Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. П. Горецкого, М.Н. Дементьевой,
Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык» 3 класс , М.: «Просвещение», 2013г. , УМК «Школа России».
Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
2017 г.
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые
единицы адекватно ситуации речевого общения.
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
создавать тексты по предложенному заголовку;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Данная программа рассчитана на 170 ч, 5 часов в неделю.
В авторскую программу внесены следующие изменения.
Для формирования у учащихся осознанных и прочных знаний по предмету Русский язык, прочных навыков орфографически грамотного письма увеличено количество часов, отведенных на изучение темы: «Слово в языке и речи», « Глагол».
Уменьшено количество часов на изучение тем: «Повторение изученного за год».
Изучение темы «Имя прилагательное» перенесено после изучения тем «Местоимение» и «Глагол» для более прочного усвоения данных тем.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Использование учебно-лабораторного оборудования |
план | факт |
Повторение (11 ч) |
1 | 01.09 | | День знаний. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | Устанавливать связь слов в предложении. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Выделять грамматическую основу предложения. Сравнивать и различать распространенные и нераспространенные предложения. Различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Разбирать предложение по членам предложения с использованием терминов: распространенное предложение и нераспространенное предложение, главные члены предложения и второстепенные члены предложения, грамматическая основа предложения, дополнение, обстоятельство, определение. Составлять предложения, используя образные выражения и фразеологические обороты. Работать в паре: обсуждать смысл учебной задачи (вести диалог) и подготавливать свой вариант выполнения задания, оценивать полученные результаты. Толковать (объяснять) значение пословиц и устойчивых выражений. Подбирать синонимы к данному слову. | |
2 | 04.09 | | Язык и речь. Формулы вежливости. | |
3 | 05.09 | | Текст и его план. | Электр. прилож. к учебн. |
4 | 06.09 | | Обучающее изложение. | презентация |
5 | 07.09 | | Анализ изложения. Типы текстов. | презентация |
6 | 08.09 | | Предложение как единица речи. | презентация |
7 | 11.09 | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | Электр. прилож. к учебн. |
8 | 12.09 | | Входной диктант. | Аудио применение |
9 | 13.09 | | Работа над ошибками Диалог. Обращение. | |
10 | 14.09 | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | презентация |
11 | 15.09 | | Словосочетание. | |
Предложение (9 ч) |
12 | 18.09 | | Однородные члены предложения (общее понятие). | Наблюдать (анализировать) и устанавливать: могут ли быть предложения, в которых при одном сказуемом два или несколько подлежащих, а при одном подлежащем несколько сказуемых. Формулировать выводы по результатам наблюдений с использованием терминов: однородные подлежащие, однородные сказуемые. Сравнивать и различать распространенные предложения и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми, редактировать тексты. Обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Разбирать по членам предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами и без них. Наблюдать, как соединяются однородные подлежащие и однородные в предложении (с помощью союзов и, а, но или без союзов). Наблюдать за предложениями с однородными главными членами и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных подлежащих и однородных сказуемых. Наблюдать за предложениями и устанавливать, могут ли быть однородными второстепенные члены предложения. Характеризовать однородные дополнения, однородные определения и однородные обстоятельства. Использовать термины: однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. Объяснять, когда в речи используются предложения с однородными членами. Наблюдать за тем, как в письменной речи показывается интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Рассказывать, как в письменной речи показывается интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Объяснять выбор интонации при произнесении предложений с однородными членами. Формулировать правило расстановки знаков препинания в предложениях с однородными второстепенными членами предложения. Применять на практике полученные знания о расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными с помощью союзов и без союзов. Составлять предложения с использованием однородных членов предложения в зависимости от речевой ситуации (контекста). Различать предложения распространенные и нераспространенные с однородными главными членами. Толковать (объяснять) значение выражений через подбор синонимов. Работать в паре: озаглавливать текст. | Электр. прилож. к учебн. |
13 | 19.09 | | Связь однородных членов предложения. | |
14 | 20.09 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Электр. прилож. к учебн. |
15 | 21.09 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | презентация |
16 | 22.09 | | Проект «Похвальное слово знакам препинания». | Электр. ресурс |
17 | 25.09 | | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | Электр. прилож. к учебн. |
18 | 26.09 | | Обучающее изложение. | презентация |
19 | 27.09 | | Анализ изложения. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | |
20 | 28.09 | | Контрольный диктант по теме «Предложение». | |
Слово в языке и речи (21ч) |
21 | 29.09 | | Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Составлять и записывать рассказ по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег» по данному плану и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности. Определять роль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных Проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи». | |
