СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП.литература.11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителям, работающим в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«КТП.литература.11 класс»

Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)


Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

  4. Авторы учебника: С.К. Бирюкова , М. Нартов, Л.В. Тодоров «Литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных ( нац.) учреждений. - М.: « Просвещение»,2007.

Основные теоретико-литературные понятия

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы как на базовом, так и на профильном уровнях. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень)



Всего

часов

Уроков развития речи (Р/р)

Уроков внеклассного чтения (В/ч)

1 четверть

9 недель

27

2

1

2 четверть

7 недель

21/48

2

2

3 четверть

10 недель

30/78

2

1

4 четверть

9 недель

27/105

4

2

год

35 недель

105

10*

6








Класс 11 (базовый уровень)

Количество часов:

Всего – 105; в неделю – 3 часа.

Плановых контрольных уроков (развития речи) - 10* (в том числе 4 классных и 3 домашних сочинения), уроков внеклассного чтения – 6.

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.

Основное содержание

Литература XX века (90ч)

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (1 час)

Литература первой половины XX века (70ч)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)

И. А. Бунин (4ч) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. Горький (5ч) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.

А.И. Куприн (3ч) Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение по творчеству А.И.Куприна

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века (12ч)

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

А. А. Ахматова (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева (3ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (2ч) А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (8ч) Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

В. В. Маяковский (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

А. Н. Толстой. (2ч) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

М. А. Шолохов (6ч) Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков (6ч) Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

Б. Л. Пастернак (3ч) Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

Литература периода Великой Отечественной войны

А. Т. Твардовский (3ч). Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.

А.И.Солженицин (2ч) Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (5ч)


Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

М.И. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. Санги. «Время добычи».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.


Произведения для заучивания наизусть

  1. И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).

  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»

  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».

  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»

  10. Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».



Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

(базовый уровень)


Тема уроков

Кол-во уроков

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт


1 ЧЕТВЕРТЬ

27ч.




1

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

1

Знакомство с учебником, его разделами, хрестоматией Стр.10-16, вопр.1-3

1.09- 4.09




Литература первой половины XX -го века

(70ч)





2

Обзор русской литературы первой половины XX -го века

1

Доработать конспект лекции. Перечитать рассказы Бунина.

Подготовить сообщения о писателе.




И. А. Бунин

(4ч)




3

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина

1

Выучить наизусть 1 стих на выбор

Сост. план «Основные темы лирики Бунина»



4

«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

1

Стр 30-37, читать, отв. вопросы .

6.09-11.09



5

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

1

Стр. 38-40. Задания по группам. Подготовить обзор рассказов о любви




6

«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

1

Подготовить рассказ по теме урока.

Стр41-54, перечитать рассказы М.Горького




М. Горький

(5ч)




7

«Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

1

Стр. 62-65, пересказ

13.09-18.09


8

Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев»

1

Стр. 65-72, перечитать пьесу «На дне»



9

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

1

Стр.72-80, пересказ



10

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

1

Выписать высказывания героев (по вариантам)

20.09-25.09


11

Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького

1

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам




А.И. Куприн

3ч+2ч




12

«Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.

1

Стр. 88-92, Отв. на вопросы. Сделать закладки по темам



13

«Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества.

1

Стр. 92-95, пересказ, подготовитьвопросы по повести.

27.09-2.10



14

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

1

Стр.96-98, читать, ответить на вопросы. Сбор материалов к классному сочинению



15

Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна.

1

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Задания по группам



16

В/ч Урок-размышление по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный»

1

Пересказ статьи учебника о поэтах Серебряного века, перечитать стихи

4.10-9.10




Серебряный век

(12ч)




17

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)

1

Написать соч.-миниат.

Подготовить выразитель-ное чтение стихов



18

Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

1

Стр.116-139, пересказ. Отв. на вопросы в тетради.



19

В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.

1

Выучить наизусть и проанализировать стихотвор-е В.Брюсова

11.10-16.10


20

К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

1

Письменный анализ одного из стих-й К.Бальмонта.



21

И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики.

1

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам




22

А. Белый. Тема родины, боль и тревога за судьбу России.

