СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа профильный труд "Кулинарное дело" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа Профильный труд "Кулинарное дело" разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ  VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа профильный труд "Кулинарное дело" 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» МО «Ленский район» РС(Я)



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол метод. объединения Зам. директора по УР И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

№__1 от___31.08.22__ г. _________Церковникова А.А. _____________Тарбаева Е.Ф.

______________Попова С.С.





Адаптированная рабочая программа

по предмету

«Профильный труд (кулинарное дело)»

для 5 «а» класса

на 2022-2023 учебный год






Разработчик программы

Учитель профильного труда:

Казакова М. В.

2022 г.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» МО «Ленский район» РС(Я)



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол метод. объединения Зам. директора по УР И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

№__1 от___31.08.22__ г. _________Церковникова А.А. _____________Тарбаева Е.Ф.

______________Попова С.С.



Адаптированная рабочая программа

по предмету

«Профильный труд (кулинарное дело)»

для 5 «б» класса

на 2022-2023 учебный год





Разработчик программы

Учитель профильного труда:

Казакова М. В.

2022 г.

Пояснительная записка


Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Изучение этого учебного предмета в V классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:

― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Специфика рабочей программы.

Возможность овладения профессией обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от профессионализма педагога, проводимой им коррекционной работы по повышению уровня познавательной активности и развитию их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи обучающимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии:

Введение в кулинарию. Правила безопасной работы в мастерской, инструктаж по ТБ. Кухня и ее оборудование. Санитария и гигиена. Физиология питания. Овощи. Формы нарезки овощей. Сервировка стола. Технология приготовления пищи (технология приготовления салатов из сырых овощей). Практическое повторение.

Программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ VIII вида.

Описание места учебного предмета «Профильный труд» в учебном плане.

Предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» учебного плана муниципального казённого образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида М.О. «Ленский район».

Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 64 часов в год, 2 часа в неделю.

Программа формирования базовых учебных действий

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в фор­ми­ро­ва­нии основ учебной де­ятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к са­мо­стоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.


Учебно-методический комплекс.

Программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ VIII вида.

Учебник

«Технология 5 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2017.

«Технология 5 класс», В.Д. Симоненко Ю.В. Крупская, Н. И. Кизеева, Л. В. Сазонова.:-М, «Вентана-Граф» 2000.

«Технология ведения дома 5 класс», Н.В.Синицина, В.Д. Симоненко.:-М, «Вентана-Граф» 2017.

«Технология 6 класс», В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2000.

«Технология 6 класс», Обслуживающий труд, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2011.

Дополнительная литература

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида: 5-9 классы. под редакцией В.В.Воронковой.

Методическое пособие «Технология 6 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2008.

« Необычные блюда из овощей», Г.И. Поскребышева: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2008.

«Вегетарианский стол», Ю.Крылов: - М., «Издательство «Аркаим», «Урал Л.Т.Д.» 2003.

«Как грамотно приготовить завтрак», Е.Левашева.: - М., ООО «Издательство «Э» 2015.

«Учимся готовить за 30 минут» Кулинария для начинающих, А, Байжанова.: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2014.



В программе возможны изменения и дополнения


Календарно-тематическое планирование «Профильный труд (кулинарное дело)» 5 класс

Кол-во

часов

Тема

БУД

План.

дата

Факт.

дата




Введение в кулинарию - 2ч.



1-2

2


Введение.

Первичный инструктаж по ТБ.

Познакомить с планами работы на учебный год. Провести беседу о профессии повар. Ознакомить с техникой безопасности в кулинарной мастерской. Осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

01.09

01.09





Санитария и гигиена -16ч.



3-4

2

Правила поведения в кулинарной мастерской.

Сообщить основные правила работы в кулинарной мастерской. Закрепить знания правила поведения в кулинарной мастерской. Приобретать навыки под контролем учителя организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.

08.09

08.09



5-6

2

Правила личной гигиены.

Практическая работа.

Познакомить с правилами личной гигиены при работе в кулинарной мастерской. Закрепить знания правила личной гигиены при работе в кулинарной мастерской. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.

15.09

15.09


7-10

4

Специальная одежда.

Практическая работа.

