СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс лекций по разделу «Социальные отношения» учебной дисциплины «Обществознание» для профессий и специальностей всех профилей СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс лекций по разделу «Социальные отношения» учебной дисциплины «Обществознание» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и  на основе  учебника   Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. — 5-е изд., испр. — М. : Издатель- ский центр «Академия», 2008. — 368 с, для всех профессий и специальностей СПО, курс рассчитан на 14 часов и содержит лекционный материал по темам:  «Социальная стратификация», «Социальное поведение», «Этнические общности», «Семья», «Молодёжь». Данный курс поможет  обучающимися при подготовке к практическим работам.

Просмотр содержимого документа
«Курс лекций по разделу «Социальные отношения» учебной дисциплины «Обществознание» для профессий и специальностей всех профилей СПО»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»



Согласовано

Председатель ПЦК

__________________О.И.Синявина

«___»____________________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

И. о. зам. директора по УМР

__________Г.В.Монастырёва

«____» ___________2020 г.
















Курс лекций по разделу «Социальные отношения» учебной дисциплины «Обществознание» для профессий и специальностей всех профилей СПО











Составила: преподаватель истории и обществознания

Полякова Татьяна Дмитриевна

Пояснительная записка

Курс лекций по разделу «Социальные отношения» учебной дисциплины «Обществознание» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе учебника Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. — 5-е изд., испр. — М. : Издатель- ский центр «Академия», 2008. — 368 с, для всех профессий и специальностей СПО, курс рассчитан на 14 часов и содержит лекционный материал по темам: «Социальная стратификация», «Социальное поведение», «Этнические общности», «Семья», «Молодёжь». Данный курс поможет обучающимися при подготовке к практическим работам.











































Рецензия на курс лекций по разделу «Социальные отношения» учебной дисциплины «Обществознание»

преподавателя истории , обществознания Поляковой Т.Д.

Курс лекций по разделу «Социальные отношения» учебной дисциплины «Обществознание» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и на основе учебника Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. — 5-е изд., испр. — М. : Издатель- ский центр «Академия», 2008. — 368 с, для всех профессий и специальностей СПО, курс рассчитан на 14 часов и содержит лекционный материал по темам: «Социальная стратификация», «Социальное поведение», «Этнические общности», «Семья», «Молодёжь». Содержание материала лекций даётся в доступной для понимания обучающихся форме, максимально приближен к темам учебника, содержит схемы, таблицы, определения. Данный курс направлен на усвоение материала и для подготовки к практическим работам.



Рецензент: и.о. Зам. дир по УМР Г.В. Монастырёва

























Лекция № 1. Социальная стратификация.

Различные социальные группы занимают разное положение в обществе.

Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.

Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения.

Социальная стратификация — это наличие в обществе различных социальных образований (групп).

Критерии социальной стратификации:

  • Доход

  • Власть

  • Образование

  • Престиж

Стратификация имеет две существенные характеристики:

  1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении.

  2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству.

Три классических направления стратификационных теорий:

  1. Марксизм. Классовое деление общества, в основе которого лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале.

  2. Функционализм. Профессиональное разделение труда лежит в основе деления. Неравное вознаграждение за труд — необходимый механизм, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные места займут квалифицированные специалисты.

  3. Теория М.Вебера. В основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Существуют важнейшие иерархические структуры: экономическая, политическая, социокультурная. Соответственно социальные группы выделятся в этих структурах: классы, партии, статусы.

На протяжении всей истории человечества выделяются четыре типа стратификации.

Исторические типы стратификационных систем.

Наименование системы

Её сущность

Характер общества

Рабство

Форма максимально жестокого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек является собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод.

«Закрытое общество»: социальные перемещения из низших страт в высшие запрещены или ограничены.

Касты

Система, предполагающая пожизненное закрепление человека в касте. Каста — социальная группа, членством в которой человек обязан только своим рождением. Возможности социальной мобильности ограничены.





«Закрытое общество»: членство передаётся по наследству.

Сословия

Система, предполагающая юридическое закрепление человека за сословием. Сословие — большая группа, обладающая определёнными правами и обязанностями (определялись законом и освящались церковью). Принадлежность передавалась по наследству, но могла быть купленной или дарованной властью.

