СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана для Муниципального конкурса "Культура народов России" в рамках проекта "Я познаю Россию". Презентация заняла 1 место  в конкурсе. 

Просмотр содержимого документа
«Культура России»

Муниципальный фестиваль «Культура и традиции народов России»  в рамках проекта «Я познаю Россию. Прогулки по стране»  среди ПО РДШ и ДОО ОО муниципального образования город Ефремов  ПО РДШ и ДО «СМиД» МКОУ «СШ №10»  Народы Северного Кавказ а   ДАРГИНЦЫ  (история, традиции, обряды)  Руководитель : Алтунина С.А.

Муниципальный фестиваль

«Культура и традиции народов России»

в рамках проекта «Я познаю Россию. Прогулки по стране»

среди ПО РДШ и ДОО ОО муниципального образования город Ефремов

ПО РДШ и ДО «СМиД» МКОУ «СШ №10»

Народы Северного Кавказ а

ДАРГИНЦЫ

(история, традиции, обряды)

Руководитель : Алтунина С.А.

Даргинцы — одна из самых древних и многочисленных этнических групп Дагестана, имеющая свои вековые традиции и обряды, которые непосредственно связаны с самобытностью этого народа России. В процессе национальной консолидации в состав даргинцев вошли близкородственные им кайтагцы (хайдакьланти) и кубачинцы (урбуганти).

Ареалом сложения даргинского племени послужила приморская и предгорная части от  Дербента  до  Махачкалы  и ныне занимаемая даргинцами территория. О заселении даргинцами древности приморско-предгорная части убедительно свидетельствуют данные топонимики. VI-VII веков появляются первые письменные свидетельства о даргинских селениях Хайзан (Хайтак) и Зирихгеран ( Кубачи ). В XV в. Дарга упоминается в записях на полях уже на даргинском языке.

В XVI в. активизируются русско-дагестанские связи, а со временем Персидского похода Петра I начинается эпоха активного проникновения России в Дагестан.

Процесс принятия подданства России продолжался в XVII–XVIII вв. С 1813 г., по Гюлистанскому договору с Ираном, Дагестан, включая и всех даргинцев, вошел в состав России.

Весь быт, культура, нравственный аспект даргинцев имеют крепкие корни от их традиций. Преимущественно даргинцы живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.

Весь быт, культура, нравственный аспект даргинцев имеют крепкие корни от их традиций. Преимущественно даргинцы живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.

 У даргинцев сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок.  Традиционная мужская одежда даргинцев - туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы - накидки, бурка, башлык; папаха, на равнине летние войлочные шляпы; из обуви - чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма - кинжал.  Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы.

У даргинцев сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок.

Традиционная мужская одежда даргинцев - туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы - накидки, бурка, башлык; папаха, на равнине летние войлочные шляпы; из обуви - чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма - кинжал. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы.

Для женщины национальным костюмом даргинцев - это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор - чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк и много золотых и серебряных украшений.

Для женщины национальным костюмом даргинцев - это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор - чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк и много золотых и серебряных украшений.

Традиционные нормы морали и этики нашли отражение и в культуре питания даргинцев.  Воздержанность в еде считалась одним из достоинств мужчины, чревоугодие — одним из позорных пороков, за столом следовало вести себя чинно, мало разговаривать, не смеяться, не шуметь, ничего не спрашивать, не обсуждать качество пищи.  Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства , преобладающей была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал,  пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной). Популярны были также супы, каши ; из напитков -хлебный, буза ( гъаруш ), кипяченое вино ( мусти ), медовуха ( макатта ), квас из толокна с солодом ( макъсуман ), чай, водка .

Традиционные нормы морали и этики нашли отражение и в культуре питания даргинцев.

Воздержанность в еде считалась одним из достоинств мужчины, чревоугодие — одним из позорных пороков, за столом следовало вести себя чинно, мало разговаривать, не смеяться, не шуметь, ничего не спрашивать, не обсуждать качество пищи.

Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства , преобладающей была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный,

пресный и дрожжевой, был и

кукурузный (заменил просяной).

Популярны были также супы, каши ;

из напитков -хлебный, буза ( гъаруш ),

кипяченое вино ( мусти ), медовуха

( макатта ), квас из толокна с

солодом ( макъсуман ), чай, водка .

