СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс для педагогов "Такие разные дети". Занятие 2.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс для педагогов "Такие разные дети". Занятие 2.»

Занятие для педагогов, психологов и классных руководителей

в рамках окружного семинара

на тему:

«Осторожно - дети! Подводные камни школьной жизни»


Форма проведения: Педагогическая мастерская (занятие с элементами психологического тренинга). Участников желательно распределить на 2 – 3 группы.

Вопросы заседания:

  1. Основная система ценностей школьника, как будущего гражданина.

  2. Понятие социально – психологической безопасности в образовательной среде.

  3. Трудности в работе с детьми. Конфликты в школьной среде.

  4. Моделирование продуктивного взаимодействия с учащимися в современной школе в рамках воспитательной работы.


Ход занятия:

  1. Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые педагоги, коллеги! Я рада видеть вас на моём занятии в рамках окружного семинара «Такие разные дети». Надеюсь, наша сегодняшняя совместная работа будет полезной, активной, богатой положительными эмоциями.


  1. Упражнение «Визитная карточка»:

  1. Участники семинара подписывают визитки со своим именем.

  2. Для создания рабочей атмосферы и сплочения группы участникам предлагается придумать пожелание для всех присутствующих на букву своего имени (например, Светлана – желаю всем солнечного тепла и счастья, Ирина – интересной работы, Татьяна – творчества и т.д.).


  1. Работа с карточками 1:

Уважаемые коллеги, на ваших рабочих столах расположены цветные карточки с напечатанными на них словами и словосочетаниями. Обратите, пожалуйста, на них своё внимание. Как вы думаете, что это? Что это за слова?

Ответы педагогов: черты характера, личностные характеристики, ценности человека, качества ученика и др.

Да, совершенно верно, это личностные качества, характеристики и ценности. Я прошу вас составить из них психологический портрет идеального выпускника школы. Свой ответ необходимо представить.

Прошу вас, группа № 1, представить свой портрет идеального выпускника.

Ответственный в группе № 1 зачитывает выбранные характеристики.

Благодарю вас! Теперь я прошу вас, участники группы № 2, дополнить портрет идеального выпускника школы.

Ответственный в группе № 2 зачитывает выбранные характеристики.

Да, у нас получился идеальный образ выпускника школы с прекрасным набором личностных качеств, необходимых в жизни, с замечательной системой ценностей. Прошу вас обратить своё внимание на слайд, на котором представлен портрет выпускника школы.
























Кто он - идеальный выпускник? Он любознательный, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться, готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, умеющий высказать своё мнение, аргументировать свою позицию. Он любит свой край и свою Родину, соблюдает правила ЗОЖ, уважает и принимает правила и ценности семьи и общества.

  1. Работа с конвертами и карточками 2:

Коллеги, сейчас я попрошу вас взять жёлтые конверты и рассмотреть информацию, содержащуюся в них. Как вы думаете, что это такое?

Ответы педагогов: неприятные ситуации, последствия неприятных ситуаций, негативные характеристики…

Совершенно верно, это проблемные факторы и негативные тенденции, существующие в школе.

Теперь посмотрите на построенный вами портрет идеального выпускника. Какие его составляющие вы бы убрали, если бы этому выпускнику ежедневно приходилось сталкиваться с ситуациями, представленными в жёлтых конвертах?

Дождаться ответов педагогов.

Какие характеристики вы добавили бы в этот портрет в таком случае?

Участники семинара высказывают своё мнение.

Думаю, очевидно, что получился совсем не идеальный портрет. Наоборот, получился выпускник, которого хочется пожалеть и отправить в психологическую службу для решения проблем и проработки травм.

  1. Обоснование темы:

Тема сегодняшнего занятия: «Осторожно – дети! Подводные камни школьной жизни» не случайна… (плавный переход к социально – психологической безопасности).


  1. Информационный блок:

А. «Социально – психологическая безопасность».

В современном мире существует множество структур, обес­печивающих безопасность человека, диапазон их очень велик: от системы государственной безопасности до сертификатов безопасности на потребительские товары и услуги. Проблема безопасности стоит крайне остро в связи с непрекращаю­щимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Физическое наси­лие имеет юридическое определение, осуждается с педагогиче­ских позиций, понятно по формам своего проявления.

Но что мы знаем о психологическом насилии? К сожалению, не очень много. Прежде всего, психологическое насилие, насилие над личностью обсуждается психологами в связи с проблемой деструктивных культов, групп, вербующих своих адептов самыми разными способами, основанными на обмане и манипулировании. Исследователи данной проблемы (Вол­ков Е. Н., Полищук Ю. Н., Целикова В. В.) обсуждают вопро­сы деструктивного влияния на личность в культе, отмечают ущерб психическому здоровью и личности человека, рассмат­ривают технологии насильственного воздействия на личность, среди которых следует отметить создание специальных усло­вий жизнедеятельности и взаимодействия в особо организо­ванных условиях.