Дать понятие о видах специальной одеждой при работе на кухне, школьной столовой. Провести экскурсию в школьную столовую. Формировать навыки надевания косынки и завязывания пояса на фартуке. Обращаться за помощью и принимать помощь.

22.09

22.09

29.09

29.09


11-12

2

Приготовление пищи.

Практическая работа.

Ознакомить с санитарно-гигиеническими требованиями при приготовлении пищи. Закрепить знания санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи. Формировать умения адекватно применять доступные технологии.

06.10

06.10




13-14

2

Правила хранения пищевых продуктов.

Практическая работа.

Познакомить с санитарно-гигиеническими требованиями при хранении пищевых продуктов. Закрепить знания санитарно-гигиенических требований при хранении пищевых продуктов. Расширять кругозор и словарный запас. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

13.10

13.10


15

1

Самостоятельная работа по теме: «Правила личной гигиены».

Закрепить полученные знания по соблюдению правил личной гигиены при работе в кулинарной мастерской. Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

20.10


16-18

3

Практическая работа по теме:

« Специальная одежда».

Освоить навыки надевания фартука, завязывания пояса и косынки. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

20.10

27.10

27.10





Инструктаж по ТБ - 2ч.



19-20


2

Инструктаж по ТБ.

Повторить и закрепить знания по правилу поведения в кулинарной мастерской. Закрепить правила по соблюдению техники безопасности при работе в кулинарной мастерской.

Формировать навыки самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.

10.11

10.11





Кухня и её оборудование - 14ч.



21

1

Кухня и её оборудование.

Дать представление о значением кухни в быту человека.

Познакомить с оборудованием кухни и его назначением. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

17.11



22

1

Бытовая электрическая печь.


Ознакомить с правилами пользования бытовой электрической печью и ТБ при работе с электроприборами. Формировать навыки пользования бытовой электрической печью. Аккуратно и бережно относится к оборудованию и инструментам.

17.11


23-24

2

Практическая работа по теме:

«Бытовая электрическая печь».


Освоить правила пользования бытовой электрической печью. Закрепить полученные знания по ТБ при работе с эл. печью. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

24.11

24.11


25-26

2

Содержание кухни.

Кухонный инвентарь.

Познакомить с санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию помещения кухни. Рассказать о видах кухонного инвентаря, назначение кухонного инвентаря и правила ухода за ним. Формировать навыки самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы.

01.12

01.12


27-28

2

Виды посуды.

Уход за посудой.


Дать представление о понятии чайная, столовая, кухонная посуды и ее назначении. Ознакомить с последовательность мытья кухонной и столовой посуды. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

08.12

08.12


29

1

Самостоятельная работа по теме: «Содержание кухни».


Закрепить полученные знания по санитарно-гигиеническим требованиям к содержанию помещения кухни. Приобретать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе.

15.12



30-32

3

Практическая работа по теме: «Уход за посудой».

Освоить правила последовательного мытья кухонной и столовой посуды. Формировать навыки по уходу за чайной, столовой и кухонной посудой. Применить моющие и чистящие средства для ухода за посудой. Провести уборку в кухонном шкафу. Разложить кухонную утварь по местам. Активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

15.12

22.12

22.12





Инструктаж по ТБ - 2ч.



33-34

2

Инструктаж по ТБ.

Закрепить знания по правилу поведения в кулинарной мастерской. Закрепить правила по соблюдению техники безопасности при работе в кулинарной мастерской. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

19.01

19.01





Физиология питание - 4ч.



35

1


Продукты растительного происхождения.

Ознакомить с основными продуктами питания растительного происхождения. Расширять кругозор и словарный запас. Использовать полученные знания для самостоятельного распределения продуктов по происхождению.

26.01



36

1

Продукты животного происхождения.

Познакомить с продуктами животного происхождения. Распределить продукты по происхождению. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

26.01





Овощи. Формы нарезки овощей -14ч.



37-38

2

Овощи. Классификация овощей.

Дать понятие о значении овощей в питании человека. Определить виды овощей, из которых готовят салаты. Провести экскурсия в овощной магазин. Закрепить и расширить знания классификации овощей. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Обращаться за помощью и принимать помощь.

02.02

02.02


39-40

2

Обработка овощей.

Виды нарезки овощей.

