Пояснительная записка
Актуальность программы
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий во внеурочной деятельности и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:
– направленность на достижение конкретных целей;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий;
– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
– в определённой степени неповторимость и уникальность.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия, прежде всего, для достижения регулятивных и метапредметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами в начальной школе, принятом в Образовательной системе «Школа 2100», в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательныеуниверсальные учебные действия:
– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативныхумений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Цель программы: формирование умений работать над проектом – выбирать тему, планировать работу, добывать информацию, оформлять результат своей работы и презентовать его, работать индивидуально и в группе.
Данная программа реализуется во 2-м классе.
Задачи:
- Создание ситуации успешности, альтернативной учебной;
- Формирование общеучебных организационных умений;
- Формирование общеучебных умений поиска сведений;
- Формирование творческих общеучебных умений;
- Применение полученных знаний;
- Привлечение родителей.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты: расширение, углубление знаний по предметам «окружающий мир», «русский язык», «литературное чтение», «изобразительное искусство», «технология».
Дети будут иметь представление:
- Об этапах работы над проектом;
- О видах проектов;
- О правилах подготовки проекта;
- О возможностях работать индивидуально и в группе;
- О жизни предков;
- О традициях народов малой Родины;
- О традициях проведения праздников;
- Об устройстве и истории своей школы.
знать:
- Как работать над проектом;
- Где искать необходимую информацию и как ее обработать;
- Как жили наши предки;
- Как отмечается новый год в разных странах;
- Из чего сделаны привычные нам вещи.
Дети будут уметь:
- Добывать и обрабатывать информацию;
- Принимать самостоятельные решения по выбору темы, оформлению результатов проекта;
- Презентовать результат своей проектной деятельности, защищать его;
- Работать индивидуально и в группе;
Личностные результаты:
- Формирование любви к Родине, патриотизма;
- Формирование толерантности, интереса к другим культурам;
- Уважительное отношение к товарищам и их труду.