 чуду  хинкал

чуду

хинкал

Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-родовой: верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца. Большое значение имели половозрастное разделение труда, раннее приобщение детей к труду.

Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-родовой: верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца. Большое значение имели половозрастное разделение труда, раннее приобщение детей к труду.

В поведенческих стереотипах, принятых приоритетах, понятиях чести, добра и зла Морально-этический кодекс построен на общедагестанских понятиях: яхI (букв. «выдержка»), намус, мужественность («мужчинство»), целомудрие («умность»), а также установлениях адата и религии, народных традициях. В понятие «мужчинства» прежде всего входят благородство, благочестие, трудолюбие, честность, уважение к старшим, достоинство, милость к слабым и неимущим и лишь после этого — смелость, отвага. ЯхI означает терпение, выдержку, твердость, включает и основательность, честность, чувство долга, ответственность. В целом личностные достоинства и интересы подчинены общественным

В поведенческих стереотипах, принятых приоритетах, понятиях чести, добра и зла Морально-этический кодекс построен на общедагестанских понятиях: яхI (букв. «выдержка»), намус, мужественность («мужчинство»), целомудрие («умность»), а также установлениях адата и религии, народных традициях. В понятие «мужчинства» прежде всего входят благородство, благочестие, трудолюбие, честность, уважение к старшим, достоинство, милость к слабым и неимущим и лишь после этого — смелость, отвага. ЯхI означает терпение, выдержку, твердость, включает и основательность, честность, чувство долга, ответственность. В целом личностные достоинства и интересы подчинены общественным

Многие из нравственно-этических норм воплотились в даргинском обычае гостеприимства , заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства. Гостеприимство, куначество, система постоянных семейно-бытовых связей, осуществляемых посредством взаимных посещений по самым разнообразным причинам и обстоятельствам, служат укреплению этноса.

Многие из нравственно-этических норм воплотились в даргинском обычае гостеприимства , заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства. Гостеприимство, куначество, система постоянных семейно-бытовых связей, осуществляемых посредством взаимных посещений по самым разнообразным причинам и обстоятельствам, служат укреплению этноса.

Для даргинцев род, семья значили и значат очень много. Оказаться никому не нужным изгнанником было одним из самых страшных наказаний. С молоком матери даргинцы впитывали уважение к народным обычаям-адатам , и почтение к старшим. Сохранение семейных традиций было делом чести. Следование традициям кровной мести также являлось нормой кодекса чести. Верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца. Родство обозначалось до 12-го колена — от « дудеш » (отец) до « хъулигIена » (в доме бывающий). Брак заключается по шариату,развод по шариату.

Для даргинцев род, семья значили и значат очень много. Оказаться никому не нужным изгнанником было одним из самых страшных наказаний. С молоком матери даргинцы впитывали уважение к народным обычаям-адатам , и почтение к старшим. Сохранение семейных традиций было делом чести. Следование традициям кровной мести также являлось нормой кодекса чести.

Верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца.

Родство обозначалось до 12-го колена — от « дудеш » (отец) до « хъулигIена » (в доме бывающий). Брак заключается по шариату,развод по шариату.

 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД  Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом» доме (до свадьбы). «Магьар» производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или поверенных, формальное согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля (поверенного), обязательно.  Прежде, чем жениться, молодой человек должен был доказать, что он достоин уважения и сумеет содержать свою семью. Обязательным было наличие собственного жилья. Родители старались сговаривать детей с рождения, чтобы составленная партия была близка по общественному положению. Если предварительного сговора не было, молодой мужчина мог сам выбрать себе девушку из тех, что свободны. Однако, выбор был ограничен: мезальянс не приветствовался, старшие родичи могли довольно жестко воспротивиться. Также, согласия могли не дать родители невесты

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом» доме (до свадьбы). «Магьар» производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или поверенных, формальное согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля (поверенного), обязательно.