Классы

Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизни общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классу не передаётся по наследству, не устанавливается законом и не регламентируется властями.

«Открытое общество»: социальные перемещения не ограничены.



Это общепризнанные стратификационные типы, но не единственные.



Типы стратификационных систем.

Наименование системы

Её сущность

Физико-генетическая

В основе лежит ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, силе, красоте.

Этатократическая (государство)

По положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных).

Профессиональная

По содержанию и условиям труда; по уровню квалификации (разряды).

Культурно-символическая

Различный доступ к информации (для традиционных обществ — теократический, для индустриальных — партократический, для постиндустриального — технократический)

Культурно-нормативный

Различия в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, вкусы, способы общения..)

Территориальная

Место проживания



В современной социологии распространение получили два подхода к анализу социальной структуры: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия страта и классы.

Страта

Класс

Различается по:

  • Уровню дохода

  • Образованию

  • Включённости во властные структуры

  • Отношениям собственности

  • Социальному престижу

  • Самооценке своей позиции в обществе

  • Месту в системе общественного производства

  • Отношению к средствам производства

  • Роли в общественной системе организации труда

  • Способам и размерам получаемого богатства



Самое главное различие: в классовом подходе главенствующее место занимают экономические факторы.





Стратификационный и классовый подходы

к анализу социальной структуры общества

Стратификационный подход

Классовый подход

Учёт в первую очередь величины того или иного признака (дохода, образования, доступа к власти)

Выстраивание групп по шкале неравенства в зависимости от наличия или отсутствия собственности

Основа выделения страт — совокупность признаков, среди которых доступ к богатству играет важную роль

Основа выделения классов — обладание частной собственностью, дающей возможность присваивать прибыль

Учёт не только фактора конфликтности, но и солидарности, взаимодополняемости различных социальных групп

Деление общества на конфликтные группы (буржуазия и пролетариат)



Социальная стратификация выполняет двойную функцию:

  1. Место выявления социальных слоёв данного общества.

  2. Представление социального портрета данного общества.

Социальная стратификация отличается определённой стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Социальная мобильность.

Социальная мобильность — это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Виды социальной мобильности:

  1. Вертикальная (движение вверх — нисходящая или вниз — восходящая)

  2. Горизонтальная

  3. Индивидуальная

  4. Групповая

  5. Межпоколенная (сравнительное изменение социального статуса у разных поколений: сын рабочего стал инженером)

  6. Внутрипоколенная (изменение статуса благодаря собственным усилиям)

  7. Организованная (перемещение управляется государством с согласия самих людей или без их согласия)

  8. Структурная (вызвана изменениями в структуре экономики помимо воли людей: исчезновение деревень, сокращение производства).

Пути, по которым происходит перемещение людей, называют каналами или социальными лифтами.

Социальные лифты:

  1. Социальный статус семьи.

  2. Получение образования.

  3. Физические и умственные способности, внешние данные человека.

  4. Получение воспитания.

  5. Смена места жительства.

  6. Армейская служба.

  7. Вступление в брак.

П.А. Сорокин даёт следующие лифты: семья, церковь, армия.

На групповую мобильность оказывают влияние социальные революции, иностранные интервенции, гражданские войны, военные перевороты, смены политических режимов и т.д.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.

Маргинальность — это промежуточное, структурно-неопределённое состояние социального объекта.

Типы маргиналов:

  1. Этномаргиналы: возникают в результате миграции в чужую этническую среду.

  2. Социомаргиналы: появляются в связи с незавершённостью социального перемещения.

  3. Экономические маргиналы: порождены потерей работы и материального благополучия.

  4. Политические маргиналы: возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.

  5. Религиозные: лица, стоящие вне религиозных конфессий.

  6. Биомаргиналы: люди, чьё здоровье перестаёт быть предметом заботы о стороны государства.

Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение. Им свойственны черты: повышенная возбудимость, беспокойство, агрессивность.

Социальная клаузула — возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе.

Люмпены — низшие слои общества.

Конфликты, возникающие в ситуации, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (мать и руководитель производства)

Конфликты, возникающие в ситуации, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (мать и руководитель производства)



. Социальная роль.

Социальный статус личности оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус.

