СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кукольный театр

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр кукол-одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия...

Просмотр содержимого документа
«Кукольный театр»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Турочакский центр детского творчества»



Рассмотрена «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор МОУ ДО «Турочакский ЦДТ»

Протокол № __ от ______ __________ Г.В. Суртаева

Приказ № _____ от ________ 2016 г



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Театральная шкатулка»

Возраст детей 10-14 лет

Срок реализации программы - 1 год







Автор: Кононова Елена Васильевна,

педагог дополнительного образования

филиала МОУ «Тондошенская ООШ»

«Верх-Бийская ООШ»















с. Верх-Бийск

2016 г

СОДЕРЖАНИЕ



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка……………………………………………………..……3

Учебно-тематический план …………………………………………….………11

Содержание программы…………………………………………………………11

Календарно-тематическое планирование………………………………………15

Методическое обеспечение программы ………………………...……………20

Планируемые результаты……………………………………………………….23

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Условия реализации программы………………………………………………24

Список литературы ………………………………………………………….…25

Приложение……………………………………………………………………..27





















Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик

программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Тот, кто не знает, в какую гавань он плывёт,

для того нет попутного ветра»

Сенека

В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества обучающихся. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение в объединении обучающихся, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

Считаю, что на сегодняшний день программа является актуальной не только для нашей школы, но и для других школ Турочакского района. Она важна для педагогов, которые стремятся организовать досуг детей, вовлечь школьников и детский коллектив в разнообразные виды искусства.

Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.

Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная шкатулка» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации. Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008).

Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности определяется Программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Занятия в объединении «Театральная шкатулка» проводится всем составом объединения. При реализации данной Программы используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение. В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. По целевой установке дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа – авторская. Уровень Программы - ознакомительная - срок реализации 1 год.

Программа театрального объединения «Театральная шкатулка» является программой художественно-эстетической направленности (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 3 мая 2000 года № 1726).

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети приобретают опыт самоопределения в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных образов. Главным в приобретение такого опыта являются или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Школьники, проиграв этюд-эксперимент с куклами, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решение проблемы в подобной ситуации.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания Программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания особая роль принадлежит театральному искусству.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, человеческих взаимоотношений способствует воспитанию культуре чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации ребенка. Поэтому государство и ставит перед школой высшую цель образования –воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала.

Именно с точки зрения развития творческих способностей детей, в том числе художественно – эстетических и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования. Кроме того, процесс овладения средствами кукольного театра легко и непосредственно интегрируется с игровой деятельностью детей, которая, по мнению психологов В.Г.Асеева, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, А.НЛеонтьева, Д.Б.Эльконина формирует мышление ребенка, отражает его миропонимание, воспитывает важные качества личности, развивает его потенциальные способности.

Знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, родителям, воспитанникам детского сада, приглашая их на свои творческие мероприятия. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию.

Цель Программы: Создание условий для формирования у обучающихся базовых знаний мира театра, дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении» как главном явлении театрального искусства.

Задачи Программы:

Обучающие: познакомить с историей кукольного театра; пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие: развивать индивидуальные творческие способности  обучающихся; развивать воображение, пространственное мышление детей; способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека; развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности; воспитывать коммуникативные навыки; научить способности учитывать позицию кукловода – собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Отличительной особенностью данной Программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала художественно- эстетической направленности. Знакомство с позицией актера накапливает у детей их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создание театрального кукольного спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.» Каждый обучающийся может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Попытки сыграть героев сказок куклами, расширяют представления детей о достоверности в театре.

Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы поверили, оказывается, трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями, игрой куклами. Преимущество школьного кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке: в зале, в классе, в детском саду.

