СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по теме: "РЫЦАРСКАЯ ЭТИКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возникновение воинской нравственности, призванной облагородить воинское служение, связано с рыцарством. Само это слово подразумевает образ мыслей и поведение, определяющиеся воинским кодексом чести. До возникновения рыцарского сословия ничего подобного мы не обнаруживаем ни в эпосе, ни в истории древнего мира, ни в период, который именуется «темными веками», с VI по Х век.

Рыцарский роман – эпический жанр куртуазной литературы, в котором поэтизировалось рыцарство, его подвиги во имя славы, любви и нравственного совершенства. Родоначальниками рыцарского романа считаются Кретьен де Труа, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах. Их продолжателями в той или иной степени были большинство авторов романов еще до XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по теме: "РЫЦАРСКАЯ ЭТИКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ"»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)


Факультет филологический

Кафедра зарубежной литературы и сравнительного культуроведения





КУРСОВАЯ РАБОТА


РЫЦАРСКАЯ ЭТИКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ






Работу выполнил(а) ____________________________________Е.А. Кравчук

(подпись, дата)

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование курс 2

Направленность Русский язык. Литература


Научный руководитель
ст.преп. _________________________________________________ В.В. Ткаченко

(подпись, дата)

Нормоконтролер
преп._________________________________________________А.В. Кошикова

(подпись, дата)







Краснодар

2021


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………

3

1 Рыцарская этика как часть социальной культуры средневековья………

5

1.1 Этика и этос рыцарства……………………………………………….

5

1.2 Ценности и идеалы средневекового рыцарства……………………..

8

1.3 Культ Прекрасной Дамы как выражение менталитета свободного
рыцарства………………………………………………………………


10

2 Воспитание воинской нравственности в рыцарских романах

средневековья………………………………………………………….


12

2.1 Эволюция образа рыцаря в средневековой литературе…………….

12

2.2 Образ идеального рыцаря в романе «Тристан и Изольда»…………

15

2.3 Рыцарские идеалы в романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный

идальго Дон Кихот Ламанчский»…… ………………………….......


19

2.4 Нравственный облик рыцарства в романе Кретьена де Труа

«Ланселот, или Рыцарь телеги»…………………………...................


22

Заключение……………………………………………………………………

26

Список использованных источников………………………………………..

27


























ВВЕДЕНИЕ


Возникновение воинской нравственности, призванной облагородить воинское служение, связано с рыцарством. Само это слово подразумевает образ мыслей и поведение, определяющиеся воинским кодексом чести. До возникновения рыцарского сословия ничего подобного мы не обнаруживаем ни в эпосе, ни в истории древнего мира, ни в период, который именуется «темными веками», с VI по Х век.

Рыцарский роман – эпический жанр куртуазной литературы, в котором поэтизировалось рыцарство, его подвиги во имя славы, любви и нравственного совершенства. Родоначальниками рыцарского романа считаются Кретьен де Труа, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах. Их продолжателями в той или иной степени были большинство авторов романов еще до XIX века.

Это связано, на мой взгляд, с тем, что на начальном этапе литература еще не полностью отошла от своей первоначальной хроникальной функции (а следовательно, изображала то, что в настоящее время происходило вокруг автора), а позже, когда рыцарство стало постепенно перерождаться и исчезать, традиции литературного жанра оказались сильны и податливы для других жанров. Так, предметом нашего рассмотрения является кодекс чести рыцаря, а именно он еще на протяжении XX века транслировался как правила поведения положительных героев. Первыми такими героями были король Артур, Ланселот, Тристан, Амадис.

Объектом данного исследования являются такие рыцарские романы, как: «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», «Роман о Тристане и Изольде», а также «Ланселот, или Рыцарь телеги».

Предметом исследования выступают с одной стороны фактические исторические события, с другой  то, как они представлены в литературе.

Целью работы является изучение отражения кодекса чести в рыцарских романах.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятия «этика» и «этос» рыцарства, как часть социальной культуры средневековья;

- выделить основные ценности и идеалы средневекового рыцарства;

- рассмотреть культ Прекрасной Дамы как выражение менталитета свободного рыцарства;

- на основе средневековых произведений выделить цели и мотивы воспитания воинской нравственности в рыцарских романах средневековья.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности. Наиболее популярные сюжеты  о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.




















  1. Рыцарская этика как часть социальной культуры средневековья


1.1 Этика и этос рыцарства


Рыцарство, как особый слой средневекового общества в Западной Европе, сложилось лишь к XI в., а достигло расцвета в XII  XV вв. Это было военно-аристократическое сословие, возникновение и развитие которого было вызвано укреплением феодализма и возвышением новой служилой знати и дворянства.

Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом упрощенном виде мыслило его состоящим из трех разрядов  молящихся, воюющих и работающих. Рыцари входили в разряд «воюющих». Рыцарство жило войной и неудивительно, что в культурных текстах эпохи война предстает в качестве самоценности.

В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное  землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения.

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

В статье Кухтенковой Ольги Александровны «Содержание понятия благородства…» указывается, что представление о благородстве – совокупности душевных качеств, необходимых для рыцаря, существовало задолго до того, как класс европейской военной аристократии окончательно сформировался.

