СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадратичная функция, ее график и свойства

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Обобщить и систематизировать основные знания, умения и навыки по теме «Квадратичная функция и её график», используя возможности ИКТ технологий и использовать эти знания для решения задач, входящих в раздел «Алгебра» ОГЭ .   

 

Тип урока: урок – обобщения и систематизации изученного материла с использованием презентации и практической работы по теме «Квадратичная функция и её график».

 

Основные понятия, изучаемые на уроке: координатная плоскость, координата вершины параболы, дискриминант квадратного трехчлена, корни квадратного трехчлена, координаты точки пересечения графика с осью ординат, координаты точки пересечения двух графиков.

Просмотр содержимого документа
«Квадратичная функция, ее график и свойства»



Технологическая карта

открытого урока

по алгебре в 9 классе

на тему: «Квадратичная функция, ее график и свойства»

Провел: учитель математики

Аюбов Рамазан Курбанович

МКОУ «Талцухская СОШ», с. Талсух

МО Тляратинский район РД

Место проведения:

МКОУ «Талцухская СОШ»

Класс: 9

Дата проведения: 18.01.2021 г.

Учебник: Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

С.М. Никольский и др. – М., «Просвещение», 2016.

Цели урока: Обобщить и систематизировать основные знания, умения и навыки по теме «Квадратичная функция и её график», используя возможности ИКТ технологий и использовать эти знания для решения задач, входящих в раздел «Алгебра» ОГЭ .   



Тип урока: урок – обобщения и систематизации изученного материла с использованием презентации и практической работы по теме «Квадратичная функция и её график».



Основные понятия, изучаемые на уроке: координатная плоскость, координата вершины параболы, дискриминант квадратного трехчлена, корни квадратного трехчлена, координаты точки пересечения графика с осью ординат, координаты точки пересечения двух графиков.



Технологии: проблемного обучения, развития исследовательских умений.



Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная работа с классом, индивидуальная работа, индивидуальная при закреплении материала, групповая работа при закреплении материала.



Цели:

образовательные:

  • находить координаты пересечения графика функции с осями системы координат;

  • находить координаты вершины параболы;

  • определение координат пересечения графиков двух функций;

  • формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:

- развивать навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы;

- развивать познавательную активность, творческие способности обучающихся;

- развивать логическое мышление, математическую речь, навыки упрощения выражений.

воспитывающие:

  • воспитание интереса и любовь к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера;

  • содействовать в постановке самых высоких целей и достижению поставленной цели;

  • содействовать развитию умения общаться между собой и вести совместную работу;

  • развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность.



Оборудование:

- проектор, компьютер учителя.

Демонстрационный материал:

- презентация «Квадратичная функция»,

- папка с раздаточным материалом.



Раздаточный материал:

  • приложение №1: «Квадратичная функция»;

  • приложение №2: «Построение графика квадратичной функции»;

  • приложение №3: «Самостоятельная работа: Исследование графика квадратичной функции»;

  • приложение №4: «Совместная работа: График квадратичной и линейной функций»;

  • приложение №5: «Домашнее задание по теме: Координата середины отрезка»;



Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать:

  • определение корня многочлена;

  • определение квадратного трехчлена;

  • определение квадратного уравнения;

  • определение квадратичной функции;

  • определение линейной функции.

уметь:

  • определять координаты вершины параболы;

  • определять корни трехчлена;

  • разложить многочлен на множители

  • строить график линейной функции.



Технологическая карта урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1. Мотивационно-ориентировочный блок

1.1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся.

Читает эпиграф к уроку: Математика – самая надежная форма пророчества. В. Швебель

(слайд 3).

Как вы думаете, какую форму пророчества имел виду? В. Швебель?

Мне бы хотелось, сегодня на уроке разобрать некоторые задания из КИМов ОГЭ, в частности задание 22.

22 задание ОГЭ по математике очень интересное и не самое сложное. Идеи заложенные в основе решения этой задачи довольно просты и нам нужно просто не боятся этого задания и пробовать его решить. Успешное решение этого задания обеспечить вам правильное выполнение еще 4 заданий из первой части ОГЭ

Поэтому я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активно работать.



Учитель читает высказывание А.Н. Крылова «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». (А.Н. Крылов)

Как вы думаете: как вам и вашим родителям может помочь правильная математическая идея для успешной подготовки и сдачи ОГЭ?



Учитель обобщает рассуждения обучающихся и подводит итог беседы:

Для успешной сдачи ОГЭ изучите таблицу Обобщённого плана вариант КИМ
основного государственного экзамена и ваши сильные и слабые стороны.

