СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куликовская битва

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для понимания учащимися причин и последствий Куликовской битвы, её исторического значения;

формировать ценностные ориентиры и убеждения, учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом,

воспитывать чувство патриотизма к историческим ценностям страны.

Просмотр содержимого документа
«Куликовская битва»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Цуканова Наталья Ивановна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Глава 4 Русские земли в сер ХIII-XIV веках

Тема урока

Куликовская битва

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять заинтересованность целенаправленной познавательной деятельности; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


Метапредметные

Познавательные. Установить причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Познакомить с деятельностью первых русских князей.

Совершенствовать учебно-познавательные компетентности учащихся.

Формировать опыт творческой, проектной деятельности.

Коммуникативные. Планировать цели и способы взаимодействия. Развить коммуникативные способности учащихся.

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу.

Развить умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией


Предметные

Определять, что Москва – центр борьбы с ордынским владычеством, знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.  определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;- давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;- проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение;

- применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Ордынское иго – традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками.

Золотая Орда - средневековое государство в Евразии.

Куликовская битва – крупное сражение, которое состоялось между русским войском во главе с князем Дмитрием Донским и войском Золотой Орды во главе с Мама


Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

ноутбук, проектор, раздаточный материал, интернет-ресурсы, карта.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Работа по микрогруппам

Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы продолжим изучать Древнерусское государство

Для определения темы урока объединитесь в пары.

Возьмите рабочий лист под №1 и выполните задания.

Учащиеся работают в парах, выполняя задания, определяют тему урока и озвучивают её. .

Записывают термины в таблицу

Знаю

Думаю, что знаю

Не знаю





- Подумайте, о каком историческом событии пишет наш современник Олег Евгеньевич Вороничев, дайте свое название стихотворению и определите, какова тема нашего урока. Это же событие изобразил на своей картине художник Александр Павлович Бубнов.

Суровых предков властный зов

Я чутким сердцем слышу снова;

Сквозь пелену седых веков

Вновь вижу поле Куликово.


Там между княжеских дружин,

Тревожно всматриваясь в лица,

Скакун без всадника один

Призывно ржет и горячится;


Я был бы счастлив в том бою

Прибавить к тысячам усилий

Еще одно. И кровь свою

Пролить на жертвенник России.


-О каком историческом событии идёт речь?

- Дайте название стихотворению. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

В летописях Куликовскую битву называют Мамаевым побоищем. Почему? На чьей стороне была победа?

Мы не можем ответить на все вопросы.

У нас недостаточно знаний.

Мы предполагаем, что все эти понятия связаны с деятельностью первых русских князей.

Ребята, на слайде вы видите перечисленные исторические термины, на интерактивной доске есть таблица, запишите термины в таблицу. (Один человек от класса работает с интерактивной доской). Остальные выполняют задание с таблицей в рабочих листах №2.


Все ли знания у нас есть?

Какая?

Почему?

Вы правы.

Чтобы решить проблему, нам нужно определить цели и задачи урока.







Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Индивидуальная работа по карточкам (взаимопроверка)


“ Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. ...И последствием всей его деятельности было то, что разорённая Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой” Н. И. Костомаров

Как Н. Костомаров оценивает Русь? Найдите нужные прилагательные о Руси в его высказывании.

“Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные гением России, ибо гром пробудил её спящую славу, и народу униженному возвратил благородство духа”. Н.М. Карамзин.

Какой увидел Русь Н. Карамзин? Найдите нужные слова о Руси в его высказывании. Неизгладима в памяти народной победа на Куликовом поле в 1380г., но тем не менее победа не привела к ликвидации ига монголо – татар. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Дмитрию Ивановичу пришлось признать себя вассалом Золотой Орды и продолжать платить дань.

- Если историки уделяют так много внимания изучению этого события, какой у вас возникает вопрос?

Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?

