№ уро-ка | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Материально – техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД) |
план | факт |
| Тема 1 Общие закономерности жизни | 2 | | | лабораторное оборудование (на каждый стол), комп. –м/м, э/у, таблицы, муляжи, микроскопы | Знать определение биологии как науки о живой природе. Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников проводить анализ и обработку информации. Овладение учебными умениями работы с лабораторным оборудованием , соблюдение техники безопасности, объяснять назначение методов исследования. Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. |
1 | Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | 1 | | |
2 | Общие свойства живых организмов. Многообразие форм жизни. Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | | |
| Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне | 6 | | | | Знать: основные положения клеточной теории, отли чительные признаки клеток прокариот и эукариот, характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки , входящей в состав ткани, сравнивать строение клеток. сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии. Уметь сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; объяснять роль АТФ. |
3 | Многообразие клеток. Лабораторная работа №1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток | 1 | | | микроскопы, готовые микропрепараты таблица, |
4 | Химические вещества в клетке. Строение клетки | 1 | | | комп, м/м, э/у |
5 | Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки | 1 | | | комп, м/м, э/у |
6 | Биосинтез белка в живой клетке. Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клеток энергией | 1 | | | комп, м/м, э/у | Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать и описывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Овладение интеллектуальными умениями: сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Овладение интеллектуальными и коммуникативны -ми умениями, опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога, умение выделять нравственный аспект |
7 | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | 1 | | | микроскопы, готовые микропр, таблица, |
8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» | 1 | | | комп, м/м, ЦОР |
| Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне | 9 | | | | Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. |
9 | Организм — открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы: бактерии и вирусы | 1 | | | таблица, комп, м/м, э/у |
10 | Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. | 1 | | | таблица, комп, м/м, э/у живые комнатные растения, гербарии, муляжи грибов, лишайники | Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Выделять и обобщать особенности строения споровых и семенных растений. Различать и называть органы растений на натуральных объектах и таблицах Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Определять понятие «онтогенез» Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. Выявлять, наблюдать, описывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы. Выделять и обобщать существенные признаки, характеризовать процессы жизнедеятельности, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. Овладение учебными методами работы с учебной и справочной литературой; логично излагать материал, умение работать с информацией. |
11 | Животный организм и его особенности. Многообразие животных | 1 | | | таблица, комп, м/м, э/у |
12 | Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов | 1 | | | таблицы, презентации |
13 | Индивидуальное развитие организмов. Образование половых клеток. Мейоз | 1 | | | таблицы, комп, м/м, э/у |
14 | Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследственности организмов | 1 | | | таблицы, комп, м/м, э/у |
15 | Закономерности изменчивости. Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | 1 | | | таблицы, презентации, лабораторное оборудование |
16 | Ненаследственная изменчивость Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 | | | таблицы, комп, м/м, э/у |
17 | Основы селекции организмов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» | 1 | | | гербарий, муляжи плодов, овощей, таблицы, комп, м/м, э/у |
| Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 11 | | | | Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера. Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу, значение теории эволюции Ламарка для биологии. Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу. Формирование целостного научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию. Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (на конкретных примерах). Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных организмов. Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на Земле Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника. Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах. Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека. Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека. Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумногоХарактеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений. Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция; приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». |
18 | Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | | | таблицы, комп, м/м, э/у, портреты ученых |
19 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | | | таблицы, комп, м/м, э/у |
20 | Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
21 | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
22 | Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
23 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
24 | Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР, Д/П |
25 | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | | | таблицы, модели животных, живые растения |
26 | Человек — представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
27 | Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека | 1 | | | таблицы, модели древних людей |
28 | Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
29 | Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды Условия жизни на Земле. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды | 6 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
30 | Биотические связи в природе. Взаимосвязи организмов в популяции. Функционирование популяций в природе | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
31 | Природное сообщество — биогеоценоз. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
32 | Развитие и смена природных биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов (экосистем) | 1 | | | таблицы, комп, м/м, ЦОР |
33 | Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» | 1 | | | лабораторное оборудование |
34 | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности». Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды». | 1 | | | блокноты, карандаши |
| Итого: | 34 час. | | | | Лабораторных работ – 6 |