Планируемым результатом реализации программы является способность каждого обучающегося трудиться, упорно добиваться нужного результата. Дети должны знать общее представление о кукольном театре, самостоятельно импровизировать, выразительно читать отрывки из книг, разыгрывать сценки из спектаклей, знать театральные профессии, создавать афиши, эскизы декораций и костюмов для кукол, читать по ролям и играть в группе. Система оценки результатов освоения обучения Программы объединения «Театральная шкатулка» включает в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост.

По форме организации и содержанию педагогической деятельности Программа является модульной и состоит из подготовительного модуля.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной Программы. В объединение принимаются все желающие с 10-летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся – 12-15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, 90 минут. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Сроки реализации программы - 1 год. Рабочих недель – 36. Режим занятий – вторник 15-00, кабинет № 6.

Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается ученикам, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся.

Условия приема детей. Группа комплектуется с учетом возраста, интересов, умений и навыков, что выявляется в ходе собеседования. Набор для обучения – свободный.

     Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность обучающегося, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

 Форма проведения занятий: учебное занятие, творческая мастерская, мастер-класс, спектакль, посещение театра - город Горно – Алтайск. В зависимости от способностей ученика, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая. 

По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов. В конце занятия проводится анализ и дается оценка (Приложение №1).

   

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Теоретическая часть занятия включает в себя постановку целей объяснение задач.  Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль), изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

доступности - «от простого к сложному», наглядности, индивидуального подхода к каждому ученику, организации взаимопомощи в выполнении работ, многократного повторения.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


2

Выбор для спектакля пьесы

4

4


3

Работа над выбранной для спектакля пьесой

35

3

35

4

Изготовление кукол и бутафории

8


8

5

Запись фонограммы спектакля

10

10


6

Показ пьесы детям

6


6

7

Ремонт кукол

4


2

8 Подведение итогов работы кружка за год.

3

3


Всего

72

21

51


Теория – 30%, практика – 70%

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Теория: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Теория: Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Теория: Выбор для спектакля пьесы.

Практика: Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении

Практика: Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика: Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Практика: Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).

Практика: Запись фонограммы спектакля

Практика: Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

Практика: Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

Практика: Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.

Практика: Показ пьесы детям.

Теория: Выбор пьесы.

Практика: Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

Практика: Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

Практика: Запись фонограммы спектакля

Практика: Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

Практика: Репетиция пьесы. Соединение действия куклы со словами своей роли. (фонограммой)

Практика: Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Практика: Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

Практика: Показ пьесы детям.

Теория: Выбор для спектакля пьесы.

Практика: Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Теория: Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика: Обработка чтения каждой роли.

Практика: Запись фонограммы спектакля.

Практика: Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.

Практика: Репетиция пьесы. Соединения действия куклы со словами своей рели. (фонограммой)

Практика:Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Практика: Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.

Практика: Показ пьесы детям.

Теория: Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

Теория: Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

Теория: Читка по ролям. Работа с куклой на ширме.

Практика: Запись фонограммы спектакля.

Практика: Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.

Практика: Репетиция пьесы Соединение действий куклы со словами своей роли (фонограммой). Распределение технических обязанностей.

Практика: Генеральная репетиция. Звуковое оформление.

Практика: Показ пьесы учащимся начальных классов.

Практика: Показ пьесы воспитанникам детского сада «Алёнушка»

с. Верх-Бийск

Практика: Ремонт кукол.

Практика: Ремонт кукол.

Теория: Подведение итогов работы творческого объединения «Театральная шкатулка» за год. Анализ проделанной работы.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

1


Разновидности театров. История создания кукольного театра.

2


Таинственные превращения. Знакомство с перчаточными куклами.

3


Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

4


Выбор пьесы. Распределение ролей и чтение произведения.

5

6


Распределение ролей и чтение произведения по ролям.

Обучение приёмам кукловождения.

7

8


Игровая репетиция, прочтение текста с различной интонацией.

Создание декораций и бутафории к спектаклям.

9

10

11

12


Обучение работе над ширмой.

Занятия техникой речи.

Репетиция по эпизодам.

Этюды и упражнения с куклами.