Таким образом, рыцарские традиции и этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Но со временем идея рыцарства превратилась из благородного порыва в культ почитания и подражания. Об этом в своем труде «Осень средневековья» упоминает Йохан Хейзинга: «Стремление к рыцарской славе и чести неразрывно связано с почитанием героев; средневековый и ренессансный элементы сливаются здесь воедино. Жизнь рыцаря есть подражание. Рыцарям ли Круглого Стола или античным героям  это не столь уж важно.» [14, с. 26].

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но
и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моем Сиде») появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую «куртуазную литературу» (от французского courtois - учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.

Кухтенкова Ольга Александровна в статье «Рыцарская этика..» указывает, что рыцарь  это человек, приносящий торжественную клятву, налагающую на него серьезные обязанности перед его лордом и перед всеми людьми. [6, с. 15]

Но для того, чтобы понять, что такое рыцарская этика и этос, надо знать что означают эти понятия.

Этика  это учение о нравственности, морали.

Этос  это стиль жизни какой-то общественной группы общая ориентация какой-то культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая выражена в явном виде, либо может быть выведена из поведения людей.

Особое место в истории занимает рыцарский этос, воссозданный
по французским куртуазным романам, то есть поэм о славных сражениях рыцарей, по большей части из круга Карла Великого. Куртуазный роман получил распространение в 12 веке.

Рыцарь в этих романах должен был исходить из благородного рода. Правда, иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги.
По мере развития городов и усиления их значения  можно было купить звание рыцаря. Но в куртуазной литературе герой непременно блистал великолепным генеалогическим древом. Рыцарь должен был отличаться красотой
и привлекательностью. Его красоту подчеркивала одежда. Мужская красота перестает играть особую роль лишь в буржуазном этосе, здесь ей на смену приходит достойная внешность, респектабельность [6, с. 21].

От рыцаря требовалась сила. Иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили 60  80 кг. Эту силу он проявлял обычно, подобно Гераклу
в младенчестве. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться
о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения, все новых и новых испытаний. Рыцарь не мог спокойно слушать о чужих успехах. Для него
не было смысла делать добрые дела, если им суждено было остаться неизвестными. Недостаток мужества  самое тяжелое обвинение. Рыцарь постоянно должен был следить за своим положением в обществе, это требовало от него все новых и новых побед, доказательств того, что он по праву принадлежит к этому сословию. В романе Кретьена де Труа «Эрек и Энида» влюбленный Эрек, разомлев от любовных утех на супружеском ложе, забывает о своем предназначении. Изменившееся отношение к Эреку окружающих заставляет Эниду напомнить мужу:

Теперь судачить всякий рад,

Простой и знатный, стар и млад,

Что будто ты не так уж смел,

Изнежился и оробел [4, с. 22].

И Эрек собирается в дорогу, совершая многочисленные подвиги в поисках славных дел, которые должны были вернуть ему честное имя. Супружество не отличалось тогда особой прочностью  рыцарь пребывал постоянно вне дома в поисках славы [4, с. 22-29].

Этосу рыцарей средневековья присуще далеко идущее сходство с этосом гомеровских рыцарей. Война и доходы, связанные с землевладением, были основой существования в обоих случаях. Также в обоих случаях налицо неустанное стремление к славе и превосходству, первенствующее значение храбрости, необходимой для защиты свое чести, измеряемой количеством побежденных врагов и преодоленных опасностей, обязательная щедрость, постоянное обращение к категориям стыда и чести.

Данный этос рассматривается как реакция на угрозу. В первом случае  наплыва «выскочек», а во втором  на угрозу своему положению в условиях постоянно враждебного окружения. В явной форме рыцарский кодекс был сформулирован в позднем средневековье, когда рост значения бюргерства вынудил рыцарство разработать «оборонительную» кодификацию собственных норм.


1.2 Ценности и идеалы средневекового рыцарства


Рыцарство с течением времени благодаря своей храбрости, великодушию и честности приобретало все более и более значения; но в силу этого и посвящение в рыцарское звание становилось все более и более затруднительным. Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21  го года, мог быть посвящен в рыцари. Необходимо было, чтобы человек, добивавшийся рыцарского звания, был приготовлен к этому с самых юных лет тщательным и хорошим воспитанием; он должен был быть настолько силен
и крепок, чтобы выносить без вреда для своего здоровья все трудности воинской жизни; кроме того, от него требовалось основательное изучение всех обязанностей воина.

Ранее в рыцарское звание возводились только дворяне; но были и такого рода случаи, что в это звание возводились
и простолюдины; обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо особенных заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах.

Так же существовал у рыцарства и свой устав-кодекс рыцарской чести, который предполагал в качестве непреложного правила поведения членов этого сословия их верность слову. Рыцарские сообщества, группировавшиеся в ордена, братства осмысливали свой групповой интерес через призму долга верности слову. Эта ценностная установка рыцарского мира находила различного рода выражения в самых разных обычаях и ритуалах. Именно с ней был связан обычай рыцарского обета, находившего самые причудливые формы.

Рыцарь сражается ради славы, но не всегда ее приносила только победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой
не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом.

