СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок «Юный генетик»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа кружка разработана для учащихся  9-х – 11-х классов и рассчитана на 102 часа в год.

Кружок «Юный генетик» направлен на расширение знаний по генетике. Школьная программа не включает достаточного количества лабораторных и практических работ, чтобы подготовить школьников к практическому туру Всероссийской олимпиады и к успешной сдаче ГИА по биологии. Поэтому подборка занятий кружка была сделана на основе заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет, а также заданий ГИА. Курс включает следующие темы: «Закономерности наследственности и изменчивости человека», «Методы изучения генетики человека», «Современные исследования в генетике». Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Курс включает раздел «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Кружок «Юный генетик»»


«РЕКАМЕНДОВАНО»

решением педагогического совета «___» _____2016г

Протокол № от 2016 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 1125

____________ Савин И.М.


№ ____ от _________2016 г.




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1125»

«ШКОЛА № 1125 имени Я. Н. Федоренко»

(ГБОУ Школа № 1125)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный генетик»

естественно-научной направленности















программа рассчитана на детей: 15-17 лет ;

срок реализации программы:1 год;

уровень программы: базовый ;

составитель программы: Кондрашков А.Н.



Москва, 2016г.

Пояснительная записка


Программа кружка разработана для учащихся 9-х – 11-х классов и рассчитана на 102 часа в год.

Кружок «Юный генетик» направлен на расширение знаний по генетике. Школьная программа не включает достаточного количества лабораторных и практических работ, чтобы подготовить школьников к практическому туру Всероссийской олимпиады и к успешной сдаче ГИА по биологии. Поэтому подборка занятий кружка была сделана на основе заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет, а также заданий ГИА. Курс включает следующие темы: «Закономерности наследственности и изменчивости человека», «Методы изучения генетики человека», «Современные исследования в генетике». Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Курс включает раздел «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления.

Связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика в значительной мере стимулирует формирование познавательного интереса. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации.

Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути, – ориентация содержания курса на старшую школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных проблемам, детальное рассмотрение которых предполагается в старшей профильной школе.

Цель кружка: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, содействие формированию у учащихся генетической грамотности и приобщение к здоровому образу жизни, создание условий для развития творческого мышления, развитие умения самостоятельно применять и пополнять свои знания. Подготовится к успешной сдаче ГИА по биологии.

Задачи кружка: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний; формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний; развитие генетического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинноследственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов; формирование у школьников правильного отношения к здоровью.

Ожидаемые результаты занятий

Учащиеся должны знать:

– основные правила и законы наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков, независимое наследование, сцепленное наследование;

– хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности;

– закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норма реакции, причины изменчивости;

– значение генетики для медицины, основные принципы генной инженерии.

Учащиеся должны уметь:

– применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования;

– давать характеристику типам скрещивания, приводить примеры, конкретизирующие рассматриваемые закономерности;

– приводить примеры практического применения генетических знаний в медицине, сельском хозяйстве и др.;

– применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране природы, приемов выращивания растений и животных, получения новых сортов, пород и гибридов;

– пользоваться генетической терминологией и символикой; определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретным ситуациям;

– решать генетические задачи.

Учебно - тематический план


Тема занятия

Форма занятия

Образовательный продукт

Тема 1. Введение (3ч)


1

Предмет, задачи, объекты генетики.

Лекция

Опорный конспект

2

История развития генетики

Лекция

Опорный конспект

3

Основные понятия генетики

Лекция

Опорный конспект


Закономерности наследственности и изменчивости человека

(54 ч)

4

Молекулярная генетика

Лекция

Опорный конспект

5

Генетический код

Лекция

Опорный конспект

6

Решение задач по молекулярной генетике

Практикум

Отчет

7

Решение задач по молекулярной генетике

Практикум

Отчет

8

Решение задач по молекулярной генетике

Практикум

Отчет

9

Моногибридное скрещивание

Лекция

Опорный конспект



10

Первый закон Г. Менделя


11

Второй закон Г. Менделя

Лекция

Практикум

Опорный конспект

12

Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

13

Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

14

Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

15

Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

16

Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»

Лекция

Опорный конспект

17

Дигибридное и полигибридное скрещивание

Лекция Практикум

Опорный конспект,

Отчет

18

Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

19

Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

20

Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

21

Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание»

Практикум

Отчет

22

Решение и составление задач по теме: «Моногибридное и дигибридное скрещивание»

Лекция. Практикум

Отчет

23

Неполное доминирование

Лекция. Практикум

Отчет

24

Решение задач по теме: «Неполное доминирование»

