Планируемые результаты
К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» относятся:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Личностные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» должны отражать:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки информации;
7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Мастерок» должны отражать:
1) получение первоначальных представлений о бисероплетении, аппликация из бумаги, яичной скорлупы, ткани, зёрен, оригами, квиллинге, декупажу, росписи по стеклу, лоскутному шитью и др.;
2) формирование опыта творческой деятельности;
3) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
4) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
5) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
6) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Содержание планирования
В процессе обучения в кружке «Мастерок» дети могут проявить свою фантазию и творчество в разных направлениях: аппликации яичной скорлупы, ткани, квиллинг, бисероплетение, декупаж, роспись по стеклу, лоскутное шитьё и др., а также учатся использовать подручные материалы в изготовлении сувениров. Дети знакомятся с различными видами ручной работы, поэтому они в дальнейшем могут сориентироваться в выборе кружков декоративно-прикладного направления. Узнав интересы ребят в начале учебного года, можно скорректировать количество часов, отведённых на ту или иную технику, добавить новую.
На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, темы подобраны по мере усложнения и углубления материала.
Программа имеет практическую направленность: дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту.
Вводное занятие. Профессии, связанные с рукоделием.
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Выставка работ учащихся и педагога.
Роспись по стеклу.
Теория. Инструменты и материалы для росписи по стеклу. Особенности работы с акриловыми красками и контурами.
Практическая работа. Роспись рамки со стеклом по выбранным эскизам. Роспись баночек под чай, специи. Компьютерный практикум: поиск информации в Интернете. Сохранение её на компьютере в собственной папке.
Рисуем нитками. Изонить.
Теория. Особенности работы с нитью. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой и шилом. Техника нитяной графики. Заполнение угла. Заполнение окружности.
Практическая работа. Открытки. Закладки. Коллективная картина. Компьютерный практикум: поиск информации в Интернете, сохранение её на компьютере в собственной папке.
Аппликация из яичной скорлупы.
Теория. Аппликация на пластилине. Аппликация с помощью клея. Подготовка скорлупы для аппликации. Крашение скорлупы. Техника аппликации из яичной скорлупы.
Практическая работа. Аппликация по выбранным эскизам. Компьютерный практикум: создание папок для хранения файлов.
Картины из бисера.
Теория. Параллельное низание на проволоке. Составление композиции. Подбор цветовой гаммы и бисера. Особенности выполнения картин из бисера.
Практическая работа. Изготовление картины по выбору: «Аквариум», «Орхидея», «Ветка яблони», «Земляника», «Рябина», «Хризантема», «Ветка смородины», «Хрустальный цветок», «Орхидея», «Лужайка» Подбор бисера по размеру, качеству и цвету. Выполнение деталей картины и закрепление их на основу. Оформление в рамку. Компьютерный практикум: поиск информации в Интернете, улучшение, обрезка, сжатие фотографии в программе обработки изображений MS Picture Manager.
Весёлые лоскутки.
Теория. Виды тканей. Крахмаленье. Нанесение контура на ткань с помощью трафарета. Три слоя лоскутного изделия. Стежка. Плетём разноцветный коврик. Компьютерный практикум: осваиваем Paint, подбор цветовой гаммы изделия, создание своего рисунка с помощью готовых квадратов и треугольников.
Практическая работа. Куколки-талисманчики из ниток. Коллективное панно «Жар-птица». Панно «Лето». Салфетки. Цветочная поляна. «Мишка». Закладка. Игольница «Божья коровка». Компьютерный практикум: подбор цветовой гаммы лоскутного изделия с помощью компьютера в графическом редакторе Paint, поиск информации в Интернете (выставки лоскутного шитья, просмотр коллекций знаменитых мастеров лоскутного шитья), создание коллажа в программе Picasa.
Декупаж.
Теория. Из истории декупажа. Декоративная техника декупаж. Объекты для декорирования. Состаривание.
Практическая работа. Декорирование в салфеточной технике. Поиск информации в Интернете. Компьютерный практикум: создание небольшой презентации в MS Power Point (представление выполненных работ).
