СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Византии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура Византии»

Культура Византии 1. Античное наследие и христианство. 2. Рождение христианского храма. 3. Образ мира

Культура Византии

1. Античное наследие и христианство.

2. Рождение христианского храма.

3. Образ мира

1. Античное наследие и христианство Трапеза. Катакомбы Петра и Марцеллина. IV век. Рыба и корзина с хлебами. Катакомбы Каллиста. II век Иисус Христос. Катакомбы Путешествие в Вифлеем. VII – VIII вв. Церковь Санта – Мария. Коммодиллы. Конец IV века. 1. Изменение культуры Византии под влиянием христианства. 2. Осуждение античной философии, как языческой . Теперь ее место занимало богословие . 3. Высокий уровень образования в школах. 4. Византия имела самый высокий уровень науки в средневековой Европе в раннее время.

1. Античное наследие и христианство

Трапеза. Катакомбы Петра и Марцеллина. IV век.

Рыба и корзина с хлебами.

Катакомбы Каллиста. II век

Иисус Христос. Катакомбы

Путешествие в Вифлеем. VII – VIII вв. Церковь Санта – Мария.

Коммодиллы. Конец IV века.

1. Изменение культуры Византии под влиянием христианства.

2. Осуждение античной философии, как языческой . Теперь ее место занимало богословие .

3. Высокий уровень образования в школах.

4. Византия имела самый высокий уровень науки в средневековой Европе в раннее время.

2. Рождение христианского храма 1. В  античности наиболее важным считался внешний вид храма, тогда как христианское богослужение требовало соответствующего внутреннего пространства – интерьера . 2. IV век – появление базилики – прямоугольных зданий, разделенных рядами колонн на три или пять проходов – нефов . Средний неф обычно был шире и выше боковых. Базилика Максенция

2. Рождение христианского храма

1. В античности наиболее важным считался внешний вид храма, тогда как христианское богослужение требовало соответствующего внутреннего пространства – интерьера .

2. IV век – появление базилики – прямоугольных зданий, разделенных рядами колонн на три или пять проходов – нефов . Средний неф обычно был шире и выше боковых.

Базилика Максенция

3. Восточная часть храма заканчивалась апсидой – полукруглым выступом, где находилось наиболее почитаемое место – алтарь . Идя к алтарю от входа, верующий вступал на Путь спасения. 4. Появление трансепта – поперечного нефа , который пересекал продольные. Такой храм имел форму креста . Церковь Святой Ирины в Константинополе Базилика святого Викентия XII век

3. Восточная часть храма заканчивалась апсидой – полукруглым выступом, где находилось наиболее почитаемое место – алтарь . Идя к алтарю от входа, верующий вступал на Путь спасения.

4. Появление трансепта – поперечного нефа , который пересекал продольные. Такой храм имел форму креста .

Церковь Святой Ирины в Константинополе

Базилика святого Викентия XII век

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии Храм Святой Софии. Открытка XIX века 5. 532 – 537 гг. – строительство храма Святой Софии в Константинополе . Храм был возведен по приказу императора Юстиниана . Зодчие соединили базилику с куполом, создав величественный шедевр архитектуры, простоявший века.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Храм Святой Софии. Открытка XIX века

5. 532 – 537 гг. – строительство храма Святой Софии в Константинополе . Храм был возведен по приказу императора Юстиниана . Зодчие соединили базилику с куполом, создав величественный шедевр архитектуры, простоявший века.

Внутренний вид Мозаичное изображение Богородицы в апсиде сводов собора Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета искусно замаскировали массивные опорные столбы, поэтому кажется, что огромный купол легко возносится над храмом. Ощущение легкости усиливается множеством окон, прорезанных в основании купола. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Внутренний вид

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

сводов собора

Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета искусно замаскировали массивные опорные столбы, поэтому кажется, что огромный купол легко возносится над храмом. Ощущение легкости усиливается множеством окон, прорезанных в основании купола.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

6. IX век  – утверждение нового типа храма – крестово-купольного . Купол, поставленный на барабан , перекрывал центральную часть здания и опирался на четыре столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу, в плане образовывали крест. Такой тип храма стал основным и строился не только в Византии , но на Руси .