13

14


Изготовление кукол и бутафории.

Обучение работе над ширмой.

15

16


Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Распределение технических обязанностей по спектаклю.

17

18


Генеральная репетиция пьесы.

Изготовление кукол и бутафории.

19


. Показ пьесы детям.

20

21


Выбор пьесы.

Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся

22

23


Читки по ролям за столом.

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

24

25


Изготовление реквизита.

Запись фонограммы спектакля

26

27


Практика. Репетиция пьесы.

Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

28

29


Чтение по ролям.

Соединение действия куклы со словами своей роли.

30

31


Репетиция пьесы.

Распределение технических обязанностей по спектаклю.

32


Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

33


Показ пьесы детям.

34


Выбор для спектакля пьесы.

35


Распределение роли и чтение произведения обучающимися.

36

37


Обработка чтения каждой роли.

Создание декораций и бутафории.

38

39


Основы актерского мастерства.

Запись фонограммы спектакля.

40

41


Репетиция пьесы.

Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.

42

43


Репетиция пьесы.

Соединения действия куклы со словами своей рели.

44

45


Репетиция пьесы.

Распределение технических обязанностей по спектаклю.

46

47


Генеральная репетиция.

Музыкальное оформление.

48

49


Показ пьесы детям.

Показ пьесы детям.

50


Выбор для спектакля пьесы.

51


Распределение ролей характеристика действующих лиц.

52

53


Читка по ролям.

Работа с куклой на ширме.

54

55


Практика. Запись фонограммы спектакля.

Запись фонограммы спектакля.

56

57


Репетиция пьесы.

Изготовление кукол и бутафории.

58

59


Репетиция пьесы.

Соединение действий куклы со словами своей роли.

60

61


Практика: Генеральная репетиция.

Звуковое оформление.

62

63


Показ пьесы учащимся начальных классов.

Спектакль.

64

65


Показ пьесы воспитанникам детского сада «Алёнушка»

Показ пьесы обучающимся 5 и 6 классов.

66

67


Практика: Ремонт кукол.

Ремонт кукол.

68

69


Практика: Ремонт кукол.

Ремонт кукол.

70

72


Подведение итогов работы за год

Анализ проделанной работы.


Этапы работы кукольного театра

1. История кукольного театра

Вводное занятие. Дается представление о том, как развивалось творчество, как зародился кукольный театр. Воспитанники знакомятся с культурой разных народов.

2. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, работающих в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.) Дети знакомятся с театральной лексикой, различными профессиями театра.

3. Знакомство с профессией бутафора, его деятельностью, знакомство с куклами-марионетками, куклами-игрушками, перчаточными куклами.

Бутафория — это поддельные предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали декораций и театральных костюмов. Это слово произошло от итальянского buttafiori — так назывался рабочий, который подавал артистам необходимые по ходу действия предметы.

4. Просмотр спектаклей в кукольном театре (Интернет). Просмотр спектакля – важный процесс. Эстетическое влияние оказывает спектакль, это влияние может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят.

6. Выбор пьесы, знакомство с пьесой. Дети знакомятся с пьесой для спектакля. Для того, чтобы изготовить куклу, необходимо «вжиться» в роль этой куклы. Каждый читает свою роль с интонацией.