Безусловно, как и всякий идеал, идея допустимости лишь справедливой войны имела далеко не безграничный ресурс. Стремление рыцаря
к самоутверждению, богатству, обладанию женщиной сплошь и рядом вступало в противоречие с христианской идеей. И, тем не менее, значимость этой регулятивной идеи сложно переоценить. Ей суждено было сыграть весьма значимую роль в трансформации культурного универсума рыцарства, изменении его установок на поведенческом уровне.

Йохан Хейзинга писал: «Как прекрасный жизненный идеал, рыцарская идея являет собою нечто особенное. В сущности, это эстетический идеал, сотканный из возвышенных чувств и пестрых фантазий. Но рыцарская идея стремится быть и этическим идеалом: средневековое мышление способно отвести почетное место только такому жизненному идеалу, который наделен благочестием и добродетелью» [14, с. 102]


1.3 Культ Прекрасной Дамы как выражение менталитета свободного рыцарства


Как и в древнегерманской поэзии, в литературе раннего средневековья женщина занимает чрезвычайно малое место. В этой литературе отсутствует всяческая куртуазность, авантюрность, сколько-нибудь внятный интерес к «жизни сердца».

В эпоху классического средневековья ситуация меняется. Именно
в рыцарской среде формируется культ Прекрасной Дамы, составляющий самую сердцевину так называемой куртуазной любви, под которой понимается новая форма отношений между мужчиной и женщиной.

Куртуазная любовь носила социально-знаковый характер, символизировала престиж мужчины в рыцарском сообществе. Впоследствии неписаный кодекс чести закрепит в качестве обязательного условия – рыцарь
не рыцарь, если он не имеет дамы сердца. Простолюдинки были готовы одарить молодого благородного рыцаря своим вниманием.
Но, само собой разумеется, успех у них не поднимал престиж рыцаря в глазах общества. Иное дело знатная дама. Достоин зависти и восхищения был тот, кто сумел добиться внимания дамы. Нелишне заметить, что ею нередко становилась жена дядюшки, брата или сеньора. Чаще всего именно эти женщины были для молодых юношей объектом мечтаний, поскольку их школой нередко был двор сеньора их отца или дяди по материнской линии.

Добиваясь внимания дамы, рыцарь имел шанс получить не только знаки признания со стороны благородной, а возможно и красивой женщины,
но и самоутвердиться в глазах общества. Даме ухаживания пусть небогатого,
но молодого и благородного рыцаря приносили свои дивиденды. Удовлетворялось ее женское самолюбие, равно как и статусные амбиции.
Муж должен был ценить внимание к собственной супруге – столь притягательная для других благородных мужей особа принадлежала именно ему, этим повышалась его самооценка, равно как и оценка его окружающими.

Родившаяся куртуазная стилистика отношений между мужчиной
и женщиной была достаточно хрупкой, для той эпохи она являлась скорее регулятивным идеалом, чаще расходившимся с жизнью, нежели воспроизводимым в ней.

И, тем не менее, этот идеал, сформировавшись к рубежу XI – XII веков
в среде южно-французского рыцарства, со временем распространился в других европейских странах. При всем том, что в более поздние эпохи была развенчана и высмеяна его романтически избыточная природа, ему была суждена большая будущность в судьбах европейской культурной традиции.

Как бы то ни было, явившись, этот культ стал неотъемлемой частью культуры средневековья.

Вот основные черты рыцарской этики, она существовала во времена тотального господства католической церкви. Но христианская оболочка рыцарства была чрезвычайно тонка: вместо смирения  гордость, вместо прощения  месть, полное неуважение к чужой жизни; прелюбодеяние  необходимый атрибут рыцарской доблести, а для христианства  нарушение одной из заповедей. Все это позволяет нам говорить об особенной рыцарской культуре  ярчайшем явлении в то мрачное время.




  1. Воспитание воинской нравственности в рыцарских романах средневековья


2.1 Эволюция образа рыцаря в средневековой литературе


В наши дни образ рыцаря романтизирован и построен на мифах. Во многом это связано с влиянием современной культуры на человека. Несмотря на то, что расцвет рыцарства в Европе пришелся ещё на XII  XIII века, интерес к той эпохе и воинам в доспехах существует и сегодня. Живым свидетельством являются многочисленные сериалы, художественные фильмы, книги и компьютерные игры, которые выходят каждый год. Именно поэтому в представлении многих людей рыцари отпечатались в образах странствующих воинов, которые отправлялись на поиски сокровищ, новых земель, спасали из замков прекрасных дев и сражались если не с драконами, то с разбойниками и злодеями.

В конце XI в. в Провансе возникает лирическая рыцарская поэзия трубадуров (приблизительный перевод  «слагающие стихи»). Последующие два столетия были временем наивысшего расцвета поэзии трубадуров, ставшей первой светской лирикой средневековья и ознаменовавшей собой конец господства церковной поэзии. Тематика поэтического творчества трубадуров обширна  стихи посвящались рыцарским доблестям, но главная тема  куртуазная любовь (само понятие «куртуазность», культ прекрасной дамы как новый эстетический идеал, были впервые разработаны в поэзии трубадуров).

