СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Макетирование как средство формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Курсовая работа





Исполнитель

Горожанова Маргарита

Александровна

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Группа 33б

Научный руководитель

Эйвазова

Юлия Николаевна







Каменск- Уральский

2020 год





Содержание



Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6

1.1. Понятие экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………………….…………………………………………………..6

1.2. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………...………10

Глава 2. Формирование элементарных экологических представлений при помощи макетирования ………………………………………………………...19

2.1. Макетирование в дошкольном образовании: виды, роль……………………………………………………………………………….19

2.2.Возможности формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с помощью макетирования…………………………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29Списиок использованных источников……………………………....................31











Введение


Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению[1,с.7].

Не нова проблема взаимосвязи человека с природой, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь[7,с.81].

И начинать экологическое представление надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей дошкольного возраста понимания того, что все в природе взаимосвязано[13,с.34].

Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети дошкольного возраста постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью[9,с.33]. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью. Дети дошкольного возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встаёт важная задача формирования экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения[10,с.13].

Значительный вклад в разработку обозначенной нами проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, Л.И. Божович, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой. Н.А. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дети дошкольного возраста, тем полнее он познает окружающее. Е.И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Большое значение Е.И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для детей дошкольного возраста и планированию работы. В предложенном ею плане-программе план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Она предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста.

Несмотря на то, что существует множество программ экологической направленности таких, как комплексная программа «Детство» парциальных «Мы», «Наш дом - природа», «Юный эколог» и др., практическая реализация данных программ в ДОУ продолжает оставаться проблемной.

Цель курсовой работы заключается в изучении макетирования как средства формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Объект: формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Предмет: макетирование как средство формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

  2. Определить значимость формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

  3. Выяснить роль макетирования в формировании элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

  4. Определить возможности формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с помощью макетирования

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.



Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста



    1. Понятие экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические представления[19, с.25].

Категория «представление» изучается в философии, психологии, педагогике и физиологии. В философии представления обозначены, как «чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств». В самих представлениях у человека сохраняется то, что он познает на основании практики.

Представление является индивидуальным чувственным отражением каждого человека, но по содержанию оно наполнено общественным содержанием, и оно осмысленно им. Понятие «представление» нашло широкое распространение в психологии[2, с.45]. Теоретические основы его формирования исследуются в трудах С.Н. Виноградова, Я.Л. Коломинского, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна и других. Ученые объясняют данное понятие как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении».

С педагогических позиций понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания. Оно имеет обобщенный характер, отражающий единичное или целый класс (например, представления об одном отдельном человеке или человеке вообще).

Сущность категории «представление» комментируется как обобщение конкретных знаний в виде описания внешних, наглядных признаков социальных факторов и явлений. [12,с.6].

Представления изменяются с возрастом человека, расширением его кругозора, интересов, знаний. Их формирование осуществляется постепенно в процессе воспитания и профессиональной подготовки, по мере того, как увеличивается опыт и знания, обеспечивающие их творческую переработку.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с таким психическим явлением, как восприятие. От восприятия представления отличаются тем, что в них находят отражение наиболее характерные черты данного предмета, а второстепенные детали часто опускаются. При формировании образов представления и восприятия возникающий образ существенно видоизменяется по сравнению с исходным образцом под влиянием ряда внутренних факторов: потребностей, мотивации, установок, жизненного опыта и т. д[4,с.17].

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции:

- сигнальная – выработка сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности;

- регулирующая – отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий.

- настроечная – формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации [9, с. 56].

Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ребенка-дошкольника. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения [14,с.28]

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. В научной литературе имеется ряд работ, в которых сделаны попытки определить понятие «представление» с экологических позиций. Под экологическими представлениями понимаются разнообразные представления о природе, человеке, их взаимодействии и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости [12, с. 87].

К.А. Романова отождествляет «экологические представления» с базовыми знаниями и пониманием того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности [8, с.11].

Г.А. Иванова рассматривает «экологические представления» как понимание личностью единства человека и природы, приводящего к ее психологической включенности в мир природы. С.В. Владимирова под экологическими представлениями понимает отражение предметов и явлений природы в сознании студента, переработанное, обобщенное и представленное в виде конкретных знаний[12,с.33].

