СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный программист"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это рабочая программа по внеурочной деятельности по информатики. Кружок " Юный программист" для учащихся 1-3 классов.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный программист"»

Кружок по информатике «Юный программист»


Цель кружка:

1) овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности;

2) дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.


Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

— применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...»;

— алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

— системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный под¬ход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.

3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать за¬дачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рас¬

суждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


Основная задача курса:

1) состоят в освоении первоначальных навыков в работе на компьютере;

2) в овладении умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой ;

3) обучении основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности;

4) развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.


Решение данных задач способствует:


  1. выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;

  2. формированию алгоритмического мышления школьников;

  3. развитию навыков проектно-творческой деятельности;

  4. воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.

В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Продолжительность занятия – 30 мин, в том числе на компьютере не более 20 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.


Структура курса основ информатики:

В материале курса выделяются следующие рубрики:

— описание объектов — атрибуты, структуры, классы;

— описание поведения объектов — процессы и алгоритмы;

— описание логических рассуждений — алгебра высказываний;

— создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.


Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:

· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация); вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если — то»); вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План действий и его описание (10 ч)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки и составные части предметов (10 ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Логические рассуждения (10 ч)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.


В результате обучения учащиеся должны уметь:

— находить лишний предмет в группе однородных;

— давать название группе однородных предметов;

— находить предметы с одинаковым значением признака (цвет,

форма, размер, число элементов и т. д.);

— находить закономерности в расположении фигур по значению

одного признака;

— называть последовательность простых знакомых действий;

— находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

— отличать заведомо ложные фразы;

— называть противоположные по смыслу слова.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Знакомство с компьютером. Техника безопасности.

1

5.09.11

2

Информация в окружающем мире.

1

12.09.11

3

Логические операции.

1

19.09.11

4

Алгоритмы

1

26.09.11

5

Составление алгоритмов

1

3.10.11

6

Игра: «Последовательность событий»

1

10.10.11

7

Работа по рисункам

1

17.10.11

8

Логические задачи

1

24.10.11

9

Графическое описание

1

8.11.11

10

Работа с графиками

1

14.11.11

11

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам

1

21.11.11

12

Сравнение двух или более предметов

1

28.11.11

13

Игра: «Черепашка»

1

5.12.11

14

Действия предметов

1

12.12.11

15

Последовательность событий

1

19.12.11

16

Игра: «Страна фантазии»

1

26.12.11

17

Множество и его элементы

1

16.01.12

18

Способы задания множеств

1

23.01.12

19

Сравнение множеств

1

30.01.12

20

Отображение множеств

1

20.02.12

21

Кодирование информации

1

27.02.12

22

Игра: «Ребусы»

1

5.03.12

23

Симметрия фигур

1

12.03.12

24

Логические операции

1

19.03.12

25

Игра: «Дерево»

1

9.04.12

26

Графы

1

16.04.12

27

Комбинаторика

1

23.04.12

28

Логические задачи

1

30.04.12

29

Игра: « Черепашка»

1

14.05.12

30

Итоговое занятие

1

20.05.12



Литература


1.Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989

2.Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006

3.Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.

Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000

4.Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.

5.ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!