Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Погоженская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по технологии
3 класс
Учитель начальных классов:
Каськова А. М.
2022 – 2023 уч.
Рабочая программа по технологии предназначена для учащихся 3 классов, рассчитана на 34 часа (1час в неделю), но так как в 2017-2018 учебном году 33 учебных недели и 1 день (33 часа), программа сокращена за счет резервных уроков. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Технология» Роговцевой Н.И. и др., и на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Положение № 20 о рабочих программах учебных предметов (ФГОС). Приказ №160 от 16.12.2013г
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год
В календарно-тематическом планировании (примечания) внесены виды деятельности учителя с детьми, имеющими ОВЗ.
Предмет: технология. 3 класс.
Система обучения: традиционная.
Программа: технология. Перспектива. Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова . Традиционная система. Программа по технологии для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
1 четверть - 9 3 четверть - 10
2 четверть - 7 4 четверть - 8
Используется учебник Роговцева Н. И. Технология: 3 класс, М. - «Просвещение», 2013 (УМК «Перспектива»)
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
Учебное оборудование:
технические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
учебные средства (столы, доска)
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Педагогические технологии и принципы обучения:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Принципы обучения:
Принцип научности обучения
Связи теории с практикой
Системности
Принцип сознательности и активности в обучении
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
Принцип наглядности
Доступность обучения
Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
Дидактическое и методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение для учителя
Учебно-методическое обеспечение для учеников
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
№ раздела | название раздела | Кол - во часов по программе | Кол - во часов по плану |
1 | вводный урок | 1 | 1 |
2 | человек и земля | 20 | 20 |
3 | человек и вода | 4 | 4 |
4 | человек и воздух | 3 | 3 |
5 | человек и информация | 6 | 5 |
6 | итого: | 34 | 33 |
Технология. 3 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
Плани- руемая | Факти- ческая |
Вводный урок (1 ч) |
1. | Как работать с учебником Проект: «Путешествие по городу» | 1 | Составлять маршрутную карту. | | |
Раздел 1 Человек и земля (20 ч) |
2. | Архитектура Изделие: «Дом» | 1 | Выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки; сконструировать. | | |
3. | Городские постройки. Изделие: « Телебашня». | 1 | Сочетать различные материалы в работе над одной композицией; выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природных материалов. | | |
4-6. | Парк . Проект «Детская площадка». | 3 | Работать в мини-группе под руководством учителя; использовать алгоритм работы над проектом; представить результат своей деятельности; анализировать свою работу по заданным критериям. | | |
7. | Парк. Изделие: «Городской парк». | 1 | Сочетать различные материалы в работе над одной композицией; выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природных материалов. | | |
8. | Парк. Изделие: «Птицы» | 1 | Понимать условные обозначения техники оригами, складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы». | | |
9. | Кафе. Изделие «Весы». | 1 | Овладеть навыком конструирования из бумаги; заполнять технологическую карту к поделке. | | |
10. | Кафе. Изделие «Колпачок- цыплёнок». | 1 | Размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; определять свойства синтепона, самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие. | | |
11. | Кафе. Изделие «Салфетница» | 1 | Размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; определять свойства синтепона, самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие. | | |
12. | Ателье. Изделие: «Гобелен». | 1 | Размечать лист по линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, создать изделие «Гобелен». | | |
13. | Ателье. Изделие: «Строчка стебельчатых стежков». | 1 | Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения стебельчатых стежков, формировать навыки самостоятельной работы по плану | | |
14. | Ателье. Изделие: «Украшение платочка монограммой». | 1 | Украшать платочек монограммой, различать виды швов, тканей. | | |
15. | Ателье. Изделие: «Строчка петельных стежков». | 1 | Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения петельных стежков | | |
16. | Ателье. Изделия «Костюм «Кавалер», «Костюм «Дама». | 1 | Работать с выкройкой, изготавливать карнавальный костюм. | | |
17. | Автомастерская. Изделие «Фургон «Мороженое». | 1 | Составлять композицию для оформле-ния изделия, описывать внутреннее устройство автомобиля; различать простейшие геометрические тела; чертить развёртку геометрического тела, создавать объёмную модель предмета; сконструировать фургон «Мороженое». | | |
18. | Автомастерская. Изделие «Грузовик»/»Автомобиль». | 1 | Составлять план сборки, определять количество деталей и виды их соединений; распределять работу в группе. | | |
19. | Магазин подарков. Изделие «Брелок для ключей». | 1 | Отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины), применять новый способ окраски солёного теста, самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста; сделать брелок из солёного теста. | | |
20. | Магазин подарков. Изделие: «Браслетик подковки». | 1 | Познакомить учащихся с видами изделий из бисера, с его свойствами | | |
21. | Магазин подарков. Изделие «Упаковка подарков». | 1 | Составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение, сочетать цвета в композиции; изготовить изделие «Упаковка подарков». | | |
Человек и вода (4 ч) |
22. | Мосты. Изделие «Мост». | 1 | Подбирать материалы для выполнения изделия; различать виды мостов, соединять детали натягиванием нитей; сконструировать изделие «Мост». | | |
23. | Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». | 1 | Различать суда, выполнять работу по самостоятельно составленной технологической карте, сконструировать яхту. | | |
24. | Океанариум. Проект «Океанариум». | 1 | Находить новое применение старым вещам; различать виды мягких игрушек; создать изделие «Осьминоги и рыбки». | | |
25. | Фонтаны. Изделие «Фонтан». | 1 | Различать виды фонтанов; применять правила работы с пластичными материалами; сконструировать изделие «Фонтан». | | |
Человек и воздух (4ч) |
26. | Воздушный транспорт. Изделие «Вертолёт «Муха». | 1 | Конструировать изделия из группы разных материалов; сделать вертолёт «Муха». | | |
27-28. | Воздушный транспорт. Изделие «Воздушный шар». | 2 | Технологию изготовления изделий из папье-маше; выполнить работу над изделием «Воздушный шар». | | |
29. | Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей» | 1 | Понимать условные обозначения техники оригами, складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Воздушный змей». | | |
Человек и информация (5 ч) |
30. | Переплётная мастерская. Изделие «Переплётные работы». | 1 | Выполнять работу над простым видом переплёта при изготовления изделия «Переплётные работы». | | |
31-34. | Кукольный театр. Афиша.Проект «Готовим спектакль». | 4 | Работать над проектом в группе; изготавливать пальчиковых кукол. | | |