Социальные роли



Личность ведёт себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории

социальные

Поведение личности зависит от требований социального окружения

Поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека

психодраматические

психосоматические













Ролевой набор — совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.

В ролевом наборе можно выделить:

  1. Основные (типичные) роли: семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические;

  2. Ситуационные роли: роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя.

При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты:

  1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

  2. Предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли.

  3. Оценка выполнения данной роли.

  4. Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. Это зависит от личных качеств человека, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

  1. Биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли.

  2. Личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли.

  3. Характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения.

  4. Структура группы, её сплочённость и степень идентификации индивида с группой.

Конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не раскрывает качеств человека)

Конфликты, возникающие в ситуации, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (мать и руководитель производства)

Конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает и поощрение и наказание)

Личностно-ролевые

Межролевые

Внутриролевые

Виды ролевых конфликтов

В процессе реализации могут появляться определённые трудности, связанные с выполнением человеком множества ролей в различных ситуациях. Это приводит к ролевым конфликтам.















Социальный статус.

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Виды социальных статусов:

  1. Статусы, определяемые положением индивида в группе:

  1. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой группы во взаимоотношениях с другими группами.

  2. Личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают её члены в соответствии с его личными качествами.

  1. Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

  1. Основной статус определяет главное в жизни человека.

  2. Неосновной статус влияет на детали поведения человека.

  1. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

  1. Предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности.

  2. Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов.

  3. Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Любой человек занимает несколько позиций, и соответственно он характеризуется статусным набором.

Иерархия статусов

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.





межгрупповая

внутригрупповая



Имеет место между статусными группами

Имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы



Место в иерархии статусов называется статусным рангом. Выделяют следующие виды статусных рангов.

Статусный ранг

Высокий

Средний

Низкий









Компоненты социального статуса.

Компонент

Его характеристика

Статусные права и обязанности

Определяют то, что носитель данного статуса может делать и что он должен делать

Статусный диапазон

Установленные рамки, в которых осуществляются статусные прав и обязанности индивида

Статусные символы

Внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (форма у солдат, стиль одежды в банках)

Статусный образ (имидж)

Совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом

Статусная идентификация

Определение степени соответствия индивида своему статусу



Индивид не только обладает определённым социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы, общество, в котором он живёт. Это находит своё выражение в понятиях авторитет и престиж.

Престиж

Авторитет

Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами (престижная должность, престижная профессия)

Степень признания обществом тех или личных и деловых заслуг человека (авторитетный человек)



Значение социальных статусов:

  1. Определяют содержание и характер социальных отношений.

  2. Выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.

Лекция № 2. Социальное поведение

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.

Социальные связи — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.

Структура социальной связи.

Механизм регулирования отношений

Субъекты связи (двое и более людей)

Предмет связи (по поводу чего она осуществляется)

Социальная связь





















Виды социальных связей

Простые, элементарные связи между отдельными индивидами. Они бывают единичными и регулярными.

Действия ориентированы на других индивидов и рациональны, т.е. осмыслены и имеют цель

Систематические, регулярные действия субъектов, направленные друг на друга

Социальные отношения

Отношения между людьми или группой лиц, осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества

Социальные взаимодействия

Социальные действия

Социальные контакты

























Условия возникновения социального взаимодействия:

  1. Наличие двух и более индивидов.

  2. Совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания

  3. и поступки.

  4. Наличие проводников, предающих влияния и воздействия людей друг на друга.

  5. Наличие общей основы для контактов.

Типы социального взаимодействия:

  1. По видам:

  • Физическое

  • Вербальное

  • Жестовое

  1. По сферам:

  • Экономическое (отношения собственником и наёмных работников)

  • Профессиональное (водители, банкиры)

  • Семейно-родственное (отцы, матери)

  • Демографическое (пол, возраст)

  • Религиозное

  • Территориально-переселенческое (местные и пришлые, город и село)

Принято различать две основные формы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество.

Наименование формы

Её сущность

Сотрудничество

  • Обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон

  • Совместная цель

  • Подкрепление сотрудничества такими средствами обмена как верность, признательность уважение и т.д.

