СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурная практика "Аквамозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики на тему "Аквамозаика"

Просмотр содержимого документа
«Культурная практика "Аквамозаика"»

Управление образования Администрации г. Глазова

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №30»

Согласовано:

Старший воспитатель

_____________Возжаева Е.В.

Принято на педагогическом совете

№_____от «___ »____2022 г.

Утверждено:

Приказ № ____ по МБДОУ д/с 30

от «__»_______________2022 г.

Заведующий МБДОУ д/с 30

_____________ В.В. Лекомцева

Рабочая программа реализации культурной практики

художественной направленности

« Аквамозаика»
















Руководитель:

Тарасова Екатерина Валерьевна

воспитатель первой

квалификационной категории








г. Глазов, 2022-2023 учебный год


I. Пояснительная записка.

Предложенная программа построена на приоритетах и методических идеях Нищевой Н.В. по развитию мелкой моторики и развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.

Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.

   Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии моделирования из аквамозаики и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы изготовления поделок. Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ в группе. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей и друзей. Темы разбиты на лексические темы, в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Нищевой Н.В.

        Актуальность программы «Аквамозаика» заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус, мелкую моторику рук и речь у детей, укреплять психофизическое здоровье, что немаловажно для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с аквамозаикой, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Всё это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

Принципы и подходы к реализации программы:

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

  • принцип интеграции образовательных областей

  • учет возрастных возможностей и особенностей воспитанников

  • принцип систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»,

  • принцип интереса (опора на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом)

  • сотрудничество с семьей;

Условия реализации программы

Программа предназначена для реализации в подготовительной к школе группе детского сада (6-7) компенсирующей направленности для детей с ТНР. Занятия проводятся во второй половине дня.

Наполняемость – 11 человек

Продолжительность занятий в соответствии с СанПином– 25 минут

Количество занятий в неделю – 1

Для успешной реализации программы так же необходимо:

  • Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатом.

  • Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

  • Вовлечение родителей.

  • Наличие материалов и пособий для работы

  • Наглядность обучения.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.



II. Учебный план



Название темы

Количество часов

1

«Знакомство с «Аквамозаикой».

1

2

«Волшебный секрет «Аквамозаики». Опыт с шариками аквамозаики, бисером, бусинами и водой.

1

3

«Синьор помидор»

1

4

«Ежевичка. С/р игра «Сварим компот».

1

5

«Бабочка»

1

6

«Утка». Составление описательного рассказа об утке.

1

7

«Грибы. Мухомор и боровик». Изготовление атрибутов для макета «Грибы в лесу».

1

8

«Домашние животные: кошка и собака». Составление описательного рассказа о своем домашнем питомце (поделке).

1

9

«Дикие животные осенью. Как ежик искал себе кроватку». Совместное составление сказки об изготовленной игрушке.

1

10

«Открытка к празднику «День матери».

1

11

«Снегирь». Изготовление оборудования для дыхательной гимнастики в группе.

1

12

«Поздравительная

открытка-снежинка для родных к празднику «Новый год».

1

13

«Посуда. Чайник и чашки».

1

14

Изготовление подарка для братика или сестрёнки. «Магнит ёлочка новогодняя» (по представлению).

1

15

«Легковая машина».

1

16

«Хитрые буквы».

1

17

«Украшения для уголка ряжения (колечко, бусы, браслет)».

1

18

Подарок для папы «Брелок «Танк».

1

19

«Жирафик».

1

20

«Фиалка в кашпо».

1

21

«Морская рыбка ».

1

22

«Подвеска для мамы на 8 марта».

1

23

«Изготовление брелоков в виде флага России и Удмуртии».

1

24

«Мы создаём мультфильм!». Изготовление атрибутов и персонажей для создания м/ф про Лопшо Педуня (героя удмуртских народных сказок).

1

25

Макет «Площадь Свободы г. Глазова».

1

26

«Мы читаем С.Я. Маршака».

1

27

«Мы читаем К.И. Чуковского».

1

28

«Мы читаем С.В. Михалкова».

1

29

«Мы читаем А. Барто».

1

30

«Мы читаем А.С. Пушкина».

1

31

«Подарок для друга – школьная закладка».

1

итого

31

III. Календарный учебный график.


Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по

программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

12.09.2022

31.05.2022

31

неделя

31

1 раз в неделю – 25минут



IV. Рабочая программа

4.1 Цель: развитие речи, познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук при использовании «Аквамозаики».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей с новым материалом для конструирования – «Аквамозаикой» и её свойствами.

  • обучать детей целенаправленной игре с аквомозаикой

  • обучать детей читать схемы изображений.

