Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 12 станицы Незлобной»
Принята на заседании педагогического совета «29» августа 2023 года Протокол № 1 | Утверждено приказом Директора МБОУ СОШ № 12 станицы Незлобной № 246 от 29 августа 2023 года |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
6 класс
Возраст обучающихся: 11-13
Срок реализации программы 1 год:
2023-2024 учебный год
Руководитель кружка:
Папченко Ирина Сергеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Основы современного общества» для основной школы является авторской и разработана с учетом новых требований к результатам основного общего образования, предоставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программа предназначена для обучающихся 6 классов общеобразовательной школы и направлена на формирование у учащихся интереса к истории, развитие любознательности, расширение знаний об историческом процессе. Программа учитывает особенность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс, и рассчитана на 34 часа. Главная задача кружка- формирование правовой культуры у школьников основной школы, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Предметные результаты:
-относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
-знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
-знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
-умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность(от постановки цели до получения и оценки результата);
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Ученик научится:
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Ученик получит возможность научиться:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-объяснить взаимосвязи изученных социальных объектов(включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
-приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регламентируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
Тематическое планирование
№ п/п | Тематический блок, тема уроков | Колич ество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
| Раздел 1. Система ценностей. Выбор ценностей. | 6 | | |
1. | Введение. Цель и задачи курса. Понятие нравственности. | 1 | | |
2. | Понятие нравственности в притчах разных народов. | 1 | | |
3. | Понятие счастья. | 1 | | |
4. | Система ценностей. Выбор ценностей. | 1 | | |
5. | Человек как ценность. | 1 | | |
6. | Семья как ценность. | 1 | | |
| Раздел 2.Структура нравственного самосознания личности. | 11 | | |
7. | Эмпатия. | 1 | | |
8. | Понятие дружбы. | 1 | | |
9. | Мир вокруг нас. | 1 | | |
10. | Истинная красота человека. | 1 | | |
11. | Способность радоваться. | 1 | | |
12. | Толерантность. | 1 | | |
13. | «Мы разные, но мы вместе». | 1 | | |
14. | Когда гордость украшает. | 1 | | |
15. | Сила слова. | 1 | | |
16. | «Добро. Зло. Терпимость». | 1 | | |
17. | «Как слово наше отзовётся». | 1 | | |
| Раздел 3.Человек в мире нравственных ценностей. | 17 | | |
18. | Мир и согласие. | 1 | | |
19. | «Настоящая щедрость». | 1 | | |
20. | Учимся прекрасному. | 1 | | |
21. | Здоровый образ жизни—основа нравственности в обществе. | 1 | | |
22. | «Мы живём среди людей». | 1 | | |
23. | «Во имя ближнего». | 1 | | |
24. | «Подадим друг другу руки». | 1 | | |
25. | «Мы живем, чтобы оставить след…». | 1 | | |
26. | «Стать человеком—большая проблема». | 1 | | |
27. | «Этика есть живое отношение к жизни». | 1 | | |
28. | «Стыд, вина, извинения». | 1 | | |
29. | Креативным быть здорово! | 1 | | |
30. | Значение имиджа для человека. | 1 | | |
31. | Человек в группе | 1 | | |
32. | Будь смелым | 1 | | |
33. | Викторина «Человек-общество- мир» | 1 | | |
34. | На пути к жизненному успеху | | | |
4