Соперничество









Конкуренция


Конфликт

  • Стремление опередить, отстранить или уничтожить соперника

  • Нет общей совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели (конкуренция в экономике, борьба за власть в политике)

  • Длительное соперничество подкрепляется негативными средствами обмена (зависть, озлобление)

Индивидуальная или групповая борьба


Особое взаимодействие индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов, позиций интересов

Конфликты в зависимости от сфер противоречий бывают: личностными, межличностными, внутригрупповыми, межгрупповыми, конфликтами с внешней средой. Стадии конфликта:

  1. Предконфликтная стадия — противоречия накапливаются.

  2. Конфликтная стадия — совокупность определённых действий.

  3. Послеконфликтная — принимаются меры для окончательного устранения конфликта.

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями — это устойчивая система, ограниченная определёнными нормами.

Структура социальных отношений.

Ценности—отношения между идеалами взаимодействующих субъектов

Потребности—отношения между субъектами и объектами

Объекты—то, по поводу чего возникают отношения

Субъекты—стороны, между которыми возникают отношения



Интересы—отношения между субъектами (субъект—субъект)











Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Конфликт — это спор, столкновение двух лиц или социальных групп.

Участники конфликта:

  1. Субъекты конфликта.

  2. Свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.

  3. Подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту.

  4. Пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

  5. Посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Предмет конфликта — это вопрос или благо, из-за которых конфликт разгорается.

Причина конфликта

Повод для конфликта


Объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайный, так и специальный.



Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие — это фундаментальная несовместимость, несогласие важных (политических, экономических, этнических) интересов.

Виды противоречий

Виды противоречий

Сущность

Внутренние противоречия

Берут своё начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых групп

Внешние

Возникают между двумя или несколькими социальными группами

Антагонистические (непримиримо враждебные)

Лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные цели. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив, таким образом, конфликт, но, не разрешив его

Неантагонистические

Имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т.е. данный вид конфликта подразумевает возможность компромиссов путём взаимных уступок

Основные

Определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами

Неосновные противоречия

Сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными участниками конфликта

Объективные противоречия

Обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины

Субъективные противоречия

Обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях



Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувство неудовлетворённости положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический.

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Концепции социальных конфликтов.

Автор концепции

Сущность концепции

Георг Зиммель, немецкий философ и социолог

Конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.

Герберт Спенсер, английский философ

Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь определяется ограниченным объёмом жизненных ресурсов.

Карл Маркс, немецкий экономист, философ, социолог

Существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится всё острее, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба является движущей силой истории, порождает социальную революцию, в результате которой происходит переход на более высокий уровень развития общества.

Макс Вебер, немецкий социолог, философ, историк

Конфликт имеет ценностный характер. Общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между ними в конечном итоге стабилизирует общество.



Функции социального конфликта:

  1. Позитивные:

  • Информирование о наличии социальной напряжённости

  • Стимулирование социальных изменений

  • Снятие социальной напряжённости

  1. Негативные:

  • Создание стрессовых ситуаций

  • Дезорганизация социальной жизни

  • Разрушение социальной системы

Причины социальных конфликтов:

  1. Социальная неоднородность общества.

  2. Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации.

  3. Религиозные различия.

  4. Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура).

Социальный конфликт проходит три основные стадии:

  1. Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть него, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.

  2. Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. повода. Открытые и скрытые действия.

  3. Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Виды социальных конфликтов:

  1. По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.

  2. По объёму: глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные.

  3. По источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные.

  4. По используемым средствам: насильственные, ненасильственные.

  5. По форме: внутренние, внешние.

  6. По влиянию на ход развития общества: прогрессивные, регрессивные.

  7. По характеру развития: преднамеренные, спонтанные.

  8. По сферам общественной жизни: политические, экономические (производственные), этнические, семейно-бытовые.

  9. По типу отношений: внутри- и межсистемный уровни (индивидуально-психологический), внутри- и межгрупповой уровни (социально-психологический), внутринациональный, международный уровни.

Способы разрешения социальных конфликтов:

  1. Компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон.

  2. Переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.

  3. Посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы.

  4. Арбитраж — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.

  5. Применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.



Пути выхода из социальных конфликтов:

  1. Реставрация: возвращение общества к доконфликтному состоянию.