  • обучать различным приемам работы с «Аквамозаикой».

  • формировать умения следовать устным инструкциям.

  • создавать композиции с изделиями, выполненными из «Аквамозаики».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;

  • совершенствовать грамматические навыки и связную речь;

  • развивать внимание, память, мышление;

  • закреплять знание основных, промежуточных цветов и оттенков;

  • развивать умение работать с использованием специальных схем.

  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям

  • развивать художественный вкус, воображение и фантазию детей.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей уважение к труду;

  • поощрять доброжелательность к другим детям;

  • воспитывать регуляцию волевой сферы детей.

  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.


4.3 Педагогические технологии

  • личностно-ориентированные, направленные на развитие личности;

  • групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);

  • игровые технологии (сюжетные, с предметом и т.д.)

  • здоровьесберегающая технология (направлена на  сохранение и укрепления здоровья детей)


4.4. Методы и приёмы работы:

  • словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ, беседа, сказка);

  • игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;

  • наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;

  • репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;

  • объяснительно - иллюстративный метод включает рассматривание образца и показ выполнения работы воспитателем;

  • создание ситуации успеха  -  помогает настроить ребёнка на предстоящую работу и понять, что у него всё получится.

  • оздоровительный метод - позволяет снять усталость, избежать перенапряжения.

4.5 Способы организации деятельности:

  • игра;

  • опытно-экспериментальное действие;

  • групповая;

  • индивидуальная

4.6 Формы организации совместной образовательной деятельности:

  • практические работы репродуктивного и творческого характера,

  • интегрированные занятия

  • творческие выставки

4.7 Планируемые результаты освоения программы «Аквамозаика»

К концу освоения программы дети достигнут:

  • улучшение состояния мелкой моторики;

  • движения пальцев рук станут дифференцированными;

  • улучшение состояния пространственной сферы;

  • активизации творческих способностей;

  • сформируются умения работы с аквамозаикой;

У детей совершенствуется:

  • речевая и творческая активность для дальнейшего обучения в школе;

  • воображение, мышление, память;

  • конструктивное общение и взаимодействие со        сверстниками и взрослыми;

  • мелкая моторика рук; 

Воспитанники будут уметь:

  • правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • изготавливать несложные работы из различных материалов;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

Формы подведения итогов: выставка детских работ


V. Взаимодействие с семьёй

Формы и методы работы с родителями:

  • Консультации и сообщения на тему «Аквамозаика» в родительском уголке и в родительском чате (Приложение 8). Беседы с родителями о важности данной проблемы на родительском собрании. Изготовление памятки.

  • Создание презентации для родителей по изготовлению поделок из «Аквамозаики» для родительского собрания и социальных сетей.

  • Участие родителей в различных конкурсах, выставках по художественно - творческой направленности.

  • Проведение совместных мероприятий. Мастер-класс по изготовлению поделок из «Аквамозаики».

VI. Комплексно-тематическое планирование


Период

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников

Сентябрь

3 неделя. «Знакомство с «Аквамозаикой».

Задачи: Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности культурной практики. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие набора «Аквамозаика». Познакомить с данным набором, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства.

4 неделя. «Волшебный секрет «Аквамозаики». Опыт с шариками аквамозаики, бисером, бусинами и водой.

Задачи: Познакомить детей с аквамозаикой и ее свойствами. Рассказать об особенностях скрепления и отличия бусин от других материалов. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности культурной практики.

Разработка памятки для родителей  «Все об «Аквамозаике».

Октябрь

      1. неделя. «Сеньор помидор».

Задачи: Продолжать знакомить детей с новым материалом для конструирования – «Аквамозаикой», её свойствами. Научить работать со схемами, подкладывая образец под специальную пластину. Воспитывать эстетические чувства. Расширять и активизировать словарь об окружающем мире по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах».

2 неделя. «Ежевичка. С/р игра «Сварим компот».

Задачи: Формировать умение работать со схемами и совершенствовать работу пальцев рук с помощью пинцета из набора «Аквамозаика». Расширять словарь по лексической теме «Фрукты. Ягоды»: «ягода», «ежевика», «плод» и «плодоножка», «компот». Закрепление знаний детей о работе повара. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

3 неделя. «Бабочка».

Задачи: Знакомить детей с разными приемами по изготовлению поделок из «Аквамозаики». Закреплять сенсорные представления; развитие мелкой моторики и ручной умелости. Стимулировать развитие и формирование познавательного интереса по лексической теме «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме».

4 неделя. «Утка». Составление описательного рассказа об утке.