Прежде, чем жениться, молодой человек должен был доказать, что он достоин уважения и сумеет содержать свою семью. Обязательным было наличие собственного жилья. Родители старались сговаривать детей с рождения, чтобы составленная партия была близка по общественному положению. Если предварительного сговора не было, молодой мужчина мог сам выбрать себе девушку из тех, что свободны. Однако, выбор был ограничен: мезальянс не приветствовался, старшие родичи могли довольно жестко воспротивиться. Также, согласия могли не дать родители невесты

СГОВОР И СВАТОВСТВО Даргинская свадьба впитала в себя все богатство национальных традиций и верований , начиная от почтительного уважения к старшим и гостям, и заканчивая бережно хранимыми семейными ценностями. Определившись с избранницей, семья молодого парня начинала готовиться к сватовству. Выбирались люди с чувством юмора, и хорошо подвешенным языком – ведь родителей невесты предстояло «уболтать». С порога, конечно же, никто серьезных речей не вел, сначала соблюдался определенный этикет, со взаимным уважением и пространными речами. Для родственников девушки не было секретом, зачем к ним заявилась дружная компания, но – делалось все, чтобы уважить дорогих гостей. Гости нахваливали удачливого молодого охотника, а родители невесты постепенно поддавались на уговоры. При согласии, жених должен был отправить девушке дорогое украшение. Помолвка считалась заключенной, и парень с девушкой могли видеться, в присутствии родичей.

СГОВОР И СВАТОВСТВО

Даргинская свадьба впитала в себя все богатство национальных традиций и верований , начиная от почтительного уважения к старшим и гостям, и заканчивая бережно хранимыми семейными ценностями.

Определившись с избранницей, семья молодого парня начинала готовиться к сватовству. Выбирались люди с чувством юмора, и хорошо подвешенным языком – ведь родителей невесты предстояло «уболтать». С порога, конечно же, никто серьезных речей не вел, сначала соблюдался определенный этикет, со взаимным уважением и пространными речами.

Для родственников девушки не было секретом, зачем к ним заявилась дружная компания, но – делалось все, чтобы уважить дорогих гостей. Гости нахваливали удачливого молодого охотника, а родители невесты постепенно поддавались на уговоры. При согласии, жених должен был отправить девушке дорогое украшение. Помолвка считалась заключенной, и парень с девушкой могли видеться, в присутствии родичей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД О порядке проведения торжеств договаривались заранее. Старшие представители обоих родов собирались и обговаривали все детали, размер приданого и выкупа за девушку, где и как будет проводиться застолье. Свадьбы было принято проводить с размахом. Звали и близких, и дальних родственников, соседей и знакомых. Любой человек в этот день мог прийти и поздравить молодых, посидеть за столом.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

О порядке проведения торжеств договаривались заранее. Старшие представители обоих родов собирались и обговаривали все детали, размер приданого и выкупа за девушку, где и как будет проводиться застолье.

Свадьбы было принято проводить с размахом. Звали и близких, и дальних родственников, соседей и знакомых. Любой человек в этот день мог прийти и поздравить молодых, посидеть за столом.

 ДЕВИЧЬЕ ПРОЩАНИЕ Чтобы проститься с юностью, девушка устраивала для всех своих подруг и родственниц «женский день». Это был чисто девичий, женский праздник. Дамы и девицы приходили и приезжали с подарками для молодой, которые после входили в ее приданое: одеждой, постельным бельем, тканями, кухонной утварью. Сутки на женской половине гудел девичник. Пели песни, угощались, наставляли девушку, как правильно вести хозяйство, и давали мудрые советы.

ДЕВИЧЬЕ ПРОЩАНИЕ

Чтобы проститься с юностью, девушка устраивала для всех своих подруг и родственниц «женский день». Это был чисто девичий, женский праздник. Дамы и девицы приходили и приезжали с подарками для молодой, которые после входили в ее приданое: одеждой, постельным бельем, тканями, кухонной утварью. Сутки на женской половине гудел девичник. Пели песни, угощались, наставляли девушку, как правильно вести хозяйство, и давали мудрые советы.

В день, выбранный для бракосочетания , жених и его родня приходили к дому невесты с песнями и танцами, сопровождая шествие всевозможными шумовыми эффектами. Несли или везли подарки, которые предназначались родичам девушки и ей самой.

Без небольшого выкупа гостей на порог не пускали.

Жених обязательно должен был принести свадебный наряд для невесты, обувь и украшения, его в ответ одаривали подарками. Девушку одевали в отдельном помещении, при этом пели прощальные песни.