Учитель и ученик проводят в школе значительную часть своей жизни, взаимодействуя друг с другом, они создают «среду своего обитания». Каковы характеристики этой сре­ды, как они влияют на развитие, к какой среде мы помогаем адаптироваться ее участникам? Усваивая культурно-истори­ческий опыт в своем микроокружении, не черпаем ли мы об­разцы психологического насилия по отношению к другому? Какова должна быть образовательная среда школы, чтобы обеспечить психологическую безопасность субъектов учеб­но-воспитательного процесса: ученика, учителя, родителя, администратора школы, и, как следствие, способствовать психическому здоровью и личностному росту?

Традиционно психологическая служба в системе образо­вания работала с отдельными участниками школьной систе­мы, рассматривая их как клиентов, испытывающих затруд­нения, проблемы и нуждающихся в психологической помощи и поддержке, сопровождая развитие и корректируя откло­нения.

Новые условия, осознание важности и возрождение необ­ходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей психологической работы в школе. Одним из таких но­вых направлений может стать работа по проектированию и моделированию психологически безопасной образователь­ной среды школы.

На прошлом занятии нашего семинара мы рассмотрели тему «Мы все разные, мы все удивительные» и выяснили, что любые различия между учителем и обучающимся могу провоцировать конфликтные ситуации между ними (особенности характера, тип темперамента, ведущая модальность восприятия и др.).

Во время обучения в школе, учащиеся не только обогащаются какими – либо знаниями и обучаются различным наукам: русскому языку, математике, физике, биологии, но и приобретают психологические качества, которые будут сопровождать их в течение жизни.

Личность ребёнка достаточно хрупка по своей природе, психика ещё неустойчива, не сформирован навык адекватной способности выражать свои эмоции, не развито умение конструктивного решения конфликтных ситуаций, отсутствует чёткая и ясная система социокультурных ценностей. Обиды и травмы, приобретённые в школьном возрасте, запоминаются надолго, а порой, на всю жизнь. Ответственность, мотивация достижения цели, ощущение безопасности, радости от деятельности и общения с окружающими, воспитанность, справедливость, доверие, чувство благополучия не складываются спонтанно. Это долгий путь, требующий включенности, участия и целенаправленного проживания различных ситуаций. Это доброжелательная атмосфера, ведь только в комфортных условиях личность может вырасти целостной, по-настоящему благополучной.

Б. Конфликты в школьной среде.

К сожалению, в жизни, в том числе и в школьной жизни, невозможно обойтись без конфликтных ситуаций.

Конфликты в педагогическом взаимодействии с учащимися могут быть следующими:

        1. Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности ;

        2. Ситуации поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

        3. Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.


Причины педагогических конфликтов могут быть следующими:
























Упражнение «Ассоциации»:

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово конфликт?

Выслушать выборочно ответы педагогов.

Уважаемые педагоги, я согласна с вами. Конфликт – это негативные эмоции, переживания, ссоры…

Но конфликт – не всегда плохо! В нём личность может научиться самовыражаться, высказывать своё мнение, находить компромисс в спорных жизненных ситуациях, получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Для этого важно знать основные пути разрешения конфликтных ситуаций:



И владеть способами адекватного выражения эмоций.






Упражнение «Кривое зеркало»:

Педагогам предлагается нейтрализовать фразы с агрессивным содержанием. При выполнении задания важно следить за интонацией.

неправильно

правильно

Ты ни разу в жизни ничего не сделала полезного на уроке!

Мне не хватает работоспособности с твоей стороны на уроке.

Вы меня обидели!

Я предпочла обидеться.

Он – упрямый, как осёл!

Увы, я не смогла убедить его.

Прекрати меня злить!

Я начинаю злиться.

Ты должна мне сдать работу!

Мне хотелось бы, чтоб ты сдала мне свою работу.



При педагогическом взаимодействии несложно выработать правильную стратегию и сгладить возможные острые углы в общении с учащимися, тем самым демонстрируя им своим личным примером навыки конструктивного и доброжелательного общения. Поэтому для личностного развития обучающихся крайне важна роль педагога, его воспитательная система и воспитательный потенциал.

В. Система воспитательной работы и воспитательный потенциал.

Содержание воспитания – это система знаний убеждений и навыков качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе содержания процесса воспитания лежат следующие идеи:

1.Реализм цели воспитания - это разностороннее развитие человека, которое опирается на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – это освоение человеком базовых основ культуры (виды воспитания). Это культура жизненного самоопределения.

2.Совместная деятельность педагогов и учащихся - поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культурной деятельности и выработка собственных ценностей, норм и законов жизни составляющие содержание работы педагога, обеспечивающую активную личностную позицию школьника в воспитательном процессе.

3.Самоопределение - способствует формированию целостности личности, т. е человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. В гармонии человека с самим собой должны идти не только профессиональное самоопределение, но и гражданские и нравственные, личные характеристики, как субъектов собственной жизни и собственного счастья.

