СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Виртуальная лаборатория"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Виртуальная лаборатория"»



Структурные элементы программы

Титульный лист программы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Кургана

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44

имени Героя Советского Союза Крутикова Д.М.»


СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета Директор МБОУ «СОШ № 44

От «____» ____________202 ___г. ________________ (Н.М. Аборина)

Протокол № ___________ приказ от «__» ____ 20__ г. № ____






Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
 программа художественной направленности

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель: Лопарева Оксана Георгиевна,

педагог дополнительного образования







г. Курган, 2023





1.Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка

Направленность программы

Образовательная программа кружка(естественнонаучная)

Актуальность программы

Актуальной остается и проблема формирования коммуникативной и информационной культуры учащихся на основе использования компьютерных технологий. В настоящее время не все школьные химические лаборатории укомплектованы лабораторным оборудованием и веществами в количестве, необходимом для проведения лабораторных и практических работ. Кроме того, в содержании курса химии все меньше становится изучаемых тем, содержащих химический эксперимент.

Отличительные особенности программы

Лучших результатов можно добиться, если преподавание различных дисциплин учебного плана будет осуществляться с использованием новых информационных технологий, в том числе и мультимедийных. Кроме того, использование компьютерных средств обучения дает возможность учителю обеспечить не только изучение теоретического материала, а также провести химический эксперимент при помощи виртуальной демонстрации, систематизировать знания учащихся, используя химические игры и тренинги, осуществить компьютерный контроль знаний. Использование компьютера открывает возможности для организации проблемного обучения развивающего творческое мышление, формирующего исследовательские, практические умения учащихся, создания устойчивой положительной мотивации учения школьников.

Адресат программы

Учащиеся средней школы

Срок реализации (освоения) программы

1 год

Объем программы

8 часов

Формы обучения, особенности организации образовательного процесса

Используются групповые и коллективные формы обучения.

Организации образовательного процесса очная, возможно применение дистанционных образовательных технологий.

Состав группы до 10 человек.

Занятия проводятся один раза в неделю, продолжительность 40 минут.

Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Не предусмотрена

Наличие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Программа может реализовываться и для детей с ОВЗ, не имеющих противопоказаний

Наличие талантливых детей в объединении

Не предусмотрено

Уровни сложности содержания программы

Стартовый (ознакомительный)

    1. Цели и задачи программы. Планируемые результаты

Цель и задачи программы, планируемые результаты

Цель - сформировать умения осуществления химического эксперимента посредством современных информационных компьютерных технологий.

Задачи:

  1. Освоить этапы проведения химического эксперимента.

  2. Систематизировать знания по общей, неорганической химии посредством виртуального химического эксперимента.

  3. Сформировать умения оформлять отчёт о самостоятельной исследовательской работе.

  4. Закрепить навыки использования ИКТ в процессе изучения учебных дисциплин.

  5. расширить кругозор учащихся о мире веществ

  6. выявить творчески одарённых обучающихся и помочь им проявить себя


Планируемые результаты:

Предметные

  • осознание роли веществ;

  • определять роль различных веществ в природе и технике;

  • объяснять роль веществ в их круговороте;

  • рассмотрение химических процессов;

  • использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества;

  • приводить примеры химических процессов в природе;

  • находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;

  • использование химических знаний в быту;

  • объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

  • объяснять мир с точки зрения химии;

формировать представления о будущем профессиональном выборе

Метапредметные

результатами изучения курса «Первые шаги в химии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объемом понятиям с большим объемом;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • отображать в речи содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

  • уметь аргументировать свою точку зрения;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

• Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыра-жения в социальной жизни;

• Выраженной познавательной мотивации;

• Устойчивого интереса к новым способам познания.


    1. Рабочая программа

Учебный план. Содержание программы. Тематическое планирование

Учебный план























п/п

Название раздела программы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

всего

теория

практика


Введение. Инструктаж по технике безопасности. Технология работы программы «Виртуальная лаборатория»

1

0,5

0,5



Свойства неорганических веществ

6

1

5

Интерактивное упражнение


Конструирование молекул бинарных соединений


1

0,5

0,5

Интерактивное упражнение


ВСЕГО

8

2

6





Содержание программы

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Технология работы программы «Виртуальная лаборатория»(1ч)


Теория. Правила безопасного поведения в кабинете. Техника безопасности при работе с раз-личными материалами. Организация рабочего места. Профессии, связанные с химией. Видеоролик Приборы для нагревания и выпаривания: приборы для нагревания, нагревание жидкости в пробирке, прокаливание медного купороса

Приборы для фильтрования: фильтрование, декантация.

