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо. (Сувенир)

6.Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек. (Сервиз)

7.Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю. (Юбилей)

Неожиданный подарок. (Сюрприз)

8.Место, где начинается водный источник. (Исток)

9. Рассыльный, разносящий пакеты. (Курьер)

10.Рисунки на стенах зданий. (Граффити)

2 команда“Междометие”.

1.Тетрадь для записей, состоящая из отрывных листов. (Блокнот)

2.Молчание, полная тишина. (Безмолвие)

3.Догадка, предварительная мысль. (Предположение, гипотеза)

4.Место соединения сшитых кусков ткани. (Шов)

5. Морское путешествие. (Круиз).

6. Самый ответственный момент в развитии действия художественного произведения. (Кульминация).

7. Профессиональный наездник на скачках (Жокей)

8.Перерыв в занятиях в учебных заведениях. (Каникулы).

9. Скульптурное изображение человека или животного. (Статуя)

10. Последователь кого-либо в делах. (Преемник).



IV. КОНКУРС. «Забывалкин»

Ведущий:

Посмотрите, что вчера
Получил по почте я!
Как ни бился, ни старался,
Отгадать не догадался.

(Показывает «Таинственную грамоту»)

Задание. Помогите, ребята, прочитать эту грамоту, и вы узнаете, что не взял с собой Забывалкин, собираясь в школу! (Догадаться можно по спрятанным буквам русского алфавита!)

- Вам помогут справиться с заданием смекалка и находчивость. Вперед! К успеху!

(Время – 30 секунд. На листочке нужно написать отгаданные слова. По 1 баллу за каждое слово).

ПNZVORРТFQФЕSЛЬD (портфель)

QLTEZNTIQPAДZWИZ (тетради)

УZWЧLNGЕNБНSVИКИ (учебники)

WДНЕRFВNSWJНVИКG (дневник)

RWSPWNУVFЧКZVАFR (ручка)

КNGАZРАNНFДZАYШR (карандаш)

РNVFЕЗRWИGFНКSZАS (резинка)

SWQ ПNЕНSQZАRWVЛL (пенал)



Игра с болельщиками. (По 1 баллу за правильный ответ. Очки добавляются команде.)

1.Чем кончается день и ночь?    (Ь на конце)

2. Чем кончается лето и начинается осень?    (Буквой О)

3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)

4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит)

5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).

9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

Ведущий:

Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем?

1 команда. “Восклицательный знак”, 

Череп – п + муха = (черемуха)

Чистый – ый + тело – о = (чистотел)

2 команда. “Междометие”

И+100 -,3 +Я = (история)

Часть-ь + ушко – о + а = (частушка)

Игра с болельщиками. (Вопросы задаются всем болельщикам, независимо от команды. По 1 баллу за правильный ответ. Очки добавляются команде.)

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… тень

  1. Чтоб не мерзнуть пять ребят

В печке вязаной сидят.   варежка

  1. У двух матерей по пять сыновей

И всем одно имя. Что это?  руки и пальцы

  1.  Ни зверь, ни птица, а нос как спица   комар

  2. Когда ненастье, я гуляю,

А в ясный день – в углу скучаю      зонтик

  1. Посадили зернышко, вырастили солнышко

Это солнышко сорвем – много зерен соберем.

Много зерен соберем, их поджарим, погрызем,

А приедут гости – им дадут по горсти     подсолнух

  1. В голубой станице

Девица – круглолица

Ночью ей не спится –

В зеркало гладится      луна

  1. Черные, кривые, от рождения немые

Встанут в ряд – все заговорят   буквы




V. КОНКУРС. «Фразеологические объяснялки».

Ведущий:

Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность, 
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
- Но в русском языке есть, за счет чего сделать выразительность речи. Это фразеологические обороты, т.е. — речевые обороты, утратившие свой первоначальный смысл и употребляюшиеся в переносном значении.

Задание. Объясните, как вы понимаете фразеологические обороты. (По 1 баллу за правильный ответ).

1 команда“Восклицательный знак”, :

1.совать нос –…(любопытничать)

2.попасть впросак –…(оказаться в невыгодном, неприятном положении)

3.зарубить на носу –…(запомнить навсегда)

4.унести ноги –… (быстро убежать)

5.надуть губы –… (обидеться, принимать недовольный вид)

6.висеть на телефоне –… (долго разговаривать по телефону).



2 команда“Междометие”:

1.чесать языком –…(сплетничать)

2. клевать носом –…(спать)

3.намозолить глаза –…(надоесть)

4.сломя голову –…(быстро)

5.витать в облаках –…(мечтать)

6.как кот наплакал-…(очень мало)



Ведущий:

- Я предлагаю поиграть в игру “ Фразеологический зверинец”! Вы должны назвать животное по его определению:

Голоден как … (волк)

Хитер как … (лиса)

Труслив как …(заяц)

Здоров как … (бык)

Изворотлив как … (уж)

Надут как … (индюк)

Нем как … (рыба)

Грязен как … (свинья)

Упрям как … (осел)

Болтлив как … (сорока)



. VI .КОНКУРС. «Перевертыши».

Ведущий:

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют, 
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

- Богат наш русский язык. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор остаются в обиходе.

Задание: разгадайте перевертыши, ответом будет служить пословица. (По 2 балла за правильный ответ).

1 команда“Восклицательный знак”, .