1

Закончить работу над конспектом лекции. Подготов. к беседе по вопросам

18.10-23.10


23

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

1

Сделать закладки по темам Задания по группа (анализ глав)



24

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

1

Дать развернутый ответ на вопрос. Инд. задания



25

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

1

Творческие задания на выбор

25.10-30.10


26

И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

Подготовить ся к письм. работе



27

В. Хлебников. Творчество поэта и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Домашнее сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала XX века

1

Написать сочинение. Выучить стихи.




2 ЧЕТВЕРТЬ

21ч.





28

Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века


1

Подготовить сообщения о А.Блоке

Стр. 173-178, пересказ

8.11-13.11




А. А. Блок

(7ч)




29

А. А. Блок Жизнь и судьба поэта.

1

Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме», выучить одно из них и разобрать его



30

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

1

Отв. на вопросы. Подготовить

ся к самост. работе



31

Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара.

1

Задания по группам

15.11-20.11


32

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

1

Сделать сообщения по предложенным темам



33

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

1

Раскрыть смысл образов в стихах (по вариантам).



34

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме.

1

Подготовить вопросы к семинару

22.11-27.11


35

Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала (семинар).

1

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам




А. А. Ахматова

(5ч)




36


Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

1

Закончить конспект лекции.

Сообщение «Портреты Ахматовой»



37

Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.

1

Выучить стих-е наизусть, сделать письм. анализ стих-я

29.11-4.12


38

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

1

Перечитать поэму. Выделить мотивы пр-я. Задание по группам



39

«Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

1

Подготовиться к письменной работе.



40

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

1

Подгото

вить сообщения о поэте. Задания по группам

6.12-11.12




М. И. Цветаева

(3ч)





41

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

1

Пересказ конспекта лекции, читать программные стихи М.Цветаевой.



42

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

1

Выучить наизусть, проанализи-ровать стих-е.

Отв. на вопросы



43

Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.

1

Выучить стихотворение. Сделать его анализ. Отв. на вопросы

13.12-18.12


44

В/ч «Сибирская» проза В. Шишкова (Обзор)

1

Индивид. сообщения. Подготовить

ся к письменной работе



45

Развитие традиций отечественной сатиры.

1

Сделать закладки по темам



46

Темы и мотивы сатирической новеллистики

А. Аверченко.

1

Подготовить развернутый ответ на вопрос.

20.12-25.12


47

В/ч Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе

М. Пришвина.

1

Повторить изученное




3 ЧЕТВЕРТЬ

30ч.





Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

(8ч)





48,

49

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.

Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован»

2

Подготовить

сообщения о писателе. Задания по группам

10.01-15.01


50

Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован»

1

Пересказ лекции. Подготовить вопросы по теме.



51

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован»

1

Перечитать роман Е.Замятина «Мы»

18.01-22.01


52

Развитие жанра антиутопии в романе

Е. Замятина «Мы»

1

Сопоставить роман Замятина «Мы» и «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина.



53

Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И.Замятина «Мы»)

1

Задания по группам

Ответить на вопросы.

Подготовить сообщения о поэте.



54,

55

Трагизм поэтического мышления

О. Мандельштама.

2

Выучить стихотворен. Сделать его анализ. Отв. на вопросы

24.01-29.01



В. В. Маяковский.

(5ч)




56

Тема поэта и толпы в ранней лирике.

1

Закончить конспект лекции.

Отв. на вопросы




57

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота.

1

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

31.01

5.02-


58


Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

1

Выучить стихотв. и поставить вопросы, кот оно вызывает, для обсуждения в классе.



59

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

1

Читать поэмы Сделать закладки по темам




60

Поэмы. Проблематика, художественное своеобразие.

1

Подготовка рефератов по теме «Проза 30-х годов о людях труда»


7.02-12.02




С. А. Есенин.

(5ч+2ч)





61

Природа родного края и образ Руси в лирике поэта.

1

Составить план-схему по биографии, используя материал урока и учебника Сопоставить стихи Тютчева и Фета.



62

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

1

Пересказ статьи учебника. Письменно проанализировать стихотв.



63

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

Проследить динамику сюжета «Персидских мотивов».

14.02-19.02


64

Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта» и драма мятежной души.

1

Читать поэмы Есенина



65

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

1

Собрать материалы для классного сочинения.



66,

67

Р/р Классное сочинение по творчеству

В. Маяковского и С. Есенина.

2

Индивидуальные сообщения.

21.02-26.02



Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов.

(4ч)





68

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация.