Записывают в тетради число, вид работы.






Высказывают предположения. Беседуют с учителем, между собой.


Л: осознание необходимости получения новых знаний, мотивация познавательной деятельности.

К: умения слушать, вступать в диалог, вырабатывать совместную точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении.

П: развитие мыслительных операций


1.2 Этап выделения проблемного поля и целеполагания

В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросам повышения эффективности и качества во всех сферах производства. В этой связи особую значимость приобретает умение решать так называемые задачи на оптимизацию, которые возникают там, где необходимо выяснить как с помощью имеющихся средств достичь наилучшего результата, как получить нужный результат с наименьшей затратой средств, материалов, времени, труда и т.п.


Задание 7. При каких отрицательных значениях k прямая y = kx – 4 имеет с параболой  y = x2 +3x  ровно одну общую точку? Найдите координаты этой точки и постройте данные графики в одной системе координат.



(Уметь выполнять преобразования алгебраических
выражений, решать уравнения, неравенства и их сис-
темы, строить и читать графики функций, строить и
исследовать простейшие математические модели
.)

Читает высказывание Конфуция «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий»

(слайд 7).

Учитель систематизирует и обобщает выводы и ответы учащихся.

Определить тему урока и образовательную цель урока.

(слайд 2).

Тема «Функции и их графики»

Цели:

  1. Построение графика квадратичной функции.

  2. Определение коэффициентов квадратичной функции по его графику.

  3. Нахождение точек пересечения квадратичной и линейной функций


Вступают в диалог с учителем. Предлагают варианты ответов на его вопросы.


Вступают в диалог с учителем. Предлагают варианты ответов на его вопросы


Анализируют информацию, проводят ее синтез, сравнивают, делают выводы.

Формулируют тему "Функции и их графики» и цель "Учиться применять знания по изучаемой теме при решении практических задач".


Записывают тему урока.

К: умение высказывать собственные мысли, умение слушать и воспринимать другого, понимать собеседника.

П: умение перерабатывать информацию, выделять существенные признаки

Р: самостоятельное выделение и формулирование целей.

Л: личностное самоопределение, осознание необходимости получения новых знаний.

2. Организационно-деятельностный блок

2.1 Этап актуализации опорных знаний и фиксация проблемы при выполнении заданий

Выдаёт на каждую парту по четыре листа с заданиями (листы разных цветов).


Давайте вспомним, какую функцию называют квадратичной и алгоритм построения графика квадратичной функции?


Задание 1. На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Для каждого графика укажите соответствующее ему значения коэффициента a и дискриминанта D (2431);

Даны четыре графика квадратичной функции. Для каждого графика определить промежутки возрастания(убывания) функции, наибольшее(наименьшее) значение.

- А умеете ли вы определять координаты точек?

Определите координаты вершины и точки правее от вершины на 1.

(слайд 4, 5).

Задание 2. Найдите координаты вершины параболы функции у = x2 -4x+3.

(слайд 6).


Организует и контролирует работу учащихся.


Выявить, зафиксировать и решить проблемную ситуацию: проверят задание на листах самоконтроля и презентует правильное решение.


- Молодцы! Вы прекрасно поработали.


Самостоятельно выполняют задание №1 и задание №2 в листе самоконтроля (приложение 1).


К доске вызывается ученик, который презентует свою работу с помощью документ камеры. Остальные учащиеся проверяют решение и оценивают свою работу.





Учащиеся, которые выполнили задания передают листы.



Вспоминают определение и свойства квадратичной функции.

Записывают формулы для нахождения вершины параболы.

Находят координаты вершины параболы и точки правее вершины.

Л: оценивание усвоенного раннее материала.

Р: формирование умений планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

П: активизация опорных знаний и умений





2.2 Этап формирование новых знаний и умений.

(Объяснение новой темы)







Предлагаю более детально разобрать и обсудить, алгоритм построения графика квадратичной функции и связь между коэффициентами и графиком квадратного трехчлена.

  1. Что мы должны знать про каждый коэффициент?

  2. Как найти коэффициенты по графику функции?


Предлагаю, для этого, решить задачу пару задач.


Задание 3. Найдите значение а, b и с по графику функции у = ах2+bx+c, изображенному на рисунке.

(слайд 8).



I. Нахождение коэффициента a:

1) по графику параболы определяем координаты вершины (m, n)

2) по графику параболы определяем координаты любой точки А(х;у)

3) подставляем эти значения в формулу квадратичной функции, заданной в другом виде:

y=a(х-m)2+n

4) решаем полученное уравнение относительно а.

