СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСС по химии 9 класс по теме: "Генетическая связь металлами и неметаллами и их соединений."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является обобщающим после изучения разделов: " Металлы" и "Неметаллы".

Просмотр содержимого документа
«КСС по химии 9 класс по теме: "Генетическая связь металлами и неметаллами и их соединений."»

Дата

Класс

Тема урока

Цель обучения

Действия по оцениванию


9

Генетическая связь металлами и неметаллами и их соединений

научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду;  проверить, как усвоены знания о химических свойствах   оксидов, кислот, солей, оснований.

Сбор тетрадей, оценивание

Критерии успеха (Ожидаемые результаты, цели урока)

Могут достичь все (Все учащиеся будут): знать генетические ряды металлов , неметаллов, подтверждать уравнениями реакций

Могут достичь большинство (Многие учащиеся будут): уметь составлять и решать генетические ряды..

Могут достичь некоторые (Некоторые учащиеся будут): уметь применять имеющиеся знания в новой учебной ситуации.

Языковые цели:

Формулирование вопросов, обоснование ответов, приведение фактов, доказательств.


Предшествующие знания

Типы химических реакций, химические уравнения, химические свойства оксидов, кислот, солей и оснований.



Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

1.Орг.момент

1 мин

Психологический настрой

Готовность к уроку


2.Актуализация опорных знаний.

5 мин


Инд .работа



Оценивание

2.Формирование знаний умений и навыков.

15

мин

Тема урока, цель.

Прием «Инсерт».

Изучить приложение, составить конспект


3. Контрольно-оценочный

15 мин

Работа по карточкам

Задание 1 1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов.Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот .

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

 

Вариант 1

Вариант 2

1

CaO

HNO3

2

Fe(OH)3

N2O

3

Zn(NO3)2

Cr(OH)3

4

H2SO3

H2S

5

PbO

LiOH

6

Ag3PO4

P2O5

7

NaOH

ZnO

8

CO2

BaCl2

9

HCl

H2CO3

10

H2SO4

CuSO4


Задание 2. Из данных веществ составьте  генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH)2:

II вариант: Na2SO4, NaOH, Na, Na 2O2, Na2O


Задание 3. 1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3

2. P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2

3. Zn→ZnCl2→Zn(OH)2→ZnO→Zn(NO3)2

4.Cu →CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

5.N2O5→HNO3→Fe(NO3)2→Fe(OH)2→FeS→FeSO4



Инд.работа, по вариантам

Оценивание

4.Рефлексия.

2

мин

Лестница успеха



5.Домашнее задание

1 мин

1. Составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция.

2***.Подготовьте сообщение об использовании в медицине любой соли (используя дополнительную литературу).


Запись в дневник


6..Итоги урока, оценивание

2мин

Подведение итогов

Подать дневники для оценки

Оценка






Приложение 1

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

  1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

  2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)

  3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.

Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO--Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.

Например: P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например:
Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!