1

Закончить конспект лекции. Отв. на вопросы



69

Драматургия. Проблематика пьес В. Шкваркина и Арбузова.

1

Подготовиться к защите рефератов по теме «Проза 30-х годов о людях труда».

28.02-5.03


70

Р/р Проза 30-х годов о людях труда.

Защита рефератов

1

Читать рассказ С.Залыгина «Бабе Ане – сто лет»



71

В/ч Рассказ С.Залыгина «Бабе Ане – сто лет»

1

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам




72

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

1

Пересказ лекции и материалов учебника Составить вопросы по тексту (по вариантам)

7.03

-12.03


73

Проблема народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.

1

Индивидуальные сообщения о писателе.




М. А. Шолохов.

Роман «Тихий Дон»

(6ч)




74

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.

1

Сделать закладки по темам

Ответить на вопросы



75

Картины жизни донского казачества.

1

Сделать закладки по темам

14.03-19.03


76

Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

1

Выбрать тему реферата.

Подготовить

ся к беседе по вопросам



77

Роль и значение женских образов в художественной системе романа.

1

Сделать закладки по темам


21.03-

26.03


78

Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова.

Р/р Домашнее сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1

Написать домашнее сочинение по роману Шолохова.




4 ЧЕТВЕРТЬ

27ч.




79

Художественно-стилистическое своеобразие романа. Шолохова «Тихий Дон»

1

Подготовить сообщения о писателе. Перечитать роман


4-9.04



М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

(6ч)




80

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

1

Пересказ конспекта лекции. Отв. на вопросы



81

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

1

Составить план развернутого ответа и подготовить сообщение по выбранной теме



82

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

Составить викторину в 6 вопросов для взаимопроверки знания текста

5.04-10.04


83

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

1

Отв. на вопросы Подготовиться к проверочной работе



84


Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

1

Пересказ по учебнику.

Задания по группам

12.04-17.04


85

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Р/р Домашнее сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Написать домашнее сочинение по роману М.А.Булгакова




86

В/ч Повесть Ф.Чернина «Вячик Слонимиров и его путешествие в непонятное»

1

Подготовить сообщения о писателе.


18.04-23.04


87

Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

1

Анализ стихов по группам Подготовить

ся к беседе по вопросам



88,

89

«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе

Нравственные искания героя.

2

Дополнить конспект лекции, подготовиться к беседе по роману «Д.Ж.»

25.04-30.04


90

В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

1

Пересказ конспекта лекции.

Составить вопросы по роману.



91

В/ч Повесть Е.Терновского «Место свидения»

1

Пересказ глав повести. Ответить на вопросы



92,

93

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.

2

Творческая работа «Письмо герою»

2.05-7.05


94

А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

1

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам



95

«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

1

Подготовиться к проверочной работе: классному сочинению.



96

Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам

10.05-14.05


97

Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

1

Сделать закладки по темам Записать выводы по тезисам лекции.



98

В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.

1

Составить связный рассказ о жизни и творчестве А.И.Солженицына



99

А. И. Солженицин. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича»

1

Перечитать рассказ «Матренин двор». Составить вопросы.

16.05-21.05


100


«Матренин двор». Тип героя-праведника.

1

Подготовить сообщения о поэте.

Задания по группам.



101

Поэзия и судьба Иосифа Бродского

1

Читать анализиро

вать стихи Бродского. Индивидуальные сообщения о писателях.



102

Новейшая русская проза 80-90-х годов.

«Болевые точки» современной жизни в прозе В.Маканина, Л.Улицкой, Т.Толстой, Л.Петрушевской, В.Токаревой.

1

Индивидуальные сообщения о поэтах.

23.05



103

Ироническая поэзия 80-90-х годов. И.Губерман, Д.Пригов, Т.Кибиров.

1

Читать анализиро

вать стихи



104

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)

1

Подготовить

ся к итоговому зачету

24.05-.


105

Р/р Зачет по литературе XX века

1

Читать и думать.

25.05








Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 11 класса учащиеся должны: знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - поиска нужной информации в справочных материалах;

  • - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

  • - ведения аргументированной полемики;

  • - определения круга чтения и оценки литературных произведений;

  • - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.


Методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.

  2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.

  4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.

  7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

  8. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.

  9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

  10. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.

  11. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.

  12. Конспекты уроков литературы. «Русская литература XX в.» Москва, «Владос», 2000.

  13. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!