4.Личностная направленность воспитания – в центре воспитательной работы находится сам ребёнок. Надо развивать его индивидуальные склонности и интересы своеобразие характера и чувства собственного достоинства.

5.Добровольность – детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если педагог, опирается на интерес ребёнка, чувства товарищеского и гражданского дола, стремление к самодеятельности и творчеству.

6.Коллективистская направленность – воспитание должно подготавливать личность к 3 главным ролям в жизни:

- гражданина,

- работника,

- семьянина.

Существуют принципы воспитания, которые опираются на воспитательный процесс и составляют систему:

Опора на положительное в воспитании:

- главное это формирование положительных черт и качеств, которые необходимо выявить и развить у учащихся,

- только терпение, сотрудничество и заинтересованность педагога в судьбе воспитанника дают положительные результаты,

Гуманизация воспитания:

Этот принцип требует:

- гуманного отношения к личности воспитанника,

- уважение его прав и свобод,

- предъявление воспитаннику пассивных требований,

- уважение его даже тогда, когда ребёнок отказывается выполнять предъявляемые требования,

- уважение права личности быть самим собой,

- отказ от унижающих достоинства личности наказаний,

- формирование требуемых качеств

Личностный подход в воспитании:

- это опора на личностные качества ученика, поэтому педагог должен:

1) Изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, вкусы, взгляды и привычки своих воспитанников

2) Уметь диагностировать и выявлять уровень воспитанности школьников

3) Сочетать воспитание с самовоспитанием личности

4) Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность учащихся и не столько руководить, как умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность

Единство воспитательных воздействий:

- личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых людей, общества и педагога

- большая роль отводится семье

- педагог должен быть воспитан сам, чтобы прививать эти качества детям

- возникают конфликты, если педагог не согласен с деятельностью семьи, а семья отрицательно относится к требованиям педагогов

- единая система воспитания на занятиях и во внеурочное время


Подведение итогов: Благодаря грамотно построенной системе воспитательной работы, индивидуальному и доброжелательному отношению к каждому ученику можно вырастить гармонично развитых выпускников, владеющих навыками толерантности, сотрудничества, доверия, стремящихся к достижению цели, умеющих учиться и самосовершенствоваться, порядочных, дисциплинированных, стойких.



  1. Рефлексия:



Коммуникативная составляющая:

Стратегия

Говорит учитель

Слышит ученик

Принятие

Ты – хороший …

Я – хороший …

Внимание

Я вижу тебя

Я что-то значу

Уважение/Признание

Спасибо тебе за …

Мои усилия замечены

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я - состоятелен

Теплые чувства

Ты мне нравишься

Кто-то заботится обо мне



Интеллектуальная состоятельность. Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность?

  1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия ошибок.

  2. Формирует веру в успех. Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах ученика в общее дело. Ограничивайте время ваших заданий. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий.

3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах. Анализ прошлого успеха. Повторяйте и закрепляйте успехи.

4. Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития  

5. Отмечайте достижения


Свой вклад. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность?

  1. Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса

  2. Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач. Поощряйте выражение учениками своего мнения.

  3. Принимайте правила вместе с учениками.

  4. Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помочь другим.

  5. Ученическое репетиторство. Ученики выражают признание и одобрение друг другу



Упражнение «Первая учительница»:

Закройте глаза и представьте себя в 1 классе. Вы сидите за партой. Перед вами ваша учительница. Вспомните, какая она, ка кона одета, какая у нее прическа. Что она делает? Сидит, стоит? Какой у нее голос? Что она вам говорит и как она говорит? Вспомните, как она относилась к вам и вашим одноклассникам, ругала вас, хвалила, поддерживала…. Вспомните, как она объясняла вам новый материал, как оценивала ваш работу, какая была обстановка в классе? Любили ли вы ее, а ваши одноклассники?

Откройте глаза и подумайте, похожи ли вы на вашу учительницу? Чем вы отличаетесь? Вспомните, чего вам хотелось от нее? Стала ли она для вас примером или наоборот антиподом?


Упражнение «Волшебный ларец»:

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. Затем поместить золотые правила в волшебный ларец.

Это 10 известных высказываний:

- если ребенка критикуют, он учиться осуждать;

- если ребенка высмеивают, он учиться быть робким;

- если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться;

- если ребенка хвалят, он учится оценивать;

- если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе;

- если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым;

- если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить;

- если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым;

- если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться;

- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)


Притча «Солнце и ветер»:

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее.

Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и

решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать

плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у

него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и

дул на человека сильным порывом, но человек только лучше

застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру.

- Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно,

солнце начало нежно пригревать путешествующему спину,

руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он

расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем

его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.


Упражнение «Пожелания на ёлочку»:

Участники занятия пишут свои заметки, пожелания, письменно выражают свои эмоции о проведённом занятии на подготовленные заранее открытки и украшают ёлочку.














Литература:

  1. Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;

  2. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;

  3. Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;

  4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. "Владос" Москва, 2004;

  5. Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010;

  6. Монина Г.Б. Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!