22 | 02.10 | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | Электр. прилож. к учебн. |
23 | 03.10 | | Синонимы, антонимы, омонимы. | Электр прилож. к учебн. |
24 | 04.10 | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексической группе слов. | Электр. прилож. к учебн. |
25 | 05.10 | | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | таблица |
26 | 06.10 | | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | презентация |
27 | 09.10 | | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | презентация |
28 | 10.10 | | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | презентация |
29 | 11.10 | | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | презентация |
30 | 12.10 | | Правописание приставок и суффиксов. | таблица |
31 | 13.10 | | Разделительный твердый и мягкий знаки. | таблица |
32 | 16.10 | | Правописание ъ и ь разделительных знаков. | |
33 | 17.10 | | Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег». | презентация |
34 | 18.10 | | Анализ сочинений. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | |
35 | 19.10 | | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | таблица |
36 | 20.10 | | Имя числительное. Глагол. | |
37 | 23.10 | | Имя числительное. Глагол. | Электр. прилож. к учебн. |
38 | 24.10 | | Контрольный диктант по теме «Части речи». | |
39 | 25.10 | | Работа над ошибками. Наречие как часть речи. | |
40 | 26.10 | | Правописание наречий. | презентация |
41 | 27.10 | | Закрепление по теме «Части речи». | |
Имя существительное (41 ч) |
42 | 07.11 | | Распознавание падежей имен существительных. | Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам. Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные в форме единственного и множественного числа. Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам. Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода. Определять существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, только в форме множественного числа, существительные общего рода, составлять с ними предложения, использовать в тексте. Толковать (объяснять) значение образных выражений и пословиц. Высказываться (строить монологические высказывания), вести диалог по результатам наблюдений об изменении имен существительных. Давать толкование термину существительные общего рода. Составлять с существительным общего рода предложения, употреблять эти существительные в тексте. Составлять текст-описание на заданную тему. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяются существительные при связи с другими словами. Выделять окончания имён существительных. Склонять существительные, устанавливать, что изменяется у существительных при склонении, и выделять окончания существительных. Выделять из предложений словосочетания с существительными. Находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании. Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имен существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений. Строить алгоритм рассуждений при определении падежа существительного. Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме. Определять падеж существительного в предложении (в тексте). | Электр. прилож. к учебн. |
43 | 08.11 | | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежа неодушевленных имен существительных. | Электр прилож. к учебн. |
44 | 09.11 | | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах , в дательном падеже. | Электр. прилож. к учебн. |
45 | 10.11 | | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. | таблица |
46 | 13.11 | | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | презентация |
47 | 14.11 | | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. | Выделять безударные окончания существительных как орфограмму. Определять тип склонения и падеж существительных. Работать в паре: предлагать и обсуждать (строить монологические высказывания, вести диалог) варианты объяснения, от чего зависит правописание падежных окончаний имен существительных, оценивать предложенные варианты, подготавливать общий текст-объяснение. Составлять и записывать рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка» по данному плану и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности. Формулировать обобщенное правило проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения ударными окончаниями (работать по таблице). Строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных. Толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или или самостоятельно составленный текст (контекст). Применять полученные знания на практике: устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного; определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой; производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; выбирать из предложения существительные с указанными грамматическими признаками; использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений и т.д. | презентация |
48 | 15.11 | | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. | презентация |
49 | 16.11 | | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка». | презентация |
50 | 17.11 | | Анализ сочинений. 2-е склонение имен существительных. | Таблица, презентация |
51 | 20.11 | | Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | таблица |
52 | 21.11 | | 3-е склонение имен существительных. | таблица |
53 | 22.11 | | Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. | таблица |
54 | 23.11 | | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | таблица |
55 | 24.11 | | Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | таблица |
56 | 27.11 | | Именительный и винительный падежи. | таблица |
