Англия – «мастерская мира»
В 30 -40- х годов XIX в. в Великобритании завершилась промышленная революция, в результате которой страна заняла первое место в мире по уровню развития промышленности. В 1840 г. в стране производилось 45 % всей мировой промышленной продукции. Ведущей отраслью английской промышленности была текстильная, где работало около 200 тыс. рабочих. Быстро развивалась тяжелая и угольная промышленность. В 1834 г. производство железа достигло 700 тыс. тонн. Сформировались новые промышленные районы: металлургии — Бирмингем и Шеффилд, угольной промышленности — Уэльс, хлопчатобумажной промышленности — Ланкашир и Йоркшир.
Одновременно с завершением промышленной революции в стране развернулось бурное строительство железных дорог. В течение 1835-1849 гг. длина железных дорог увеличилась с 540 км до 9,5 тыс. километров. Быстрыми темпами росли объемы внешней торговли. Ведущие позиции в вывозе товаров занимали текстильные изделия и машины. В 1830-1849 гг. вывоз британских товаров на внешние рынки возросло более чем в четыре раза.
Монопольное положение Англии в области промышленности и торговли достигло в 50-60-х годах своей вершины. Преимущества, связанные с более ранним и быстрым завершением промышленного переворота, а также безжалостная эксплуатация колоний обеспечили английским капиталистам господство на мировом рынке
Победа свободной торговли. В 50-60-х гг. XIX в. первенство Англии в мировой промышленности и торговле достигло своей вершины. Преимущества, связанные с более быстрым и ранним завершением промышленного переворота, а также использование ресурсов колоний, обеспечили британским предпринимателям монопольное положение на мировом рынке.
К середине XIX в. в Англии была сосредоточена половина мирового производства чугуна, угля и хлопчатобумажных тканей. Важную роль в ускорении промышленного развития Англии сыграла отмена протекционизма и переход к свободной, беспошлинной торговле. Это произошло после отмены в 1846 г. «хлебных законов» и последних пошлин на ввозимые товары. Не боясь конкуренции на своем рынке, английские предприниматели использовали свободную торговлю, как средство экономической экспансии. Новейшее оборудование позволяло им производить более дешевые товары, конкурировать с которыми не могла ни одна страна. В 60-х годах XIX в. Англия добилась подписания ряда очень выгодных торговых соглашений с Францией, Италией, Австрией и германскими государствами, наводнив рынки этих стран дешевой промышленной продукцией.
Одним из важнейших условий, ускоривших промышленное развитие Англии, явилось упразднение протекционизма и установление полной свободы торговли, последовавшее вслед за отменой в 1846 г. хлебных законов и последних пошлин на ввозимые в Англию товары. Не опасаясь иностранной конкуренции на собственном рынке, английские капиталисты использовали свободную торговлю (фри-тред) в качестве орудия экономической экспансии. В 60-х годах XIX в. Англия добилась подписания ряда очень выгодных для ее промышленников торговых договоров с Францией, Бельгией, Италией, Австрией и германскими государствами.
Наводняя иностранные рынки своими товарами с помощью фритредерских договоров, английская буржуазия, кичившаяся своим либерализмом, находила в других странах поддержку в более отсталых и реакционных кругах общества – у прусских и русских помещиков, у американских плантаторов-рабовладельцев, у крупных французских виноделов. Все они сбывали в Англии свои сельскохозяйственные продукты и предпочитали покупать более дешевые английские промышленные товары, пренебрегая изделиями своих отечественных фабрик и заводов.
Быстрому прогрессу промышленности и торговли Англии способствовало развитие транспортной сети. В 50-60-е годы железнодорожный транспорт стал основным в сухопутных перевозках, а пароходы вытесняли парусные суда. Англия строила торговые корабли для многих стран, ее судами пользовались европейские государства для перевозки товаров в самые отдаленные части света.
