Просмотр содержимого документа
«Курс «Теория и практика сочинения-рассуждения» 8 класс»
Курс «Теория и практика сочинения-рассуждения»
8 класс
Пояснительная записка
Предложенный курс – надежный помощник при опережающей подготовке учащихся 8 классов к выполнению творческого задания (сочинения-рассуждения) на итоговой аттестации в 9-х классах. При планировании занятий курса учитывались современные подходы к методике развития речи, теории речевой деятельности, лингвистике текста и основные положения законов риторики, логики.
Система заданий формирует у обучающихся практические умения и навыки написания сочинения-рассуждения, развивает их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием собственного письменного высказывания. Разнообразные виды деятельности (работа с текстом, составление таблиц, схем, выполнение заданий в тестовой форме, создание иллюстраций и др.) носят обучающий характер, что помогает ученику овладеть комплексом знаний, необходимых для создания текста сочинения-рассуждения.
Содержание курса обобщает основные программные знания о речеведческих понятиях (тест, типы речи, стили речи и т. д.) и учит оптимально их использовать при создании собственного высказывания в процессе выполнения индивидуальных заданий в классе, дифференцированных домашних работ.
На занятиях курса реализуется практико-ориентированный подход к выполнению третьей части ОГЭ. Сочинение-рассуждение (задания 15.1, 15.2, 15.3) - результат продуктивной текстовой деятельности на основе усвоения лингвистических, философско-нравственных понятий и опыта оперирования ими. Занимательность в предъявлении основных правил речеведения в процессе работы с текстом способствует лучшему пониманию теоретической информации, успешно подготавливает учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Тематическое планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на принципе линейности.
Разделы:
Блок 1. Введение. Текст как единое целое.
Блок 2. Типы речи.
Блок 3. Рассуждение как тип текста.
Блок 4. Учимся писать сочинения-рассуждения, предложенные на ОГЭ ( на лингвистическую тему, по проблематике прочитанного текста, морально-этическую характера).
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны
- знать критерии оценивания сочинения-рассуждения (15.1., 15.2.; 15.3.)
- уметь определять тему, идею, проблематику предложенного текста
- применять лингвистические знания в работе с текстом
- определять понятия морально-этического характера
- создать на основе исходного текста вторичное высказывание с учетом замысла, стиля и типа текста, авторской позиции
- находить и исправлять недочеты в построении и содержании рассуждения
№ | Дата по плану | Дата по факту | Содержание урока | Продукт деятельности | Количество часов |
1 | | | Роль текста в жизни человека | | 1 |
2 | | | Понятие о тексте | | 1 |
3 | | | Основные признаки текста | Устное сообщение | 1 |
4-5 | | | Тема. Проблематика. Основная мысль текста. Эпиграф | Подобрать эпиграфы к текстам, определение проблематики | 2 |
6 | | | Опорные (ключевые) слова | Выписать из текста ключевые слова | 1 |
7-8 | | | План текста. Работа с текстами разных стилей | Составление простых и сложных планов | 2 |
9 | | | Абзац. Микротема текста | Разделение текста на абзацы | 1 |
10-11 | | | Связь предложений в тексте | Нахождение средств связи в предложениях | 2 |
12-13 | | | Стили речи и их лексико-синтаксические особенности | Определение стиля текста, создание текстов определенного стиля | 2 |
14 | | | Основные типы речи | Определение типов речи | 1 |
15 | | | Типичное строение текста. Типовые конструкции (клише) | Создание текста определенного типа | 1 |
16 | | | Языковые особенности текста. Речевое оформление сочинения и его оценивание | Выделение языковых особенностей текста | 1 |
17-19 | | | Рассуждение как тип текста. Виды рассуждения | Подбор текстов-рассуждений | 3 |
20-21 | | | Структура текста-рассуждения. Языковые средства связи в рассуждении | Анализ структуры текста | 2 |
22 | | | Формулируем тезис. Способы определения понятия | Создание утверждений | 1 |
23 | | | Приводим аргументы. Виды аргументов | Подбор и оформление аргументов | 1 |
24 | | | Делаем вывод. Виды заключения | Написание заключительной части рассуждения | 1 |
25-26 | | | Сочинение на лингвистическую тему (структурные особенности) | Написание сочинения на лингвистическую тему | 2 |
27-28 | | | Сочинение по содержанию прочитанного текста (структурные особенности ) | Написание сочинения по содержанию текста | 2 |
29-30 | | | Сочинение на морально-этическую тему и его структурные особенности | Написание сочинения по нравственной проблематике | 2 |
31-32 | | | Контрольное сочинение | Создание сочинения-рассуждения | 2 |
33-34 | | | Работаем экспертами | Оценивание и редактирование | 2 |