Далее все отправлялись в мечеть, совершать таинство бракосочетания. Затем молодые должны были посетить дома родителей, выказать им свое почтение.

Праздновали за отдельными столами — для мужской и женской половины. Вместе дозволялось только танцевать.

Свадьбы игрались несколько дней, целыми селеньями. Столы накрывали, как правило, на улице, под навесами или тканевыми шатрами.

После венчания девушка вступала под кров родителей жениха. Свекровь обязательно угощала ее медом – чтобы жизнь семейная была сладкой и благополучной. Девушка оставалась на женской половине, а гости продолжали праздник. Вечером к ней приходил супруг, совершая таинство первой брачной ночи.

Утром, когда подтверждалась невинность молодой супруги, ее наряжали в лучшие одежды. Она должна была принести воду из источника и напоить новых родичей.

ИНТЕРЕСНЫЕ СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ ДАРГИНЦЕВ   При заключении помолвки родичи и друзья жениха должны были одарить невесту подарками. А вот родители невесты ни подарков, ни выкупа за невесту не принимали: показывали, что не желают отдавать кровиночку чужим людям.   Под кров мужа юная жена вступала с покрытой головой. Мужчины рода совершали жертвоприношение – резали барана, чтобы отогнать несчастья.   Чем дороже подарок для молодой жены, тем счастливее она будет в браке.   Количество гостей считалось напрямую связанным с будущим благополучием новой семьи.   Если юная невеста выходила танцевать, ее должны были осыпать золотом присутствующие мужчины. Это считалось пожеланием благополучия для супругов.

ИНТЕРЕСНЫЕ СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ ДАРГИНЦЕВ

  • При заключении помолвки родичи и друзья жениха должны были одарить невесту подарками. А вот родители невесты ни подарков, ни выкупа за невесту не принимали: показывали, что не желают отдавать кровиночку чужим людям.

  • Под кров мужа юная жена вступала с покрытой головой. Мужчины рода совершали жертвоприношение – резали барана, чтобы отогнать несчастья.

  • Чем дороже подарок для молодой жены, тем счастливее она будет в браке.

  • Количество гостей считалось напрямую связанным с будущим благополучием новой семьи.

  • Если юная невеста выходила танцевать, ее должны были осыпать золотом присутствующие мужчины. Это считалось пожеланием благополучия для супругов.
 ОБРЯД ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ  Хлебную куклу (с. Харбук) пекли в виде женщины в натуральную величину(части тела пекли отдельно, а затем их соединяли с помощью вставных палочек). Внешнему виду куклы придавали большое значение. Глаза делались из вставных серебряных монет, а зубы из фасоли. Грудь украшалась яичками, чтобы задобрить духа пашни.  Процессия, которая следовала за пахарем, обливала его водой, била комьями глины, навозом; мазала его лицо грязью, засыпала глину за ворот, в карманы, штаны; угощала мёдом, а затем заставляла съест кусочек глины. Пахарь не имел права обижаться. Проводя борозду, он произносил заклинание:  Сабухъ г1ях1се бак1аб! Хъуме дерхъаб! Кьар хуласе бак1аб! Х1яйван-къачча, Маццала-мас имц1адеб!  Некоторые даргинцы после проведения борозды в колесо запихивали солому, поджигали и спускали по склону горы под возгласы собравшихся людей:  Барх1и, баши, гьей! Барх1и, барши, гьей! Этот обряд назывался «ц1ала уршури» («стрела огня»). Горящее колесо символизировало солнце, которое, достигнув высшей точки, начинало спускаться.

ОБРЯД ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ

Хлебную куклу (с. Харбук) пекли в виде женщины в натуральную величину(части тела пекли отдельно, а затем их соединяли с помощью вставных палочек). Внешнему виду куклы придавали большое значение. Глаза делались из вставных серебряных монет, а зубы из фасоли. Грудь украшалась яичками, чтобы задобрить духа пашни.

Процессия, которая следовала за пахарем, обливала его водой, била комьями глины, навозом; мазала его лицо грязью, засыпала глину за ворот, в карманы, штаны; угощала мёдом, а затем заставляла съест кусочек глины. Пахарь не имел права обижаться. Проводя борозду, он произносил заклинание:

Сабухъ г1ях1се бак1аб! Хъуме дерхъаб! Кьар хуласе бак1аб! Х1яйван-къачча, Маццала-мас имц1адеб!

