№ п/п | Тематическое планирование. | Характеристика деятельности учащихся. |
| | НАША РЕЧЬ – 2 ч. |
1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различии устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «проверь себя». |
2 | Русский язык — родной язык русского народа. |
| | ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч. |
3 | Текст(общее представление) | Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. |
4 | Предложение как группа слов,выражающая законченную мысль | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложение из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. |
5 | Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | Различать диалог. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям. Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Наблюдать над постановкой тире (-) в диалогической речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
| | СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч. |
6 | Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | Определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению, в речи, приобретать опыт в их различии. |
7 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | Работать со страничкой для любознательных. Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составлять текст по рисунку и опорным словам. Использовать в речи «вежливые слова».
Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. |
8 | Тематические группы слов.Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление).Слова, близкие и противоположные по значению. |
9 | Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. *Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. |
| СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч. | |
10 | Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). | Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество слогов в слове. Находить новые способы определения слогов через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результаты выполненного задания по учебнику и электронному приложению. |
11
| Деление слов на слоги. *Слова с непроверяемым написанием: лисица. |
12 | Перенос слов Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. |
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Определять путем наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую. Переносить слова по слогам. Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы автором. Развивать творческое воображение, подбирая свои сравнений. |
13 | Перенос слов Правила переноса слов. | Переносить слова по слогам. Оценивать результаты выполненного задания. |
14 | Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. | Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения ( замок и замок)(. Различать ударные и безударные слоги. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Составлять простейшие слогоударные модели слов. |
15 | Ударение (общее представление) Зависимость значения слова от ударения. Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. | Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесенное слово. Работать с орфоэпическим словарем, находить в нем нужную информацию о произношения слова. Оценивать результаты выполненного задания. Составлять сказку по ее литературному началу и заключительной части и рисункам к сказке. |
| ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч. | |
16 | Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково- символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Оценивать результаты выполненного задания. Наблюдать над образностью русских слов, которые передают звуки природы. |
17 | Звуки и буквы Условные звуковые обозначения слов. *Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. |
18 | Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. | Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Применять знание алфавита при пользовании словарем. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. Оценивать результаты выполненного задания. |
19 | Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. |
20 | Гласные звуки Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). |
Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацами учебника « Чудо- городок» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клен, елка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. |
21 | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. |
22 | Гласные звуки Слова с буквой э. *Слово с непроверяемым написанием: деревня. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Составлять развернутый ответ на вопрос по содержанию сказки Андерсена «Дюймовочка». |
23 | Ударные и безударные гласные звуки Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.
Знакомиться с памяткой «как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать прием планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.
Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.
Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.
Работать с орфографическим словарем учебника, находить в нем информацию о правописании слова. Оценивать результаты выполненного задания.
|
24 | Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. |
25 | Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). |
26 | Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко. |
27 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки» | Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.
Правильно писать слова с безударными гласными буквами. |
28 | Согласные звуки Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). | Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. |
29 | Согласные звуки Слова с удвоенными согласными. | Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов. С удвоенными согласными. |
30 | Согласные звуки Буквы Й и И Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». *Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. | Различать согласный звук Й и гласный звук И. Составлять слова их слогов, в которых есть звук Й. Определять путем наблюдения способы переноса слов с буквой Й. Накапливать опыт в переносе слов с буквой Й и с удвоенными согласными. Оценивать результаты выполненного задания. |
31 | Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | Различать в слове и вне слова мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки. Работать с графической информацией, анализировать таблицу. Получать новые сведения о согласных звуках. Работать с форзацами учебника «Чудо – городок». Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твердых и мягких согласных звуков М и М,. Определять работу букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твердость – мягкость согласного звука. Использовать приемы осмысленного чтения при работе с текстами. Оценивать результаты выполненного задания. |
32 | Твёрдые и мягкие согласные звуки Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. |
33 | Твёрдые и мягкие согласные звуки Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. *Слово с непроверяемым написанием: ребята |
34 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, деньки. Объяснять причины разхождения звуков и букв в таких словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Определять путем наблюдения способы переноса слов с мягким знаком в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Осознавать ( на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.)., понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь. Оценивать результаты выполненного задания. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. |
35 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
36 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
37 | Согласные звонкие и глухие Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. | Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацами учебника «Чудо-городок», а также с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзацев учебника. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь.
Определять на слух парный по глухости –т звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. |
38 | Согласные звонкие и глухие Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. | Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путем изменения формы слова. Подбирать проверочное слово путем изменения формы слова,. Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.
|
39 | Согласные звонкие и глухие Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). *Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. |
40 | Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». | |
41 | Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле. Оценивать результаты выполненного задания. |
42 | Шипящие согласные звуки Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. *Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника | Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Работать со страничками для любознательных.
Создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект ( по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов. |
43 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. *Слово с непроверяемым написанием: девочка. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | Находить слова с сочетаниями ЧН, ЧТ( скучно, чтобы) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесенное слово. Писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.
Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевленный предмет наделяется свойствами одушевленного. Оценивать результаты задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. |
44 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. *Слово с непроверяемым написанием: машина. | Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. И их обозначение бкувами. Находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков Ж и Ш в древнерусском и современном русском языке. Работать с форзацами учебника «чудо – городок) |
45 | Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки». | Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и приложению. |
46 | Шипящие согласные звуки Развитие речи. | Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать ее содержание. |
47 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). | Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или поселка ( в процессе беседы со взрослыми). Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Работать с форзацами учебника «Чудо – городок звуков и букв». Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Оценивать результаты выполненного задания. Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в ее презентации. |
48 | Заглавная буква в словах Развитие речи. |
49 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). |
50 | Повторение | |