Наиболее известным куртуазным поэтом был Бернард де Вентадорн (XII в.). Среди трубадуров  Бертран де Борн (умер в 1210 г.), Пейре Видаль (XII в.), Гильом де Кабестань (конец XII в.), Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071  1127). Стихи сочиняли и знатные женщины, самая известная из них  герцогиня Аквитанская Альенора.

Традиции провансальской лирики продолжили немецкие поэты  миннезингеры («певцы любви»)  авторы немецкой светской поэзии. Немецкая рыцарская лирика  миннезанг  испытывала на себе сильное влияние провансальской лирики. Вместе с тем творчество миннезингеров имеет ряд особенностей.

Миннезингеры сами сочиняли музыку к своим произведениям, но распространяли их, как правило, странствующие певцы  шпильманы. Хотя главной темой творчества миннезингеров было воспевание утонченных чувств к прекрасной даме, как и у их провансальских предшественников, поэзия их более сдержанна, грустна, склонна к дидактизму, нередко окрашена в религиозные тона (оставаясь в основном светской). Наиболее выдающимися миннезингерами были Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хаузен, Вольфрам фон Эшенбах и др.

Вопреки религиозным произведениям, прославляющим аскетизм, рыцарская литература воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в этой, земной жизни. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Образ рыцарского романа  герой, стремящийся к славе, совершающий чудесные подвиги (рыцари в них нередко сражались с драконами, колдунами). В романе широко представлена сложная символика и аллегории, хотя реалистический элемент также присутствует в нем. Сюжет нередко содержит реальные сведения по истории, географии и т.п. Автором куртуазного романа был чаще всего клирик, как правило, незнатного рода горожанин или бедный рыцарь.

Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором их стал Кретьен де Труа (XII в), использующий в своих произведениях античную традицию и кельтский героический эпос.

Одним из трех обширнейших эпический циклов, разработанных в средневековой литературе, был так называемый Артурианский цикл. Артур  фигура полумифическая, видимо, один из героев борьбы кельтов против англов, саксов и ютов. Хроника об Артуре была впервые записана в XII в. Артур и его двенадцать верных рыцарей разбивают во многих сражениях англо-саксов. С легендой о королевстве Артура тесно связана другая легенда  о святом Граале  чаше причастия, в которой была собрана кровь Христа. Грааль стал символом мистического рыцарского начала, олицетворением высшего этического совершенства.

Хотя переработки кельтских легенд о короле Артуре были широко распространенными темами многих рыцарских романов, Кретьен де Труа составил первые обработки этих известных сказаний. Сказочный король Артур и его двор стали образцом куртуазности. Среди 12 рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами Персиваль и Ланселот. Легенды артуровского цикла легли в основу романов Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Персиваль, или повесть о Граале» и др. В этот же период слагала свои песни Мария Французская. Кельтские легенды о короле Артуре вдохновили Вольфрама фон Эшенбаха (XII в.) на создание обширного романа «Парцифаль», воспевающего подлинное рыцарство, высокие этические идеалы.

Сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.) стало сюжетом для многочисленных рыцарских романов, от которых главным образом до нас дошли лишь фрагменты. Роман был восстановлен французским ученым Ж. Бедье в начале XX в. Сюжет восходит к ирландским сказаниям. Рыцарь Тристан попадает в Ирландию в поисках невесты для своего родственника  короля Марка. В дочери короля Изольде Златовласой он узнает предназначенную Марку невесту. На корабле Тристан и Изольда случайно выпивают любовный напиток, приготовленный матерью Изольды и предназначенный для Изольды и ее мужа. Между Тристаном и Изольдой вспыхивает любовь. Верный своему долгу, Тристан уезжает в Бретань и там женится. В конце романа смертельно раненый герой просит о встрече с любимой, которая одна может его излечить. Он ждет корабль с белым парусом  корабль Изольды. Однако ревнивая жена сообщает Тристану, что плывет корабль с черным парусом. Тристан умирает. Прибывшая к нему Изольда умирает от отчаяния.

В XIV в. в идеологии рыцарства начинает увеличиваться разрыв между мечтой, идеалом и действительностью. Рыцарская этика с ее принципами верности долгу, сюзерену, даме переживает глубокий кризис. В новых условиях сама «куртуазность» становится анахронизмом, да и сами рыцари в изменившихся исторических условиях все реже обращаются к поэзии. Куртуазная поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом насмешек и пародий.

Реальность, как известно, гораздо прозаичнее, чем каноны, которые были заданы в литературе еще в начале XIX века, когда в Европе проснулся интерес к эпохе Средневековья. Одним из ярких примеров неоготики стал приключенческий роман «Айвенго» шотландского писателя Вальтера Скотта. Ещё один шотландский писатель, Роберт Льюис Стивенсон, уже в конце XIX века романтизировал войну Алой и Белой розы в своем произведении «Черная стрела». Все эти произведения стали классикой приключенческой литературы и яркими примерами исторической прозы, которые остаются популярными и в XXI веке. Представления многих людей о рыцарстве выросли именно из книг этих известных и популярных во всем мире авторов.

При этом многие считают, что сегодня рыцарство мертво. На самом деле, скорее, наоборот. Те зачатки гуманизма, морали и кодекса чести, которые пытались вложить в рыцарство ещё в Средние века, дали свои всходы гораздо позднее.