За десятилетия “тишины”, которою создавали предыдущие правители Московского княжества, родилось новое поколение людей, не страшившееся ордынских набегов. Эти люди и бросили вызов Орде.






Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Изучить причины, ход, основные силы, итоги, значение Куликовской битвы .




БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Учащиеся работают в группах. Выполняют задания

Каждая группа получает задание: познакомиться с деятельностью князя, оформить свою часть стенда.

Алгоритм действий

  1. Рассмотрите примерный макет стенда, определите, какие элементы он содержит.

  2. Прочитайте материал в учебнике о деятельности князя и информацию из дополнительных источников.

  3. Определите цели, события, интересные факты, итоги, значение Куликовской битвы..

  4. Кратко запишите на листах бумаги важнейшие события.

  5. Найдите соответствующие карточки с датами этих событий.

  6. Подберите нужные иллюстрации.

  7. Оформите доску.

Перед ответами учащихся проводится динамическая пауза.

  1. Письмо от сверстников.


Здравствуйте, дорогие наши сверстники! На уроке истории мы изучали деятельность Дмитрия Ивановича – князя Московского. В процессе работы возникли вопросы. Мы вас убедительно просим оказать нам помощь, прочитав библиографическую справку.

- Что такое ярлык, великий князь, государственная раздробленность, монах, иго?

Вопросы по письму:

  1. Как Дмитрий Иванович стал великим князем?

  2. С какими княжествами пришлось соперничать Дмитрию?

  3. Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани?




После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь. Он отправился в Орду и получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 году в Орде ярлыка для Дмитрия, не по годам развитого и смышленого мальчика. Нижегородский князь не сразу смирился с потерей владимирского престола.

Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Длительной и серьёзной оказалась борьба с Тверским княжеством, в которой победу одержал Дмитрий Иванович.

Москва укрепляла свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись русские земли и превратилась в реальную силу, способную противостоять Орде. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.


- В 70- е годы 14в. Дмитрий счёл, что пришло время избавить Русь от ордынского ига. Он считал, что Золотая Орда стала слабеть, там шли усобицы, бесконечная смена правителей, т.е. в ней проходили те же процессы, которые Русь переживала в эпоху феодальной раздробленности. Эти события в Орде получили название “Великая замятня”. Властью в Орде завладел темник Мамай (старший военачальник).


2. Подготовка к сражению.

- Чтобы охарактеризовать силы противоборствующих сторон, поработаем с документами в парах и заполним таблицу.

Внимательно читая документ, заполняем таблицу.

 Из «Новгородской Четвёртой летописи».

В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял басурман , армян, черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии был литовский Ягайло. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.

Мамай, созвал темных своих князей и сказал им:

Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…


«Из Летописной повести о Куликовской битве»


И, соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он [Дмитрий] против них (ордынцев) скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов сво­их 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных...

Да еще к тому подоспели в ту пору во­енную издалека... князь Андрей Полоцкий с пско­вичами и брат его, князь Дмитрий Брянский, со всеми своими воинами...

Князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.



Линии сравнения

Золотая Орда

Москва

Цели

Покорение Руси, разгром основных центров Руси

Освобождение Руси от ига.

Союзники

Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег

Русские князья, князь Андрей Полоцкий с пско­вичами и брат его, князь Дмитрий Брянский

Работа по карте. Сбор рати в Коломне и движение к Куликову полю, стр. 189 в учебнике.

  1.  Посмотрите на карту и скажите, почему Мамая поддержал рязанский князь Олег?

- В городе Коломне состоялся смотр русского войска. В собирании ратей участвовало 36 городов. На борьбу встала Северная – Восточная Русь.

Дмитрий Иванович взял на себя всю ответственность за предстоящее сражение. Это был очень смелый шаг. 

- Как вы думаете, почему это был смелый шаг?

Предстояло глобальное сражение с монголо – татарами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку. 

-У кого он мог её получить? ( у церкви)


3. Роль церкви в подготовке к битве.

