№ урока | Содержание( разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
| РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (10 Ч) |
| Тема1.1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА | 2 | | | | |
1 | 1.Место человека в системе органического мира. | 1 | 3.09 | | Электронные таблицы, мультимедийное приложение к учебнику | Характеризовать место человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и их различия. Особенности человека. Рудименты и атавизмы анализировать родословное древо животного царства; ; составлять краткий конспект урока; готовиться к устному выступлению с презентацией |
2 | 2.Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. | 1 | 5.09 | | Мультимедийное приложение к учебнику, презентация по теме. Скелет человека и позвоночных | Распознавать систематические категории ; составлять краткий конспект урока |
| Тема 1.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | 3 | | | | |
3 | 1.Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. ( Современные гипотезы происхождения и эволюции человека. Современные методы изучения организма человека) | 1 | 10.09 | | Таблицы, мультимедийное приложение к учебнику, презентация по теме. | Давать общую характеристику биологических и социальных факторов антропосоциогенеза, |
4 | 2.Этапы становления человека. Экскурсия№1 «Происхождение человека»( виртуальная)юююю | 1 | 12.09 | | Мультимедийное приложение по теме | Научатся называть причины возникновения древнего человека. Предков человека, их эволюцию. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; |
5 | 3.Расы человека, их происхождение и единство | 1 | 17.09 | | Демонстрация таблиц, моделей, остатков первобытной культуры | Давать характеристику рас человека, их происхождение и классификацию. Отличительные особенности рас. Механизм возникновения рас |
| ТЕМА 1.3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 1 | | | | |
6 | 1.История развития знаний о строении и функциях организма человека. (Великие анатомы-физиологи) | 1 | 19.09 | | Демонстрация портретов великих ученых, мультимедийная хрестоматия | Анализировать биологическую природу и социальную сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, психология. |
| ТЕМА 1.4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 4 | | | | |
7 | 1.Клеточное строение организма. | 1 | 24.09 | | Мультимедиа «Основные органоиды клетки» | Характеризовать много клеточные организмы; анализировать строение клетки; объяснять значение органоидов клетки, а также значение дифференцировки клеток многоклеточных организмов и появление первых тканей |
8 | 2.Ткани и органы. Лабораторная работа № 1 Строение клеток и тканей | 1 | 26.09 | | Мультимедийная презентация, Лабораторное оборудование микропрепараты тканей | Характеризовать ткани животных и человека, их типы и виды кратко описывать их отличительные особенности, составлять таблицы, делать выводы, работать с микроскопом |
9 | 3.Системы органов. (Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.) | | 1.10 | | Демонстрация муляжа торса человека. Мультимедиа «Основные системы органов человека » | Характеризовать органы и системы органов человека, составлять таблицы |
10 | 4.Зачет№ 1 по теме «Клеточное строение организма. Ткани. Системы органов» | 1 | 3.10 | | | Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях |
| РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (58 Ч) | 58 | | | | |
| Тема 2.1. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ | 11 | | | | |
11 | 1.Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции | 1 | 8.10 | | Мультимедиа «Гуморальная регуляция» | Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желёз внутренней секреции и их строение. |
12 | 2.Гормоны и их роль в обменных процессах. | 1 | 10.10 | | Демонстрация таблиц «Железы внутренней секреции» | Объясняют механизм действия гормонов. , составляют схемы и таблицы |
13 | 3.Нарушения гуморальной регуляция. | | 15.10 | | | Объясняют причины нарушения функционирования гуморальной системы. |
14 | 4.Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | 1 | 17.10 | | Таблица «Схема строения нервной систеиы» | Характеризуют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах, объясняют их функции. ; составлять краткий конспект урока; готовиться к устному выступлению и презентации |
15 | 5.Строение и функции спинного мозга. Лабораторная работа№2 Изучение коленного рефлекса у человека | 1 | 22.10 | | Таблица «Спинной мозг и схема коленного рефлекса» | Характеризуют структурные компоненты нервной системы, Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Виды нейронов. Принцип прямой и обратной связи. Эволюция нервной системы человека, умение проводить простейшие измерения и наблюдения |
16 | 6.Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа № 3 Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка | 2 | 24.10 | | Мультимедиа «Головной мозг», модель головного мозга | Отделы головного мозга. Строение и функции головного мозга. Ретикулярная формация ствола мозга и деятельность головного мозга. Мост варолиев. Продолговатый мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Таламус и гипоталамус. |
17 | 7.Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. | 1 | 5.11 | | Модель головного мозга. | Эволюция полушарий большого мозга. Особенности строения полушарий большого мозга (борозды, извилины). Доли, зоны полушарий. Функциональная асимметрия полушарий большого мозга. Связь коры больших полушарий с другими отделами головного мозга |
18 | 8.Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Лабораторная работа №4 Изучение изменений работы зрачка | 1 | 7.11 | | Модель «Глаз человека» | Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают их на наглядных пособиях. Нарушения зрения, их профилактика. Дальнозоркость, близорукость; их причины и исправление. Повреждение и заболевания глаз. |