С.Н. Николаева считает, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Также ученый отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. По М.Н. Клевцовой словам экологические представления – это формирование адекватных экологических знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок[17,с.14].

Экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. Содержание экологических представлений у детей дошкольного возраста отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов[5,с.110].

Таким образом, из приведенных выше характеристик и точек зрения мы делаем вывод, что экологическое представление имеет несколько педагогических результатов и разные пути достижения этих результатов, но все они взаимосвязаны между собой и являются частью процесса природы.

1.2. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования - реализуется идея «действовать локально». Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете[2, с.19].

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «от рождения до школы» существует экологическое представление по возрастным группам. У детей младшего дошкольного возраста реализуются следующие задачи:

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

- продолжать учить детей дошкольного возраста определять состояние погоды (тепло, холодно);

-знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег и т.п.);

- формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края;

-познакомить детей дошкольного возраста с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов);

- учить различать и называть стебель, листья, цветок;

- продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами;

- давать первоначальные представления о диких животных (живут в лесу);

- продолжать знакомить с обитателями уголка природы, учить наблюдать как взрослые ухаживают за животными;

-воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее
красоту.

У детей среднего возраста реализуются следующие задачи:

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

- расширять представление детей дошкольного возраста о многообразии природных явлений;

- помогать устанавливать простейшие связи между ними(похолодало исчезли бабочки, жуки);

- закреплять представления о сезонных изменениях в природу;

- давать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания;

- давать представление о том, что растения – живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет: эти условия им обеспечивает человек);

- закреплять знание детей дошкольного возраста о лягушке;

- учить называть 1-2 представителя класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха);

- закреплять представления о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей);

- расширять представление о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц).

У детей старшего возраста реализуются следующие задачи:

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

- наблюдать с детьми дошкольного возраста явления природы;

- помогать устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями;

- углублять и конкретизировать представления об условиях жизни
растений и животных; о том что человек часть природы;

- расширять и уточнять представления о растениях (деревьях, кустарниках; растения леса, луга, лесные ягоды);

- познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения
комнатных растений: черенками, листьями, усами;

- учить устанавливать связь между состоянием растения условиями
окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли- недостаточно воды; листья бледнеют- не хватает
света);

- формировать представление о зимующих и перелетных птицах;

- закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробьи и
др.;

- рассказывать о помощи человека диким животным и зимующим
птицам;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

- поощрять стремление детей дошкольного возраста отражать свои впечатления в
рисовании, лепке и аппликации; делиться впечатлениями об
окружающем мир, полученными из различных источников (просмотр
телепередач, экскурсии, путешествия и т.д.).

У детей дошкольного возраста в подготовительной группе реализуются следующие задачи:

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

- расширять представления детей дошкольного возраста о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе);

- знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в
Красную книгу;

- объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует
развитию современного экологического мышления;

- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы
экологической культуры личности;

- способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с
природой;

- формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); желание беречь природу;

- знакомить с деятельностью людей по охране диких животных;
- расширять представление о классификации животного мира: зверей,
насекомых, рыбы, земноводные и др.;

- формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и
животных, об их пищевой зависимости друг от друга;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в
процессе опытнической и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- знакомить с нашей планетой, с планетами Солнечной системы (Солнце –
это большая горящая звезда; его роль в жизни человека: Солнце- источник
света и тепла);

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе
общения с природой, в рисовании, лепке, аппликации.

В настоящее время нельзя не заниматься формированием экологических представлений у детей дошкольного возраста, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей дошкольного возраста, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. В настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений[12,с.40].

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое представление детей дошкольного возраста - приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал мы оцениваем с позиции их соответствия требованиям экологического образования[9,с.67].

Достижение поставленной цели нужно осуществлять через решение следующих задач формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста: - воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней; - формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе; - формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности; - развитие со переживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение[13, с.55].

Особое внимание, следует придавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых. Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые[12,с.53]. Детям дошкольного возраста важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Образовательные программы, созданные за рубежом и в России, имеют свои особенности, обусловленные различиями в менталитете[20,c76].

За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений предствления и развития, среди последних - немало экологических.