Ознакомить с последовательностью первичной обработки овощей и видами нарезки овощей. Ознакомить с техникой безопасности при работе с острыми колющими инструментами, приспособлениями для обработки овощей. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.

09.02

09.02


41-42

2


Формы нарезки картофеля. Практическая работа.

Познакомить с формами нарезки картофеля. Освоить навыки безопасной работы с овощечисткой и ножом при обработке и нарезки овощей. Формировать навыки по нарезке картофеля соломкой. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

16.02

16.02


43-44

2

Формы нарезки моркови.

Практическая работа.


Дать представление о понятии форм нарезки моркови. Определить кулинарное использование форм нарезки овощей. Формировать навыки по нарезки моркови кружочками. Формировать навыки безопасной работы с ножом и овощечисткой.

02.03

02.03


45-46

2

Формы нарезки лука.

Практическая работа.


Ознакомить с формами нарезки репчатого лука. Формировать навыки по нарезки репчатого лука кольцами. Формировать навыки безопасной работы с ножом и овощечисткой. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

09.03

09.03


47

1

Самостоятельная работа по теме:

«Виды нарезки овощей».

Закрепить знания о видах нарезки овощей. Закрепить правила ТБ при работе с острыми колющими инструментами, приспособлениями для обработки овощей. Приобретать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе.

16.03



48-50

3

Практическая работа по теме:

«Обработка овощей».


Формировать знания и навыки последовательной технологической операции по обработке овощей (сортировка, мытье, очистка, промывание, нарезка). Закрепить навыки нарезки овощей кубиками, соломкой, кольцами. Закрепить навыки безопасной работы с ножом и овощечисткой. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.

16.03

23.03

23.03





Инструктаж по ТБ - 2ч.



51-52

2

Инструктаж по ТБ.

Закрепить знания по правилу поведения в кулинарной мастерской. Закрепить правила по соблюдению техники безопасности при работе в кулинарной мастерской. Приобретать навыки самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать прядок на нем во время работы.

06.04

06.04





Сервировка стола - 4ч.



53-54

2

Порядок сервировки стола.

Практическая работа.

Ознакомить с порядком сервировки стола. Донести информацию о правилах поведения за столом. Закрепить знания о видах посуды и столовых приборов. Формировать навыки сервировки стола к чаю (салфетки, скатерть, чайная посуда, столовые приборы). Аккуратно и бережно относится к посуде во время сервировки стола. Вступать в контакт и работать в коллективе.

13.04

13.04


55-56

2

Столовые приборы.

Практическая работа.

Дать представление о понятии пользования столовыми приборами и правилами ухода за столовыми приборами. Формировать навыки пользования вилкой и ножом. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.

20.04

20.04





Технология приготовления салатов из сырых овощей - 10ч.



57-58

2

Приготовление салатов.

Заправка овощных салатов.

Ознакомить с технологией приготовления салата из сырых овощей. Познакомить с видами заправки овощных салатов. Сообщить о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении салатов. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

04.05

04.05



59-60

2

Салат из свежих овощей.

Практическая работа.

Приготовить салат из свежих овощей. Закрепить навыки безопасной работы с ножом и овощечисткой. Закрепить навыки нарезки овощей простой формы. Формировать навыки работы с теркой. Совершенствовать навыки самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать прядок на нем во время работы. Обращаться за помощью и принимать помощь.

11.05

11.05



61

1

Контрольная работа по теме:

« Приготовление салатов».

Закрепить знания последовательной технологической операции по приготовления салатов из сырых овощей. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками.

18.05



62-64

3

Практическая работа по теме: «Содержание кухни».

Закрепить полученные знания по санитарно-гигиеническим требованиям к содержанию помещения кухни. Приобретать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе.

18.05

25.05

25.05



Планируемые результаты освоения программы

Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;

знание названий инструментов, необходимых на уроках профильного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы, используемые на уроках профильного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

Достаточный уровень:

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от поставленных целей;

экономное расходование материалов;

использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы с последовательным технологическим процессом изготовления;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

оценка своих работ (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по наведению порядка в кухонном шкафу, на полках, в мастерской после уроков.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования:

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов базируется на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения поощряются, поскольку выполняют кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

С точки зрения до­сто­вер­нос­ти результаты оцениваются как «верные» или «неверные». Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!