19 | 9.Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. | 2 | 12.11 | | Модель «Ухо человека» | Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают их на наглядных пособиях. |
20 | 10.Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | 1 | 14.11 | | Мультимедийное приложение к учебнику | Вред наркотических веществ, выполнять поисковую работу |
21 | 11.Зачет №2 по теме: «Координация и регуляция». | 1 | 19.11 | | | Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях |
| Тема 2.2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 ч) | 8 | | | | |
22 | 1 .Скелет человека, значение ,особенности строения. | 1 | 21.11 | | Модель «Скелет человека» | Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают части опорно-двигательной системы на наглядных пособиях. работать в малых группах |
23 | 2.Состав и строение костей . Типы соединения костей. | 1 | 26.11 | | Распилы костей, таблица «Строение и типы соединения костей» | Определяют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей; работать в малых группах;составлять краткий конспект урока |
24 | 3. Рост костей. Возрастные изменения. | 1 | 28.11 | | Ростомер, напольные весы | Объясняют условия нормального развития опорно-двигательной системы. |
25 | 4. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Лабораторная работа №5 Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия | 1 | 3.12 | | Мультимедиа «Первая помощь при переломах» Ростомер, напольные весы | Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательной системы |
26 | 5.Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. | 1 | 5.12 | | Таблица «Скелетные мышцы» | Объясняют особенности строения скелетных мышц. Находят их на таблицах. |
27 | 6.Работа мышц. Лабораторная работа №6 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц | 1 | 10.12 | | Таблица «Мышцы человека» Цифровая лаборатория «Архимед» | Составлять краткий конспект урока. Умение работать в парах, делать выводы |
28 | 7. Регуляция работы мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательного аппарата. | 1 | 12.12 | | Презентация по теме «Роль членистоногих в природе», коллекции «Представители отрядов насекомых» | Роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы |
29 | 8. Зачет№3 по теме «Опора и движение» Обобщение по теме «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата» | 1 | 17.12 | | | Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях |
| Тема 2.3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 ч) | 3 | | | | |
30 | 1 .Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость, лимфа, кровь. ( Состав и значение в обеспечение жизнедеятельности организма.) | 1 | 19.12 | | Мультимедиа «Состав внутренней среды» | Выделяют существенные признаки внутренней среды организма |
31 | 2. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Донорство Лабораторная работа №7 Микроскопическое строение крови человека и лягушки | 1 | 24.12 | | Лабораторное оборудование, микропрепараты крови | Сравнивают между собой клетки крови, называют их функции. Выявляют взаимосвязь между строением и функциями клеточных элементов в крови. Объясняют механизм свёртывания и принципы переливания крови. |
32 | 3.Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. | 1 | 26.12 | | Мультимедиа «Механизм иммунитета» | Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют ценность вакцинации и действие лечебных сывороток |
| Тема 2.4. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 ч) | 5 | | | | |
33 | 1 .Сердце, его строение и регуляция деятельности. Органы кровообращения. | 1 | 14.01 | | Мультимедиа «Строение кровеносной системы», модель «сердце» | Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. |
34 | 2.Работа сердца. Кровяное давление. Лабораторная работа № 8 Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления | 1 | 16.01 | | Цифровая лаборатория «Архимед» Мультимедиа «Работа сердца» | Различают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем, описывают их строение. |
35 | 3. Движение лимфы и крови по сосудам. | 1 | 21.01 | | Мультимедиа «Работа сердца» | Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. |
36 | 4.Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. | 1 | 23.01 | | Мультимедиа «Первая помощь при кровотечениях» | Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях |
37 | 5. Зачет№4 по теме «Внутренняя среда. Транспорт веществ» | 1 | 28.01 | | | Обобщать полученные знания, применять в новых ситуациях |
| ТЕМА 2.5. ДЫХАНИЕ (5 ч) | 5 | | | | |
38 | 1 .Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания. | 1 | 30.01 | | Таблица «Органы дыхания», модель «Гортань» | |
39 | 2. Строение легких. Дыхательные движения. Лабораторная работа № 9 Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких. | 1 | 4.02 | | Модель «Легкие человека», таблица «Изменение воздуха в классе в течение учебного дня» Цифровая лаборатория «Архимед» | Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. |
40 | 3. Газообмен в легких и тканях. | 1 | 6.02 | | Мультимедиа «Газообмен в легких и тканях», | Различают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. |
41 | 4. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. | 1 | 11.02 | | модель «Гортань» | Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающих и отравлении угарным газом |
42 | 5. Зачет № 5 по теме « Дыхание» | 1 | 13.02 | | | |
| Тема2.6. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 ч) | 5 | | | | |
43 | 1 .Питательные вещества и пищевые продукты. Лабораторная работа № 10 Определение норм рационального питания. | 1 | 18.02 | | Таблица «Калорийность и состав пищевых продуктов» | Разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа- ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; |