2.2 Образ идеального рыцаря в романе «Тристан и Изольда»


В основе средневекового отношения человека к миру, окружающего его и неотъемлемой частью которого он являлся, была феодальная система, с её сословной замкнутостью, господством религии (в данном случае католицизме). Средневековый человек являл собой каноническую личность, практически полностью подчинённую религиозным догмам.

Отношение к рыцарям было двоякое, одни называли их бесстрашными воинами, благородными слугами прекрасных дам, другие  слабыми в бою честолюбивыми лжецами, насильниками, угнетателями беззащитных, но вокруг них вертелась вся история западноевропейского средневековья, потому что они в те времена были единственной реальной силой, в которой нуждались все: короли для защиты от жадных соседей и непокорных вассалов, крестьян; духовенство для борьбы с еретиками, королями; крестьяне против рыцарей соседних владык и так далее.

Рассмотрим подробнее содержание романа о Тристане и Изольде с точки зрения воспевания в нем образа идеального рыцаря XII века.

Итак, рыцарю подобает иметь благородное происхождение. Тристан  сын короля из Лоонуа Ривалена и его любимой супруги Бланшефлер, сестры короля Марка из Корнуэльса. Он рано лишился родителей, его воспитывал сначала конюший Роальд Твердое Слово. Из боязни, чтобы Морган, захвативший замок родителей мальчика, не умертвил сына Ривалена  законного наследника Лоонуа, конюший выдал его за собственного ребенка и воспитал вместе со своими сыновьями [11, с. 3-15].

Когда Тристан достиг семилетнего возраста, его передали оруженосцу, Горвеналу. Горвенал в свою очередь обучил Тристана искусствам, которым обучались бароны  средневековая знать. Мальчик был обучен владеть копьём, мечом, щитом и луком, перескакивать одним прыжком широчайшие рвы, бросать каменные диски, охотиться. Помимо физического развития, в юноше развивались и нравственные качества: Горвенал привил ему отвращение ко всякой лжи, вероломству, научил помогать слабым, держать данное слово, петь, играть на арфе.

В романе не сказано, чьим именно оруженосцем был Горвенал и откуда он приобрёл знания, которые передал Тристану, но после обучения мальчика, когда Тристан повзрослел, тот стал его оруженосцем и близким другом.

Далее мальчик поступал в пажи. Тристан волею судеб оказался в королевстве своего дяди Марка (его похитили пираты, но корабль их разбился у берегов Корнуэльса). Днем в обязанности Тристана входило сопровождение Марка на охоту, а ночью он играл на арфе, чтобы утолить горе короля, когда тот бывал печален.

Когда, наконец, наставник Тристана рассказал правду о рождении юноши, король Марк посвятил его в рыцари.

После служения пажом, рыцари должны доказать свою доблесть в бою. Поэтому, приняв от своего дяди посвящение в рыцари, Тристан поехал за море на корнуэльских кораблях, заставил боевых вассалов своего отца признать себя, вызвал на бой убийцу Ривалена, поразил его насмерть и вступил во владение своей землей [11, с. 25-27].

После этого, доказав свою доблесть и несокрушимось в бою, вернулся к королю Марку и продолжил служить ему верой и правдой. Тристан совершает много подвигов, как и подобает рыцарю: освободил Корнуэльс от позорной дани королю Ирландии, победив в честном поединке Морольда Ирландского.

Морольд, как известно, очень сильный рыцарь. Он вызывал на поединок рыцарей из свиты короля Марка, зная, что никто не рискнет с ним сразиться. Поэтому Тристан, бросая перчатку Морольду таким образом как бы перепосылает ему вызов на поединок. Вызывающий не имеет права отказаться от сражения. Это также характеризует Тристана с положительной стороны.

Морольд представлен в романе как антипод Тристана, его зеркальное отражение. Он самоуверенный, беспринципный, честолюбивый, что проявляется в его сборах на поединок, пурпурных парусах на ладье, обращении к Тристану «вассал», хотя оба имеют благородное происхождение.

Если Тристан делает ставку на честный и открытый поединок, то Морольд в свою очередь применяет «военную хитрость»  смазывает своё копьё ядом. Тем не менее победа остаётся за Тристаном [11, с. 29-36].

Почему именно за ним? Потому что легенда, удовлетворяя социальный запрос рыцарства воспевает и выставляет на первый план именно положительного героя, как бы говоря, что каким бы сильным ты не был физически, без высоких нравственных устоев в сущности своей ты слаб. Поэтому же Тристан не умер от заражения ядом, а благодаря своей находчивости избежал опасностей, подстерегавших его в Ирландии и вернулся к своему сеньору  королю Марку [11, с. 43-59].

В романе ярко показано такое качество рыцаря, как неотступность, важность доведения начатого до конца, верность клятве. Отражено это в эпизоде, когда сенешал попытался жениться на Изольде и отрубил руку дракона, чтобы доказать, что именно он убил его. Тристан в свою очередь поклялся исполнить обещанное Марку и привезти ему Изольду, убив гнусного сенешала в честном поединке.