-? В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского?

Нам рассказывает народное творчество – предание, которое, вы можете прочитать в книге Олега Тихомирова « На поле Куликовом».

(Чтение предания и ответ на вопрос).

Накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя.

Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

- Старец повлиял на политическую судьбу государства, дал благословение, вдохнул силы в князя и русское войско.


3. Битва на поле Куликовом.

- Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле). Посмотрите в учебнике на стр. 189.

-Почему оно так называется ? (Болотные птицы – кулики, открытое место, поляна – кулига).

- Дмитрий сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После   переправы   русских   войск   через   реку  он  приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

(Чтобы никто и не думал о возможности отступления, и чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.)


Впервые в истории Русь перешла от обороны к атаке против Орды.




Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


- Посмотрите на схему Куликовской битвы. Как расставил свои войска князь Дмитрий?

(Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по флангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк).

- Это схема Ледового побоища. Что вы о нём знаете? Давайте, попробуем сравнить тактику Дмитрия Ивановича с тактикой Александра Невского.

- Что такое тактика?

? В чем сходство тактики?

Ответы учеников:

1. Выбор удачных мест для сражений: Александр Невский – лед Чудского озера, где трудно было передвигаться тяжеловооруженным рыцарям, а русским дружинникам и ополченцам действовать было легче. Дмитрий Иванович - преимущества Куликова поля, фланги русских были прикрыты реками, которые лишали монгольскую конницу возможности применить традиционную тактику – охват противника с флангов. Густая дубрава на левом фланге была использована для размещения резервов.

2. Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон.

3. Быстрота принятия решений, действий.


- Место сражения, приёмы, князь – опираясь на ключевые слова сделайте сравнительный анализ.


-Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка.

- Почему  он так поступил? Мнения детей) 

 -  Каждый воин схватки знал, что великий князь бьётся бок о бок с ним. Если бы Дмитрия взяли в плен на поле брани, никто бы того не заметил, не охватило бы русскую рать уныние.


- Перед боем князь Дмитрий Иванович произнёс речь. Подумайте, чтобы вы сказали, окажись на месте князя?


Откройте учебник на стр. 191, абзац 2 и прочитайте.

«Братья мои милые, сыновья русские… пить нам общую чашу смертную. Той чаши на Руси ждали многие дни»



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Беседа по картине «Утро на Куликовом поле»  


 -  Настало утро 8 сентября 1380 год, у православных христиан - день Рождества Богородицы. Закройте глаза и представьте: только что взошло солнце, рассеялся осенний утренний туман, и русские увидели врага.

- Что вы видите на картине? (Люди, какого возраста вышли на бой? Каково вооружение русских)?

Всё войско пришло в движение. Один потянулся за щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал в руках крепкую палицу.  Опираясь на копьё, зорко вглядывается вдаль старый дружинник.

Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа.

-Какие чувства людей передаёт художник? (Страх перед неизвестностью.)

- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

«Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться»


По традиции битва началась поединком русских богатырей. Из татарского войска выехал Челубей, а навстречу ему Александр Пересвет. Они сшиблись на всём скаку, и оба замертво пали на землю.

Анимированная карта.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.

Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг.

Страшен был набег ордынской конницы.

Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.


- В чём проявился полководческий талант Дмитрия Ивановича?



-Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. - Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красным.

     Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

Запись в тетради - 8 сентября 1380 г. - Куликовская битва.






Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

География

Работа по контурной карте. Отметить место сражения на Куликовом поле.


     В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.

Литература- Составьте список произведений, которые

Посвящены Куликовской битвы

Информатика- Работа с презентацией, анимированной картой.

.




Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A)  Куликовская битва

Б)  принятие Конституции «развитого социализма»

B)  окончание Крымской войны

Г)  Новоторговый устав

ГОДЫ

1)  1977 г.

2)  1223 г.

3)  1934 г.

4)  1667 г.

5)  1856 г.