Некоторые даргинцы после проведения борозды в колесо запихивали солому, поджигали и спускали по склону горы под возгласы собравшихся людей:

Барх1и, баши, гьей! Барх1и, барши, гьей!

Этот обряд назывался «ц1ала уршури» («стрела огня»). Горящее колесо символизировало солнце, которое, достигнув высшей точки, начинало спускаться.

 ДЕНЬ ОБНОВЛЕНИЯ ЖИЛИЩА  Назывался « хъали-ц1а ц1идиркьан барх1и » .  Этому праздничному дню предшествовал другой - подготовительный день, который назывался « Шуба г1янччила барх1и » (букв.: «день белой глины») - день праздничной добычи белой глины, используемой для побелки. В «День обновления жилища» с раннего утра женщины и девушки убирали комнаты, вытряхивали и проветривали постель, белили стены и фасады домов.  Прежде чем начать побелку, в каждом доме самая старшая в семье женщина читала молитву, а затем, взяв в руки специальную шкурку для побелки « п1яц1ик1 », проводила ритуальный мазок по стене и обращалась к дому со словами заклинания. Этот день в каждой семье завершался праздничным ужином.

ДЕНЬ ОБНОВЛЕНИЯ ЖИЛИЩА

Назывался « хъали-ц1а ц1идиркьан барх1и » .

Этому праздничному дню предшествовал другой - подготовительный день, который назывался « Шуба г1янччила барх1и » (букв.: «день белой глины») - день праздничной добычи белой глины, используемой для побелки. В «День обновления жилища» с раннего утра женщины и девушки убирали комнаты, вытряхивали и проветривали постель, белили стены и фасады домов.

Прежде чем начать побелку, в каждом доме самая старшая в семье женщина читала молитву, а затем, взяв в руки специальную шкурку для побелки « п1яц1ик1 », проводила ритуальный мазок по стене и обращалась к дому со словами заклинания. Этот день в каждой семье завершался праздничным ужином.

 ОБРЯД ОКОНЧАНИЯ МОЛОТЬБЫ  После окончания обмолота все даргинцы проводили специальный обряд « дегакьари » .  День проведения этого обряда превращался в настоящий праздник. У части даргинцев праздник известен под названием « кьубуц1аллай » (зерножарение). Такое название праздник получил потому, что главное действо праздника связано с жарением зерна. Начинался праздник с обрядового зерножарения: в день окончания молотьбы на току сжигали сноп с колосьями, а зерно раздавали присутствующим, произнося слова заклинания.  Завершался этот праздник приготовлением угощения и созывом гостей хозяином последнего обмолота, так как этот день означал окончание всех полевых работ в хозяйственном году.  Суть совершаемого обряда на этом празднике состояла в том, чтобы отпраздновать окончание сельскохозяйственных работ, связанных с уборкой урожая зерновых и поблагодарить за хороший урожай и задобрить силы природы уже на следующий хозяйственный год.

ОБРЯД ОКОНЧАНИЯ МОЛОТЬБЫ

После окончания обмолота все даргинцы проводили специальный обряд « дегакьари » .

День проведения этого обряда превращался в настоящий праздник. У части даргинцев праздник известен под названием « кьубуц1аллай » (зерножарение). Такое название праздник получил потому, что главное действо праздника связано с жарением зерна. Начинался праздник с обрядового зерножарения: в день окончания молотьбы на току сжигали сноп с колосьями, а зерно раздавали присутствующим, произнося слова заклинания.

Завершался этот праздник приготовлением угощения и созывом гостей хозяином последнего обмолота, так как этот день означал окончание всех полевых работ в хозяйственном году.

Суть совершаемого обряда на этом празднике состояла в том, чтобы отпраздновать окончание сельскохозяйственных работ, связанных с уборкой урожая зерновых и поблагодарить за хороший урожай и задобрить силы природы уже на следующий хозяйственный год.