44 | 2.Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. | 4 | 20.02 | | Мультимедиа «Строение органов пищеварения» | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. |
45 | 3.Пищеварительные железы. Ферменты. Их роль в процессе пищеварения. | 1 | 25.02 | | Мультимедиа «Строение органов пищеварения» | Объясняют особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. |
46 | 4. Этапы процессов пищеварения (пищеварение в ротовой полости, пищеварение в желудке и кишечнике). | 1 | 27.02 | | | Объясняют механизм всасывания веществ. Аргументируют необходимость соблюдения гигиенических и профилактических мер нарушений работы пищеварительной системы; работать в малых группах,выполнять лабораторную работу |
47 | 5.Гигиена питания и предупреждение желудочно кишечных заболеваний. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. | 1 | 3.03 | | Мультимедийное приложение к учебнику | Аргументируют необходимость соблюдения гигиенических и профилактических мер нарушений работы пищеварительной системы |
| Тема 2.7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 ч) | 2 | | | | |
48 | 1 .Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | 1 | 5.03 | | Мультимедийное приложение к учебнику | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Объясняют особенности обмена органических веществ, воды и минеральный солей в организме человека. |
49 | 2.Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз | 1 | 10.03 | | Таблица «Витамины» | Объясняют роль витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза |
| Тема 2.8. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч) | 2 | | | | |
50 | 1. Органы выделения. Почки, их строение и функции. | 1 | 12.03 | | Мультимедиа «Строение почек», модель «почка человека» | Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы, распознают её отделы на таблицах, муляжах. |
51 | 2.Роль почек в выделение из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение | 1 | 17.03 | | Презентация по теме | Описывают процесс мочеобразования. Соблюдают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
| Тема 2.9. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 ч) | 3 | | | | |
52 | 1 .Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. | 1 | 19.03 | | Таблица «Кожа», модель «Кожа» | Выявляют существенные признаки кожи, описывают её строение. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания . |
53 | 2. Заболевания кожи и их предупреждения. | 1 | 31.03 | | Мультимедиа «первая помощь при ожогах и обморожениях» | Учатся оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых солнечных ударах. Знакомятся с гигиеническими требованиями по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Доказывают необходимость их соблюдения |
54 | З. 3ачет № 6 по теме « Пищеварение. Органы выделения. Покровы тела | 1 | 2.04 | | | Определять и анализировать основные понятия |
| Тема 2.10. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 ч) | 3 | | | | |
55 | 1 .Система органов размножения; строение и гигиена. | 1 | 7.04 | | | Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Называют и описывают органы половой системы человека, указывают их на таблицах. |
56 | 2.0плодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. | 1 | 9.04 | | Мультимедиа «Развитие плода» Презентация по теме | Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. |
57 | З.Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Наследственность и изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | 1 | 14.04 | | Презентация по теме | Описывают основные этапы развития человека. Влияние образа жизни на формирование плода |
| Тема 2.11. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5 ч) | 5 | | | | |
58 | 1 .Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов | | 16.04 | | Мультимедиа «Особенности ВНД человека | Выделяют основные особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. |
59 | 2.Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. | | 21.04 | | Мультимедиа «Особенности ВНД человека | Характеризуют существенные признаки поведения, связанные с особенностями психики человека. |
60 | З.Торможение. Типы нервной системы. | | 23.04 | | | Описывают типы нервной системы. |
61 | 4Речь. Мышление. Сознание.Память | | 28.04 | | Презентация по теме | |
62 | 5.Биологические ритмы. Сон, его значение, гигиена. | | 30.04 | | Презентация по теме | Объясняют значение сна, характеризуют его фазы |
| Тема 2.12. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 ч) | 4 | | | | |
63 | 1 . Человек и окружающая среда | 1 | 5.05 | | | Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Знакомятся с нормами личной гигиены, профилактики заболеваний. |
64 | 2. Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа № 11 Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. | 1 | 7.05 | | Мультимедиа «Правила первой помощи при остановке кровотечения» | Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи. Доказывают необходимость вести здоровый образ жизни. |
65 | 3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 | 12.05 | | Презентация по теме | |
66 | 4.Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные привычки | 1 | 14.05 | | Презентация по теме | Приводят данные, доказывающие пагубное воздействие вредных привычек |
| Тема 2.13. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (2 ч) | 2 | | | | |
67 | Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Стресс и адаптация к нему организма человека. | 1 | 19.05 | | | Приводят доказательства биосоциальной сущности человека. Объясняют место и роль человека в биосфере. Объясняют причины стресса и роль адаптации в жизни человека. |
68 | Биосфера — живая оболочка Земли. В. И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние. | 1 | 21.05 | | | Объясняют понятия «биосфера» и «ноосфера |
| ИТОГО | 68 | | | | Лабораторных работ- 11 Экскурсий- 1 |