7. Изготовление кукол. Процесс самостоятельного изготовления кукол, всегда захватывает и увлекает детей. Изготавливая куклу, ребенок развивает свой мануальный интеллект, учится концентрировать внимание и творит, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества. Куклы изготавливаются на занятиях, соответствуя персонажам пьесы. Особое внимание уделяется их оформлению. Куклу можно сделать «добрую» и«злую», можно одеть по-разному, одна и та же кукла может стать и бедной крестьянкой и царицей. Куклы изготавливаем сами. Самый приемлемый вариант кукол– это так называемые перчаточные, т.е. куклы, которые надевают на руку как перчатку: головку- на указательный палец, а руки– на большой и средний. Выкройка туловища одна для всех кукол. Для того, чтобы головку кукол можно было надеть на указательный палец, в шею куклы вставляют трубочку– патронку. Делают ее так: полоску картона сворачивают в трубочку, причем она должна быть такой длины, чтобы снаружи оставалось 2 см. – это шея куклы. Для рук куклы патронки короче. Чтобы картон не ломался и лучше сворачивался, его проводят несколько раз по краю стола, смягчая материал и придавая ему округлость. Свернув трубочку так, чтобы она получилась в диаметре около2 см., обшивают любой тканью. Готовый патрон вставляют в шею куклы так, чтобы 2см. остались внизу, и пришивают к краям ткани, К шее пришивают туловище. Более короткие

патронки вставляют в руки куклы. И далее подключают свою фантазию для создания тех или иных образов кукольных героев. Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке - пальчиковая, ручная, механическая и др. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др.. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театр масок, теневой театра и др.. Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол.

8. Работа над ширмой. Ребята рассматривают куклу, разговаривают с ней, кукла тоже общается с ними: она гладит, обнимает. Затем можно переходить к упражнениям, развивающие моторику рук. Работа начинается с индивидуального выхода, вхождения в образ, тренинг. В процессе репетиций пьеса разбивается на части. Затем все части соединяются.

Каждая репетиция должна начинаться с физических упражнений. Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Это тоже кропотливый и непростой труд. Дети быстро устают, когда идет подготовительный период работы над спектаклем, а без игры голосом, без изображения характеров кукольных героев невозможно приступить к репетициям за ширмой.

9. Этюды и упражнения с куклами. Занятия техникой речи. Репетиция по эпизодам. Слово воздействует на движение, оно является средством воздействия на представление, воображение. В кукольном театре много условностей в движении кукол, поэтому сценическая речь имеет большое значение в работе кукольного театра. Вместе с педагогом учащиеся учатся работать над пьесой: чтение, обсуждение, распределение ролей, заучивание, репетиция. Выступление учащихся.

10. Создание эскизов и декораций. Создание декораций и бутафории.

Декорации - это один из существенных элементов концептуального решения торжества, несущий определенную художественную задачу - создание обстановки, в которой происходит праздничное действие. Изготовление театральных декораций – это индивидуальный подход к изготовлению каждого элемента. Все театральные декорации изготовляются вручную.

11. Экскурсия в цех бутафории театра кукол (Интернет). Бутафория — неотъемлемая составляющая спектакля. Все вещи, которые используются на сцене актерами, выходят именно из этого цеха. У ребят поистине уникальная возможность прикоснуться к тому, что они недавно видели на сцене.

12. Обсуждение, анализ. Учитываются все ошибки. Чтобы описать спектакль, нужно искусственно различать неразделимые элементы. Анализируя спектакль, мы в какой-то мере говорим самим языком спектакля, тем самым, переходя на методологическую территорию того общества, которое и выражает себя в спектакле.

13.Экскурсия в театр кукол. (Интернет). Экскурсия в театр кукол имеет особое значение для эмоционально-эстетического развития детей. Уникальность театра кукол заключается не только в успешном обращении к эксцентрике. Он уникален в своей цельности, ровной, уверенно-улыбчивой атмосфере добра, которой пронизаны спектакли. Ребята, совершив путешествие по закулисному царству, получат море новых впечатлений.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Основные блоки

Форма работы

Метод обучения

Дидакти-

ческий

материал

Форма

проведения

итогов

1

Вводное занятие

учебное

занятие

словесный

тексты пьес

беседа лекция

2

Выбор для спектакля пьесы

мастер-класс

практичес

словесный

поисковый

тексты пьес

беседа

3

Работа над выбранной для спектакля пьесой

творческая

мастерская

практичес

словесный

тексты пьес

беседа

4

Изготовление кукол и бутафории

творческая мастерская

практичес

наглядный

куклы

практика

5

Запись фонограммы спектакля

учебное занятие

практичес

декорации

практика

6

Показ пьесы детям

спектакль

практичес

словесный

декорации

показ пьесы

7

Ремонт кукол

творческая мастерская

практичес

декорации

практика

8

Подведение итогов работы за год.

