Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Погоженская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждено приказом
Педагогического Совета школы директора школы №________
Протокол № __________ от «______» __________ 2022г.
От «_____» _____________2022г Директор школы:
__________________ /Русанова В. А./
Рабочая программа
по русскому языку
3 класс
Учитель начальных классов:
Каськова А. М.
2022 – 2023 уч. г.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г.№273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
- Основной образовательной программы (начального) основного общего образования МКОУ «Погоженская ООШ»
- Учебного плана МКОУ «Погоженская ООШ» на 2020 – 2021учебный год
- Авторской программы Канакиной В.П., Горецкиого В.Г. , Дементьевой М.Н.,
Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык», УМК «Школа России» Москва
«Просвещение» 2011 г
2.Планируемые результаты
1Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
3. Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Понятие | Дата |
Пл. | Ф. |
1 | Наша речь. Виды речи | 1 | Речь устная, речь письменная, внутренняя речь | | |
2 | Наш язык | 1 | Чем отличаются язык и речь | | |
3 | Текст.Типы текстов | 1 | Текст, тема, главная мысль, заголовок | | |
4 | Предложене. Виды предложений по цели высказывания | 1 | Предложения повествователь- ные, вопроситель- ные, побудительные | | |
5 | Виды предложений по интонации | 1 | Предложения восклицательные, невосклацательные | | |
6 | Предложение с обращением | | | | |
7-8 | Главные и второстепенные члены предложений | 1 | Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения | | |
9-10 | Простое и сложное предложение | 2 | Простое предложение, грамматическая основа, сложное предложение | | |
11-12 | Словосочетание | 2 | Словосочетание, главное и зависимое слово | | |
13 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | 1 | Текст, типы текстов, заголовок, главная мысль, словосочетания, диалог | | |
14 | Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные | 1 | Слово, лексическое значение, слова однозначные,слова многознач- ные | | |
15 | Синонимы и антонимы | 1 | Синонимы, антонимы | | |
16 | Омонимы | 1 | Лексическое значении, омонимы | | |
17 | Слово и словосочетание Словарный диктант | 1 | Слово, словосочетание, главное, зависимое слово | | |
18 | Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) | 1 | Устойчивые словосочетания, фразеологизм, фразеологический словарь | | |
19 | Подробное изложение после зрительного восприятия текста | 1 | Изложение, тема, главная мысль, заголовок | | |
20 | Части речи. Повторение. | 1 | Части речи. Имя существитель- ное, имя прилагательное, глагол, местоимение. | | |
21 | Имя существительное. Местоимение | 1 | Имя существительное, местоимение. | | |
22 | Части речи. Имя прилагательное | 1 | Имя прилагательное, слова-синонимы | | |
23 | Части речи. Глагол. | 1 | Глагол, словосочетание | | |
24 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Имя числительное, количество предметов, порядок при счете | | |
25 | Однокоренные слова. | 1 | Корень слова, однокоренные слова. Лексическое значение слов. | | |
26 | Звуки и буквы . Гласные звуки и буквы. | 1 | Гласные звуки, буквы. Звуки ударные, безударные. Слог. | | |
27 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Звуки согласные, парные, непарные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. | | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | Буквосочетание Звуко-буквенный разбор. | | |
29 | Обучающее изложение | 1 | Текст, части текста. Тема. Заголовок. Описание. | | |
30 | Обобщение и закрепление изученного. Проект « Рассказ о слове» | 1 | Слово, лексическое значение. Омонимы. Части речи. Однокоренные слова. Корень слова. | | |
31 | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | Слово, части речи | | |
32 | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | Однокоренные слова. Корень слова. Общее лексическое значение. | | |
33 | Сложные слова | 1 | Корень слова .Чередование согласных, сложные слова | | |
34 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | Формы слова. Окончание. | | |
35 | Окончание слова. | 1 | Корень слова. окончание. Формы слова. | | |
36 | Что такое приставка? Как найти в слове пристаку? | 1 | . Приставка. | | |
37 | Значения приставок. | 1 | . Приставка . | | |
38 | Что такое суффикс.? Как найти суффикс? | 1 | Однокоренные слова. Корень слова. Окончание . Суффикс. | | |
39 | Значения суффиксов. | 1 | Суффикс. Уменьшительно-ласкательное и увеличительное значение суффиксов. | | |
40 | Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | Текст-описание | | |
41 | Что такое основа слова? | 1 | Окончание. Основа слова. | | |
42 | Обобщение изученного. | 1 | Однокоренные слова. Разбор слов по составу. | | |
43 | Изложение повествовательного текста. | 1 | Текст. Главная мысль. План текста. | | |
44 | Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова» | 1 | Слово, состав слова | | |
45 | Работа над ошибками. Проект «Семья слов» | 1 | Однокоренные слова. Части слова. Разбор слов по составу. | | |
46 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | Орфограмма, значимые части слова | | |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | Корень слова, ударение, безударная гласная | | |
48 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | Корень слова, безударная гласная, проверяемое и проверочное слово | | |
49 | Правописание слов с парными согласными в корне | 1 | Корень слова, парные согласные по глухости-звонкости | | |
50 | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне Словарный диктант | 1 | Корень слова, парные согласные, чередование согласных в корне | | |
51 | Обучающее изложение | 1 | Текст, части текста. Тема. Заголовок. Описание. | | |
52-53 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 2 | Непроизносимые согласные | | |
54-55 | Правописание слов в удвоенными согласными | 2 | | | |
56 | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | Структура текста, тема , заголовок | | |