Практика. Разделение смесей и очистка веществ: разделение смеси растворимых нерастворимых веществ (очистка медного купороса перекристаллизацией).

Свойства неорганических веществ (6 ч)


Теория. Свойства оксидов: взаимодействие оксидов с водой, взаимодействие оксидов с кислотами, взаимодействие оксидов со щелочами.

Свойства кислот и оснований : взаимодействие кислот и растворимых в воде оснований с индикаторами, взаимодействие растворов кислот (HCl, H2SO4, H3PO4) и щелочей с металлами, взаимодействие азотной кислоты с металлами, взаимодействие кислот и щелочей с оксидами металлов, взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации), взаимодействие кислот и щелочей с солями, свойства амфотерных гидроксидов.

Свойства солей: разложение солей при нагревании, взаимодействие растворов солей с металлами, взаимодействие растворов солей с кислотами и щелочами, взаимодействие растворов солей с солями.

Практика.


Конструирование молекул бинарных соединений (1ч)

Теория. Знакомство с программой

Практика. Конструирование молекул AlCl3, SnCl2, H2O, PCl3, PCl5, SF6, O2, CO2, N2, SO2, NO2.



Тематическое планирование

п/п

Название раздела программы

Дата проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

занятия

Форма

текущего контроля / промежуточной аттестации

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Технология работы программы «Виртуальная лаборатория»


1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Технология работы программы «Виртуальная лаборатория»

Беседа


2

Свойства неорганических веществ


1

Химические свойства веществ.

Тематическое занятие


3


1

Свойства оксидов

практическое

Интерактивное упражнение

4


1

Свойства кислот

практическое

Интерактивное упражнение

5


1

Свойства оснований

практическое

Интерактивное упражнение

6


1

Свойства солей

практическое

Интерактивное упражнение

7


1

Свойства солей

практическое

Интерактивное упражнение

8

Конструирование молекул бинарных соединений


1

Конструирование молекул бинарных соединений. Подведение итогов

практическое

Самостоятельная работа







2 Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график

Количество учебных недель

8 недель


Формы текущего контроля / промежуточной аттестации

Сроки промежуточной аттестации - 1 раз в конце реализации программы

Форма промежуточной аттестации по итогам реализации программы - творческая работа, самостоятельная работа.

Материально-техническое обеспечение

  • кабинет для аудиторных занятий;

  • компьютер и медиапроектор;

  • медицинская аптечка;

Информационное обеспечение

  • презентации к занятиям;

  • разработки занятий;

  • демонстрационные пособия;

  • тексты инструктажей по технике безопасности;

  • интернет-ресурсы.

Кадровое обеспечение

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Методические материалы

ЦОР. 

Комплект электронных пособий для средней школы

Интернет ресурсы


Оценочные материалы

Анализ результатов деятельности.

Список литературы

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Учебники

Г.Е. Рудзитис и др. Учебно-методический комплект Химия 8л.- М.: Дрофа, 2022-2023.

2. Учебные пособия для учащихся

1) Химия. Пособие - репетитор. Ростов-на-Дону. «Феникс», 997.736 с.

2) Химический энциклопедический словарь. Гл. ред. Кнунянц И.Л. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

3) И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: «Новая Волна», 2012г.

3. Пособия для учителя

1) Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: в 2х част. М.: Мир, 1983.

4. Компьютерная программа «Виртуальная лаборатория 8-11кл.» издательство МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа, 2004.

Литература, использованная для составления программы курса КРУЖКА

1. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Образовательная область «Химия» - Авт. коллектив под рук. А.А. Каверина - Госстандарты России. - М.: 1998.

2. Государственный образовательный стандарт основного общего и общего образования, образовательная область «Химия».

Приложения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!