Или f(m+1) – f(m)

II. Нахождение коэффициента b:

  1. Сначала находим значение коэффициента а;

  2. В формулу для абсциссы параболы m= -b/2a подставляем значения m и a;

  3. Находим значение коэффициента b.

Замечание. Если а и b одного знака, то вершина слева от оси Ох.

(Если а и b разного знака, то вершина справа от оси Ох).

III. Нахождение коэффициента с:

  1. Находим ординату у точки пересечения параболы с осью Оу, это значение равно коэффициенту с;

  2. Если по графику невозможно найти точку пересечения с осью Оу, то выполняем шаги I, II (находим коэффициенты a, b)

  3. Подставляем найденные значения a, b , А(х ;у) в уравнение у=ax2 +bx+c и находим с.


Задание 4. При каких отрицательных значениях k прямая y = kx – 4 имеет с параболой  y = x2 +3x  ровно одну общую точку? Найдите координаты этой точки и постройте данные графики в одной системе координат.

(слайд 9-13 )


Сделайте вывод: уравнять правые части двух функций и решить уравнение.


Предлагает составить алгоритм решения подобных задач.


Вступают в диалог с учителем. Предлагают варианты текста задачи и в ходе коллективного обсуждения приходят к выводу:


Вступают в диалог с учителем.

Отвечают на его вопросы. Записывают выражение, для нахождения координат параболы.

Алгоритм построения графика квадратичной функции:

  1. определить направление ветвей параболы (коэффициент а);

  2. вычислить координаты вершины параболы (m; n) по формулам

х0 = , у0 = y (x0) или у0 = - . (m , n = и построить в системе координат;

  1. провести ось симметрии параболы (x = m);

  2. найти нули функции, если они есть (дискриминант D), решив квадратное уравнение;

  3. найти точку пересечения с осью Оу (коэффициент с);

  4. найти и построить дополнительные точки с учетом оси симметрии параболы;

  5. провести через построенные точки параболу.

Для нахождения точек пересечения графиков двух функций надо приравнять правые части обоих функций и решить получившееся уравнение.


Отвечают на вопрос учителя и делают вывод:

  1. коэффициент а отвечает за направление ветвей параболы и определяется по координатам двух точек параболы;

  2. Коэффициент с – ордината точки пересечения параболы с осью Оу;

  3. Растяжение графика вдоль оси Оу относительно оси Ох при а 1 (сжатие при 0



Вступают в диалог с учителем. Предлагают варианты последовательности действий.


Составляют алгоритм решения подобных задач:

  1. уровнять правые части функций и решить уравнение;

  2. построение графиков функций.


(приложение 4)


П: умения логически рассуждать, делать умозаключение, формирование интереса к теме.

Л: готовность к самообразованию, осознание личной ответственности за результат; умение переносить предметные знания на другие сферы деятельности человека.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, давать полный ответ, доказывать свою точку зрения.

Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

2.3 Этап первичного усвоения новых знаний и закрепления темы.


Учитель предлагает обучающимся по составленным двум алгоритмам действий решить следующие задачи:


Задание 5. Найдите значение а и с по графику функции у = ах2+bx+c, изображенному на рисунке.

(слайд 14)


Управляет познавательной деятельностью обучающихся, оказывает дозированную помощь





Обучающиеся работают парами. Выполняют решение в листе самоконтроля

Учащиеся, первыми решившие задачу правильно, выходят к доске, с помощью документ камеры презентуют свою работу.

Остальные учащиеся проверяют решение и оценивают свою работу.


Р: осознание того, что усвоено, а что подлежит усвоению; структурирование собственных знаний.

П: умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

К.: умение сотрудничать в парах, принимать на себя роль консультантов и экспертов, выслушивать мнение напарника.

Л: умение работать в паре, аргументация своего мнения.

Физкультминутка (для глаз)

2.3 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает обучающимся решить следующую задачу:


Задание 6. Найдите все значения k, при каждом из которых прямая y = kx имеет с графиком функции y = x2 + 4 ровно одну общую точку. Постройте этот график и все такие прямые.

(слайд 15-16).

Управляет познавательной деятельностью обучающихся, оказывает дозированную помощь.

Организует обсуждение итогов работы, уточняет и дополняет ответы обучающихся.

Решают задачу самостоятельно в листах самоконтроля.

Выполняют взаимопроверку по слайду презентации, оценивают свою работу.

(слайд 8).


Р: отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона.

Л: находчивость, активность при решении задач; умение оценивать свои достижения

П: умение применять полученные знания для решения задач; развитие мыслительных операций


2.4 Этап применения знаний в нестандартной ситуации.