Квиллинг
Теория. Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга. Инструменты и бумага для квиллинга. Техника квиллинга. Мастер-классы (просмотр роликов из Интернета). Техника безопасности при работе с ножницами и иглой.
Практическая работа. Картины в стиле квиллинг. Компьютерный практикум: создание небольшой презентации в MS Power Point (представление выполненных работ).
Проектная деятельность.
Заключительное занятие. Конкурс.
Подведение итогов. Конкурс. Выставки работ учащихся.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Профессии, связанные с рукоделием. | 1 |
2 | Роспись по стеклу. | 3 |
3 | Рисуем нитками. Изонить. | 3 |
4 | Аппликация из яичной скорлупы. | 3 |
5 | Картины из бисера. | 5 |
6 | Весёлые лоскутки. Поделки и аппликация из ткани. | 6 |
7 | Декупаж. | 5 |
8 | Квиллинг. | 5 |
9 | Проектная деятельность. | 1 |
10 | Заключительное занятие. | 1 |
11 | Выставка работ учащихся. | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Дата | Корректировка |
план | факт | причина | Способ устранения |
1. | Вводное занятие. Профессии, связанные с рукоделием. | 04.09. | | | |
2. | Роспись по стеклу. Инструменты и материалы для росписи по стеклу. Особенности работы с акриловыми красками и контурами. | 11.09. | | | |
3. | Роспись баночек под чай, специи | 18.09. | | | |
4. | Роспись баночек под чай, специи | 25.09. | | | |
5. | Рисуем нитками. Изонить. ТБ при работе с ножницами, иглой и шилом. Техника нитяной графики. Заполнение окружности. | 2.10. | | | |
6. | Открытки. | 9.10. | | | |
7. | Закладки. | 16.10. | | | |
8. | Аппликация из яичной скорлупы. Техника аппликации из яичной скорлупы. Подготовка для аппликации. Крашение скорлупы. | 23.10. | | | |
9. | Аппликация на пластилине. | 6.11. | | | |
10. | Аппликация с помощью клея. | 13.11. | | | |
11. | Картины из бисера. Параллельное низание на проволоке. Особенности выполнения картин из бисера. | 20.11. | | | |
12. | Изготовление картины по выбору: «Аквариум», «Земляника», «Ветка яблони», «Лужайка». | 27.11. | | | |
13. | Изготовление картины по выбору: «Аквариум», «Земляника», «Ветка яблони», «Лужайка». | 4.12. | | | |
14. | Изготовление картины по выбору: «Аквариум», «Земляника», «Ветка яблони», «Лужайка». | 11.12. | | | |
15. | Изготовление картины по выбору: «Аквариум», «Земляника», «Ветка яблони», «Лужайка». | 18.12. | | | |
16. | Весёлые лоскутки. Поделки и аппликация из ткани. Виды тканей. Нанесение контура на ткань с помощью трафарета. | 25.12. | | | |
17. | Плетем разноцветный коврик. | 15.01. | | | |
18. | Плетем разноцветный коврик. | 22.01. | | | |
19. | Куколки – талисманчики из ниток. | 29.01. | | | |
20. | Цветочная поляна. | 5.02. | | | |
21. | Салфетки. | 12.02. | | | |
22. | Декупаж. История декупажа. | 19.02. | | | |
23. | Декоративная техника декупаж. Объекты для декорирования. | 26.02. | | | |
24. | Декорирование в салфеточной технике. | 4.03. | | | |
25. | Декорирование в салфеточной технике. | 11.03. | | | |
26. | Декорирование в салфеточной технике. | 18.03. | | | |
27. | Квиллинг. История квилинга. Инструменты и бумага для квилинга. | 1.04. | | | |
28. | ТБ при работе с ножницами и иглой. Техника квиллинг (просмотр роликов). | 8.04. | | | |
29. | Картины в стиле квиллинг. | 15.04. | | | |
30. | Картины в стиле квиллинг. | 22.04. | | | |
31. | Картины в стиле квиллинг. | 29.04. | | | |
32. | Проектная деятельность | 6.05. | | | |
33. | Заключительное занятие. | 13.05. | | | |
34. | Выставка работ учащихся. | 20.05. | | | |