Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Погоженская общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа общения»
3 класс
Учитель начальных классов:
Каськова А. М.
2022-2023 уч.г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Школа общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
осознание себя с позиции школьника
умение адекватно вести себя в различных ситуациях
умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
способность справляться со страхами, обидами, гневом
умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
умение справляться с негативными эмоциями
стремление к изучению своих возможностей и способностей
успешная адаптация в социуме.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Общая характеристика предмета
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно - мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Рассказ ы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Личностные результаты:
Развивать творческие способности детей;
Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Содержание программы
Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?
Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (8 часов)
Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.
Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.
Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.
Как правильно познакомиться?
Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
из умения понять другого;
из умения договориться;
из умения уступить, если это нужно для дела;
из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа?
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема/ раздел курса | Кол-во часов | Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Дата |
Плани-руемая | Факти-ческая |
Я-фантазер (9ч) |
1 | Я – третьеклассник. Я-фантазер. | 1 | Рисунок «Идеальная школа» | | |
2 | Я умею фантазировать. | 1 | Просмотр мультфильма «Фантазеры» | | |
3 | Мои сны. | 1 | Рисунок «Рисунок сна» | | |
4 | Я умею сочинять. | 1 | Рисунок к стих.Остера «Вредные советы» | | |
5-6 | Я-ученик . | 2 | Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя» | | |
7 | Мои мечты. | 1 | Сочинение «Мои мечты» | | |
8 | Фантазии и ложь. | 1 | | | |
9 | Ложь большая и маленькая. | 1 | Занятие мини-диспут | | |
Я и моя школа (5ч) |
10 | Я и моя школа. | 1 | | | |
11 | Что такое лень? | 1 | Игра-драматизации | | |
12-13 | Я и мой учитель. | 2 | Сказка «О мальчике Вале» | | |
14 | Как справляться с «Немогучками» | 1 | | | |
Я и мои родители (3ч) |
15 | Я и мои родители. | 1 | Презентация «Моя семья» | | |
16 | Я умею просить прощения. | 1 | | | |
17 | Почему родители наказывают детей? | 1 | | | |
Я и мои друзья (4ч) |
18 | Настоящий друг. | 1 | | | |
19 | Умею ли я дружить?. | 1 | | | |
20 | Трудности в отношениях с друзьями. | 1 | Тренинг «Изобрази ситуацию». | | |
21 | Ссора и драка. | 1 | | | |
Что такое сотрудничество?(13 ч) |
22 | Что такое сотрудничество. | 1 | | | |
23-24 | Я умею понимать другого. | 2 | Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?» | | |
25 | Я умею договариваться с людьми. | 1 | | | |
26 | Мы умеем действовать сообща. | 1 | Рисунок «Мой класс» | | |
27 | Что такое коллективная работа? | 1 | | | |
28-29-30 | Коллективная работа «Мы» | 3 | Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты» | | |
31 | Мы умеем действовать сообща. | 1 | | | |
32-33 | Коллективная работа «Подготовим вместе праздник» | 2 | Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты. | | |
34 | Праздник «Наш удивительный класс» | 1 | Занятие –праздник | | |
Литература:
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984.
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 — 2007.
Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 — 2002.
Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 — 2008.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва, 2008.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 — 2007.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.