СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное наследие жителей моего района

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

На муниципальный конкурс«Юный краевед». Проектная работа

Чунгур -  уникальный  музыкальный инструмент.

Просмотр содержимого документа
«Культурное наследие жителей моего района»

Введение

Я знаю, что в мире существует много музыкальных инструментов. У каждого своя история, свой неповторимый голос, свои особенности. Люблю инструментальную музыку и внимательно слушаю музыкантов.

Однажды я оказался в гостях у дяди. Гости танцевали, пели песни. Один из гостей попросил, чтобы дядя Муса поиграл на чунгуре. Я знал, что дядя - мастер чунгуров. Но никогда не слышал, как он играет на этом инструменте. В этот вечер, заворожённый нежными звуками этого инструмента, я ни на минуту не отошёл от дяди. Музыка произвела на меня незабываемое впечатление. Сон как не бывало. На следующий день оказался у дяди, попросил, чтобы научил меня сделать такой чунгур и играть на нём….

Кто первый мастер этого музыкального инструмента? Как из дерева можно изготовить такой предмет, издающий нежные, то плачевные, то весёлые звуки?

Мне стало интересно ответить на эти вопросы. Я решил написать работу об этом уникальном инструменте, то есть чунгуре. Кищинцы называют этот музыкальный инструмент чугуром.

Актуальность – многие годы для кищинцев чунгур был самым популярным музыкальным инструментом. С появлением новых инструментов в век новой технологии возникает вопрос: остаётся ли чунгур популярным для кищинцев в наше время или нет?

Новизна - желание изучить историю возникновения музыкального инструмента - чунгура, унаследовать традицию его изготовления.

Цель исследовательской работы:  возрождение традиций и технологий ремесленничества, развитие традиционных промыслов.

Задачи исследования:

  1. показать роль музыки в жизни кищинцев;

  2. познакомиться со знаменитыми кищинцами –чунгуристами;

  3. изучить технику изготовления чунгура.

Предмет исследования – музыкальный инструмент - чунгур.

Объект – музыка в жизни человека

Гипотеза – нежный музыкальный чунгур уникален.


  1. Теоретическая часть

  1. Музыка в жизни кищинцев


Печальна и чиста,

Как жизнь людьми любима,

Как жизнь, ты не проста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!..

К. Кулиев

Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Кищинцы никак не могут жить без музыки. Без нее жизнь становится неинтересной и скучной. Музыка успокаивает и помогает обрести смысл жизни. Она нужна всем: и людям, и животным, и растениям.

На свадьбах, во время пиршеств, в минуту грусти и печали мастера-чунгуристы брали в руки чунгур и играли. На годекане богатые просили мастера, приговаривая: «Сыграй что-нибудь весёлое, будет и жизнь хороша, и жить хорошо»; а бедные проклинали тяжёлую судьбу и просили: « Пусть хоть музыка будет весёлой!»..

Кищинцы - добрый народ. Однажды два друга подрались из-за осла. Один говорил: «Ты специально гонишь осла на огород и травишь мои посевы». Другой отвечал: «А ты загороди свой участок, он же ведь осёл». -«Я тебе загорожу!» - и подрались . В это время мимо проходил Амирхан, играя на чунгуре. «В чём дело, уважаемые горцы?»- говорит Амирхан. Они наперебой стали рассказывать об осле. «Эх вы, чем отличается мужчина от осла?»- сказал он и сыграл плясовую. Стали танцевать оба друга до устали и вернулись домой радостные, обняв друг друга за плечи….1

Кищинцы, когда слышат хорошую музыку, бегут к ней, и не надо их даже приглашать.

Итак, музыка успокаивает душу, пробуждает добрые чувства и снижает агрессивность людей

  1. Знаменитые кищинцы-чунгуристы

Первыми музыкальными инструментами кищинцев были зурна, чунгур (типа мандолины), барабан. Ни одна свадьба в селе не проходила без музыки. Основными музыкальными инструментами оставались зурна и барабан. На чунгуре играть умел не каждый. В старину горцы увлекались этим занятием, держали у себя дома не один чунгур, но настоящими чунгуристами становились лишь единицы.

В19 веке певцом - мастером на чунгуре был кищинец Цандалай. Говорят, один незнакомый путник специально отправился в селение Кища, чтобы посоревноваться в мастерстве игры на чунгуре с певцом, весть о котором начала расходиться по всему Къяба - Дарго. А хитрость, которую применил Цандалай, заключалась в следующем: пока пальцы играющего прижаты к струнам чунгура, мелодия будет наигрываться. Но как только хоть на миг ослабевают струны, чунгур замолкает. И после этого, говорят, Г1ямарла Батирай признавал мастерство Цандалая.2

В 20 веке среди мастеров-чунгуристов Дахадаевского района славился мастерством Ражабкади. А вот первыми мастерами среди кищинцев по изготовлению чунгура были Абдуразак и Амирхан. Ремесло Амирхана унаследовал его зять— Гасанов Багандали.

Абдуразак, Шишайла Рабадан, Амирхан, Анти Гасан, Ибила Ибрагим были признанными чунгуристами во всей округе.

Из всех мастеров-чунгуристов на сегодняшний день в живых остался только один. Это Джахпарла Сулайбан. Ему сейчас 96 лет. И только у него сохранился в единственном экземпляре чунгур знаменитого мастера Абдуразака. Сулайбан играет не только на чунгуре, он еще и зурнач.

