Культура Византии
1. Античное наследие и христианство.
2. Рождение христианского храма.
3. Образ мира
1. Античное наследие и христианство
Трапеза. Катакомбы Петра и Марцеллина. IV век.
Рыба и корзина с хлебами.
Катакомбы Каллиста. II век
Иисус Христос. Катакомбы
Путешествие в Вифлеем. VII – VIII вв. Церковь Санта – Мария.
Коммодиллы. Конец IV века.
1. Изменение культуры Византии под влиянием христианства.
2. Осуждение античной философии, как языческой . Теперь ее место занимало богословие .
3. Высокий уровень образования в школах.
4. Византия имела самый высокий уровень науки в средневековой Европе в раннее время.
2. Рождение христианского храма
1. В античности наиболее важным считался внешний вид храма, тогда как христианское богослужение требовало соответствующего внутреннего пространства – интерьера .
2. IV век – появление базилики – прямоугольных зданий, разделенных рядами колонн на три или пять проходов – нефов . Средний неф обычно был шире и выше боковых.
Базилика Максенция
3. Восточная часть храма заканчивалась апсидой – полукруглым выступом, где находилось наиболее почитаемое место – алтарь . Идя к алтарю от входа, верующий вступал на Путь спасения.
4. Появление трансепта – поперечного нефа , который пересекал продольные. Такой храм имел форму креста .
Церковь Святой Ирины в Константинополе
Базилика святого Викентия XII век
Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии
Храм Святой Софии. Открытка XIX века
5. 532 – 537 гг. – строительство храма Святой Софии в Константинополе . Храм был возведен по приказу императора Юстиниана . Зодчие соединили базилику с куполом, создав величественный шедевр архитектуры, простоявший века.
Внутренний вид
Мозаичное изображение Богородицы в апсиде
сводов собора
Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета искусно замаскировали массивные опорные столбы, поэтому кажется, что огромный купол легко возносится над храмом. Ощущение легкости усиливается множеством окон, прорезанных в основании купола.
Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол
6. IX век – утверждение нового типа храма – крестово-купольного . Купол, поставленный на барабан , перекрывал центральную часть здания и опирался на четыре столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу, в плане образовывали крест. Такой тип храма стал основным и строился не только в Византии , но на Руси .
3. Образ мира
Двенадцать апостолов.
Первая четверть XIV века
Феодор Стратилат и Феодор Тирон. XIII век. Собор Протата в Карее ( Афон)
1. Строгие правила изображения библейских сцен их размещение в храмах . Чем важнее было то, что изображалось, тем ближе к алтарю его помещали.
Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)
Христос. Вторая четверть XII века. Собор св. Софии, Константинополь
Пресвятая Богородица. Вторая четверть XII века. Собор св. Софии, Константинополь
2. В ликах святых внимание уделялось внутреннему миру человека . Широко раскрытые глаза, высокий лоб, удлиненные пропорции лица и фигуры – все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости.
Император Лев VI преклоняет колени перед
Иисусом Христом
3. От Древнего Рима Византия унаследовала искусство мозаики .
Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины. Основа мозаики - смальта (подкрашенное при помощи добавления различных металлов стекло). В основном использовали золото , ртуть и медь
Иоанн Богослов из Распятия. Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни.
Император Константин. XIII век. Собор Протата в Карее ( Афон)
Ангел
Святой Мартирий. XIII век. Собор Протата в Карее
Господень
4. Позднее, вместо мозаики , стали использовать фрески – живопись на сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку , делающую фреску долговечной.
Архидиакон Лаврентий. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI век
Икона Богоматери «Троеручница».
Апостол Петр. VI век. Монастырь святой Екатерины на Синае.
Григорий
XIV век. Афон,
Чудотворец.
монастырь Хиландар
Вторая половина XII века
5. В храмах помещались так же иконы – изображения Бога , Богоматери, библейских сцен и святых, обычно написанные на досках. Расцвет византийской иконописи относится к XII – XIV вв .
Большая мечеть Айя-София.
Стамбул. Наши дни.
Домашнее задание:
1. § 4 читать и уметь пересказывать.
2. Составить план « Основные этапы в развитии византийской архитектуры » .