СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Западной Европы в ранее Средневековье.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания об особенностях развития Англии и Франции; сформировать общие представления о культуре Западной Европы; развить умения и навыки в нахождении, систематизации информации, а также соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы

Просмотр содержимого документа
«Культура Западной Европы в ранее Средневековье.»

Тема: Культура Западной Европы в ранее Средневековье.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об особенностях развития Англии и Франции; сформировать общие представления о культуре Западной Европы; развить умения и навыки в нахождении, систематизации информации, а также соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы; воспитывать культуру общения, умения выслушивать мнения других и выступать с сообщениями.

Задачи:

1. Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в 11-15 вв, как частью культуры всей Европы;

2. Продолжить формирования универсальных учебных действий – самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события;

3.Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса;

Методы: словесные, наглядные, поиск информации, систематизация информации.

Тип урока: защита презентаций.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.


Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку) – 3 минуты.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала – 10 минут.

Сегодня на уроке у нас очень большая и интересная тема. Мы познакомимся с культурой народов раннего Средневековья.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока (учащиеся списывают тему с доски).

Но сначала давайте вспомним, что такое культура? (Культура – это достижения людей в различных областях человеческой жизни). Записать в тетради.

Перечислите жанры культуры (литература, живопись, музыка, архитектура, театр, кино и др.). Дополнить определение в тетради.

В эпоху Средневековья человек все самое необходимое для своей жизни изготавливал сам. Он строил себе жилище, возводил замки, многие из которых стоят и поныне, делал оружие и доспехи для воинов, изготовлял орудия труда. Все это является ценнейшим источником наших знаний об этом периоде истории человечества, о ее культуре.

Знакомство с культурой раннего Средневековья мы осуществим по следующему плану (Слайд):

1.Представления средневекового человека о мире.

2.Каролингское Возрождение.

3. «Семь свободных искусств».

4.Искусство рукописной книги.

5.Литература.

(Слайд).

3.Изучение нового материала – 25 минут.

Учитель. В первые столетия Средневековья не­многие выезжали за пределы своей сельской округи. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались мед­ленно. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах. (Слайд).

Учение древнегреческого философа Пифаго­ра и его последователей о том, что Земля — шар, не было полностью забыто. Средневеко­вые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые представля­ли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет. (Слайд).

Центром, или «пупом», Земли считали го­род Иерусалим, в котором нахо­дится Гроб Иисуса Христа. Вос­ток на средневековых картах чаще всего помещали наверху.

Учащиеся записывают в тетрадь: (Слайд).

Одни средневековые учёные считали, что Земля - шар, а другие представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом.

Учитель. Как вы думаете, почему средневековые ученые оспаривали, что земля – шар? (Люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны ходить вниз головой, а деревья расти вверх корнями).

Учащиеся рассуждают и предлагают ответы.

Учитель. Время и смену сезонов определяли по при­родным признакам: восходу и закату Солнца, крику петуха, фазам Луны, цветению и плодо­ношению деревьев и других растений, по ха­рактеру ветра и осадков. К историческому вре­мени средневековые люди относились своеоб­разно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». И феодалы, и крестьяне часто путали прошлое, настоящее и будущее. Например, люди X века могли считать, что му­чители Христа еще живы и их можно наказать. Даты семейной жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и таких памятных событий, как смена госуда­ря, большая битва, голод или эпидемия.

В раннее Средневековье иногда использова­ли устройства для измерения времени, создан­ные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны с капризами природы — та­ковы были солнечные часы. Они определяли время по тени, которую отбрасывала верти­кально вбитая в землю палка. Другие устрой­ства помогали определять только отдельные от­резки времени — это водяные и песочные часы. Ночь разделялась на «три свечи». Короткие промежутки измерялись временем, которое не­обходимо для прочтения молитвы «Отче наш» и т. п. Эти «инструменты» были очень неточны.

Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других — с Рождества Христова. Сред­невековый час составлял примерно три совре­менных часа.

По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года. Считалось, что лето гонит прочь зиму, лишенную ярких красок, пения птиц и радостей на вольном воздухе. К зиме обращались резко: «Убирайся прочь, зима, беги, ты творишь зло!» Самым важным меся­цем лета считался май — месяц обновления.


Сутки делились на день и ночь. Ночью люди запирались в своих жилищах, освещенных лучиной, плошкой с салом и фитилем. У бога­чей были свечи. Средневековые законы особен­но сурово карали за преступления, совершен­ные ночью. Ночь — это время появления сверхъ­естественных сил, привидений и дьявола. Ночь принадлежит ведьмам и демонам. Люди тогда говорили: «Бог даровал день живым, а ночь отдал мертвым». Поэтому монахи и все глубо­ко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дья­вола. День для средневекового человека светел и добр.

Учащиеся записывают в тетрадь. (Слайд)

o  Часы: солнечные, водяные и песочные (ночь – 3 свечки)

o  Средневековый час – 240 мин.

o  Год начинался с Пасхи или Рождества.

o  Сутки делились на день и ночь.

Учитель: Каролингское Возрождение. Грамотных людей не было не только среди крестьян — они редко встречались и среди феодалов. Даже ко­роли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все.

Давайте с вами вспомним, кто такой Карл Великий? И почему его так прозвали?

Вопрос к классу: Зачем Карлу I нужны были образованные люди в империи?

Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. При нем начал­ся подъем культуры, который историки назва­ли Каролингским Возрождением.

Каролингское Возрождение наблюдалось в различных областях:

1.  В образовании,

2.  В архитектуре,

3.  В литературе.

В образовании. Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из других стран — Ита­лии, Испании, Англии, Ирландии. Были открыты школы для священников, написаны учебники. Он поручил ведать школами англосаксонскому ученому мо­наху Алкуину. В школах изучали латынь, геометрию, риторику, диалектику, Евангелие.

В архитектуре. В Аахене и других крупных городах строились каменные дворцы и церкви.

При дворе Карла, в Ахене, возникло обще­ство для научных занятий — «Дворцовая ака­демия». В «Дворцовой академии» Карл и его семья, при­дворные, учителя и ученики школы обсуждали произведения церковных и античных авторов, а также созданные членами «Дворцовой акаде­мии» хроники и биографии.

Вывод. В VIII—IX веках во Франкском государстве возросло число образованных людей, но оно быстро угасло пос­ле распада империи Карла Великого.

Вопрос к классу: А знаете ли вы, чему обучали в средневековой монастырской школе? Ответить на вопрос вам поможет ваша одноклассница

Ученица рассказывает о «семи свободных искусствах».

Учитель. С помощью текста учебника на стр.50-51 и иллюстрации на стр.9 объяснить, почему рукописные книги были подлинными произведениями искусства.

Дорогая и нарядная книга была редкостью и огромной ценностью. Люди могли видеть книги в церкви во время богослужений.

Таким образом, в период раннего средневековья люди становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги.

Сейчас откройте страницу 51 и найдите, какие жанры литературы были популярны в то время?

Жития святых – жанр литературы, где рассказывается о подвигах людей, признанных церковью святыми.

Хроники – изложение исторических событий в хронологической последовательности.

Эпические поэмы – сказания о великих героях прошлого.

Гимны – произведения, рассказывающие о Христе, его поучениях и учениках.

5.Закрепление новых знаний - 5 минут.

Учитель задает вопросы учащимся. (Слайд).

6. Информирование учащихся о домашнем задании - 2 минуты.

Параграф 5. Творческое задание – нарисовать, каким вы представляете себе жонглера того времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!