Слава кищинцев, как мастеров - чунгурщиков на протяжении десятилетий известна не только в Къяба - Дарго и Сирх1я, но и всем дагестанцам, соприкасающимся с музыкальной культурой и историей родного края. Кищинцы призваны сохранять и развивать мастерство изготовления и игры на чунгуре как своё историческое богатство.3

Наш учитель и писатель Ибрагим Ибрагимов в своей книге «Нарушенная клятва» подводит читателя к мысли, что чунгур- это святой атрибут духовной жизни горцев. Автор книги советует молодому поколению овладеть искусством этой древней и виртуозной игры.

В настоящее время мало людей, играющих на чунгуре. Молодежь этим видом искусства не увлекается. Но есть в нашем селе молодой уста, который изготавливает чунгуры. Его зовут Муса. Он овладел этим мастерством самостоятельно, по своему желанию.

  1. Практическая часть

  1. Техника изготовления чунгура

Мусаев Муса обладает уникальными способностями по изготовлению чунгуров. В его коллекции имеются разные чунгуры собственного изготовления. Он приглашает к себе учеников и обучает их своему мастерству. Никому не помешает знание какого-либо ремесла. Для человека это тоже, что и обрести второго себя.

Я решил узнать, как и из чего делают чунгур. И стал посещать кружок искусства, которым руководит мой дядя Муса. Учитель очень обрадовался, так как желающих учиться мастерству по изготовлению чунгура мало. Он меня сначала научил называть детали инструмента, ее составляющие части. Потом учитель мне дал небольшой деревянный брусок, научил правильно его держать, вырезать и строгать.

Обычно чунгуры раньше бывали двух-трех-четырехструнные, но сейчас делают шести-семи-восьмиструнные. Их называют сазами.

Дагестанский саз, называемый чунгур (чугур) - двухструнный, его парные струны настраиваются в кварту.

Из чего и как делают чунгуры?

Изготовление чунгура - работа не лёгкая не быстрая. Корпус делаем из отборных видов тутовника. Из брусьев делаем дощечки толщиной 3-4 мм. Потом эти дощечки укладываем в какую-нибудь посуду и варим. После варки они приобретают форму сгиба, после закручиваем, привязываем и оставляем сушить для приобретения нужной формы. После высыхания дощечки сохраняют нужную форму. Подготавливаем доски разных размеров: широкие, узкие, средние. Для чего?

Вначале готовим основание из широких досок, потом переходим к средним доскам. Постепенно заканчиваем узкими. Это делается, чтобы при замыкании круга не было выступающих ребер у чунгура.

Готовим перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собираем инструмент. Ее делаем по форме чунгура из твёрдого ореха. Сплошную ровную дощечку соединяем в качестве основания.

Потом присоединяем к нему гриф (шейку) и головку. Гриф делаем из сердцевины орехового дерева, потому что это дерево не только прочное, но и имеет красивый цвет. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны. После изготовления инструмента прилаживаем стальные струны, шириной не более 0,18 мм. Еще нужен смычок (плектр), чтобы извлекать звук. Смычок готовим из коры черешневого дерева. Но его сейчас делают из пластмассы: такой более надежный. Никакой чунгур не будет хорошо играть, если не установить настройку. Устанавливаем настройку.

Вначале чунгуры при изготовлении светлые, но со временем меняют цвет, становятся темно-коричневыми. Для изготовления чунгура нужны такие инструменты: рубанок, ножи разных размеров, пила, линейка, карандаш, кусачка, плоскогубцы и другие.

Я внимательно изучил технику изготовления чунгура. С помощью моего дяди, педагога дополнительного образования, я сделал свою первую работу. (Приложение №1). Учусь играть на чунгуре.


Заключение (выводы):

Исследовательская работа на тему: «Чунгур – уникальный музыкальный инструмент» позволяет мне сделать следующие выводы:

  1. я понял, что чунгур – это святой атрибут духовной жизни горцев, уникальный музыкальный инструмент;

  2. узнал, что у кищинцев есть нестареющий обычай: уважение гостя и гостеприимство. Если есть возможность – дарят гостю кищинский чугур;

  3. познакомился с первыми мастерами чунгура и исполнителями на чунгуре, то есть чунгуристами;

  4. изучил технику изготовления и приобрёл умения сбора чунгура;

  5. научился проведению анкетирования, опроса, интервьюирования;

  6. заинтересовал одноклассников техникой изготовления чунгура;

  7. убедился, что играть на чунгуре нелегко. Нужны: усердие, внимание, терпение, любовь к музыке;

  8. увидел, что музыка делает человека чище и добрее. Надо изучать музыку.

Закончить свою работу я хочу словами С.Данилова:

Открыт мне музыки

Возвышенный покой…


ИСПОЛЬЗОВАННЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Информатор - педагог дополнительного образования Муса Мусаев.

  2. Информатор - Алиева Н.А.- Заслуженный учитель РД.

  3. Очерки истории аула Кища. Дипломная работа - Юриспруденция, право, государство.

  4. Художественные промыслы Дахадаевского района – вершина сказочных легенд.

  5. Журнал «Народы Дагестана».

  6. Республиканская общественно-политическая газета «Замана»



  • Приложения:

  1. Фото

  2. Видео

  3. Диск












1 Информатор - Алиева Н.А.- Заслуженный учитель РД

2 Очерки истории аула Кища. Дипломная работа - Юриспруденция, право, государство



3 Информатор - педагог дополнительного образования Муса Мусаев.




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!