СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Внеурочной деятельности "Школа Общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП Внеурочной деятельности "Школа Общения"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Погоженская общеобразовательная школа»
















Рабочая программа


по внеурочной деятельности

«Школа общения»

3 класс












Учитель начальных классов:

Каськова А. М.










2022-2023 уч.г.

Пояснительная записка


Программа кружка «Школа общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

  • осознание себя с позиции школьника

  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях

  • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

  • способность справляться со страхами, обидами, гневом

  • умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

  • умение справляться с негативными эмоциями

  • стремление к изучению своих возможностей и способностей

  • успешная адаптация в социуме.


Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни.


Задачи:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

  • Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

  • Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.


Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.


Общая характеристика предмета


В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно - мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Формы работы:

  • Беседы

  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)

  • Рассказ ы педагога и детей

  • Чтение художественных произведений

  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера

  • Сочинение историй

  • Наблюдения

  • Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации

  • Дискуссии

  • Исследования

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки

  • Тренинги общения

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов


Формы учета оценки планируемых результатов:

  • Опрос

  • Наблюдение

  • Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  • Анкетирование учащихся и родителей

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:

Личностные результаты:

  • Развивать творческие способности детей;

  • Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;

  • Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.



Содержание программы

Раздел 1.Умение владеть собой (8часов)

Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?

Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.

Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов)

Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (8 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.

Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.

Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.

Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.

Как правильно познакомиться?

Как правильно держать себя, чтобы понравиться?


Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

  • из умения понять другого;

  • из умения договориться;

  • из умения уступить, если это нужно для дела;

  • из умения правильно распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно этому научиться?

Как научиться договариваться с людьми?

Что такое коллективная работа?


Планируемые результаты работы.


Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.












Тематическое планирование


п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Дата

Плани-руемая

Факти-ческая

Я-фантазер (9ч)


1

Я – третьеклассник. Я-фантазер.

1

Рисунок «Идеальная школа»



2

Я умею фантазировать.

1

Просмотр мультфильма «Фантазеры»



3

Мои сны.


1

Рисунок «Рисунок сна»



4

Я умею сочинять.

1

Рисунок к стих.Остера «Вредные советы»



5-6

Я-ученик .

2

Подготовка поздравительных открыток «С днем учителя»



7

Мои мечты.

1

Сочинение «Мои мечты»



8

Фантазии и ложь.

1




9

Ложь большая и маленькая.

1

Занятие мини-диспут



Я и моя школа (5ч)


10

Я и моя школа.

1




11

Что такое лень?

1

Игра-драматизации



12-13

Я и мой учитель.

2

Сказка «О мальчике Вале»



14

Как справляться с «Немогучками»

1




Я и мои родители (3ч)


15

Я и мои родители.

1

Презентация «Моя семья»



16

Я умею просить прощения.

1




17

Почему родители наказывают детей?

1




Я и мои друзья (4ч)


18

Настоящий друг.

1




19

Умею ли я дружить?.

1




20

Трудности в отношениях с друзьями.

1

Тренинг «Изобрази ситуацию».



21

Ссора и драка.

1




Что такое сотрудничество?(13 ч)


22

Что такое сотрудничество.

1




23-24

Я умею понимать другого.

2

Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать другого?»



25

Я умею договариваться с людьми.

1




26

Мы умеем действовать сообща.

1

Рисунок «Мой класс»



27

Что такое коллективная работа?

1




28-29-30

Коллективная работа «Мы»

3

Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши достижения. Мои трудности. Наши мечты»



31

Мы умеем действовать сообща.

1




32-33

Коллективная работа «Подготовим вместе праздник»

2

Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка оформления классной комнаты.



34

Праздник «Наш удивительный класс»

1

Занятие –праздник






Литература:


Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984.

Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 — 2007.

Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.

Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», «Завуч начальной школы», №5, 2004.

Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 — 2002.

Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.

Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.

//Начальная школа// № 6 — 2008.

Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.

Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва, 2008.

Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 — 2007.

Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!