Небывало быстрому развитию промышленности и торговли Англии способствовали открытие и разработка калифорнийских (1848) и австралийских (1851) золотых приисков, до огромных размеров, увеличивших средства обращения на мировом рынке. В 50-60-е годы железнодорожный транспорт одержал победу над всеми другими видами сухопутного транспорта, а морские винтовые пароходы начали вытеснять парусные суда. Перевозки грузов стали намного быстрее и дешевле. «При таких условиях английская промышленность, работающая при помощи пара, расширяла свое господство за счет иностранной домашней промышленности, основанной на ручном труде».
Действительно, в 50-60-х годах XIX в. промышленность Англии развивалась «с быстротой, неслыханной даже для этой колыбели современной индустрии». Хотя этот подъем, как и раньше, прерывался экономическими кризисами 1857 г., а затем и 1866 г., это не меняло общей тенденции бурного роста английского капитализма.
К концу 60-х годов Англия добывала угля приблизительно в 5 раз больше, чем Германия, и в 4 раза больше, чем США, не говоря уже о других, более отсталых странах Европейского континента. Она держала в своих руках половину мирового производства чугуна. Но особенно велики были успехи Англии в текстильной промышленности. В 1860 г. она одна потребляла на своих фабриках столько же хлопка, сколько все остальные страны мира, вместе взятые.
По мощности паровых двигателей Англия опережала Германию более чем в полтора раза, а Францию – в два раза. Не удивительно, что Англия в середине XIX в. стала своеобразной «мастерской мира».
Значительными были объемы производства в угледобывающей и металлургической отраслях, частности, выплавка чугуна возросла с 1,4 млн. тонн в 1840 до более 6 млн. тонн в 1870 г. Стремительными темпами развивался железнодорожный транспорт, который стал основным средством передвижения на дальние расстояния в стране. Важное значение для развития железных дорог имело применение стальных рельсов.
На британских верфях строились пароходы. В 1865 г. совокупный тоннаж пароходов в стране впервые превысил тоннаж парусников. Вдоль британских путей появились столбы телеграфной сети. В 1866 г. было завершено прокладка телеграфного кабеля через Атлантический океан в Северную Америку, а в 1867 г. — открыта телеграфная связь с Индией.
Постепенно изменялся состав английского вывоза: в нем наряду с изделиями легкой промышленности все более заметное место стали занимать изделия тяжелой «особенно машиностроительной промышленности. После отмены в 1842 г. правительством всех ограничений на вывоз машин за границу английские станки, машины и паровозы находили все более широкий сбыт во многих странах. За 25 лет (с 1845 по 1870 г.) вывоз машин из Англии увеличился в десять раз. В Англии строились суда для всех стран; в судостроении она первой перешла от дерева к металлу, широко развернула строительство пароходов.
Характерной чертой британской внешней торговли было то, что английский экспорт в основном состоял из промышленных изделий, произведенных в самой Англии, в то время как среди импорта наряду с увеличивавшейся массой привозного сырья для промышленности резко возросла доля продовольственных продуктов.
В 1850 г. стоимость английского вывоза равнялась 197 миллионам, а в 1870 г. — 244 миллиарда фунтов стерлингов. В 1860 г. Англия одна потребляла на своих фабриках столько же хлопка, сколько все остальные страны вместе взятые. Вывоз шерстяных изделий вырос более чем в два с половиной раза. Вывоз железа и стали поднялся в четыре раза. О роли Англии как поставщика машин для других стран можно судить по тому, что в 1850 г. стоимость вывезенных ею машин составляла 1 миллион, а в 1870 году — 5,3 миллиона фунтов стерлингов.
