№ | Дата | Корректи-ровка | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 четверть |
Раздел «Повторение» (9 часов) |
| | | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | | |
| | | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура и план текста. | | |
| | | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | | |
| | | Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов. Различение стилей и жанров. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. | | |
| | | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге. | | |
| | | Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.Стартовая диагностическая работа. | | |
| | | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связи между словами в предложении. Моделирование предложений. Составление текста из деформированных предложений. | | |
| | | Словосочетание. Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. | | |
| | | Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Предложение.» | | |
| «Предложение» (6 часов) | |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами (общее понятие). | | |
| | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. | | |
| | | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | | |
| | | Анализ сочинения и работа над ошибками. Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (и, а, но). | | |
| | | Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | | |
| | | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение». | | |
| «Слово в языке и речи» (17 часов) | |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова как единства звучания и значения. Работа с толковым словарем русского языка. Уместность использования слов в речи. | | |
| | | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Составление предложений и текста на тему «Листопад» | | |
| | | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | |
| | | Анализ изложения и работа над ошибками. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Уместность использования слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | | |
| | | Фразеологизмы. Уточнение представлений о фразеологизмах. Составление текста по фразеологизму и рисунку. Изобразительно-выразительные средства языка. Страничка для любознательных. | | |
| | | Состав слова. Значимые части слова (повторение). Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Словарный диктант. | | |
| | | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. | | |
| | | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | | |
| | | Анализ сочинения и работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | | |
| | | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест) | | |
| | | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок. | | |
| | | Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарем. Составление объявления. | | |
| | | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | | |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Морфологические признаки частей речи. Работа с графической наглядностью. | | |
| | | Изложение повествовательного деформированного текста. | | |
| | | Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имен числительных. Произношение имен числительных в соответствии с литературной нормой. | | |
| | | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Значение и употребление в речи. Классификация наречия по значению и вопросам. | | |
2 четверть |
«Имя существительное» (33 часа) |
| | | Имя существительное как часть речи. Изменение по падежам имен существительных. Начальная форма имени существительного. | | |
| | | Признаки падежных форм имен существительных. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | | |
| | | Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах. Соблюдение норм литературного произношения форм имен существительных. | | |
| | | Сочинение по репродукции картины художника А. А,Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | | |
| | | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Различение имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах. | | |
| | | Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные. Нормы употребления в речи несклоняемых имен существительных | | |
| | | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 1-го склонения. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). | | |
| | | 2-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 2-го склонения. | | |
| | | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. Словарный диктант. | | |
| | | 3-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 3-го склонения. Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть». | | |
| | | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. | | |
| | | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | | |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о типах склонения имен существительных.Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | | |
| | | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | |
| | | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. | | |
| | | Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний. Составление предложений по данному началу. | | |
| | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли.Контрольное списывание. | | |
| | | Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | | |
| | | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.Диагностическая работа по итогам первого полугодия | | |
| | | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. | | |
| | | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | | |
| | | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | | |
| | | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | | |
| | | Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. | | |
| | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка. | | |
| | | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | | |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | | |
| | | Склонение имен существительных во множественном числе. Морфологический разбор имени существительного как части речи. Работа с рубрикой «Проверь себя». | | |
| | | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | |
| | | Анализ изложений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в именительном падеже. | | |
| | | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. | | |
| | | Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имен существительных. | | |
3 четверть |
| | | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!». | | |
«Имя прилагательное» (24 часа) |
| | | Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных. | | |
| | | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | | |
| | | Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | | |
| | | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных. | | |
| | | Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). | | |
| | | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и родительный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | | |
| | | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | | |
| | | Выборочное изложение описательного текста. | | |
| | | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | | |
| | | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | | |
| | | Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка). Словарный диктант. | | |
| | | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. | | |
| | | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. | | |
| | | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное». | | |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | | |
| | | Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. | | |
| | | Подробное изложение описательного текста. | | |
| | | Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | | |
| | | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. | | |
| | | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | | |
| | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. | | |
| | | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | | |
| | | Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имён прилагательных» | | |
| | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». | | |
Личные местоимения 7 часов |
| | | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | | |
| | | Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение. Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. | | |
| | | Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | | |
| | | Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление словосочетаний; диалога по рисункам. | | |
| | | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. | | |
| | | Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимения как части речи. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. | | |
| | | Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» | | |
«Глагол» (34 часа) |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | | |
| | | Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | | |
| | | Изменение глаголов по временам. | | |
| | | Неопределённая форма глагола. | | |
4 четверть |
| | | Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределенной формы (первое представление). | | |
| | | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. | | |
| | | Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану. | | |
| | | Анализ изложений и работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Составление текста из деформированных предложений. | | |
| | | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Глагол» | | |
| | | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | | |
| | | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Проект «Пословицы и поговорки». | | |
| | | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | | |
| | | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | | |
| | | Анализ сочинений и работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
| | | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». | | |
| | | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени.. | | |
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола». | | |
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Словарный диктант. | | |
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | | |
| | | Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | | |
| | | Контрольное изложение | | |
| | | Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов. | | |
| | | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. Составление текста по личным наблюдениям. | | |
| | | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Итоговая диагностическая работа. | | |
| | | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | | |
| | | Правописание глаголов в прошедшем времени. Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему. | | |
| | | Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» | | |
| | | Анлиз контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи.Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | | |
Повторение (11 часов) |
| | | Повторение. Язык и речь. Текст. Составление текста типа сравнительного описания. | | |
| | | Повторение.Предложение и словосочетание.Контрольное списывание. | | |
| | | Повторение.Лексическое значение слова. | | |
| | | Повторение.Состав слова. | | |
| | | Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». | | |
| | | Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | | |
| | | Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | | |
| | | Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. | | |
| | | Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти. | | |
| | | Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | | |
| | | Повторение. Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». | | |