Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития | Характеризовать - актуальные и перспективные технологии в области энергетики Характеризовать и распознавать устройства для накопления энергии, для передачи энергии Объяснять -понятие «машина», характеризовать технологические системы, преобразующие энергию -сущность управления в технологических системах, характеризовать автоматические и саморегулируемые системы | приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. | идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. |
Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся | Осуществлять - сборку электрических цепей по электрической схеме, проводить анализ неполадок -модификацию и конструирование заданной электрической цепи Выполнять базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования Конструировать простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов Анализировать опыт: - разработки проекта освещения выбранного помещения -разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования - оптимизации заданного способа получения материального продукта | выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты; оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии. | составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. |
Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения | Характеризовать - профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания -профессии в сфере информационных технологий -автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства Приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий | предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей; анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. | описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ | Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. |
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол. час | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
7 | 7 | 7 | 7 |
Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития – 37 часов | |
1 | «Разработать наглядные пособия или стенды для изучения материалов о свойствах энергии магнитного и электростатического полей, электрической энергии, энергии электромагнитных волн» Энергия и виды энергии. Производство, преобразование энергии как технология. | 1 | | | | | Осваивать новые понятия: работа, энергия, виды энергии. Получать представление о механической энергии, методах и средствах ее получения, взаимном преобразовании потенциальной и кинетической энергии, аккумуляторах механической энергии. Знакомиться с применение кинетической и потенциальной энергии на практике. Проводить опыты по преобразованию механической энергии. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения механической энергии. Знакомиться с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Подготовить рефераты: «Методы и средства производства и применение механической энергии». Практическая работа Ознакомиться с устройством и работой механизма гирь в механических часах. Какими видами энергии обладают гири часов. | 5кл Стр 107- 111 |
2 | Распределение, накопление и передача энергии как технология. | 1 | | | | | 5кл Стр 112- 115 |
3 | Использование энергии: механической | 1 | | | | |
4 | Ознакомление с устройством и работой механизма гирь в механических часах. Какими видами энергии обладают гири часов. | 1 | | | | |
5 | Использование энергии: тепловой. | 1 | | | | | Получать представление о тепловой энергии, методах и средствах ее получения тепловой энергии, о преобразовании тепловой энергии в другие виды энергии и работу, об аккумулировании тепловой энергии. Собирать дополнительную информацию о получении и применении тепловой энергии. Ознакомиться с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытанием. Знакомиться с новым понятием: химическая энергия. Получить представления о превращении химической энергии в тепловую: выделение тепла, поглощение тепла. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения химической энергии, анализировать полученные сведения. Подготовить реферат | 6кл Стр 131- 141 |
6 | Определение эффективности сохранения тепловой энергии в термосах. | 1 | | | | | Лабораторно-практическая работа. Определение эффективности сохранения тепловой энергии в термосах. | |
7 | Преобразование химической энергии в тепловую энергию | 1 | | | | | Практическая работа. 1.Преобразование химической энергии в тепловую энергию 2. Получение раствора серной кислоты для заливки кислотного аккумулятора. | 8кл Стр 89- 96 |
8 | Использование энергии: электрической, гидравлической. | 1 | | | | | Получать представление о новых понятиях: энергия магнитного поля, энергия электрического тока, энергия электромагнитного поля. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения магнитной электрической и электромагнитной энергии. Анализировать полученные знания и выполнять реферат. Выполнить опыты. Подготовить рефераты: «Свойства и применение энергии магнитного поля, электростатического поля, электрического тока или магнитных волн» | 7кл Стр 110- 124 |
9 | Сборка и испытание электрических цепей с различными электрическими приемниками: лампами, электродвигателем, резисторами, электромагнитом. Наблюдение и исследование свойств электростатического поля. | 1 | | | | | Лабораторные работы. Наблюдение и исследование свойств электростатического поля. | 7кл Стр 122 |
10 | Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. | 1 | | | | | Называть, перечислять, понятие «машина», характеризовать технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю (МГД генераторы); Изучать виды устройств для накопления энергии: механические, гравитационные, кинетические, колебательные, гироскопические, газовые, тепловые, химические. Подчеркивать их особенности, | |
11 | Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. | 1 | | | | | Изучать устройства для передачи энергии и способы потери энергии при передачи от одного вида источника другому | |