Когда же Тристан впал в немилость за запретную любовь к жене своего прежде всего сеньора, а затем уже дяди и вынужден был облечь себя на изгнание, рыцарь долго странствовал по земле. Он совершил немало подвигов, обрел верного друга в лице Каэрдина, брата Изольды Белорукой, будущей своей жены. Так свободно он переходит от сеньора к сеньору, потому что это было нормой. Служение было свободным и в данном случае идёт от свободы, так как рыцарь сам выбирает себе господина (Тристан таким образом несколько раз меняет своих господ во время странствия) [11, с. 64-89].

Погибает Тристан от раны, полученной в бою с врагами. Его поразили отравленным копьем, и от этого этого яда не было спасения, Изольда, его любовь, не успела его спасти из-за женского коварства Изольды Белорукой.

Таким образом, содержание романа отражает, каким средневековое общество видело идеального рыцаря: сильного, смелого, ловкого, смекалистого и честного. Поэтому Тристан показан именно таким. Вся недолгая жизнь его была посвящена тем принципам, которым научил его некогда приемный отец его: рыцарь  это тот, кто благородно поступает и ведет благородный образ жизни.



2.3 Рыцарские идеалы в романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»


Творчество М. де Сервантеса представляет собой вершину литературы золотого века. В его произведениях с наибольшей силой выражены гуманистические идеи эпохи. В то же время творчество писателя очень полно и точно отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI века, и противоречивость сознания передовых людей того времени.

В романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», являющемся итогом творческих мыслей писателя, нашли самое глубокое отражение оценки человеческих качеств и человеческих отношений.
Произведение было задумано как пародия на рыцарские романы того времени.

В нем пародируются все рыцарские обряды и обычаи: церемония посвящения в рыцари, этикет рыцарского поединка, детали «рыцарского служения» даме или «обожания» ее и т. д. Богатое воображение Дон Кихота во всем видит блистательные авантюры или волшебство. Он принимает ветряные мельницы за великанов, постоялый двор  за роскошный замок, таз цирюльника  за чудесный шлем, каторжников  за угнетенных рыцарей, даму, едущую в карете,  за похищенную принцессу.

Герой романа «Дон Кихот» живет ради идеалов. Это рыцарские идеалы благородства, чести, мужества, о которых он прочитал в книгах. Дон Кихот становится странствующим рыцарем и на своем пути стремится защищать слабых и угнетенных, сражаться с врагом.

Дон Кихот изображен в романе в постоянном и многообразном соприкосновении с реальной жизнью. На фоне этой жизни и проступает наиболее отчетливо нелепость поведения героя, которое само выступает средством оценки действительности, которую писатель изображает довольно критически.

Сервантес протестует в своем произведении против мировоззрения правящей верхушки Испании, пытающейся возродить на новых основах «рыцарские» идеи. Автор осуждает не самого Дон Кихота, наделенного чертами редкого душевного благородства, добротой и рассудительностью, а те бредовые идеи, которые овладели воображением бедного идальго.

Несоответствие между стремлениями фантазирующего Дон Кихота и его возможностями порождает грустный комизм героя. Рисуя этот образ, во многом забавный и пародийный, автор наделяет его не только отрицательными, но и положительными чертами. Сервантес подчеркивает высокие нравственные качества, бескорыстие, великодушие рыцаря, его искреннее желание принести пользу человечеству.

Утверждение простых человеческих истин, глубокая мудрость звучат в словах идальго: «Добродетели делают кровь благородной, и большего уважения заслуживает человек скромного происхождения, но добродетельный, чем знатный, но порочный». Он прославляет борьбу за свободу и справедливость, призывает ценить людей по их поступкам, а не по положению в обществе. Герой выступает против того, чтобы «превращать… в рабов тех, кого Господь и природа создали свободными», так как это представляется ему «крайне жестоким». Да и вмешательство Дон Кихота в чужие дела далеко не всегда оказывается нелепым [8, с. 628].

Дополнением к образу Дон Кихота Ламанчского является в романе образ Санчо Пансы,  глубоко реалистичный, отражающий существенные стороны испанской жизни того времени.

По словам Санчо Пансы, его господин обладает «голубиным сердцем». В минуты просветления, когда Дон Кихот забывает свои рыцарские фантазии, он становится очень привлекательным  со всеми прост, честен и разумен. Его речи вызывают восхищение слушателей, так как они полны высокой гуманистической мудрости. Так, герой советует Санчо Пансе: «Загляни внутрь себя и постарайся себя познать, познание же это и есть наитруднейшее из всех, какие только могут быть… Помни, Санчо,  продолжает Дон Кихот,  если ты вступишь на путь добродетели и будешь стараться делать добрые дела, то тебе не придется завидовать делам князей и сеньоров, ибо кровь наследуется, а добродетель приобретается, и она имеет ценность самостоятельную, в отличие от крови, которая таковой ценности не имеет» [8, с. 231].

Проблематика «Дон Кихота» Сервантеса заключается в противоречии между рыцарскими идеалами Дон Кихота, и реальной действительностью, которая совсем не идеальна. Начитавшись рыцарских романов, главный герой седлает коня и отправляется на борьбу со злом. Воображение Дон Кихота делает из клячи  боевого скакуна Росинанта, из сельской девушки  прекрасную благородную даму Дульсинею, которой он посвящает свои рыцарские «подвиги». Земледелец Санчо Панса становится оруженосцем рыцаря.