57 | Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слова» | 1 | | | |
58-59 | Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек | 2 | Приставка, суффикс, значение слов | | |
60-61 | Правописание приставок и предлогов | 2 | Приставка, предлог, глагол | | |
62 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | Сочетание ши; прави-ло, шипящие согласные звуки; парный глухой всегда твердый. | | |
63 | Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». | 1 | Разделитель- ные твердый и мягкий знаки, перенос слов | | |
64 | Контрольное списывание | 1 | Приставка, предлог, глагол | | |
65 | Обучающее изложение | 1 | Текст, части текста. Тема. Заголовок. Описание. | | |
66 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова» | 1 | Предложение, приставка, суффикс, | | |
67 | Анализ контрольного диктанта. Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | Приставка, разделительный твердый знак | | |
| | | | | | |
68 | Учебник «Русский язык» часть 2 Части речи | 1 | Части речи. Имя существительное | | |
69-70 | Значение и употребление имен существительных в речи. | 2 | Имя существительное | | |
71 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | | |
72 | Изложение повествовательного текста | 1 | Отрывок, рассказ, тема текста, части текста | | |
73 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Имена собственные и нарицательные | | |
74 | Проект «Тайна имени» | 1 | | | |
75-76 | Число имен существительных | 2 | Текст, тема, главная мысль | | |
77-78 | Род имен существительных | 2 | Имя существительное, мужской род, женский род, средний род, местоимение | | |
79 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | Род имен существительных, мягкий знак | | |
80 | Обучающее изложение | 1 | Главная мысль текста, части текста, заголовок | | |
81 | Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» | 1 | | | |
82-83 | Склонение имен существительных .Падеж имен существительных. | 2 | Падежи, склонение имен существительных | | |
84 | Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | | |
85 | Именительный падеж имен существительных | 1 | | | |
86 | Родительный падеж имен существительных | 1 | Родительный падеж, вопросы, предлоги | | |
87 | Дательный падеж имен существительных | 1 | Дательный падеж, вопросы, предлоги | | |
88 | Винительный падеж имен существительных | 1 | Винительный падеж, вопросы, предлоги | | |
89 | Творительный падеж имен существительных | 1 | Предлоги, падежи сравнение | | |
90 | Предложный падеж имен существительных | 1 | Предлоги, падежи | | |
91 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | Тема, главная мысль, части текста, заголовок | | |
92-93 | Обобщение знаний о падежах имен существительных | 2 | Падежи, вопросы | | |
94 | Проверочный диктант№8 | 1 | | | |
95 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | 1 | Репродукция картины, пейзаж | | |
96-97 | Работа над ошибками.Значение иупотребление имен прилагательных в речи. | 2 | | | |
98 | Роль рилагательных в тексте. | 1 | Имена прилагательные | | |
99 | Текст- описание. Художественное и научное описание (общее знакомство) | 1 | Научный стиль, художественное описание | | |
100 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» Составление научного ( или художественного текста-описания растения | 1 | Научный текст-описание | | |
101 | Изменение имен прилагательных по родам Словарный диктант | 1 | Имена прилагательные, род | | |
102-103 | Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 2 | Родовые окончания имен прилагательных, род имен существительных | | |
104 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | Род прилагательных, окончания имен прилагательных | | |
105-106 | Изменение имен прилагательных по числам | 2 | Род, число имен прилагательных | | |
107-108 | Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) | 2 | Род, падеж имен прилагательных | | |
109 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи | 1 | Морфологический разбор имен прилагательных | | |
110 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | | |
111 | Контрольный диктант№9 по теме «имя прилагательное» | 1 | | | |
112 | Обобщение знаний об имени прилагательном Словарный диктант | 1 | Части речи, морфологический разбор | | |
113 | Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | Репродукция картины, портрет | | |
114 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление пригласительного письма Проект «Имя прилагательное в загадках» | 1 | | | |
| | | | | | |
115 | Личные местоимения (общее представление) | 1 | личные местоимения, их признаки | | |
116 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | Личные местоимения, имена существительные, части речи | | |
117 | Местоимение. | 1 | Личные местоимения | | |
118 | Обучающее изложение | 1 | Текст-описание | | |
119-120 | Значение и употребление глаголов в речи | 2 | Глагол, вопросы | | |
121 | Глаголы в неопределенной форме | 1 | Неопределен- ная форма глагола | | |
122 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме | 1 | Неопределен- ная форма глагола | | |
123 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 | Глаголы, единственное число, множественное число | | |
124-125 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 2 | Глаголы, настоящее, прошедшее, будущее время | | |
126 | Изменение глаголов по временам | 1 | Времена глаголов | | |
127 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 | Тема, главная мысль, части текста, заголовок | | |
128 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Времена глаголов, прошедшее время | | |
129 | Частица не с глаголами | 1 | Глаголы, частица не | | |
130 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | Глагол, временные формы, число | | |
131 | Контрольный диктант №10 по теме «Глагол» | 1 | | | |
132 | Части речи | 1 | Существительное, прилагательное глагол | | |
133 | Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | Слово, предложение | | |
134 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | | | |
135 | Правописание приставок и предлогов | 1 | Приставка, предлог | | |
136 | Итоговый диктант | 1 | | | |