Практикум

Отчет

25

Решение задач по теме: «Неполное доминирование»

Практикум

Отчет

26

Решение задач по теме: «Неполное доминирование»

Практикум

Отчет

27

Наследование групп крови человека

(кодоминирование)

Лекция. Практикум

Отчет, Составление реферативных работ

28

Решение задач по теме: «Наследование групп крови человека»

Практикум

Отчет

29

Решение задач по теме: «Наследование групп крови человека»

Практикум

Отчет

30

Решение задач по теме: «Наследование групп крови человека»

Практикум

Отчет

31

Генетика пола

Лекция

Опорный конспект

32

Наследование признаков, сцепленных с полом

Практикум

Отчет

33

Решение задач по теме: «Наследование признаков, сцепленных с полом»

Практикум

Отчет

34

Решение задач по теме: «Наследование признаков, сцепленных с полом»

Практикум

Отчет

35

Решение задач по теме: «Наследование признаков, сцепленных с полом»

Практикум

Отчет

36

Решение задач по теме: «Наследование, сцепленное с полом»

Практикум

Опорный конспект

37

Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере

Лекции

Отчет

38

Решение задач по теме: «Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере»

Практикум

Отчет

39

Решение задач по теме: «Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере»

Практикум

Отчет

40

Решение задач по теме: «Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере»

Практикум

Отчет

41

Решение задач по теме: «Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговере»

Практикум, работа в группе

Отчет

42

Взаимодействие неаллельных генов

Лекции

Опорный конспект

43

Решение задач по теме: «Взаимодействие неаллельных генов»

Практикум

Отчет

44

Решение задач по теме: «Взаимодействие неаллельных генов»

Практикум

Отчет

45

Решение задач по теме: «Взаимодействие неаллельных генов»

Практикум

Отчет

46

Генетика популяции

Лекция

Опорный конспект

47

Закон Харди-Вайнберга

Лекция

Опорный конспект

48

Решение задач по теме: «Закон Харди-Вайнберга»

Практикум

Отчет

49

Решение задач по теме: «Закон Харди-Вайнберга»

Практикум

Отчет

50

Основные закономерности явлений изменчивости

Лекция

Опорный конспект

51

Комбинативная изменчивость

Лекция

Опорный конспект

52

Мутационная изменчивость. Генные мутации.

Лекция

Опорный конспект

53

Геномные и хромосомные мутации

Лекция

Опорный конспект

54

Внеядерная наследственность

Лекция

Опорный конспект

55

Причины возникновения мутации. Искусственный мутагенез

Лекция

Опорный конспект

56

Взаимодействие генотипа и среды

Лекция

Опорный конспект

57

Типы изменчивости у человека. Лабораторная работа «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков»

Практикум, работа в группе

Отчет

Генетические основы индивидуального развития(6ч)

58

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития

Лекция

Опорный конспект

59

Перестройка генома в онтогенезе

Лекция

Опорный конспект

60

Проявление генов в онтогенезе

Лекция

Опорный конспект

61

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы

Лекция

Опорный конспект

62

Генетические основы поведения

Лекция

Опорный конспект

63

Генетические основы поведения

Лекция

Опорный конспект

Генетика человека (19 ч)

64

Доминантные и рецессивные признаки у человека

Лекция

Опорный конспект

65

Кариотип человека

Лекция

Опорный конспект

66

Близнецовый метод.

Лекция

Опорный конспект

67

Коэффициент конкордантности. Решение задач по теме: «Близнецовый метод»

Практикум

Отчет

68

Цитогенетический метод

Лекция

Опорный конспект

69

Картирование хромосом человека. Программа «Геном человека»

Лекция

Опорный конспект

70

Антропогенетические методы.

Лекция, Практикум

Опорный конспект, Составление реферативных работ

71

Биохимические методы.

Лекция

Опорный конспект,

Составление реферативных работ

72

Иммуногенетические методы.

Лекция

Опорный конспект,

Составление реферативных работ

73

Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека

Лекция

Опорный конспект

74

Решение задач по теме: «Генетические процессы и действие закона Харди–Вайнберга в популяциях человека»

Практикум

Отчет

75

Решение задач по теме: «Генетические процессы и действие закона Харди–Вайнберга в популяциях человека»

Практикум

Отчет

76

Генеалогический метод

Лекция

Опорный конспект

77

Составление и анализ родословных

Лекция

Опорный конспект,

Отчет

78

Составление и анализ родословных

Практикум

Отчет

79

Составление и анализ родословных

Практикум

Отчет

80

Решение задач по теме: «Определение типа наследования признака с помощью анализа родословной»

Практикум

Отчет

81

Решение задач по теме: «Определение типа наследования признака с помощью анализа родословной»

Практикум

Отчет

82

Составление собственных родословных.

