Кружок по информатике «Юный программист»
Цель кружка:
1) овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности;
2) дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
— применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...»;
— алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
— системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный под¬ход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать за¬дачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рас¬
суждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса:
1) состоят в освоении первоначальных навыков в работе на компьютере;
2) в овладении умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой ;
3) обучении основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности;
4) развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Решение данных задач способствует:
выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;
формированию алгоритмического мышления школьников;
развитию навыков проектно-творческой деятельности;
воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Продолжительность занятия – 30 мин, в том числе на компьютере не более 20 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.
Структура курса основ информатики:
В материале курса выделяются следующие рубрики:
— описание объектов — атрибуты, структуры, классы;
— описание поведения объектов — процессы и алгоритмы;
— описание логических рассуждений — алгебра высказываний;
— создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация); вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если — то»); вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
План действий и его описание (10 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов (10 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения (10 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить лишний предмет в группе однородных;
— давать название группе однородных предметов;
— находить предметы с одинаковым значением признака (цвет,
форма, размер, число элементов и т. д.);
— находить закономерности в расположении фигур по значению
одного признака;
— называть последовательность простых знакомых действий;
— находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
— отличать заведомо ложные фразы;
— называть противоположные по смыслу слова.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Знакомство с компьютером. Техника безопасности. | 1 | 5.09.11 |
2 | Информация в окружающем мире. | 1 | 12.09.11 |
3 | Логические операции. | 1 | 19.09.11 |
4 | Алгоритмы | 1 | 26.09.11 |
5 | Составление алгоритмов | 1 | 3.10.11 |
6 | Игра: «Последовательность событий» | 1 | 10.10.11 |
7 | Работа по рисункам | 1 | 17.10.11 |
8 | Логические задачи | 1 | 24.10.11 |
9 | Графическое описание | 1 | 8.11.11 |
10 | Работа с графиками | 1 | 14.11.11 |
11 | Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам | 1 | 21.11.11 |
12 | Сравнение двух или более предметов | 1 | 28.11.11 |
13 | Игра: «Черепашка» | 1 | 5.12.11 |
14 | Действия предметов | 1 | 12.12.11 |
15 | Последовательность событий | 1 | 19.12.11 |
16 | Игра: «Страна фантазии» | 1 | 26.12.11 |
17 | Множество и его элементы | 1 | 16.01.12 |
18 | Способы задания множеств | 1 | 23.01.12 |
19 | Сравнение множеств | 1 | 30.01.12 |
20 | Отображение множеств | 1 | 20.02.12 |
21 | Кодирование информации | 1 | 27.02.12 |
22 | Игра: «Ребусы» | 1 | 5.03.12 |
23 | Симметрия фигур | 1 | 12.03.12 |
24 | Логические операции | 1 | 19.03.12 |
25 | Игра: «Дерево» | 1 | 9.04.12 |
26 | Графы | 1 | 16.04.12 |
27 | Комбинаторика | 1 | 23.04.12 |
28 | Логические задачи | 1 | 30.04.12 |
29 | Игра: « Черепашка» | 1 | 14.05.12 |
30 | Итоговое занятие | 1 | 20.05.12 |
Литература
1.Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989
2.Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
3.Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.
Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000
4.Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.
5.ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)