К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ - «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию представления детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель представления, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Экологическое представление дошкольников – это, прежде всего, необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с природой. При таком подходе, педагогический процесс опирается на основную идею экологии, а также принятые понятия. Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики представления детей дошкольного возраста. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном возрасте дети преобладают наглядно-действенную и наглядно-образную форму мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе[2, c89].

Специфической чертой методики формирования экологических представлений дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом представлении отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Итак, формирование экологического представления экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все-таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое представление должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых[14,с.10].

Экологическое представление детей дошкольного возраста - это и есть познание ребенком всего живого. Представление правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития[7,с.25].

Идеи ознакомления детей дошкольного возраста с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного представления в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М. Басс, А.М.Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного образования были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.)[5,с.33].

Экологическое представление требует перехода к новой парадигме экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-)центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдается не социально экономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического представления детей дошкольного возраста. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям дошкольного возраста, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети дошкольного возраста должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Нужно показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия[10,с.62].

Таким образом, особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста, дает нам основание что на сегодняшний день, у детей впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе.






Глава 2. Формирование элементарных экологических представлений при помощи макетирования



2.1. Макетирование в дошкольном образовании: виды, роль.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения [15. C 10].

Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей дошкольного возраста. При изготовлении макета дети дошкольного возраста описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас[4,с.134].

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

- Эмоциональная отзывчивость

- Любознательность

- Активность

- Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, бензоколонка, мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей дошкольного возраста на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками[16,с.60].

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Макет может быть:

- напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

- настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

-подиумным (на специальных подставках-подиумах);

- настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступы детям дошкольного возраста для игры[11,с.24].

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

- знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);

- закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;

- решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);

- развитие монологической и связной речи;

-развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;

- развитие общей и мелкой моторики рук;

- развитие коммуникативных навыков;

- активизация лексического словаря;

- формирование навыков сочинительства;

- формирование творческих способностей;

- воспитание доброжелательности;

- умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

-предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета, сбор методической и художественной литературы по теме, создание развивающей предметно–пространственной среды, подбор дидактических игр, обогащение личного опыта детей);

-основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов[18,с.46].

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

- активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми дошкольного возраста придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей дошкольного возраста повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов.

На основе готовых макетов можно проводить беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети дошкольного возраста закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети дошкольного возраста могут свободно их перемещать по всей поверхности макета[15,с.88].

Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности[8,с.61].

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет[16с.40].

Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Не менее интересным для детей дошкольного возраста, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира[8с.112]. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Таким образом, макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей дошкольного возраста, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».


2.2.Возможности формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с помощью макетирования.

Экологическое представление детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического представления с помощью макетирования оно имеет особое значение. Ведь именно дошкольный возраст, является самым перспективным для закладывания и усвоения основ экологического представления, связано это с высокой эмоциональностью детей.
Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают представители животного и растительного мира, которых они воспринимают как равных себе, сочувствуют и сопереживают им. Желая как можно больше узнать ребенок задает множество вопросов о растениях и животных[2,с.53].
Особое внимание обращается в ФГОС на организацию предметно- пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого ребенка дошкольного образования. Поэтому в оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия, развивающие познавательную активность детей. Именно к таким пособиям относятся макеты. Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, в игру.

Макетная деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста стремления к гармоничному сосуществованию с миром природы, развитию познавательной активности.

Дети дошкольного возраста отличаются от более старших детей своей непосредственностью и ярким желанием узнать новое, интересное об окружающем их мире, они открыты для впечатлений, конечно, между ними существует значительная разница в психологической готовности к познанию мира, но основы экологического представления, формируемые в эти периоды жизни ребенка, важны для всей их дальнейшей жизни в экосистеме: происходит закладывание и формирование положительного отношения к живому (проще говоря, - любовь), понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более у много и сильного, стремление защитить. Знание как таковое важно не само по себе, оно важно для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Положительное отношение к природе является конечным результатом экологического представления, что проявляется в осознанном бережном отношении ребенка ко всем объектам природы[14,с.49].

Макетирование объектов в какой - то мере напоминает изобразительную деятельность и конструирование, но отличается от них конечной целью: цель изодеятельности - выполнить красиво, цель моделирования сделать правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемом объекте. Иными словами в искусстве важно изобразить объект эстетично, в моделировании - разобраться, как он устроен.