Воображение Дон Кихота упорно поддерживает его красивую рыцарскую иллюзию. Он представляет, что дама его сердца живет во дворце, потому что только так полагается прекрасным дамам. Дон Кихот верит в правдивость рыцарских романов, ему и в голову не придет, что они  вымысел.

Но тот идеальный мир, в который верит Дон Кихот, не существует в действительности. Зато действительность демонстрирует глобальный Разлад с идеалом. Читатель видит, что реальность не похожа на красивую сказку рыцаря, а сам старик – увы, совсем не могучий герой. Дон Кихот в своем воображении видит замок, а на самом деле это постоялый двор. Он бросается драться с великанами, а читатель видит, что на самом деле это всего лишь мельницы. Отсюда и крылатое выражение: «воевать с мельницами».

Дон Кихот пытается защитить несчастных, однако, получается еще хуже. Так, сельский паренек, за которого вступился Дон Кихот, получил после этого еще больше побоев от хозяина. Паренек в итоге проклинает всех странствующих рыцарей. Каторжане, которых освободил Дон Кихот, вместо благодарности забросали камнями его и Санчо.

Единственное место, где якобы возрождается идеальный мир рыцарства, это герцогский замок. Но его жители просто излишне увлеклись розыгрышами, мистификациями и шутками.

Конфликт между идеалом и действительностью в романе «Дон Кихот» состоит в том, что попытки главного героя творить добро, устанавливать справедливость, безуспешны. Этот романтик «один в поле не воин». Одинокий странствующий рыцарь Дон Кихот, даже имея самые лучшие намерения, даже не сидя без дела и стараясь делать добрые поступки, ничего не может изменить к лучшему в окружающем мире.

Кихот  пародия на рыцаря, а роман Сервантеса является остроумной и меткой пародией на рыцарские романы. Герой часто смешон, читателю жаль его. Образ Дон Кихота  это «вечный» образ. В нем отражено бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, исповедовать благородные, высокие идеалы  так называемое «донкихотство». Ради своих идеалов герой проявляет большую отвагу, он способен пожертвовать собой. Это вызывает настоящее уважение.

Таким образом, в своем романе Сервантес изобразил жизнь испанского народа во всех ее проявлениях, показал богатые творческие возможности, таящиеся в этом народе. Писатель осуждает и обличает в своем произведении социальную неправду, несправедливость и насилие, подчеркивает торжество глубокой любви и уважения к человеку, возвеличивает здоровые и правильные человеческие чувства. Поэтому его книга дышит оптимизмом, несмотря на грустный характер и глубокую печаль большинства ее эпизодов.


    1. Нравственный облик рыцарства в романе Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь телеги».


Рыцарские идеалы и рыцарская мечта об идеальном монархе нашли выражение не в романах «античного цикла», способствовавших становлению жанровой традиции, а в романах «артуровского цикла», истоки которых лежат в кельтских и валлийских легендах и в их более поздних обработках. В качестве наиболее продуктивного материала для рыцарского романа выступила легенда о племенном вожде бриттов Артуре или Артуросе (Y в. н. э.), который объединил кельтские племена в борьбе против англосаксов. «Артуровский цикл» как наиболее специфическое выражение рыцарского романа складывается в западноевропейской литературной традиции в творчестве Кретьена де Труа.

В полной мере куртуазному идеалу с его условностями и ограничениями соответствовал образ Ланселота из романа «Ланселот или Рыцарь телеги» (между 1176-1181), написанному скорей всего по заказу покровительницы Кретьена  Марии Шампанской.

Роман Кретьена открывается прологом, имеющим особое значение.

О Рыцаре телеги тут

Начнёт Кретьен повествованье.

Сюжет и замысел сказанья

Внушила госпожа ему,

И лишь добавит он к тому

Своё усердье, ум да совесть [4, с. 3].

Очевидно, что в центре будущего романа  история героя, рассказанная на новый лад. Ланселот  это мечта об идеальной любви, живущая в душе средневековой читательницы/слушательницы. В центре «Ланселота» конфликт между любовью и рыцарским долгом.

Кретьен показывает рыцаря, который даже по время сражения не рискует повернуться спиной к своей даме, наблюдающей за поединком, и предпочитает сражаться спиной к противнику, глядя в зеркало, а дама не может простить ему минуты замешательства, которое Ланселот испытал перед тем сесть в грязную телегу перевозчика, знающего дорогу к узилищу похищенной Гвиневры.

Взаимосвязь любви и подвига рассматривается во всех произведениях Кретьена де Труа, но именно в романе «Ланселот или Рыцарь телеги» идеал воплотился во всей своей красоте и трагизме.

Герой романа одержим любовью к жене короля Артура королеве Гвиневре. Это чувство, выражающееся в куртуазном служении Даме, определяет все поведение Ланселота.: ради Гвиневры он совершает невероятные подвиги и, попадая в опаснейшие ситуации, оказывается победителем, ибо любовь придает ему силы. 

Не боясь прослыть перед всеми трусом или преступником, Ланселот обнаруживает истинную смелость и благородство. Преодолевая рамки «казаться», герой начинает «быть», тем самым обозначая новый виток в раскрытии образа рыцаря.