6. IX век – утверждение нового типа храма – крестово-купольного . Купол, поставленный на барабан , перекрывал центральную часть здания и опирался на четыре столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу, в плане образовывали крест. Такой тип храма стал основным и строился не только в Византии , но на Руси .

3. Образ мира Двенадцать апостолов. Первая четверть XIV века Феодор Стратилат и Феодор Тирон. XIII век. Собор Протата в Карее ( Афон) 1. Строгие правила изображения библейских сцен их размещение в храмах . Чем важнее было то, что изображалось, тем ближе к алтарю его помещали.

3. Образ мира

Двенадцать апостолов.

Первая четверть XIV века

Феодор Стратилат и Феодор Тирон. XIII век. Собор Протата в Карее ( Афон)

1. Строгие правила изображения библейских сцен их размещение в храмах . Чем важнее было то, что изображалось, тем ближе к алтарю его помещали.

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы) Христос. Вторая четверть XII века. Собор св. Софии, Константинополь Пресвятая Богородица. Вторая четверть XII века. Собор св. Софии, Константинополь 2. В ликах святых внимание уделялось внутреннему миру человека . Широко раскрытые глаза, высокий лоб, удлиненные пропорции  лица и фигуры – все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости.

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Христос. Вторая четверть XII века. Собор св. Софии, Константинополь

Пресвятая Богородица. Вторая четверть XII века. Собор св. Софии, Константинополь

2. В ликах святых внимание уделялось внутреннему миру человека . Широко раскрытые глаза, высокий лоб, удлиненные пропорции лица и фигуры – все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости.

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом 3. От Древнего Рима Византия унаследовала искусство мозаики . Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины. Основа мозаики - смальта (подкрашенное при помощи добавления различных металлов стекло). В основном использовали золото , ртуть и медь Иоанн Богослов из Распятия. Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни.

Император Лев VI преклоняет колени перед

Иисусом Христом

3. От Древнего Рима Византия унаследовала искусство мозаики .

Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины. Основа мозаики - смальта (подкрашенное при помощи добавления различных металлов стекло). В основном использовали золото , ртуть и медь

Иоанн Богослов из Распятия. Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни.

Император Константин. XIII век. Собор Протата в Карее ( Афон) Ангел Святой Мартирий. XIII век. Собор Протата в Карее Господень 4. Позднее, вместо мозаики , стали использовать фрески – живопись на сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку , делающую фреску долговечной.

Император Константин. XIII век. Собор Протата в Карее ( Афон)

Ангел

Святой Мартирий. XIII век. Собор Протата в Карее

Господень

4. Позднее, вместо мозаики , стали использовать фрески – живопись на сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку , делающую фреску долговечной.

Архидиакон Лаврентий. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI век Икона Богоматери «Троеручница». Апостол Петр. VI век. Монастырь святой Екатерины на Синае. Григорий XIV век. Афон, Чудотворец. монастырь Хиландар Вторая половина XII века 5. В храмах помещались так же иконы – изображения Бога , Богоматери, библейских сцен и святых, обычно написанные на досках. Расцвет византийской иконописи относится к XII – XIV вв .

Архидиакон Лаврентий. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI век

Икона Богоматери «Троеручница».

Апостол Петр. VI век. Монастырь святой Екатерины на Синае.

Григорий

XIV век. Афон,

Чудотворец.

монастырь Хиландар

Вторая половина XII века

5. В храмах помещались так же иконы – изображения Бога , Богоматери, библейских сцен и святых, обычно написанные на досках. Расцвет византийской иконописи относится к XII – XIV вв .

Большая мечеть Айя-София. Стамбул. Наши дни. Домашнее задание: 1. § 4 читать и уметь пересказывать. 2. Составить план « Основные этапы в развитии византийской архитектуры » .

Большая мечеть Айя-София.

Стамбул. Наши дни.

Домашнее задание:

1. § 4 читать и уметь пересказывать.

2. Составить план « Основные этапы в развитии византийской архитектуры » .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!