Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Погоженская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №____ от 01.09.2018
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
3 класс
Учитель начальных классов:
Каськова А.М.
2022-2023 уч.г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования ОАНО Школа «НИКА», примерной программы начального общего образования образовательной области «Обществознание и естествознание» (Стандарты второго поколения. – М. : Просвещение, 2014) и авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений Плешакова А.А. по курсу «Окружающий мир» для 1 – 4 классов ( А.А.Плешаков. – М.: Издательство «Просвещение», 2014). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель изучения курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2.Содержание учебного предмета
Программа рассчитана на 68 часа. В 2018/2019 учебном году по учебному плану в 3 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, продолжительность учебного года - 34 учебные недели.
№п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Виды контроля |
Тест | Проверочная работа |
1 | Как устроен мир | 7 ч | 1 | 1 |
2 | Это удивительная природа | 19 ч | 1 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 8 ч | 1 | 1 |
4 | Наша безопасность | 9 ч | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 12 ч | 1 | 1 |
6 | Путешествие по городам и странам | 13 ч | 1 | 1 |
| Итого | 68ч | 6 6 |
Как устроен мир (7 ч).
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практическая работа: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практическая работа: изготовление кормушек для птиц, посадка деревьев.
Эта удивительная природа (19 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуктивной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники. хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Практическая работа: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений.
Мы и наше здоровье (8 ч).
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки. Жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Практическая работа: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах.,
Наша безопасность (9 ч).
Как действовать при возникновении пожара в квартире при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч).
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч).
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
3.Планируемые результаты освоения предмета.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять правила безопасного поведения в природе.
осознавать ценность природы.
получат возможность научиться моделировать созвездия
получат возможность научиться составлять собственную коллекцию.
замечать и ценить красоту природы
осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
осознавать роль растений в жизни человека.
применять изученные правила безопасного поведения в быту.
осознавать ценность традиций своей семьи.
применять полученные знания на практике.
4. Календарно-тематическое планирование (2 ч в неделю – 68 ч)
№ | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Плановые сроки | Скорректи-рованные сроки |
Раздел «Как устроен мир» (7 часов) |
1 | Природа. Ценность природы для людей | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. | 05.09 | |
2. | Человек. | Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, оценивать богатство внутреннего мира человека, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. | 12.09 | |
3. | Общество. | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. | 19.09 | |
4. | Российская Федерация. | | | |
5. | О чём расскажет план. | | | |
6. | Что такое экология. Проверим себя и свои достижения. | Называть экологические связи и их разнообразие, анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, описывать окружающую среду. Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу, рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование при-родных богатств. | | |
7. | Проект «Богатства отданные людям» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | | |
Раздел «Эта удивительная природа» (19 часов) |
8. | Звездное небо – Великая книга Природы. | | | |
9. | Тела, вещества, частицы | Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | 27.09 | |
10. | Разнообразие веществ. | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты, ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. | 03.10 | |
11. | Воздух и его охрана. | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха, исследовать с помощью опытов свойства воздуха. | 04.10 | |
12. | Вода. | Исследовать по инструкции учебника свойства воды, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды, рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. | 17.10 | |
13. | Превращения и круговорот воды | Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | 18.10 | |
14. | Берегите воду! | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, обсуждать способы экономного использования. | 24.10 | |
15. | Что такое почва. | Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. | 25.10 | |
16. | Разнообразие растений. | Знакомиться с группами растений по материалам учебника, классифицировать растения из предложенного списка, называть растения с помощью атласа-определителя. | 31.10 | |
17. | Солнце, растения и мы с вами | Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. | 01.11 | |
18. | Размножение и развитие растений | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения, наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. | 07.11 | |
19. | Охрана растений. | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. | 08.11 | |
20 | Разнообразие животных. | Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие», приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | 14.11 | |
21-22 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания, характеризовать защитные приспособления растений и животных. | 15.11 28.11 | |
23 | Размножение и развитие животных. | Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп, рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве. | 29.11 | |
24 | Охрана животных | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. | 05.12 | |
25 | В царстве грибов. | Характеризовать строение шляпочных грибов, моделировать различие грибов-двойников. | 06.12 | |
26. | Обобщение по разделу. Проверочная работа №2 | Проверять и оценивать свои знания по пройденным темам. | 13.12 | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (8 часов) |
27. | Организм человека | Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, характеризовать системы органов человека, обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. | 19.12 | |