Задачи: Закреплять сенсорные представления; развитие мелкой моторики и ручной умелости. Закреплять знания о птицах, их строении по лексической теме «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету». Развивать навыки детей в составлении описательного рассказа об изготовленной игрушке-птице, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Упражнять в словообразовании, в подборке определений.

Индивидуальные консультации для родителей по использованию «Аквамозаики» в домашних условиях.





Создание макета «Фруктовые и плодово-ягодные деревья в разное время года»



Ноябрь

1 неделя. «Грибы. Мухомор и боровик». Изготовление атрибутов для макета «Грибы в лесу».

Задачи: Познакомить детей с новым способом работы с «Аквамозаикой»: схему кладём рядом, а не под пластину. Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Грибы»: «грибы», «боровик», « съедобные и несъедобные», «мухомор». Пополнить развивающую среду макетом «Грибы в лесу».

2 неделя. «Домашние животные: кошка и собака». Составление описательного рассказа о своем домашнем питомце (поделке).

Задачи: Закреплять навыки работы с мозаикой. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение, творческое мышление. Учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя план-схему.

3 неделя. «Дикие животные осенью. Как ежик искал себе кроватку». Совместное составление сказки об изготовленной игрушке.

Задачи: Закреплять умение работать со схемами, при этом соблюдая все пропорции. Продолжать учить детей связно и последовательно излагая события, сочинять сказку о животных, коллективно придумывая сказочный сюжет и пересказывая его.

4 неделя. «Открытка к празднику «День матери».

Задачи: воспитывать у детей доброе, уважительное, внимательное отношение к маме. Закреплять знания детей о международном празднике «День матери». Закреплять умение выполнять работу по образцу, используя шаблоны. Развивать творческие способности, моторику рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Проведение мастер-класса с родителями на тему «Просто добавь воды… Аквамозаика»




















Пересказ придуманной сказки «Как ежик искал себе кроватку» на занятии с учителем-логопедом

Декабрь

1 неделя. «Снегирь». Изготовление оборудования для дыхательной гимнастики в группе.

Задачи: Познакомить детей с новым способом выполнения: работа без схем, под диктовку взрослого, с элементами графического диктанта. Формировать навыки ориентировки на плоскости. Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы»: «зимующие и перелётные птицы», «снегирь». Пополнить развивающую среду оборудованием для дыхательной гимнастики по лексической теме «Зимующие птицы».

2 неделя. «Поздравительная открытка-снежинка для родных к празднику «Новый год».

Задачи: Развивать конструкторские способности, мелкую моторику рук. Продолжать работать без схем. Формирование у воспитанников представления о новогодней открытке, как способе выражения добрых чувств, пожеланий и поздравлений друг друга.

3 неделя. «Посуда. Чайник и чашки».

Задачи: Познакомить детей с новым способом работы с «аквамозаикой» - создание объемных фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды, лепить полые формы. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, мелкую моторику рук. Активизировать словарь по лексической теме «Посуда»: «чайник», «чашка», «сервиз».

4 неделя. Изготовление подарка для братика или сестрёнки. «Магнит ёлочка новогодняя» (по представлению).

Задачи: Продолжить формировать творческое мышление, интерес к самостоятельной деятельности, фантазию и воображение. Формировать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику и отражать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности. Расширять знания детей о ёлке, учить узнавать ее, рассказывать о характерных особенностях

Индивидуальные рекомендации с родителями по проведению игровых развивающих занятий с применением атрибутов, изготовленных из аквамозаики.


















Подбор и разработка схем по лексическим темам для изготовления атрибутов для игр из аквамозаики.




Январь

2 неделя. «Легковая машина».

Задачи: Закреплять умение выполнять работу по образцу, используя шаблоны. Развивать конструкторские способности, мелкую моторику рук. Активизировать словарь по лексической теме «Транспорт»: «легковая машина», «грузовая машина», «водитель», «шофёр», «пассажиры».

3 неделя. «Хитрые буквы».

Задачи: Закреплять знания о «хитрых буквах» (Ю, Ё, Я), которые дети изучали совместно с логопедом по грамоте. Формировать умение выполнять работу самостоятельно, не используя шаблоны. Учить выкладывать бусины на пластину, не используя пинцет, а только руки.

4 неделя. «Украшения для уголка ряжения (колечко, бусы, браслет)».

Задачи: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество. Пополнить уголок ряжения новыми атрибутами. Учить детей бережно относиться к предметам и игрушкам в группе, тем более сделанных своими руками.










Рекомендация для выполнения дома детей и родителей: создать собственный букварь из 33 букв, изготовленных из бусин аквамозаики.