учебное занятие

словесный

карточки с индивидуальными заданиями

беседа


Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:

- инсценировки литературных произведений;

- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

1) этюды (упражнения) на развитие внимания;

2) этюды на развитие памяти;

3) этюды на развитие воображения;

4) этюды на развитие мышления;

5) этюды на выражении эмоций;

6) этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса) Приложение № 5.

7) этюды на выразительность жеста;

8) этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

9) этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения.

Творческий подход к работе даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Техническое оснащение занятий. Для организации кукольного театра используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля. Занятия кукольного объединения проводятся в классе или другом приспособленном для этих целей

помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- куклы;

- театральная ширма;

- декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители.


Способы определения результативности

Начальный - Вводный - самоконтроль. (сентябрь)

  1. «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи: создания этюда на тему, вождение куклы, импровизации под музыку).

  2. «Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний и умений).

  3. «Многоступенчатый выбор» (уметь выбрать несколько видов работы с куклой).

Текущий контроль (в течение всего учебного года);

Промежуточный (контрольные упражнения) (декабрь)
  1. «Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими участниками - кукловодами).

  2. «Составление заданий с ловушками» (рефлексия освоенного способа вождения куклы).

  3. «Составление задания, подобного данному».

  4. «Обнаружение «запланированной» ошибки».

  5. «Создание помощника - куклы».

Итоговый контроль - выпуск спектакля, контроль над согласованностью коллективных действий (май)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения обучающиеся знакомятся с профессиями людей, которые работают в театре, с устройством театра.

Имеет представление: Что такое театр, его структуру. Чем отличается театр от других видов искусств. Кукольный театр. С чего зародился театр.

Имеет понятия: Об элементарных технических средствах сцены. Об оформлении сцены кукольного театра. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеет: Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене. Образно мыслить. Концентрировать внимание. Ощущать себя в сценическом пространстве. Водить куклу над ширмой; изготавливать театральную куклу из различных материалов; создавать декорации и афиши для спектаклей.

Приобретает навыки: Общения с партнером.  Элементарного актёрского мастерства.  Выразительной и правильной речи. Образного восприятия окружающего мира.



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Условия реализации Программы. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной Программе в детском театральном объединении «Театральная шкатулка». Программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я». Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий в школе. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач - театральные куклы. При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.

В процессе обучения решаются следующие проблемы: раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов. Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого обучающегося. Этому способствует четкая последовательность распределения материала

В Программе используются развивающие методики. Чтобы развивать способности обучающихся, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. Каждый ученик проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:

1.От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.2.Вовлечение в творческий процесс всех учеников.3. Смена типа и ритма работы 4. От простого к сложному. 5. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

В процессе всего обучения используются специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые (Приложение №1).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

список литературы для педагога и родителей

  1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 2014 г

  2. Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия, 2013 г

  3. Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж, 2012 г

  4. Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 2014 г

  5. Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2014 г

  6. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 2010 г

  7. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 2014 г

  8. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., Аркти, 2012 г

  9. Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение, 2013 г

  10. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 2015

  11. Интернет-ресурсы:

  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  • http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»

  • Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193

  • Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html

  • Театр-студия«Арт-Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/

Список литературы для обучающихся:

  1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 2014 г

  2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2013 г

  3. Белянская Л.Б. «Хочу на сцену» М., Просвещение, 2015 г

  4. Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2014 г

  5. Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 2014 г

  6. Трифонова Н.М. «Кукольный театр своими руками» М., 2001 г

  7. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 2015 г

  8. Интернет-ресурсы:

  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  • http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»

  • Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193

  • Сайт театральной школы «Скаена» - http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html

  • Театр-студия «Арт-Мастер»

http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/

Приложение №1

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Занятие- лекция проводится с использованием иллюстрированного материала, фильмов, слайдов.