Учитель предлагает обучающимся:

  1. сформулировать план (алгоритм) решения следующей задачи:

  2. решить задачу.

Задание 7. Постройте график функции y =  и определите, при каких значениях параметра c прямая y = c  имеет с графиком ровно одну общую точку.

(слайд 17-18).


Учитель организует обсуждение плана решения задачи, уточняет и дополняет план.

Составляют и формулируют план решения задачи.

Решают задачу и проверяют решение по образцу.

(слайд 11)

Р: структурирование собственных знаний;

Л: находчивость, активность при решении задач;

П: умение применять полученные знания для решения задач.

3. Рефлексивно-оценочный блок

3.1 Рефлексия учебной деятельности


В успехе нет ничего магического или загадочного. Успех – это результат ежедневного выполнения простых правильных действий. (Джим Рон.)

(слайд 19).


- Ребята, давайте вспомним основные понятия, с которыми мы с вами познакомились при изучении темы «Функции и графики функций».


Предлагает учащимся вспомнить, какую цель ставили в начале урока. Спрашивает, достигли ли ее. Согласны ли с эпиграфом. Организует рефлексию. Предлагает из облака слов выбрать наиболее значимые слова для каждого ученика и записать с их помощью свое отношение к работе на уроке



Соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, выясняют на какие вопросы найдены ответы, а на какие еще нет. Составляют свое маленькое резюме о своей работе на уроке.

Оценивают свою работу на уроке в листах самоконтроля и сдают его учителю.

Л: умение оценивать свои достижения, выявлять причины неудачи.

К: умение адекватно оценивать результат, сотрудничать со сверстниками и учителем.

П: умение сопоставлять цель и результат

  1. Объяснение домашнего материала

4.1 Домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание (приложение 5). (слайд 20).

Критерии оценки домашнего задания:

одна задача – «3», две задачи – «4», три задачи – «5»

Благодарит за работу.

Формулируют уточняющие вопросы учителю, записывают в дневники домашнее задание.

Саморегулирование


Л – личностиные УУД

П – позновательные УУД

Р – регулятивные УУД

К – коммуникативные УУД.

















Литература:


1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Учебник «Алгебра – 9» под редакцией А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского и др.

3.Методическое пособие для учителя Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк к учебнику.

4.https://infourok.ru/zadachi-na-optimizaciyu-316174.html

5.htt ps://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0259.htm - МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗЕМЛИ НУЖНО

6.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789718

7. https://wordart.com/create






Приложение №1

Задание 1. На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Для каждого графика укажите соответствующее ему значения коэффициента a и дискриминанта D.

Графики

А) Б)

С

В) Г)



Знаки чисел

1) a  0, D  0

2) a  0, D 

3) a D  0

4) a D 

 

А

Б

В

Г





Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



Задание 2. Найдите координаты вершины параболы функции у = x2 – 4 x +3.

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКА

квадратичной функции y = ax2 + bx + c


  1. определить направление ветвей параболы (коэффициент а);

  2. вычислить координаты вершины параболы (m; n) по формулам

х0 = , у0 = y (x0) или у0 = - . (m , n = и построить в системе координат;

  1. провести ось симметрии параболы (x = m);

  2. найти нули функции, если они есть (дискриминант D), решив квадратное уравнение;

  3. найти точку пересечения с осью Оу (коэффициент с);

  4. найти и построить дополнительные точки с учетом оси симметрии параболы;

  5. провести через построенные точки параболу.











































Приложение 2.

Задание 3. Найдите значение а, b и с по графику функции у = ах2+bx+c, изображенному на рисунке.

Задание 4. При каких отрицательных значениях k прямая y = kx – 4 имеет с параболой  y = x2 +3x  ровно одну общую точку? Найдите координаты этой точки и постройте данные графики в одной системе координат.

Решение.

Запишем условие общей точки:  kx – 4 = x2 + 3x  x2 + (3–k)x + 4 = 0.

Для того, чтобы прямая и парабола имели одну общую точку необходимо, чтобы дискриминант равнялся нулю. Дискриминант равен: (3-k)2 -16 = 0, откуда (3-k)2 = 16.  Он обращается в ноль при k = −1 или k = 7. По условию необходимо отрицательное k, таким образом, k = −1.  Построим графики функций: y = –x–4 и y = x2 +3x

Ответ: k = −1, координата точки: (−2;−2).























Приложение 3.



Задание 5. Найдите значение а и с по графику функции у = ах2+bx+c, изображенному на рисунке.