1.У честного человека ботинки промокают. (На воре шапка горит)

2.Отдых – ягненок, на поля побежит. (Работа не волк, в лес не убежит)

2 команда“Междометие”.

1.Брезгливость пропадает, когда голодают. (Аппетит приходит во время еды)

2.Ближе к полю – меньше деревьев. (Чем дальше в лес, тем больше дров)





VII КОНКУРС. «Капитаны, вперед!».

Ведущий:

Капитаны, вперед!

Вот настал и ваш черед

Свою смекалку показать

И слово веское сказать.

Задание. «Кто это? Что это?» Вы должны ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их. В задании вы можете встретиться и с фразеологическими оборотами, которые приближаются к поговоркам. (По 2 балла за правильный ответ)(Может помогать и команда)

1 команда“Восклицательный знак”, .

1. Она пуще неволи (Охота. Охота пуще неволи)

2.Ненужная вещь в чужом монастыре (Устав. Со своим уставом в чужой монастырь)

3.Он здоровый в здоровом теле. (Дух. В здоровом теле здоровый дух.)

4.Часть одежды которую рекомендуют держать шире. (Карман. Держи карман шире)

5.У него глаза велики. (Страх. У страха глаза велики.)

6.Когда она своя, она владыка. (Рука. Своя рука владыка.)

2 команда“Междометие”.

1.Она стоит свеч. (Игра. Игра стоит свеч.)

2.Носитель горящей шапки. (Вор. На воре шапка горит.)

3.Там с милым рай. (Шалаш. С милым рай и в шалаше.)

4.Только там бывает бесплатный сыр. (Мышеловка. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.)

5.Второе лицо привычки. (Натура. Привычка вторая натура.)

6.Ее ждут сидя у моря. (Погода. Ждать у моря погоды.)

VIII . Конкурс капитанов. «Гонка за лидером» Устный блицопрос:

1 команда“Восклицательный знак”,.Каждый правильный ответ по 1 баллу.

1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).

3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).

4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).

7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8. Главный член предложения, обозначающий предмет. (Подлежащее),

9. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее).

Капитану команды“Междометие”.

1. Назовите член предложения, который отвечает на вопрос «что делает предмет?», «каков предмет?», «каков он?». (Сказуемое).

2. Назовите вопросы родительного падежа. («Кого?», «чего?»)

3. Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?», «чей?», «который?». (Прилагательное).

4. Как называется предложение, которое содержит просьбу, совет, приказ. (Побудительное).

5. Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены предложения. (Распространённые).

6. Назовите раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания. (Синтаксис).

7. Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим).

8. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель).

9. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь).

Болельщикам

1. Назовите вопросы дательного падежа. («Кому?», «чему?»)

2. Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «где?», «когда?», «куда?». (Наречие).

3. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительные).

4. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов предложения? (нераспространенные).

5. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (Морфология).

6. Книга для обучения. (Учебник).

7. Тот, кто учится в средней школе. (Ученик).

8. Отступ вправо в начале строки. (Абзац).

9. Промежуток времени в сто лет. (Век).

10. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека).



IV. Заключительная часть.

1.Ведущий:

Закончен КВН…

                   Пришла пора итоги подвести:

                   Все баллы подсчитать

                   И лидеров назвать.

-Слово предоставляется жюри.

2. Жюри объявляет итоги.

3.Ведущий. Заключительное слово.

                                   Подведены итоги,

                                   Награды вручены.

                                   Наш КВН закончен,

                                   Активны были вы.

                                   От игр забавных к знаниям

                                   Команды дружно шли,

                                   Но главные победы,

                                   Конечно, впереди!

                                  Желаю вам, ребята,

                                  Счастливого пути!











































2 команда

Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, 
Вместе – зверь, 
Живёт в лесу, на ульи падок, 
Ну, угадал его теперь?

















  1. команда.

Моё начало – буква алфавита,  
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое летает и жужжит,
То сядет на цветок, то полетит.



























ПNZVORРТFQФЕSЛЬD

QLTEZNTIQPAДZWИZ

УZWЧLNGЕNБНSVИКИ

WДНЕRFВNSWJНVИКG

RWSPWNУVFЧКZVАFR

КNGАZРАNНFДZАYШR

РNVFЕЗRWИGFНКSZАS

SWQ ПNЕНSQZАRWVЛL















ПNZVORРТFQФЕSЛЬD

QLTEZNTIQPAДZWИZ

УZWЧLNGЕNБНSVИКИ

WДНЕRFВNSWJНVИКG

RWSPWNУVFЧКZVАFR

КNGАZРАNНFДZАYШR

РNVFЕЗRWИGFНКSZАS

SWQ ПNЕНSQZАRWVЛL











1 команда.

Череп – п + муха =

Чистый – ый + тело – о =



2 команда.

И+100 -,3 +Я =

Часть-ь + ушко – о + а =





1 команда:

1.совать нос –…

2.попасть впросак –…

3.зарубить на носу –…

4.унести ноги –…

5.надуть губы –…

6.висеть на телефоне –…













2 команда:

1.чесать языком –…

2. клевать носом –…

3.намозолить глаза –…

4.сломя голову –…

5.витать в облаках –…

6.как кот наплакал-…







1 команда.

1.У честного человека ботинки промокают.

2.Отдых – ягненок, на поля побежит.





2 команда.

1.Брезгливость пропадает, когда голодают.

2.Ближе к полю – меньше деревьев.





22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!