Практикум

Опорный конспект

83

Составление собственных родословных.

Практикум

Отчет

Современные исследования в генетике (16ч)

84

Роль генетики на современном этапе развития цивилизации.

Лекция

Опорный конспект

85

Генная и клеточная инженерия, их использование на практике.

Лекция

Опорный конспект

86

Клонирование. История первого клона.

Лекция

Опорный конспект

87

Этические аспекты исследований в области генной инженерии.

Дебаты

Составление реферативных работ

89

Биотехнология – наука будущего.

Лекция

Опорный конспект

90

Проблема создания и использования трансгенных организмов.

Лекция

Опорный конспект

91

Проблема создания и использования трансгенных организмов.

Лекция

Опорный конспект

92

Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против».

Дебаты


93

Маркировка генетически модифицированных продуктов.

Лекция

Опорный конспект, Составление реферативных работ

94

Перспективы развития биотехнологии.

Лекция

Опорный конспект

95

Перспективы развития биотехнологии.

Лекция

Опорный конспект, Составление реферативных работ

96

Проведение социологического опроса: «Выявление отношения людей к трансгенным продуктам».


Практикум

Отчет

97

Подведение итогов социального опроса: «Выявление отношения людей к трансгенным продуктам».


Практикум

Отчет

98

Пути решения продовольственной проблемы мира с помощью современных биотехнологий.

Лекция

Опорный конспект, Составление реферативных работ

99

Общая технология микробиологических производств.

Лекция

Опорный конспект,

Отчет

100

Место России в мировой микробиологии и генетике.

Лекция, Практикум

Опорный конспект

Резерв: 2 часа Содержание курса

Введение (2 ч)

Предмет, задачи, объекты генетики.

История развития генетики.


Тема 1. Закономерности наследственности и изменчивости человека (30 ч)

История исследований генетики человека. Менделевская генетика человека. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование генов у человека. Генетика пола. Наследственность и среда. Типы изменчивости у человека.

Практические занятия:

  • решение и составление задач по теме: «Моногибридное и дигибридное скрещивание»;

  • решение задач по темам:

– «Взаимодействие генов»;

– «Сцепленное наследование»;

– «Наследование, сцепленное с полом»;

  • лабораторная работа «Создайте лицо ребенка»;

  • лабораторная работа «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков».

Тема 2. Генетические основы индивидуального развития(6ч)

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Перестройка генома в онтогенезе. Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы

Тема 3. Методы изучения генетики человека (16 ч)

Клиникогенеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетические методы. Иммуногенетические методы. Популяционногенетические методы. Биохимические методы.

Решение задач по темам:

– «Определение типа наследования признака с помощью анализа родословной»;
– «Генетические процессы и действие закона Харди–Вайнберга в популяциях человека»;
– «Наследование групп крови у человека».


Тема 4. Современные исследования в генетике (18ч)

Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – наука будущего. Проблема создания и использования трансгенных организмов. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.

Проведение социологического опроса: «Выявление отношения людей к трансгенным продуктам».

Демонстрация таблиц, видеофильмов о достижениях генной инженерии, о трансгенных растениях и животных.

Темы докладов и рефератов
  1. Трансгенные продукты: «за» и «против».

  2. Выращивают ли трансгенные растения в России? Как они поступают к нам?

  3. Успехи ученых в области получения трансгенных животных.

  4. Зачем нужно маркировать генетически модифицированные продукты?

  5. История развития генетики.

Список литературы для учащихся
  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.

  2. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.

  3. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.

  4. Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Вышэйша школа, 1976.

  5. Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.

  6. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

Список литературы для учителя
  1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000.

  3. Пирузян Э.С. Генетическая инженерия растений. – М.: Знание, 1988. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология», № 5).

  4. Нейфах А. Клеточные и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987.

  5. Сборник задач по общей и медицинской генетике. Учебно­методическое пособие / Бутвиловский В.А. и др. – Минск: МГМИ, 1998.

  6. Синнот Э., Денн Л. Курс генетики. Теория и задачи. Изд. 3е, перераб. и расшир., 1934.

  7. Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. – Новосибирск: Наука, 1974.

  8. Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая школа, 1984.

  9. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.

  10. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Пер. с англ. В 3х т . Т. 3. – М.: Мир, 1988.

  11. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории. – М.: Наука, 1990.

  12. Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. – М.: Высшая школа, 1977.

  13. Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н. Сборник задач по генетике.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!