Британские товары были известны во всех странах мира. Великобритания заняла господствующее положение на мировом рынке, британский фунт стерлингов получил всеобщее признание как главное средство расчетов в мире. На Всемирной промышленной выставке, которая открылась в мае 1851 г. в Лондоне, преимущество товаров британской промышленности была весьма существенной. Именно в этот период Великобританию стали называть:
«мастерской мира» - машинная промышленность — а это 2 тыс. хлопчатобумажных фабрик с 30 млн. веретен (в 5 раз большим, чем во Франции или США), потреблявших 46% выращиваемого в мире хлопка, 2,5 тыс. шерстяных фабрик и т. п. — производила больше фабричных изделий, чем весь остальной мир. В стране выплавлялось более половины мирового производства чугуна (2 млн. т в 1818 г. и 5,9 млн. г и 1867 г.), примерно такой же была доля добываемого каменного угля (45 млн. т в I848 г. к 106 млн. т в 1867 г.).
«мировым перевозчиком» - Англии принадлежало 50% мирного тоннажа торгового флота, в котором тоннаж паровых судов уже и 1865 г. превысил тоннаж парусников.
«мировым банкиром» - к середине XIX в. Лондон превратился в мировой кредитный денежный центр, английский банк - в «банк банков»; вывоз капитала в 1870 г. составил свыше 50 млн. ф, ст. Этому способствовало то, что в Англии впервые в мире были созданы акционерные кампании. К концу 60-х гг. их было основано около 3,5 тыс. с капиталом в 600 млн. ф. ст.
Огромные богатства черпала Англия из заморских колоний. Одновременно английские предприниматели получали значительные прибыли от своих иностранных капиталовложений. Крупнейшие банки страны предоставляли займы другим странам, вкладывали деньги в строительство фабрик, заводов и железных дорог за границей. Фунт стерлингов стал главным средством международных расчетов, а Лондонская биржа и Английский банк - мировыми центрами торговых и финансовых сделок.
С конца XVIII в. до 1870 г. национальный доход Великобритании увеличился в 10 раз и достиг 2 млрд, фунтов стерлингов. Но этот рост богатства и могущества страны, по словам видного политического деятеля У. Гладстона, ограничивался исключительно имущими классами.
Стремительному развитию крупной промышленности соответствовал и рост английской колониальной и торговой экспансии. К 1870 г. удельный вес Англии в мировой внешней торговле все еще составлял 25% против 10,45%, приходившихся на долю Франции, 9,7% – Германии, 9,5% – британских колоний, 7,5% США. В обоих отношениях Англия была тогда еще исключением среди других капиталистических стран. Огромные капиталы притекали в Англию из ее заморских колоний. В то же время английские капиталисты получали значительные прибыли и проценты со своих заграничных капиталовложений, поскольку вывоз капитала из Англии в качестве орудия ее экономической и политической экспансии уже в 50-60-х годах XIX в. достиг крупных размеров. Это невиданное накопление капитала сопровождалось сосредоточением его в немногих руках. В Англии быстро росло число миллионеров, богатела и средняя торгово-промышленная буржуазия. Особенностью Англии, указывал В. И. Ленин, «было уже с половины XIX века то, что по крайней мере две крупнейшие отличительные черты империализма в ней находились налицо: необъятные колонии и монопольная прибыль (вследствие монопольного положения на всемирном рынке)».
Противники отмены хлебных законов из числа землевладельческой аристократии пророчили упадок английского сельского хозяйства в случае введения свободы торговли, однако в действительности сельское хозяйство страны в 50-х годах шло вперед. Огромный спрос на продукты сельского хозяйства, связанный с ростом городского населения, относительная дороговизна продуктов питания, а также наличие в стране свободных капиталов позволяли крупным землевладельцам и фермерам-предпринимателям применять в сельском хозяйстве новые технические усовершенствования. В результате мелиорации и применения химических удобрений и сельскохозяйственных машин средние урожаи в Англии в 50-60-х годах были выше, чем во Франции.
Тем не менее быстрое развитие промышленных городов требовало постоянного ввоза хлеба и других продуктов питания из-за границы. Ирландия, эксплуатируемая, как колония и превращенная в аграрный придаток Англии, в течение всего XIX в. снабжала ее не только сельскохозяйственным сырьем, но и дешевыми рабочими руками.