28. | Органы чувств | Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, формулировать правила гигиены органов чувств. | 20.12 | |
29. | Надёжная защита организма | Изучить свойства кожи, осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей. | 26.12 | |
30. | Опора тела и движение | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. | 27.12 | |
31. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. | 09.01 | |
32. | Дыхание и кровообращение. | Актуализировать знания о лёгких и сердце, характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме, моделировать строение дыхательной системы. | 10.01 | |
33. | Умей предупреждать болезни. | Характеризовать и формулировать факторы закаливания, составлять памятку по закаливанию, составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. | 16.01 | |
34. | Здоровый образ жизни. Проверочная работа | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. Проверять и оценивать свои учебные достижения. | 17.01 | |
Раздел «Наша безопасность» (9 часов) |
35. | Огонь, вода и газ. | Актуализировать знания об опасностях в быту, характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. | 23.01 | |
36-37. | Чтобы путь был счастливым. | Актуализировать правила безопасного поведения на улице, изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. | 24.01 30.01 | |
38. | Дорожные знаки. | Актуализировать знание дорожных знаков, анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. | 31.01 | |
39. | Опасные места. | Называть правила поведения в потенциально опасных местах, актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. | 07.02 | |
40-41 | Природа и наша безопасность. | Характеризовать опасности природного характера, находить информацию о ядовитых растениях и грибах, характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. | 13.02 14.02 | |
42 | Экологическая безопасность. | Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения, моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. | 27.02 | |
43 | Проект «Кто нас защищает». Проверочная работа | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС | 06.02 | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
44 | Для чего нужна экономика. | Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг, характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. | 28.03 | |
45 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей в экономике. | 06.03 | |
46-47 | Полезные ископаемые. | Актуализировать знания о полезных ископаемых, определять полезные ископаемые, выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. | 07.03 | |
48. | Растениеводство. | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. | 13.03 | |
49. | Животноводство. | Актуализировать знания о диких и домашних животных, классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. | 14.03 | |
50. | Какая бывает промышленность. | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров, соотносить продукцию и отрасли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. | 20.03 | |
51. | Что такое деньги. | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи, раскрывать роль денег в экономике, рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. | 27.03 | |
52. | Государственный бюджет. | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы, определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. | 28.03 | |
53. | Семейный бюджет. Проверочная работа №5 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы, выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. | 03.04 | |
54. | Экономика и экология. Проект «Экономика родного края». | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду, раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Собирать информацию об экономике своего края (города, села), оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома | 04.04 | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (13 часов) |
55-56. | Золотое кольцо России | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры | 17.04 | |
57. | Наши ближайшие соседи. | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. | 25.04 | |
58. | На севере Европы. | Соотносить государства и их флаги, составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. | 08.05 | |
59. | Что такое Бенилюкс. | Называть страны Бенилюкса, их столицы, описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. | 15.05 | |
60. | В центре Европы. Тест № 6. | Называть страны центра Европы, их столицы, узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, узнавать известных людей стран Европы. | 16.05 | |
61. | По Франции и Великобритании (Франция) | Составлять вопросы для викторины о Франции, показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу, описывать достопримечательности Франции по фотографиям. | 22.05 | |
62. | По Франции и Великобритании (Велико-британия) | Составлять вопросы для викторины о Великобритании, показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу, описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. | 23.05 | |
63. | На юге Европы. | Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии, показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. | 29.05 | |
64. | Всемирное наследие. | | | |
65. | Проект «Музей путешествий». | Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу, готовить сообщение о любом городе Золотого кольца, собирать экспонаты для музея, составлять этикетки, оформлять экспозицию музея, готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | 24.04 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа №6 | Выполнять задания; проверять и оценивать свои учебные достижения. | | |
67-68 | Обобщение изученного материала. По знаменитым местам мира | Выполнять задания; проверять и оценивать свои учебные достижения | 30.05 | |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2016.
Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
От Земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. 3 класс. Научный дневник / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Учебно-методическая литература:
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольно-измерительные материалы. Тетрадь-тренажер с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Савинова – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 классы.
«Уроки Кирилла и Мефодия».
Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»).
Интерактивное учебное пособие «ОБЖ. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»)
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)