57 | 28.11 | | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | Выделять безударные окончания существительных как орфограмму. Определять тип склонения и падеж существительных. Работать в паре: предлагать и обсуждать (строить монологические высказывания, вести диалог) варианты объяснения, от чего зависит правописание падежных окончаний имен существительных, оценивать предложенные варианты, подготавливать общий текст-объяснение. Формулировать обобщенное правило проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения ударными окончаниями (работать по таблице). Строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных. Толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или или самостоятельно составленный текст (контекст). Применять полученные знания на практике: устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного; определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой; производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; выбирать из предложения существительные с указанными грамматическими признаками; использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений и т.д. | таблица |
58 | 29.11 | | Именительный ,родительный и винительный падеж одушевленных имен существительных. | таблица |
59 | 30.11 | | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | таблица |
60 | 01.12 | | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | таблица |
61 | 04.12 | | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | таблица |
62 | 05.12 | | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | таблица |
63 | 06.12 | | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. | таблица |
64 | 07.12 | | Обучающее изложение. | |
65 | 08.12 | | Анализ изложения. Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | таблица |
66 | 11.12 | | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | таблица |
67 | 12.12 | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | таблица |
68 | 13.12 | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | таблица |
69 | 14.12 | | Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | таблица |
70 | 15.12 | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | |
71 | 18.12 | | Повторение по теме «Падежные окончания существительных». | таблица |
72 | 19.12 | | Контрольный диктант за первое полугодие. | Выделять существительные в форме множественного числа. Строить алгоритм действий при определении типа склонения существительного в форме множественного числа. Сравнивать правописание окончаний одушевленных и неодушевленных существительных 1-го, 2-го, и 3-го склонения с твердой и мягкой основами в форме множественного числа (работать по таблице).Формулировать обобщенный вывод по результатам наблюдений. Использовать на практике правило правописания падежных окончаний существительных в форме множественного числа. Толковать (объяснять) значение выделенного выражения. Разбирать существительное как часть речи (морфологический разбор). Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | таблица |
73 | 20.12 | | Работа над ошибками. Склонение имен существительных во множественном числе. | таблица |
74 | 21.12 | | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | |
75 | 22.12 | | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | таблица |
76 | 25.12 | | Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. | таблица |
77 | 26.12 | | Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | таблица |
78 | 27.12 | | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | таблица |
79 | 28.12 | | Обучающее изложение. | |
80 | 29.12 | | Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | таблица |
81 | 15.01 | | Обобщение знаний об имени существительном. | Таблица |
82 | 16.01 | | Проект «Говорите правильно». | |
Местоимение (9 ч) |
83 | 17.01 | | Местоимение как часть речи. | Наблюдать за личными местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа в составе предложений и устанавливать, как они изменяются. Изменять личные местоимения по падежным вопросам (склонять). Наблюдать за личными местоимениями единственного и множественного числа при склонении (работать с таблицей) и устанавливать, как они изменяются. Наблюдать за личными местоимениями в составе предложений и устанавливать, какими членами предложения могут быть личные местоимения в форме И.п. и в форме косвенных падежей. Составлять небольшие тексты-диалоги. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Устанавливать особенности произношения и правописания предлогов с личными местоимениями. Применять полученные знания на практике: выделять в тексте личные местоимения; определять падеж личных местоимений; объяснять причины различия в правописании местоимений в одном и том же падеже (с предлогами и без предлогов); выбирать из текста и записывать словосочетания с личными местоимениями в форме косвенных падежей. Использовать личные местоимения с предлогами и без предлогов в устной и письменной речи. Редактировать текст с использованием личных местоимений. | Электр.прилож.к учебн. |
84 | 18.01 | | Личные местоимения. | |
85 | 19.01 | | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | таблица |
86 | 22.01 | | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | таблица |
87 | 23.01 | | Изменение личных местоимений по падежам. | |
88 | 24.01 | | Изменение личных местоимений по падежам. | |
89 | 25.01 | | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | |
90 | 26.01 | | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». | |
91 | 29.01 | | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | |
Глагол (34 ч) |