Роман «Ланселот, или Рыцарь телеги», как и большинство рыцарских романов, имеет в основе сюжет поиска. Поиск неизбежно вовлекает рыцаря в авантюры, призванные продемонстрировать его доблесть. Странствия создают авантюрное движение сюжета и цепь эпизодов. В «Ланселоте» мотивация рыцарского странствия полностью меняется: герой отправляется на поиски похищенной дамы сердца. Все приключения и подвиги обрамляются этой главной целью, и это определяет сюжетную перспективу романа. Но следует подчеркнуть, что у Ланселота появляется еще одна важная миссия, какой не было у прежних героев,  спасение соотечественников. Эта миссия не изначальна, она определяется по ходу движения основного сюжета, но именно она придает деяниям героя истинно эпический смысл.

В конечном итоге именно любовь Ланселота к королеве привела к началу глобального кризиса в артурианском мире; роман их привел к смерти братьев и сынов Гавейна, ссоре между Гавейном и Ланселотом и предательству Артура Мордредом. Прослышав о смерти Артура, Ланселот отправился на поиски своей возлюбленной; та винила в случившемся себя и рыцаря и даже отказалась подарить Ланселоту последний поцелуй, заявив, что тот никогда в жизни не увидит её лица. Предсказание Гвиневры сбылось – следующая их встреча состоялась через полчаса после смерти Гвиневры. Свою королеву рыцарь пережил лишь на шесть недель; его прах был захоронен в когда-то отбитом у Медного Рыцаря замке [4, с. 256-310].

Поэт создал дотоле немыслимую «теорию» беззаветной рыцарской любви, способной на любые, самые безрассудные подвиги. А их на долю самого известного в мировой литературе рыцаря выпало немало.

Де Труа не первый из поэтов сложил яркий гимн всепобеждающей любви, но первый, кто «благословил» нарушение уз церковного брака и обета верности вассала к своему сюзерену. Такова, значит, была действительность, потребовавшая от сочинителя оправдания святотатственным нарушениям. С этого литературного шедевра, собственно, и началась куртуазная литература во Франции.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Классическая форма средневекового романа (куртуазный или рыцарский роман, романический эпос, романическая повесть) создана в разных странах в XI  XIII вв. рядом замечательных поэтов и писателей.

Возникшее в XI веке и прекратившее свое существование в конце
XV века рыцарство оставило неизгладимый след в культурном наследии мира. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

Идеалы героизма, мужества, честности, верности долгу, «высокой» любви, словом все-то, что составляет «сухой остаток» живой и многообразной картины рыцарской культуры Западной Европы, имели ярко выраженную индивидуалистическую интонацию.

Рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом
и эстетическом смысле. Именно на прекрасных преувеличениях основывалась сила рыцарского идеала. 

Рыцарство сошло с исторической сцены. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики, но и культурное наследие: рыцарские романы («Тристан и Изольда»), любовную лирику министрелей и трубадуров
с обязательным культом дамы, героические народные эпосы («Песнь о Сиде»
и «Песнь о Роланде»).

Но именно рыцарское сословие на Западе сформировало те культурные установки, ценности, на основе которых возник европейский гуманизм, отличающийся ярко выраженным персонализмом, акцентированием индивидуальности человеческого «Я».



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. / А.Я. Гуревич.  Москва : Искусство, 1984.  285 с.

2 Дюби, Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XVIII века / Е.Ю. Симакова. Москва : Наука, 1990.  96 с.

3 Кенигсбергер Г.Г. Средневековая Европа 400 – 1500 годы / Д.Э. Харитонович. Москва : Весь Мир, 2001. 384 с.

4 Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. / Н.Я. Рыкова.  Москва : Наука, 1980.  512 с.

5 Кретьен де Труа. Ланселот, или Рыцарь телеги / А.Н. Триандафилиди. – Москва : Common place, 2013.  328 с.

6 Кухтенкова, О. А. Рыцарская этика. Содержание понятия благородства в представлениях средневекового общества (XI-XIII века) / О.А. Кухтенкова. – Санкт-Петербург : Вестник русской христианской гуманитарной академии, 2010, №2.  216  224 с.

7 Мелетинский, Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы / Е.М. Мелетинский.  Москва : Наука, 1983.  304 с.

8  Мигель де Сааведра Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / Н.М. Любимов.  Санкт-Петербург : Азбука, 2014.  1280 с.

9 Оссовская, М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / А.А. Гусейнов.  Москва : Прогресс, 1987.  528 с.

10 Пуришев, Б. И. Зарубежная литература средних веков / А.Э. Сипович.  Москва : Просвещение, 1975.  400 с.

11 Роман о Тристане и Изольде / А.Д. Михайлов.  Москва : Наука, 1974.  144 с.

12 Руа, Ж.Ж. История рыцарства / И.А. Савкин.  Москва : Алетейя, 2001  248 с.

13 Солдатенко, А. Рыцарская энциклопедия / Д.Б. Колпакова.  Москва : ABC Мединвест, 1994  494 с.

14 Хейзинга, Й. Осень средневековья / Д.В. Сильвестров.  Москва : Культура, 1995.  320 с.

15 Ястребицкая, А. Л. Западная Европа XI - XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. / В. Котов.  Москва : Ломоносовъ, 2020.  240 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!