 ОБРЯД «ВЫЗОВ ДОЖДЯ» «Катакуш». Название этого обряда состоит из двух слов: «к1ат1а» («лопата») и «к1уш» («шушуканье») Делали чучело. Лицо чучела должно было напоминать солнце: брали старую с округлившимися краями лопату и наряжали её как девушку, или же изготавливали тряпичную куклу, а затем прикрепляли её к лопате или палке. Процессия с чучелом «катакуш» шла по аулу и исполняла обрядовую песню:  Заб, заб даркьаб, заб даркьаб! Хъубзурала хъу дерхъаб,  Хъулри анк1шш диц1аб, Дудешгьуна галг бак1 аб, Нешгьуна луги бак1аб, Мукьарлисра кьар дак 1 аб, Кьаргасра мура дак1аб, Набра улелъа дак1аб! Къабулданти лап1 дик1 аб, Нушаб анк1 и дахъдааб...

ОБРЯД «ВЫЗОВ ДОЖДЯ»

«Катакуш». Название этого обряда состоит из двух слов: «к1ат1а» («лопата») и «к1уш» («шушуканье»)

Делали чучело. Лицо чучела должно было напоминать солнце: брали старую с округлившимися краями лопату и наряжали её как девушку, или же изготавливали тряпичную куклу, а затем прикрепляли её к лопате или палке. Процессия с чучелом «катакуш» шла по аулу и исполняла обрядовую песню:

Заб, заб даркьаб, заб даркьаб! Хъубзурала хъу дерхъаб,

Хъулри анк1шш диц1аб, Дудешгьуна галг бак1 аб,

Нешгьуна луги бак1аб,

Мукьарлисра кьар дак 1 аб,

Кьаргасра мура дак1аб,

Набра улелъа дак1аб!

Къабулданти лап1 дик1 аб,

Нушаб анк1 и дахъдааб...

Даргинцы издревле обращали особое внимание к обрядам, связанным с рождением ребенка и укладыванием первенца в колыбель. Обряды величания ребенка, особенно первенца, проводили празднично и торжественно.   Основными обрядами этого цикла являются:   « у бихыш »  (наречение имени)  « сирила катни »  (укладывание в колыбель)   « бек1 бялг1ни »  (бритьё головы)  « кьачила мекь »  (свадьба косички).

Даргинцы издревле обращали особое внимание к обрядам, связанным с рождением ребенка и укладыванием первенца в колыбель.

Обряды величания ребенка, особенно первенца, проводили празднично и торжественно.

Основными обрядами этого цикла являются:

« у бихыш »

(наречение имени)

« сирила катни »

(укладывание в колыбель)

« бек1 бялг1ни »

(бритьё головы)

« кьачила мекь »

(свадьба косички).

Центральным из обрядов величания ребёнка-первенца был обряд укладывания новорождённого в колыбель. В первый раз его укладывала старшая женщина из рода отца ребенка. Она переносила его через полный котел каши, чтобы он не познал в жизни голода. Женщина укладывала ребенка в люльку и произносила заклинание: Уркурла к1уне даршаб!  Куны колыбели добры да будут! Гьанк1ла к1уне далдикаб! Куны сна в ладу да будут! Усабе, илкьабе! Да будешь спать, да будешь зреть! К1уна-хуна их1ябе! Куны да сохранят тебя! Ада-абан айкьабе!  Родители да вырастят тебя! Г1емру г1еркъай ахьабе! Долголетним да будешь ты! Талих1ла етахьабе! Счастливым да станешь ты!  Это заклинание интересно тем, что в ней имеются мифологические персонажи «куне».

Центральным из обрядов величания ребёнка-первенца был обряд укладывания новорождённого в колыбель. В первый раз его укладывала старшая женщина из рода отца ребенка. Она переносила его через полный котел каши, чтобы он не познал в жизни голода. Женщина укладывала ребенка в люльку и произносила заклинание:

Уркурла к1уне даршаб! Куны колыбели добры да будут!

Гьанк1ла к1уне далдикаб! Куны сна в ладу да будут!

Усабе, илкьабе! Да будешь спать, да будешь зреть!

К1уна-хуна их1ябе! Куны да сохранят тебя!

Ада-абан айкьабе! Родители да вырастят тебя!

Г1емру г1еркъай ахьабе! Долголетним да будешь ты!

Талих1ла етахьабе! Счастливым да станешь ты!

Это заклинание интересно тем, что в ней имеются мифологические персонажи «куне».