92 | 30.01 | | Работа над ошибками. Роль глаголов в языке. | Выделять глаголы среди других частей речи. Различать глаголы и имена существительные, называющие действия предмета. Различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Наблюдать и анализировать, какова роль глаголов в речи. Характеризовать роль глаголов в речи. Выделять глаголы в неопределенной форме в предложении (в тексте) Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределенной форме. Разбирать глаголы в неопределенной форме по составу. Наблюдать и сравнивать лексическое значение глаголов в неопределенной форме с частицей -ся и без нее. Различать лексическое значение глаголов в неопределенной форме с частицей -ся и без нее. Составлять текст на заданную тему с использованием глаголов. Характеризовать роль глаголов в неопределенной форме в речи. Составлять и записывать рассказ по репродукции картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» по данному плану и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности. Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам, устанавливать, в каком времени глаголы изменяются по лицам и числам. Объяснять, почему окончания глаголов в форме настоящего и будущего времени называются личными окончаниями. Объяснять, может ли быть личное окончание глагола орфограммой. Сравнивать правописание гласных в личных окончаниях глаголов в форме одного и того же лица и числа. Объяснять различие в правописании гласных в личных окончаниях глаголов. Характеризовать правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II спряжения по таблице. Строить алгоритм определения спряжения глаголов и уточнять его по учебнику. Наблюдать за тем, когда личные окончания глаголов (кроме безударных личных окончаний) являются орфограммой. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Использовать на практике правило правописания личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа. Различать неопределенную форму глаголов на -ться и форму 3-го лица единственного и множественного числа на -тся, объяснять их правописание. Использовать на практике правило правописания глаголов в неопределенной форме на –ться и глаголов в форме 3-го лица единственного числа на –тся. Различать глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа на -тся и существительные на -ца, используя на практике правила их правописания. Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Составлять и решать проблемно-грамматические задачи, касающиеся грамматических признаков глагола и правописания безударных личных окончаний глаголов. Разбирать глагол как часть речи (морфологический разбор). Составлять текст, определив его тему по последнему предложению. Рассказывать, как выбор того или иного синонима меняет текст (его содержание, настроение, точность). Составлять тексты грамматических задач по аналогии. Составлять тексты на заданную тему, используя слова для справок. Приводить слова, которыми может начинаться и которыми может заканчиваться текст сказки. Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе. Составлять план текста и писать по нему изложение. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. | |
93 | 31.01 | | Неопределенная форма глагола. | |
94 | 01.02 | | Неопределенная форма глагола. | |
95 | 02.02 | | Изменение глаголов по временам. | |
96 | 05.02 | | Изменение глаголов по временам. | |
97 | 06.02 | | Спряжение глаголов. | |
98 | 07.02 | | Спряжение глаголов. | |
99 | 08.02 | | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | Электр. ресурсы. |
100 | 09.02 | | Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка». | презентация |
101 | 12.02 | | Анализ сочинений. I и II спряжение глаголов настоящего времени. | таблица |
102 | 13.02 | | I и II спряжение глаголов будущего времени. | таблица |
103 | 14.02 | | Проект «Пословицы и поговорки». | Электр. ресурсы. |
104 | 15.02 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | таблица |
105 | 16.02 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | таблица |
106 | 19.02 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Электр. ресурсы. |
107 | 20.02 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | таблица |
108 | 21.02 | | Возвратные глаголы. | |
109 | 22.02 | | Правописание –тся и ться в возвратных глаголах. | Электр. ресурсы. |
110 | 26.02 | | Правописание –тся и ться в возвратных глаголах. | Электр. ресурсы. |
111 | 27.02 | | Правописание окончаний глаголов. Закрепление изученного. | |
112 | 28.02 | | Правописание окончаний глаголов. Закрепление изученного. | таблица |
113 | 01.03 | | Правописание глаголов в прошедшем времени. | таблица |
114 | 02.03 | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | |
115 | 05.03 | | Обучающее изложение. | |
116 | 06.03 | | Анализ изложений. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | Электр. ресурсы. |
117 | 07.03 | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | |
118 | 12.03 | | Обобщение по теме «Глагол». | таблица |
119 | 13.03 | | Обобщение по теме «Глагол». | таблица |
120 | 14.03 | | Контрольный диктант по теме «Глагол». | |
121 | 15.03 | | Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Глагол». | Электр. ресурсы. |
122 | 16.03 | | Морфологический разбор глаголов. | |
123 | 19.03 | | Морфологический разбор глаголов. | Электр. ресурсы. |
124 | 20.03 | | Контрольная работа по теме «Глагол». | |
125 | 21.03 | | Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Глагол». | |
Имя прилагательное (30 ч) |
126 | 22.03 | | Имя прилагательное как часть речи. | Формулировать общее правило проверки правописания безударных гласных. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, можно ли общее правило проверки правописания безударных гласных применить к именам прилагательным с безударными гласными в окончаниях. Анализировать предложенные модели проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мужского и среднего рода. Формулировать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода. Применять на практике различные способы проверки правописания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в форме мужского и среднего рода. Склонять имена прилагательные в форме женского рода с твердой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевленными и неодушевленными существительными. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных в форме женского рода единственного числа с твердой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевленными и неодушевленными существительными. Формулировать вывод по результатам сравнения. Устанавливать способ проверки безударных падежных окончаний прилагательных в форме женского рода. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Объяснять, в прямом или переносном значении употреблены прилагательные в данных словосочетаниях. Составлять предложения, употребив данные словосочетания существительных с прилагательными. Толковать (объяснять) значение пословиц. Давать краткое толкование словосочетаниям с прилагательными, которые употреблены в переносном значении. Объяснять, к какому типу относится текст (текст-повествование, текст-описание). Записывать текст по памяти. Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мужского, среднего и женского рода единственного числа. Наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа. Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки. Составлять небольшие тексты (5-6 предложений) с прилагательными, которые имеют прямое и переносное значение, с прилагательными, близкими и противоположными по значению (самостоятельно подобранными или предложенными на выбор), и записывать составленные тексты. Составлять и записывать рассказ по репродукции картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» по данному плану и опорным словам. Оценивать результаты своей деятельности. | |
127 | 23.03 | | Род и число имен прилагательных. | Электр. ресурсы. |
128 | 04.04 | | Склонение имен прилагательных. | |
129 | 05.04 | | Обучающее изложение. | |
130 | 06.04 | | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных. | таблица |
131 | 09.04 | | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | таблица |
132 | 10.04 | | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | таблица |
133 | 11.04 | | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | таблица |
134 | 12.04 | | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | таблица |
135 | 13.04 | | Именительный, винительный, родительный падежи. | таблица |
136 | 16.04 | | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | таблица |
137 | 17.04 | | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | таблица |
138 | 18.04 | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | таблица |
139 | 19.04 | | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри». | презентация |
140 | 20.04 | | Анализ сочинений. Склонение имен прилагательных женского рода. | таблица |
141 | 23.04 | | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. | таблица |
142 | 24.04 | | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть. | |
143 | 25.04 | | Работа над ошибками. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | таблица |
144 | 26.04 | | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | таблица |
145 | 27.04 | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. | таблица |
146 | 28.04 | | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина». | Электр. ресурсы. |
147 | 03.05 | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных. | таблица |
148 | 04.05 | | Склонения имен прилагательных во множественном числе. | таблица |
149 | 07.05 | | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. | таблица |
150 | 08.05 | | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. | таблица |
151 | 10.05 | | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | таблица |
152 | 11.05 | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | таблица |
153 | 14.05 | | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное». | |
154 | 15.05 | | Итоговый контрольный диктант за 4 класс. | Электр. ресурсы. |
155 | 16.05 | | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное». | |
Повторение изученного за год (15 ч) |
156 | 16.05 | | Язык. Речь. Текст. | Устанавливать связь слов в предложении. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Выделять грамматическую основу предложения. Сравнивать и различать распространенные и нераспространенные предложения. Сопоставлять впечатления, высказанные в тексте учебника о картине И. И. Шишкина «Рожь» со своими впечатлениями, составлять свой текст по этой картине на заданную тему. Оценивать результаты своей деятельности Различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Определять различие в употреблении слов в разных стилях речи, находить изобразительно-выразительные средства языка в пейзажной зарисовке, анализировать языковые средства текста. Разбирать предложение по членам предложения с использованием терминов: распространенное предложение и нераспространенное предложение, главные члены предложения и второстепенные члены предложения, грамматическая основа предложения, дополнение, обстоятельство, определение. Составлять предложения, используя образные выражения и фразеологические обороты. Работать в паре: обсуждать смысл учебной задачи (вести диалог) и подготавливать свой вариант выполнения задания, оценивать полученные результаты. Толковать (объяснять) значение пословиц и устойчивых выражений. Подбирать синонимы к данному слову. Наблюдать (анализировать) и устанавливать: могут ли быть предложения, в которых при одном сказуемом два или несколько подлежащих, а при одном подлежащем несколько сказуемых. | |
157 | 17.05 | | Контрольное изложение. | |
158 | 17.05 | | Анализ изложения. Предложение и словосочетание. | Электр. ресурсы. |
159 | 17.05 | | Предложение и словосочетание. | Электр. ресурсы. |
160 | 18.05 | | Лексическое значение слова. | Электр. ресурсы. |
161 | 18.05 | | Состав слова. | Электр. ресурсы. |
162 | 21.05 | | Части речи. | Электр. ресурсы. |
163 | 21.05 | | Части речи. | Электр. ресурсы. |
164 | 22.05 | | Повторение по теме «Имя существительное». | Электр. ресурсы. |
165 | 22.05 | | Повторение по теме «Местоимение». | Электр. ресурсы. |
166 | 22.05 | | Повторение по теме «Глагол». | Электр. ресурсы. |
167 | 22.05 | | Повторение по теме «Имя прилагательное». | Электр. ресурсы. |
168 | 23.05 | | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь». | |
169 | 24.05 | | Анализ сочинений. Звуки и буквы. | Вспомнить звуки русского языка, их обозначение буквами. | |
170 | 25.05 | | Игра «По галактике частей речи». | Развивать умение применять полученные знания при решении нестандартных задач. | презентация |