В детском саду можно изготовить модели любых знакомых детям объектов живой и неживой природы и использовать для этого любой материал - бумагу, ткань, пластилин и др. Для этих же целей подходят фотографии объектов, вырезанные из журналов и ненужных книг и наклеенные на плотную бумагу. Данные модели могут быть статическими и динамическими, плоскостными и объемными[6,с.37].

Ребенок открывает для себя мир природы» представлен четырьмя содержательными блоками: первый - представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах; второй - связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой; третий блок - понятие о росте, развитии и размножении живых организмов; четвертый - понятие о сообществах растений и животных в природе. Авторами программы разработано подробное планирование по экологическому представлению, включающее систему наблюдений, труд в уголке природы и на участке, опыты, игры, целевые прогулки, рассматривание картин, логические задания[17,с.10].

В работе по экологическому представлению детей дошкольного возраста используют методические разработки не только комплексной программы, но и парциальных программ, прошедших экспертизу и одобренных[14,с.5].

На занятиях, в совместной деятельности используют всё многообразие средств экологического представления (игры - дидактические, подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы, участок экологически правильно озеленен - все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому представлению детей).[19,с.22].

Дети дошкольного возраста изобретают такие макеты как:

- экологический календарь;

- животные наших лесов;

- жизнь животных в разное время года;

- арктика;

- антарктида;

- эфиопское плоскогорье;

- морское побережье;

- морское дно;

- водоем;

- земля-наш общий дом! берегите её;

- солнечная система;

-город.

Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей дошкольного образования. С помощью них мы формируем у детей дошкольного возраста понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.



Дети младшего возраста еще почти не умеют самостоятельно изготавливать макеты, поэтому воспитатели в детском саду почти делают все сами, а в старшем дошкольном возрасте изготавливают макеты совместно с воспитателями.

Таким образом, возможности формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с помощью макетирования можно сделать вывод, что наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.



























Заключение

Курсовая работа, выполнена на тему: Макетирование как средство формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Целью курсовой работы являлось: изучение макетирования как средства формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста

Для достижения цели были решены обозначенные во введение задачи, и на основе решаемых задач были сделаны выводы:

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в представлении детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что необходимым условием развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является деятельность, несущая познавательную функцию.

В современном мире создаётся большинство условий для успешного познавательного развития ребёнка, как в образовательных организациях, так и во внешнем мире. Но создаваемые условия торопят ребёнка в его развитии, что негативно сказывается на его любознательности и интересе. И исходя из пунктов прописанных в ФГОС ДО являются крепкой основой.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Таким образом, цель курсовой работы была достигнута, задачи были решены.

Продолжение исследования планируется в дипломной работе:





Список использованных источников:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерсвто образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста[Текст] / В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. – М., 2011.-156 с.

  3. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.Бобылева, О. Дупленко, // Дошкольное воспитание. - 215. - N 7. - с. 36-42.

  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 258 с.

  5. Болотина, А.Р. Дошкольная педагогика. [Текст] / А.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М., 2008. - 324 с. 5.

  6. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М. Большакова, Н. Морева// Дошкольное воспитание. - 2018. - N 7. - с. 12-20.

  7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.

  8. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности "Дошкольное воспитание" [Текст] / Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., "Просвещение", 1973. - 256 с.

  9. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

  10. Зерщикова, Т.И Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т.Зерщикова, Т.Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 7.- с. 3-9.

  11. Зенина, Т. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы [Текст] / Т.Зенина, А.Туркина // Дошкольное воспитание. 2019. N 7. С. 27-35.

  12. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г.Иванова, В.Курашова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - с. 10-12.

  13. Йозова, О.К. Наглядные пособия в экологическом воспитании [Текст] / О.К. Йозова // Дошкольное воспитание. - 2015. - N 5. - с. 70-73.

  14. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Л.А. Каменева. - М., 2003. - 326 с.

  15. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.

  16. Короткова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]/ Н.А. Короткова. М.: Карапуз, 2010. – С. 110-155.

  17. Николаева, С.Н. Добро пожаловать в экологию [Текст] / С.Н.. . - М., 2010.-170 с.

  18. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание № 7, 2016.

  19. Тихеева, Е.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.

  20. Ушинский, К.Д. О формировании способностей// Вопросы психологии, 1960. № 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!