12 | Альтернативные источники энергии. Защита проекта | 1 | | | | | Характеризовать, сравнивать различные альтернативные источники энергии: геотермальные, волновые, приливные, ветряные и способы их получения. Защита проекта. | |
13 | Автоматизация производства. | 1 | | | | | Получать представление о современных средствах труда, агрегатах и производственных линиях. Наблюдать, собирать дополнительную информацию и выполнять реферат о средствах труда. Участвовать в экскурсии на предприятие. Получать представление об органах управления техникой, системе управления, об особенностях автоматизированной техники, автоматических устройств и машин, станков с ЧПУ. | 8кл Стр 41- 52 7кл Стр 24- 30, 34 |
14 | Производственные технологии автоматизированного производства. | 1 | | | | |
15 | Устройства автоматического регулятора температуры в электроутюге | 1 | | | | | Выполнить сборку простых автоматических устройств из деталей специального конструктора. Практическая работа Устройства автоматического регулятора температуры в электроутюге. | 8кл Стр 52 |
16 | Энергетическое обеспечение нашего дома. | 1 | | | | | Объяснять сущность основных условий автоматизации техпроцессов, характеристики производства поддержания средств автоматизации безаварийной и надежной установкой, читать схемы проводки в квартире, условные обозначения, анализировать причины появления короткого замыкания, | 7 кл Стр 114- 119 |
17 | Установочные провода, условные обозначения элементов электрической цепи. | 1 | | | | | Приводят примеры видов проводов: установочных, обмоточных, монтажных и их применение, материал изготовления и применения жилов, изоляционные материалы, диаметры сечения проводов в квартирах, | |
18 | Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Правила безопасности при работе с электроприборами. | 1 | | | | | Знакомиться с конструкцией и принципами работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Составлять блок схемы по развитию бытовых электроприборов, формулировать выводы наблюдений. Использовать правила безопасной работы. | 7кл Стр 18- 23 8кл Стр 41- 52 |
19 | Осветительные и нагревательные электроприборы. | 1 | | | | | Находить и анализировать информацию используя различные источники о видах осветительных приборов, ламп их недостатки и преимущества при применении в быту, сравнивать их характеристики | |
20 | Электрические схемы с лампой накаливания и со светодиодом | 1 | | | | | Составлять электрические схемы с лампой накаливания, и со светодиодной лампой, подчеркивать характеристики. прогнозировать по известной технологии выходы технологической системы Практическая работа. Электрические схемы с лампой накаливания и со светодиодом. | |
21 | Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. | 1 | | | | | Анализировать и сравнивать виды освещения, нормы освещенности жилых помещении, роль СНиП и СанПиН. | |
22 | Запуск второго проекта «Изготовить модель ракеты с водяным двигателем» Электромашинные потребители электроэнергии (электродвигатели) | 1 | | | | | Получать представление о двигателях и их видах. Ознакомиться с отличиями конструкций двигателей. | 7кл Стр 42- 58 |
23 | Электрические двигатели | 1 | | | | |
24 | Ознакомиться по модели с устройством паровой машины, с принципом работы гидравлического домкрата (Изготовить действующую модель ветряного двигателя) | 1 | | | | | Практическая работа Ознакомиться по модели с устройством паровой машины, с принципом работы гидравлического домкрата | 7 кл Стр 58 |
25 | Отопление и тепловые потери. | 1 | | | | | Находить и анализировать информацию используя интернет, о видах отопления и тепла, прогнозировать возможные потери тепла в доме, способы уменьшения тепловых потерь в жилых помещениях Практическая работа. Уменьшение способов тепловых потерь в жилых помещениях | |
26 | Энергосбережение в быту. | 1 | | | | | Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки об экономии энергии при приготовлении пищи, хранение пищи в холодильнике, нагреве воды, освещении. Сравнивать электроприборы по энергосбережению. Формулировать выводы наблюдений | |
27 | Электробезопасность в быту и экология жилища Защита проекта. | 1 | | | | | Изучить бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении, современные технологии и технические средства для создания микроклимата. Защита проекта. | |
28 | Запуск третьего проекта «Разработать сценарий праздника «Начинающий кондитер» или «»Масленница» Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. | 1 | | | | | Получать представление и освоить технологии приготовления мучных кондитерских изделий. | 7кл Стр 83- 85 |
29 | Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. | 1 | | | | | Осваивать методы определение доброкачественности мучных и рыбных продуктов. | Стр 86- 91 |
30 | Культура потребления: выбор продукта / услуги. Технология приготовления кондитерских изделий из слоеного теста ватрушки или круассаны | 1 | | | | | Готовить кулинарные блюда из теста, рыбы и морепродуктов. Практическая работа Приготовление кондитерских изделий из слоеного теста ватрушки или круассаны. | Стр 92 |
31 | Приготовление кондитерских изделий из слоеного теста ватрушки или круассаны | 1 | | | | | |
32 | Технология приготовления кондитерских изделий из песочного теста печенье или пирог. | 1 | | | | | Готовить кулинарные блюда из теста, рыбы и морепродуктов. Практическая работа Приготовление кондитерских изделий из песочного теста печенье или пирог. Приготовление кондитерских изделий из бисквитного теста слойка с джемом. | Стр 92- 93 |
33 | Приготовление кондитерских изделий из песочного теста печенье или пирог. | 1 | | | | | |
34 | Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. | 1 | | | | | Знакомиться с технологиями обработки рыбы, морепродуктов и их кулинарным использованием. Практическое задание Реферат «Рыба-бесценный источник кулинарных шедевров» | Стр 95- 99 |
35 | Морепродукты. Рыбные консервы и пресервы. | 1 | | | | | Получать представление, анализировать, полученную информацию и делать выводы о сходствах и отличиях изготовления рыбных консервов и пресервов. Лабораторно-практическая работа Определение доброкачественности рыбы органолептическим методом | Стр 100 -103 |