  2. Невмешательство (выжидание): надежда на то, что всё само собой образуется. Это путь затягивания конфликта.

  3. Обновление: активный выход из конфликта путём отбрасывания, отказа от старого, развития нового.





Лекция № 3. Этнические общности.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов, целей, своего единства, отличия от других.

Виды этнических общностей:

  1. Род: группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

  2. Племя: совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, единством религиозных представлений, обрядов.

  3. Народность: исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

  4. Нация: исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка, культуры, этнического самосознания.



Национальность — это принадлежность лица к какой-либо этнической группе.



Многонациональные отношения представляют собой сложное явление.

Межнациональные отношения



Формы отношений

Этнический конфликт

Мирное сотрудничество

Отношения между разными нациями-государствами

Отношения между национальностями внутри одного государства



















Способы мирного сотрудничества разнообразны.

Наименование способа

Его характеристика

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки (например, латиноамериканские народы).

Этническое поглощение (ассимиляция)

Полное растворение одного народа в другом. Есть мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи — военного завоевания.



Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В подобных ситуациях несколько языков являются государственными: в Бельгии — французский, датский и немецкий; в Швейцарии — немецкий, итальянский и французский. В результате формируется культурный плюрализм.

Основные тенденции развития наций

В современном мире прослеживаются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Формы

-экономические и политические союзы (ЕС)

-транснациональные корпорации (ТНК)

-международные культурные и народные центры



-самоизоляция в целом

-протекционизм в экономике

-национализм в политике и культуре

-религиозный фанатизм, экстремизм

Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

Межнациональная интеграция

Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых разных планах

Межнациональная дифференциация

























Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему





Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, имеющих тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.

Причины межнациональных конфликтов:

  1. Социально-экономические:

  • Неравенство в уровне жизни

  • Различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти

  1. Культурно-языковые:

  • Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни

  1. Этнодемографические:

  • Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции

  • Различия в уровне естественного прироста населения

  1. Экологические:

  • Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения

  • Истощение природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группой

  1. Экстерриториальные:

  • Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов

  1. Исторические:

  • Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства и подчинения)

  1. Конфессиональные:

  • Из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям

  • Из-за различий в уровне современной религиозности населения

  1. Культурные:

  • От особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа

Социологи выделяют различные типы конфликтов:

  1. Государственно-правовой: неудовлетворённость правовым положением нации, стремление к собственной государственности.

  2. Этнотерриториальный: определение территории нации, национально-территориальных границ (Нагорный Карабах).

  3. Этнодемографический: защита прав «коренной нации», ограничения пришлых.

  4. Социально-психологический: изменение образа жизни, нарушение прав человека.

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма

Этнический Державно-государственный Бытовой

борьба народа стремление наций воплотить проявление нац. чувств,

за нац. освобождение, в жизнь свои нац. и гос. враждебное отношение

обретение собственной интересы, нередко за счёт к инородцам,

государственности малых народов ксенофобия

Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.

Пути разрешения межнациональных проблем:

  1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

  2. Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

  3. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия.

  4. Организация эффективно действующих международных комиссий, советов.

  5. Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — школы с национально-культурным компонентом.

Лекция № 4. Этнические общности.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов, целей, своего единства, отличия от других.

Виды этнических общностей:

  1. Род: группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

  2. Племя: совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, единством религиозных представлений, обрядов.

  3. Народность: исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

  4. Нация: исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка, культуры, этнического самосознания.



Национальность — это принадлежность лица к какой-либо этнической группе.



Многонациональные отношения представляют собой сложное явление.

Межнациональные отношения



Формы отношений

Этнический конфликт

Мирное сотрудничество

Отношения между разными нациями-государствами

Отношения между национальностями внутри одного государства



















Способы мирного сотрудничества разнообразны.

Наименование способа

Его характеристика

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки (например, латиноамериканские народы).

Этническое поглощение (ассимиляция)

Полное растворение одного народа в другом. Есть мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи — военного завоевания.



Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В подобных ситуациях несколько языков являются государственными: в Бельгии — французский, датский и немецкий; в Швейцарии — немецкий, итальянский и французский. В результате формируется культурный плюрализм.