Цель: получение информации о театральном искусстве.

2. Занятие–беседа осуществляется с целью формирования навыка коллективной работы и навыка общения.

3. Занятие-этюд предполагает выполнение упражнений с анализом пластической реакции, развитие мимических, жестовых навыков. 4. Игра - драматизация проводится с целью развития речи воспитанников и их двигательной культуры.

5. Занятие–спектакль совершенствует технику сценической речи, формирует навык коллективной работы и творческой дисциплины.

6. Занятие–путешествие осуществляет развитие творческих способностей, фантазии и воображения у детей.

7. Занятие–погружение формирует нравственное отношение к культурным ценностям.

8. Занятие–представление осуществляет формирование навыка согласованности действий.

9. Занятие–сюрприз развивает самостоятельную творческую активность воспитанников.

10. Занятие–фантазия развивает пластику сценического движения воспитанников.

11. Занятие-творчество предполагает приобретение или совершенствование навыков работы по оформлению спектакля.

12. Занятие–конкурс развивает и совершенствует навыки театрально-исполнительской деятельности.




Приложение №2

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи

Нашей Юле купили юлу,

Юля играла с юлой на полу.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Баран Буян залез в бурьян.

Наш Полкан попал в капкан.

Бобры для бобрят добры.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Около кола колокола.

Съел Слава сало,

Да сала было мало.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон:

Как в капюшоне он смешон!

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

Горихвостка, горихвосточка,

Выгорихвостилагорихвостят.

Хитрую сорокуПоймать морока.

А сорок сорок—Сорок морок.

У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, а Афанас у вас.

Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Авансцена — передняя часть сцены.

Антракт— промежуток между действиями спектакля.

Бутафория — предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке.

Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной(для марионеток-животных) и вертикальной.

Вертеп (старославян. и древнерусс. — пещера) — переносный театр кукол, в которомразыгрываются представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюжеты, на нижнем

— светские (бытовые, комедийные, порой — социальные). Вертепные куклы передвигаются по прорезям в полу сцены.

Гапит — трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою Касперле, который унаследовал некоторые черты его характера.

Гиньоль — персонаж французского театра кукол.

Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит находящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. — украшение) — художественное оформление действия на ширме или театральной сцены.

Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в случае необходимости при решении особых сценических задач.

Задник— расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства,. ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к«власть имущим».

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актера-кукольника не

позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мизансцена — определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют еертом, глазами и носом.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — знаменитый кукольный актер и режиссер, создатель собственного оригинального театра кукол. Многие его спектакли стали хрестоматийными: « Каштанка» (по А. П. Чехову), сказки « По щучьему велению», «Волшебная лампа Аладина» и др. А спектакли Б.Штока « Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны мировой классикой.

Падуга — горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе.

Пантомима— выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Папье-маше — наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов, представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи или гипсовой форме изнутри.

Парик — накладные волосы.

Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.

Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «подогнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев актера.

Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию ширмы со стороны зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляется к рамке ширмы наглухо, передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных ширм.

Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трехпалой перчатки для управления головой и реками куклы.

Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувствоюмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представления:: вместе с Петрушкой принимали участие различные персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др. Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других стран.

Пищик — специальное приспособление, которыми пользовались актеры-петрушечники.

Пониженный план — окно или прорезь на основной ширме, находящиеся ниже основной грядки. Используется для показа контрастных сцен с «живым» актером или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) — плоскость, ограничивающая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху.

Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии « дель арте». Наиболее приметная черта— черная маска.

Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, которое определяет место и обстановку действия, указывает на поведение и настроение персонажа в тех или иных обстоятельствах спектакля.

Репетиция — повторение, предваряющее показ спектакля.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.

























































22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!