Обряд укладывания спать малыша: Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай, Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай, Атх1еб дак1иб кьаргъуна, (Ты) словно травка, выросшая весною, Партбяг1иб вавагъуна, (Ты) словно раскрывшийся цветок, Уссен паргьатсе анк1ли, Спи, родненький, мой, Уссен дила ах1ерси! Спи спокойным сном! Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай, Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай, Урцулла сирилег1ед, В колыбели из дерева , Къант1аби т1улбела вег1, Обладатель коротких пальчиков , Т1 инт 1 ла дуклумела вег 1 , Обладатель крылышек мухи , Х1у разили хулаваъ! Чтобы ты радостно вырос! В начале каждой строфы «лай-лай» («баюшки»). Эта часть песни мать произносила монотонным, усыпляющим голосом, далее выражаются мечты матери, ее желание видеть ребенка счастливым и благополучным. Такие обряды содержат не только благопожелания ребенку, но и элементы заговора.

Обряд укладывания спать малыша:

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай, Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай, Атх1еб дак1иб кьаргъуна, (Ты) словно травка, выросшая весною,

Партбяг1иб вавагъуна, (Ты) словно раскрывшийся цветок,

Уссен паргьатсе анк1ли, Спи, родненький, мой,

Уссен дила ах1ерси! Спи спокойным сном!

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай, Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай,

Урцулла сирилег1ед, В колыбели из дерева ,

Къант1аби т1улбела вег1, Обладатель коротких пальчиков ,

Т1 инт 1 ла дуклумела вег 1 , Обладатель крылышек мухи ,

Х1у разили хулаваъ! Чтобы ты радостно вырос!

В начале каждой строфы «лай-лай» («баюшки»). Эта часть песни мать произносила монотонным, усыпляющим голосом, далее выражаются мечты матери, ее желание видеть ребенка счастливым и благополучным. Такие обряды содержат не только благопожелания ребенку, но и элементы заговора.

 Похороны. Оплакивание покойников у даргинцев жанр причитаний имеет следующие названия: «яс», «ч1иллай», «луала», «кьакьари». Тематически даргинские причитания разнообразны. Имеются плачи по сыну, по брату, по отцу и матери, по дедушке и бабушке, по дяде и тете, а также по умершим вдали от родины. Все причитания даргинцев можно разделить на две большие группы: плачи по мужчине и плачи по женщине. Даргинские плачи - это небольшие произведения, излагающие факты из жизни умершего и его семьи. После исполнительницы плача, собравшиеся начинали громко всхлипывать, в этот момент плакальщица сочиняла продолжение. Исполнительница причитаний, как правило, вопит плачущим голосом повторяя слова причитания. В некоторых плачах отражены и исторические события.

Похороны.

Оплакивание покойников у даргинцев жанр причитаний имеет следующие названия: «яс», «ч1иллай», «луала», «кьакьари». Тематически даргинские причитания разнообразны. Имеются плачи по сыну, по брату, по отцу и матери, по дедушке и бабушке, по дяде и тете, а также по умершим вдали от родины. Все причитания даргинцев можно разделить на две большие группы: плачи по мужчине и плачи по женщине.

Даргинские плачи - это небольшие произведения, излагающие факты из жизни умершего и его семьи. После исполнительницы плача, собравшиеся начинали громко всхлипывать, в этот момент плакальщица сочиняла продолжение. Исполнительница причитаний, как правило, вопит плачущим голосом повторяя слова причитания. В некоторых плачах отражены и исторические события.

 Каждая исполнительница вносила в плач свои сравнения, взятые из окружающей жизни. В плачах идеализировали мертвых.  Цельный образ оплакиваемого возникает за счёт обращения к усопшему, упоминания его профессии или занятия, а также обстоятельств его смерти.  Оплакивая молодого человека, мать или сестра обязательно описывают его внешность. Она рисуется также традиционными средствами. Он всегда стройный и красивый. Его сравнивают с солнцем, месяцем, звездой.

Каждая исполнительница вносила в плач свои сравнения, взятые из окружающей жизни. В плачах идеализировали мертвых.

Цельный образ оплакиваемого возникает за счёт обращения к усопшему, упоминания его профессии или занятия, а также обстоятельств его смерти.

Оплакивая молодого человека, мать или сестра обязательно описывают его внешность. Она рисуется также традиционными средствами. Он всегда стройный и красивый. Его сравнивают с солнцем, месяцем, звездой.