Февраль

1 неделя. Подарок для папы «Брелок «Танк».

Задачи: Закреплять навыки работы с «Аквамозаикой». Познакомить со способами прикрепления брелока к изготовленной основе. Воспитывать уважительное, чуткое отношение, любовь к папе, потребность радовать добрыми делами самых близких людей.

2 неделя. «Жирафик».

Задачи: Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в технике «аквамозаика». Учить выполнять поделку, руководствуясь схемой. Развивать мелкую моторику, аккуратность. Поддерживать детскую творческую инициативу

3 неделя. «Фиалка в кашпо».

Задачи: Продолжить формировать умение работать по представлению, проявлять фантазию. Научить делать простые поделки, развивать пространственное воображение, творческое мышление.

4 неделя. «Морская рыбка ».

Задачи: Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в технике «аквамозаика». Учить выполнять поделку, ориентируясь на математические способности (счет, пространственная ориентировка). Активизировать словарь по лексической теме «Животный мир океана»: «океан», «море», «пресная вода», «солёная вода», «Рыба-клоун».









Создание макета «Зоопарк».

Рекомендация для выполнения дома для родителей и детей: изготовить фигурку животного, живущего в зоопарке и составить о нём рассказ.










Март

1 неделя. «Подвеска для мамы на 8 марта».

Задачи: учить делать подарки своими руками. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, экономичное отношение к используемым материалам. Формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста.

2 неделя. «Изготовление брелоков в ввиде флага России и Удмуртии».

Задачи: Закреплять навыки работы с «Аквамозаикой». Формировать умение прикреплять брелок к изготовленной основе. Воспитывать уважительное отношение к Родине, её традициям.

3 неделя. «Мы создаём мультфильм!». Изготовление атрибутов и персонажей для создания м/ф про Лопшо Педуня (героя удмуртских народных сказок).

Задачи: Продолжать работать со схемами аквамозаики. Воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности и языка.



4 неделя. Макет «Площадь Свободы г. Глазова».

Задачи: Продолжать работать с «аквамозаикой» по представлению. Учить передавать характерные особенности достопримечательности г. Глазова. Продолжать учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении  совместной работы. Обогащать словарь детей по лексической теме «Мой город Глазов»: «город», «улица», «площадь Свободы», «памятник», «достопримечательности», «река Чепца». Коллективное работа: создание макета «Площадь Свободы г. Глазова»

















Знакомство со сказкой о Лопшо Педуне

«Арбуз»


демонстрация продукта творческой деятельности - м/ф, родителям.



Апрель

1 неделя. «Мы читаем С.Я. Маршака».

Задачи: Познакомить детей с новым способом работы с «аквамозаикой» - самостоятельное составление схем понравившихся героев на специальном многофункциональном поле.

2 неделя. «Мы читаем К.И. Чуковского».

Задачи: Продолжать знакомить детей с новым способом работы с «аквамозаикой» - самостоятельное составление схем понравившихся героев на специальном многофункциональном поле.

3 неделя. «Мы читаем С.В. Михалкова».

Задачи: Продолжать знакомить детей с новым способом работы с «аквамозаикой» - самостоятельное составление схем понравившихся героев на специальном многофункциональном поле.

4 неделя. «Мы читаем А. Барто».

Задачи: Формировать умение детей самостоятельно составлять схемы понравившихся и полюбившихся героев из произведений А. Барто на специальном многофункциональном поле.



Рекомендация для выполнения дома: изготовить из аквамозаики персонажа по произведениям С.Я. Маршака (по самостоятельно созданной схеме на занятии)


изготовить из аквамозаики персонажа по произведениям К.И. Чуковского по самостоятельно созданной схеме на занятии)



изготовить из аквамозаики персонажа по произведениям С.В. Михалкова (по самостоятельно созданной схеме на занятии).


изготовить из аквамозаики персонажа по произведениям А. Барто (по самостоятельно созданной схеме на занятии)

Май

3 неделя. «Мы читаем А.С. Пушкина».

Задачи: Формировать умение детей самостоятельно составлять схемы понравившихся и полюбившихся героев из произведений А.С. Пушкина на специальном многофункциональном поле.

4 неделя. «Подарок для друга – школьная закладка».

Задачи: Продолжить формировать умение работать по представлению, проявлять фантазию, формировать представления детей о дружбе, друге, о доброжелательном отношении между детьми.



VII. Мониторинг освоения программы


Мониторинг освоения программы проводится:

  • по степени сформированности речи совместно с учителем-логопедом

  • с использованием технологии Нищевой Н.В. по развитию мелкой моторики



















































Фотоматериалы











































































































































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!