Основные тенденции развития наций

В современном мире прослеживаются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.









Формы

-экономические и политические союзы (ЕС)

-транснациональные корпорации (ТНК)

-международные культурные и народные центры



-самоизоляция в целом

-протекционизм в экономике

-национализм в политике и культуре

-религиозный фанатизм, экстремизм

Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

Межнациональная интеграция

Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых разных планах

Межнациональная дифференциация























Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему











Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, имеющих тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.

Причины межнациональных конфликтов:

  1. Социально-экономические:

  • Неравенство в уровне жизни

  • Различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти

  1. Культурно-языковые:

  • Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни

  1. Этнодемографические:

  • Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции

  • Различия в уровне естественного прироста населения

  1. Экологические:

  • Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения

  • Истощение природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группой

  1. Экстерриториальные:

  • Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов

  1. Исторические:

  • Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства и подчинения)

  1. Конфессиональные:

  • Из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям

  • Из-за различий в уровне современной религиозности населения

  1. Культурные:

  • От особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа

Социологи выделяют различные типы конфликтов:

  1. Государственно-правовой: неудовлетворённость правовым положением нации, стремление к собственной государственности.

  2. Этнотерриториальный: определение территории нации, национально-территориальных границ (Нагорный Карабах).

  3. Этнодемографический: защита прав «коренной нации», ограничения пришлых.

  4. Социально-психологический: изменение образа жизни, нарушение прав человека.

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма

Этнический Державно-государственный Бытовой

борьба народа стремление наций воплотить проявление нац. чувств,

за нац. освобождение, в жизнь свои нац. и гос. враждебное отношение

обретение собственной интересы, нередко за счёт к инородцам,

государственности малых народов ксенофобия

Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.

Пути разрешения межнациональных проблем:

  1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

  2. Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

  3. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия.

  4. Организация эффективно действующих международных комиссий, советов.

  5. Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — школы с национально-культурным компонентом.

Лекция № 5. Семья и брак как социальные институты.

Семья как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт: деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших потребностей.

Функции семьи.

Функции семьи

Её сущность

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне

Социализация

Формирование индивида как личности

Хозяйственно-бытовая

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи

Экономическая

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Социально-статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи (национальностью, религией, гражданством), воспроизводство социальной структуры общества

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи

Защитная

Физическая, психологическая, экономическая защита членов семьи

Духовно-нравственная

Развитие личности каждого члена семьи

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

  1. Вступление в брак — образование семьи.

  2. Начало деторождения — рождение первого ребёнка.

  3. Рождение последнего ребёнка.

  4. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка.

  5. Смерть одного из супругов — прекращение существования семьи.

Классификации семей.

Основания классификации

Виды семей

По числу детей

многодетные

малодетные

бездетные

По характеру распределения домашних обязанностей

Традиционная


Домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине

Коллективистская


Обязанности выполняются совместно или по очереди

По родственной структуре

Нуклеарная


Супружеская пара с детьми

Расширенная


Супружеская пара с детьми и другими родственниками, проживающими совместно

Полигамная


Муж с жёнами


Полиардная


Жена с мужьями

По типу воспитания

Авторитарная


Основывается на авторитете родителей

Либеральная


Строится на самоопределение личности независимо от традиций, привычек

Демократическая


Характеризуется постепенным привитием ребёнку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной.

Виды брака.

Виды

Характеристика

Юридический брак

Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определённый объём прав (например, право детей наследовать имущество родителей). Сожители (с юридической точки зрения назвать их супругами нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только религиозными нормами внутрицерковного (канонического) права.

Тенденции в развитии современной семьи:

  1. Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга.

  2. Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.

  3. Сокращение числа патриархальных семей.

  4. Развитие семьи партнёрского типа.

  5. Разрушение многопоколенной (расширенной) семьи.

  6. Преобладание нуклеарной семьи.

  7. Разделение институтов брака и семьи, рост фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.

  8. Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Лекция № 6 « Молодеж, как социальная группа»

Молодежь - это социально-демографическую группа общества, выделяемая на основе совокупности особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, условиями социализации в обществе.