6)  1380 г.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г


Задание 2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 1)  Ледовое побоище

2)  Куликовская битва

3)  Вестфальский мир

3адание 3 

i

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A)  государственные преобразования Петра I

Б)  деятельность П. А. Столыпина

B)  правление Алексея Михайловича

Г)  княжение Ивана Калиты

ФАКТЫ

1)  победа на Куликовом поле

2)  принятие Соборного уложения

3)  учреждение коллегий

4)  издание Декрета о мире

5)  создание хуторов и отрубов

6)  подавление восстания в Твери

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

i

Задание 4Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней и/или внутренней политики Ивана Калиты и Дмитрия Ивановича Донского по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  _________________________________________________________



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 1Прочтите отрывок из произведения средневекового автора

 

«…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле,  — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи…. Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла, что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов,  — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая,  — прослышав также, что Олег испугался,  — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".

И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться. Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим, князем Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять. Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно: "О владыка-вседержитель! Взгляни проницательным оком на этих людей, что твоею десницею созданы и твоею кровью искуплены от служения дьяволу».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1)  князя Дмитрия Ивановича благословил на битву с ордынцами митрополит Киприан

2)  события, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.

3)   властитель Орды Мамай был убит во время битвы

4)   рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ольгерду не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев

5)   победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань

6)   событие, описываемое в источнике, окончательно утвердило Москву в качестве политического центра объединяющихся русских земель

Заданиме 2

i

Юбилею какой крупной битвы в отечественной истории посвящена монета? Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.


Рассмотрите изображение и выполните задания2 и 3.

Задание 3 Какой из представленных ниже памятников архитектуры был сооружён позже события, которому посвящена монета? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите московского князя, при котором было закончено строительство этого памятника архитектуры. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был сооружён позже события, которому посвящена монета? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите московского князя, при котором было закончено строительство этого памятника архитектуры.




Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Давайте с вами попробуем выяснить причины победы в Куликовской битве.

Схема «фишбоун»

1.Князь

2.Народ

3.Церковь

1. Полководческий талант Дмитрия Ивановича (разведка, выбор места битвы, своевременный удар засадного полка, личное участие князя в сражении).

2. Единство и стойкость русских воинов, сражающихся за свою Родину.

3.Духовная поддержка РПЦ.

Значение - Куликовская битва

1.Сделала Москву – центром объединения Руси.

2.Положила начало освобождению русских земель от ордынского владычества .


? Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?


Чтобы ответить на этот вопрос определим: какой стала Русь:


Русь до Куликовской битвы: разорённая, многострадальная, униженная.


Русь после Куликовской битвы: сильная, единая, но ещё зависимая.


- Русь за время своего существования, не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолевать невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее.


В память победы на Дону Дмитрия Ивановича тридцатилетнего князя – стали называть Донским. В 1988 году в год тысячелетия крещения Руси Дмитрия Ивановича Русская православная церковь причислила к лику святых. Все верующие для защиты себя, дома и семьи от врагов, от раздоров и конфликтов поклоняются Иконе Святого благоверного князя Димитрия Донского.



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Ребята, давайте вспомним тему нашего урока.

Как она звучала?

Мы раскрыли тему урока?

Давайте вернёмся к проблемному вопросу нашего урока, мы можем сейчас дать на него ответ.

Мы достигли поставленной цели.

Выполнили поставленные задачи?

Оцените урок, используя памятку.

Заполните лист самооценивания и взаимооценивания. И прокомментируйте его.




Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Параграф №18.

2. Объясните, почему хану Тохтамышу удалось захватить Москву? (Чтобы ответить на этот вопрос,

  • подумайте: легко ли далась победа на Куликовом поле русским княжествам;

  • обратите внимание, на то, что Тохтамыш, в отличие от Мамая – потомок Чингисхана).

3.Как вы считаете, актуальна ли в наши дни идея «В единстве сила Руси!», ответ обоснуйте.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!