Задание 6. Найдите все значения k, при каждом из которых прямая y = kx имеет с графиком функции y = x2 + 4 ровно одну общую точку. Постройте этот график и все такие прямые.

Решение.

Построим график функции:

График функции y = x2 + 1 получается из графика функции y = x2 сдвигом на (0;1).

Прямая y = kx имеет с этим графиком ровно одну общую точку, если уравнение 

x2 + 1 = kx имеет один корень. Дискриминант этого уравнения равен k2 − 4, и он должен быть равен нулю. Получаем, что k = −2 или k = 2.

Графики прямых y = 2x и y = −2x строятся по точкам.

Ответ: −2; 2.









Задание 7. Постройте график функции y =  и определите, при каких значениях параметра c прямая y = c  имеет с графиком ровно одну общую точку.


Решение.

Пусть t = x2 тогда числитель принимает вид  t2 - 13t +36. По теореме, обратной теореме Виета, сумма корней уравнения t2 - 13t +36 = 0 равна 13, а их произведение — 36. Тем самым, это числа 4 и 9. Тогда по формуле ax2 + bx + c = a(x-x1) (x-x2) получаем:

t2 - 13t +36 = (t – 4)(t – 9).

Возвращаясь к исходной переменной, имеем:

x4 – 13x2 + 36 = (x2 – 4) (x2 – 9) = (x – 2)(x + 2)(x – 3)(x + 3).

Сократим дробь: при x  - 2  и  x  3 функция принимает вид: y= (x – 2)(x + 3) = x2 + x – 6


y = (x – 2)(x + 3) = x2 + x – 6, её график — парабола c выколотыми точками (-2;-4) и (3;6).

Выделим полный квадрат: у = x2 + x – 6 = x2 +2х + 6 = (х+ )2 -

Следовательно, искомая парабола получается сдвигом графика функции y = x2 на (-0,5;-6,25).

Прямая  имеет у = с имеет с этой параболой ровно одну общую точку либо тогда, когда проходит через вершину параболы, либо тогда, когда пересекает параболу в двух точках, одна из которых — выколотая. Вершина параболы имеет координаты (-0,5;-6,25), ординаты выколотых точек суть у(-2) = 4 – 2 - 6 = - 4 и y(3) = 9 + 3 – 6.  Поэтому c = - 6,25, c = - 4 или c = 6.

 

Ответ: c = - 6,25, c = - 4 или c = 6.

Источник: Демонстрационная версия ГИА—2013 по математике.

























Домашнее задание.



Задание 8. При каких значениях b прямая y = b имеет с параболой y = x2 +2x ровно одну общую точку? Найдите координаты этой точки и постройте в одной системе координат данную параболу и прямую при найденном значении b.

Задание 9. При каких значениях p прямая y = -2x + p имеет с параболой y = x2 +2x ровно одну общую точку? Постройте в одной системе координат данную параболу и прямую при найденном значении p.









































Задание 8. При каких значениях b прямая y = b имеет с параболой y = x2 + x ровно одну общую точку? Найдите координаты этой точки и постройте в одной системе координат данную параболу и прямую при найденном значении b.

Решение.

Запишем условие общей точки: x2 +2x = b  x2 + 2x – b = 0.

Прямая y = b будет иметь с параболой y = x2 +2x единственную общую точку при условии, что дискриминант полученного квадратного уравнения равен нулю: 

 4 + 4b = 0 откуда b = –1.  Подставив значение параметра в уравнение, находим 

x = –1, y = –1.

Построим в одной системе координат прямая y = -1 и параболу y = x2 +2x  


Ответ: b = −1, координата точки: (−1; −1).








Задание 9. При каких значениях p прямая y = -2x + p имеет с параболой y = x2 +2x ровно одну общую точку? Постройте в одной системе координат данную параболу и прямую при найденном значении p.



Решение.

Запишем условие общей точки:  – 2x + p = x2 +2x  x2 + 4x – p = 0.

Прямая y = – 2x + p будет иметь с параболой y = x2 +2x единственную общую точку при условии, что дискриминант полученного квадратного уравнения равен нулю: 

 16 + p = 0 откуда p = - 4.  Подставив значение параметра в уравнение, находим 

x = - 2, y = 0.

 

Ответ: p = −4, координата точки: (−2; 0).











МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ТАЛЦУСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  

Технологическая карта открытого урока

по алгебре в 9 классе на тему:

«Квадратичная функция, ее график и свойства»

Провел: учитель математики

Аюбов Рамазан Курбанович

с. Талсух, МО Тляратинский район РД

Место проведения:

МКОУ «Талцухская СОШ»

Класс: 9

Дата проведения: 18.01.2021 г.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!