К молодежи обычно относят людей в возрасте 16—30 лет. Это поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее (а в более зрелом возрасте — уже усвоившее) образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Относительно более однородную — и по возрасту, и по социальным характеристикам — часть молодежи представляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основной вид деятельности которых составляет учеба и подготовка к будущей трудовой жизни.

Для социализации молодежи характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практически в любом обществе социализация имеет ярко выраженный воспитательный характер.

Один из важнейших аспектов социализации личности — политическая социализация.

Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становясь политическим субъектом. При этом политическая социализация молодежи, в частности современной российской молодежи, имеет свои тенденции и особенности. Отношение современной молодежи к существующей в России власти носит нейтральный характер. Молодое поколение относится к политике и власти как к объективной реальности, которая не вызывает ни восторга, ни резких отрицательных эмоций. Это дает основание говорить об аполитичности российской молодежи. Не менее опасна и чрезмерная политизация отдельных групп молодежи, которая приобретает черты политического и национального экстремизма.

Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране приводит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части молодежи, которая не имеет такой перспективы, негативизм по отношению к сложившейся ситуации порождает стремление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстремальными.

Молодежный экстремизм как явление нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Его можно связать и с изменениями политико-экономического состояния общества, и с происходящей ныне коренной ломкой складывавшихся веками и освященных культурой образцов поведения. Во втором случае можно сказать, что современный молодежный экстремизм в России есть отражение резкого перехода от одного типа культуры к другому.

Экстремизм часто отождествляется и с фашизмом, и с шовинизмом, и с радикализмом. В действительности же все эти явления — только части более широкого явления политического экстремизма.

Признаки политического экстремизма

  1. публичные призывы к насильственному захвату власти,

  2. совершение действий, направленных на насильственный захват власти,

  3. организация вооруженного мятежа,

  4. посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

Факторы, которые порождают молодежный политический экстремизм.

Первый из факторов - современные условия жизни, значительно ухудшившиеся за последние несколько лет. В России существует огромное количество молодых людей, не вошедших в число тех, кто преуспевает. Они с ужасом осознают, что обречены на прозябание, никому не нужны, будут жить гораздо хуже родителей и что неопределенность ситуации, существующей в стране на настоящий момент, будет длиться еще долгое время, а значит, у них нет будущего. Это заставляет искать какой-нибудь выход, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу, — т.е. прямо в оппозиционно настроенные организации.

Второй фактор - война в Чечне. Она нанесла колоссальный ущерб национальной политике в России, породила представление о кавказцах как о врагах русского народа, православной веры, как о фанатиках-исламистах, использующих самые крайние меры для распространения своей веры. Молодежь, таким образом, «нашла врага».

Третий фактор - усиление миграционных процессов, связанных с переселением больших групп людей в первую очередь из регионов Кавказа и Средней Азии. Следствием невиданного спада и кризиса всех отраслей производства в России стала безработица, особенно среди молодежи. Поэтому приток переселенцев еще более обостряет эту проблему. Кроме того, часть приезжих стала заниматься преступной деятельностью. Создаются этнические преступные группировки, которые занимаются кражами, грабежами, совершают насилия, убийства, главным образом, в отношении коренного русского населения.

Четвертый фактор - недостаточное внимание государства к молодежным проблемам досуга, культурного развития и морально-нравственного воспитания также влияет на возникновение молодежного экстремизма. Плохая забота о досуге молодежи, о полезном время препровождении, отсутствие бесплатных дискотек, творческих кружков, спортивных секций заставляют молодежь самостоятельно заполнять свой досуг и часто толкают ее на путь хулиганства, вандализма и экстремизма.

Свое влияние на развитие предпосылок экстремизма среди российской молодежи оказала массовая культура. Ее образцы, скопированные с не лучших западных стандартов, кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи, культивирующие у молодежи жестокость, насилие, приводят к тому, что значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно искалеченная массовой культурой, вырастает агрессивной, бездуховной и жестокой.

Важную роль в становлении социальной зрелости молодежи играют семья, школа, вуз. Все они выполняют воспитательную функцию, и именно в настоящий момент работа по воспитанию молодежи должна быть усилена. Но она не может быть плодотворна без постоянной поддержки государства, которое должно создавать необходимые социально-экономические и политические условия для формирования всесторонне развитой и ответственной личности и преграждать дорогу всем проявлениям экстремизма.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!