У даргинцев встречаются плачи, «оплакивающие» домашних животных — кота, собаку, курицу, осла. Примером такого плача служит следующий плач хозяина-ремесленника по поводу смерти осла: К1имиликед гьезбицад Сколько волос на хвосте у тебя, Буровайла мегь дикъан , Столько железа от буровой возивший , Хьябликид ял-кьамацад Сколько волос в гриве у тебя Булккунес г1ябли дикан, гвозди (подковы) возивший,  X1 у бебк 1 ее г1 ямал акквар , Твоя смерть немыслима, Дила х1енкьла капитан! Мой капитан ослиного табуна !

У даргинцев встречаются плачи, «оплакивающие» домашних животных — кота, собаку, курицу, осла. Примером такого плача служит следующий плач хозяина-ремесленника по поводу смерти осла:

К1имиликед гьезбицад Сколько волос на хвосте у тебя,

Буровайла мегь дикъан , Столько железа от буровой возивший , Хьябликид ял-кьамацад Сколько волос в гриве у тебя Булккунес г1ябли дикан, гвозди (подковы) возивший,

X1 у бебк 1 ее г1 ямал акквар , Твоя смерть немыслима, Дила х1енкьла капитан! Мой капитан ослиного табуна !

 Часть традиционных обрядов уже в начале XX века лишилась своих прежних религиозно-мифологических черт и превратилась в народные праздники и гуляния.  Именно тогда, когда обряды народного календаря утратили свое первоначальное назначение, магический смысл обрядов стал постепенно забываться.  В настоящее время наблюдаются оживление старинных традиций, тяга к познанию собственного прошлого, возрождение отдельных обрядов, особенно религиозных.  Процессы этнического развития даргинцев выглядят противоречиво: плавный уход традиционной материальной культуры и определенное возрождение национальной духовной.

Часть традиционных обрядов уже в начале XX века лишилась своих прежних религиозно-мифологических черт и превратилась в народные праздники и гуляния.

Именно тогда, когда обряды народного календаря утратили свое первоначальное назначение, магический смысл обрядов стал постепенно забываться.

В настоящее время наблюдаются оживление старинных традиций, тяга к познанию собственного прошлого, возрождение отдельных обрядов, особенно религиозных.

Процессы этнического развития даргинцев выглядят противоречиво: плавный уход традиционной материальной культуры и определенное возрождение национальной духовной.

Литература, сайты интернета. 1. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура. -Махачкала: Юпитер, 1997. — 31,2 п.л. 2. Юсупов Х.А. Обрядовые песни даргинцев // «Народы Дагестана», №2. - Махачкала, 2006. - 0,5 п.л. Формат 60x84. 1/16. Печать ризографная. Бумага № 1. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. - 1,5 изд. печ. л. - 1,5. Заказ - 183 - 06. Тираж 100 экз. Отпечатано в «Деловой мир» Махачкала, ул. Коркмасова, 35а 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Даргинцы 4. https://travelask.ru/articles/dargintsy-blagochestivyy-i-muzhestvennyy-narod 5 . https://nazaccent.ru/content/23724-rukodelnyj-narod.html 6. https://studbooks.net/1046096/kulturologiya/obychai_traditsii_dargintsev 7. https://fb.ru/article/432588/natsionalnost-darginets-opisanie-vneshnosti-proishojdenie-traditsii-yazyik

Литература, сайты интернета.

1. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура. -Махачкала: Юпитер, 1997. — 31,2 п.л.

2. Юсупов Х.А. Обрядовые песни даргинцев // «Народы Дагестана», №2. - Махачкала, 2006. - 0,5 п.л. Формат 60x84. 1/16. Печать ризографная. Бумага № 1. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. - 1,5 изд. печ. л. - 1,5. Заказ - 183 - 06. Тираж 100 экз. Отпечатано в «Деловой мир» Махачкала, ул. Коркмасова, 35а

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Даргинцы

4. https://travelask.ru/articles/dargintsy-blagochestivyy-i-muzhestvennyy-narod

5 . https://nazaccent.ru/content/23724-rukodelnyj-narod.html

6. https://studbooks.net/1046096/kulturologiya/obychai_traditsii_dargintsev

7. https://fb.ru/article/432588/natsionalnost-darginets-opisanie-vneshnosti-proishojdenie-traditsii-yazyik


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!