36 | Технология приготовления кулинарного блюда из рыбы или из морепродуктов (по выбору) | 1 | | | | | Практическое задание Технология приготовления кулинарного блюда из рыбы или из морепродуктов (по выбору) | Стр 104 |
37 | Приготовление кулинарного блюда из рыбы или из морепродуктов . Защита проекта | 1 | | | | | Практическое задание Объяснить значение термина «полуфабрикат» Защита проекта | Стр 104 |
Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся – 27 часов | |
38 | Запуск четвертого проекта Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. | 1 | | | | | Получать представление о методе фокальных объектов при создании инновации. | Стр 5-9 |
39 | Эскизы и чертежи. | 1 | | | | | Знакомиться с видами технической, конструкторской и технологической документации. | |
40 | Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем | 1 | | | | | Составлять технологическую карту, инструкции, описывать процессы в форме блок-схем | |
41 | Электрическая схема. | 1 | | | | | Составлять схемы элементов электрических цепей для своего проекта | Стр 13 |
42 | Техники проектирования, конструирования, моделирования | 1 | | | | | Разрабатывать технические, конструкторские и технологические документации. | Стр 8- 15 |
43 | Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. | 1 | | | | | Проектировать изделия методом фокальных объектов | |
44 | Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов | 1 | | | | | Разрабатывать изделие на основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы. Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Собирать информацию по стоимостным показателям составляющих проекта. Уметь пользоваться спецификой фандрайзинга для этого проекта. | |
45 | Производство металлов. Производство древесных материалов. | 1 | | | | | Получать представление о производстве различных материалов и их свойствах. Знакомиться с видами машинной обработки конструкционных и текстильных материалов, делать выводы об их сходствах и отличиях. | |
46 | Производство искусственных синтетических материалов и пластмасс | 1 | | | | | |
47 | Особенности производства искусственных и синтетических волокон в текстильном производстве. | 1 | | | | | |
48 | Свойства искусственных волокон | 1 | | | | | |
49 | Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. | 1 | | | | | |
50 | Физико-химические и термические технологии обработки конструкционных материалов. | 1 | | | | | |
51 | Определение волокнистого состава тканей | 1 | | | | | Лабораторно-практическая работа Определение волокнистого состава тканей | |
52 | Разработка и изготовление материального продукта. | 1 | | | | | Выполнить практические работы по изготовлению проектных изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин | |
53 | Изготовление изделий с использованием швейной и вязальной машин | 1 | | | | | Практическая работа Изготовление изделий с использованием швейной и вязальной машин | |
54 | Раскрой ткани в соответствии с чертежом | 1 | | | | | Практическая работа Раскрой ткани в соответствии с чертежом | |
55 | Выполнить соединение деталей в изделие | 1 | | | | | Практическая работа Выполнить соединение деталей в изделие | |
56 | Выполнить техпроцесс вязания в соответствии с проектной документацией | 1 | | | | | Практическая работа Выполнить техпроцесс вязания в соответствии с проектной документацией | |
57 | Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. Защита проекта | 1 | | | | | Апробировать изготовленный продукт, проанализировать соответствие поставленным задачам. Сформулировать выводы. Формировать умения построения и реализации новых знаний, понятий и способов деятельности для изготовления материального продукта | |
58 | Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание). | 1 | | | | | Планировать материальный продукт в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации); обосновывать проектное решение. Разрабатывать план продвижения продукта. Создание материального продукта. Разрабатывать материальный продукт в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации); обосновывать проектное решение. | |
59 | Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. | 1 | | | | | |
60 | Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности | 1 | | | | | |
61 | Проект оптимизации энергозатрат. | 1 | | | | | Анализировать опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа). | |
62 | Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. | 1 | | | | | Следуют технологии в процессе изготовления субъективно нового продукта | |
63 | Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта | 1 | | | | | Формулировать проблемы, исследовать, обсуждать возможные способы решения, о реализации запланированной деятельности по продвижению продукта | |
64 | Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Защита проекта | 1 | | | | | Выполнять проект с самоконтролем и самооценкой собственной деятельности. Выполнять пояснительную записку проекта. Выступать с защитой проекта, анализировать результаты проектной деятельности, обсуждать, оценивать деятельность каждого, делать выводы. | |
Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения-4 часа | |
65 | Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. | 1 | | | | | Получать и анализировать опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными профессиями, работать с современными источниками информаций. Электромонтажники, электромонтеры - ремонтники, электрики, электромеханики, радиомонтажники, | |
66 | Профессии в сфере энергетики | 1 | | | | | |
67 | Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. | 1 | | | | | Получать и анализировать опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными профессиями в сферах производства: инженеры по контрольно-измерительным приборам и автоматике, монтажники радиоэлектронной аппаратуры и регулировщик радиоэлектронной аппаратуры | |
68 | Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. | 1 | | | | | |